к вопросу о том, как из прошлого получается будущее

 

29.02.00 Лев Московкин, Наталья Вакурова

Технология информационной интервенции: наш PR супер Star

(Связи с общественностью: чужая РRавда)

Эффект ВВП на российской политической арене: человек с фамилией Джабраилов или Джугашвили начисто лишен возможности стать лидером этой страны. Иное дело – Сталин или Путин. Наш советский опыт управления массовым сознанием действительно имеет немалый возраст. В позднесоветском прошлом даже был такой анекдот. Удрученному поражением Наполеону подают газету "Правда": "Будь у вас, сир, такая газета, вы бы выиграли битву при Ватерлоо! – Будь у меня такая газета, мне не надо было бы выигрывать битву при Ватерлоо…"

Даже пишущим журналистам стоит иногда брать с собой видеокамеру – слишком много необычного происходит вокруг нас в России, чему люди просто так никогда не поверят. Не зря существует выражение "врет, как очевидец". Совершенно случайно нам удалось два года назад заснять в Государственной Думе драку, затеянную корреспондентом программы "Скандалы недели". Сама по себе драка в Думе – не событие. Необычно то, что затеял ее журналист, а его коллега-оператор выключил камеру и убрал ее от греха подальше как раз в тот момент, когда стоило начать съемку. В тот же день сюжет пошел в эфир в программе "Сегоднячко" – тема жареная, драка произошла на почве обсуждения проблемы проституции и чисто рекламной акции открытия в городе Балаково Саратовской области первого в России официального публичного дома. Заметим – речь не шла о рекламе проституции, но о паблисити чисто политического свойства.

Резонанс был большой, но быстро схлынул, никто всерьез в эту липу не поверил. А спустя год украденный сюжет показал автор драки, повторив видеоряд трижды под свой комментарий – такой, который ему был нужен.

Нам стало интересно: как должны решаться подобные информационные коллизии? Председатель Палаты по информационным спорам Виктор Монахов сказал, что общественного звучания нет и Палата такие вещи не рассматривает. Тогдашний председатель комитета Государственной Думы по информационной политике и связи О. Финько направил факс руководству ТВ-6. Оттуда ответили: "Материал получен по информационному обмену". Так они называют воровство. У Олега Блоцкого из "Известий" пленку не украли, он ее сам продал Франку Хёфлингу, который к тому же на месте съемки не был. В остальном правовая основа ситуации схожая. В том числе и в том, что участниками в большей степени движет не нажива, а желание потрясти массовое сознание и заставить связать это потрясение с собственной персоной, запомниться в народной памяти или хотя бы засветиться.

Именно с такой целью губернатор Саратовской области Д. Аяцков объявил два года назад об открытии публичного дома, о чем теперь не вспоминает. Возможно, историю PR следует вести от Моисея, который "осушил море" в обеспечение публикации в Библии. Губернатору Аяцкову повезло меньше, и вообще после второй чеченской войны витают идеи назначения губернаторов из центра.

Та же цель движет сейчас кандидатами в президенты, да и для действующих депутатов самое обидное – не порочащая информация, а забвение. В другой стране и в другое время попавшая в печать через Хемингуэя, коллегу-писателя и друга-завистника по злобе жены Фитцджеральда "информация" о том, что у него короткий половой член, могла сгубить великого американского писателя, но для современного российского политика была бы золотым самородком. У них это называется связи с общественностью, по-английски – Public Relations или сокращенно PR, у нас – управление массовым сознанием.

Теперь у нас две буквы на английском языке встречаются тем чаще, чем гуще выборы. Означают они сферу человеческой деятельности, заполненную в основном журналистами – связи с общественностью. Старый термин проник в Россию недавно, хотя примерно столько же существует управление массовым сознанием как чисто сталинский прием. Сталин, конечно, первооткрывателем данной гуманитарной технологии не является, да и Ленин вряд ли. Но именно большевики, не имея физической силы, оружия или иных возможностей, исключительно с помощью печатного слова так очаровали всю великую страну, что раскинули сеть агентуры влияния по всему миру. Надо сказать, что Ельцин оставил себе на смену преемника, блестяще владеющего массовым сознанием. По сути преемника не Ельцина, а советской агентуры влияния. То есть давно уже нет того государства, чья "государственная безопасность" живет и побеждает.

Действие агентуры влияния хорошо показал грамотно организованный ажиотаж с пленкой Олега Блоцкого. Для западной журналистики отсутствие "автора" репортажа Франка Хёфлинга на месте события – большой грех, и еще больший грех несоответствующий комментарий. Двойная сенсация – сначала демонстрация пленки различными каналами, затем распространение доказательств ее истинного авторства и несоответствующего комментария – позволила укрепить позиции России и выявить двойной стандарт журналистики в освещении событий международного звучания. Почему-то известные своими кодексами западные средства массовой информации именно в России позволяют себе намного большую неэтичность, чем случается с нашими отечественными газетами и телевидением. На том и сыграли.

Разница между западным вариантом связей с общественностью и отечественным управлением массовым сознанием огромна. Они ставят задачу продвинуть к потребителю конкретный товар или услугу. Нашему народу требуется острота жизни и власть традиционно удовлетворяет желания масс в особо извращенной форме. Вспомним, как у нас все делалось "по просьбам трудящихся". Вообще-то общественное мнение консервативно, но что-то одно люди готовы переменить в своих убеждениях ради ощущения новизны. Так в двадцатых годах ломали церкви, а в восьмидесятых принялись восстанавливать. В историческом промежутке на всем пространстве Союза было построено всего два храма – церковь в Магнитогорске и синагога в воровском районе Москвы Марьина Роща, где незаконно осели евреи во время выселения из столицы в прошлом веке.

Если кто-то сумеет нащупать тему, найти соответствующие слова и вовремя их прокричать, то независимо от его внешних данных и тем более невидимых под одеждой качеств, при самом его появлении дамы будут заходиться в истерике восторга, а мужчины строить объясняющие этот эффект экономические или политические теории.

Фактически же успех обеспечен личности, остро предчувствующей дыхание перемен, и поступающей с массовым сознанием, как Трофим Лысенко с наследственностью. Все вожди в чем-то психически неполноценны и достигают внутреннего равновесия путем навязывания народу того, чем страдают сами. Острые темы срабатывают подобно эрогенным зонам на теле страны и не нужно никаких тайных заговоров, чтобы ею овладевать. Достаточно вовремя потрогать нужное место.

Хотя занимаются PR в основном журналисты, данная сфера далека от журналистской репортажности, как до Луны пешком. Работает она с темами, где реальность воспринимается грубой ложью, замещаясь искусно и талантливо сотканной "правдой", удовлетворяющей человеческие ожидания. Например, если народ хочет Путина, Центральной избирательной комиссии совершенно не обязательно тщательно проверять подписи в его поддержку – этот кандидат у нас и так будет "самым честным". Просто никому не придет в голову сунуть нос в собранные его командой листы. Жириновский, напротив, всегда будет врун и болтун, хотя "городской сумасшедший" – едва ли не единственный в Думе, который довольно часто публично говорит чистую правду, а враньем и циркачеством там занимаются все из числа застрявших занозами в народной памяти. Только не так артистично и грамотно в смысле PR. Например, Жириновский напомнил, что Россия с затратами на армию в 2% от финансирования американской армии всегда будет владеть миром. Жириновский врет строго тогда, когда это нужно лично самому. В журналистике же появилось целое направление со своими СМИ – метажурналистика, приближенная к мечтам и удаленная от реальности, описывающая Эру Водолея и эксплуатирующая "глупость" западных журналистов на нашей почве. Не могут они ориентироваться в кукольном театре российской политики. Западным журналистам невозможно объяснить, насколько история с Бабицким сыграла на рейтинг Путина – их логика требует обратного и противится реальности.

Лихорадочная цель – создать информационную провокацию, подставиться, чтобы о тебе говорили. Затем по факту присвоить себе как заслугу то, что достигнуто само собой. Например, если победил бы Зюганов (что невозможно), Глеб Павловский нашел бы способ и формулировки, доказывающие – именно политтехнолог Павловский рассчитал и обеспечил эту победу. В прошлом тем же занимался Валерий Скурлатов со своим "Уставом нрава", и вообще такими талантами почва наша не оскудеет.

Пишущим журналистам очень полезно хоть раз в жизни поработать в PR-команде, чтобы не задавать вопросы типа "А не Кремль ли все это организовал?", как спросили у Бабицкого 1 марта в Интерфаксе после его возвращения. В России невозможны заговоры (Михаил Делягин: "Я не верю в теорию заговоров"), да в них и нет надобности – отечественная действительность настолько богата экзотическими подробностями, а народ настолько талантлив, что под любую цель можно найти сиюминутный информационный повод. Завтра он устареет, но будет что-то еще. Так Сергей Ястржембский остро использовал публикацию в Известиях "Герр Хёфлинг, вы соврамши!", а Блоцкий потом дергался в ответ на вопросы о руководящей роли Кремля.

Руководящая роль "руки Кремля" все же есть, но реализуется она опять же путем информационных провокаций. Например, идея о невыборном назначении губернаторов – не более чем зондаж на предмет выявления реакции. Реакция оказалась такой: в начале появления идеи против конституции собрались Советы двух палат на совместное заседание, причем инициатива контакта Совета Федерации с Государственной Думой впервые происходила из верхней палаты. В процессе привыкания к идее оказалось, что против назначения открыто выступает едва ли не один Константин Титов, большинство уже подготовили почву, чтобы быть назначенными, что выразилось в "письме трех губернаторов". Очевидно, что сейчас изменение Конституции с внесением формирования верхней палаты из назначенцев грозит увеличением президентского срока до семи лет, да и вообще невозможно. Но те губернаторы, которые уже заручились поддержкой действующего президента в лице и.о., предпочтут назначение – это дешевле и не столь откровенно криминально. Разграничения полномочий между центром и субъектом можно добиться тайными переговорами в стиле Крестного отца и поделить крыши и сферы влияния. Таким образом можно подвести депутатов под мгновенное голосование по любому вопросу изменения конституции и политтехнологи потом придумают по факту для случившегося как бы само собой уместное декоративное оформление, распределив заслуги и вину.

Политтехнологам не столь важно, что распространившийся PR не соответствует отечественной среде, большинство из них получают значительные суммы с запада "на развитие демократии в России". На того же Глеба Павловского работают несколько залов прикованных к сети компьютеров информационных галерников, которые не взвидя света белого ткут невообразимое информационное поле. Оборудование в значительной степени оставлено американцами, деньги продолжают течь рекой мимо налогов и контроля, юридический адрес оформлен в грязном дворе совсем в другом месте Москвы. Даже Владимир Ильич со своей "Правдой" о таком и мечтать не мог, но он легко избегал иностранщины в речах и публикациях, хотя "западные инвестиции" тоже использовал. Сейчас перед западом приходится отчитываться, делая вид, что в России все идет как задумано и при этом очень правильно. Журналистам оставлен довольно скудный выбор: писать о том, к чему душа не лежит, но и обойти нельзя, или включиться в писание прозападных версификаций России. Версификации ради версификации, когда полноводный поток "информации" описывает как бог на душу положит расклад сил в Думе, в Чечне, в ходе избирательной кампании – по любым темам, которыми можно хоть как-то привлечь внимание. Особого доверия тексты не вызывают, но придают ощущение смысла в происходящей бессмыслице. Ведь если люди столько пишут и издают, значит смысл есть? Причем как сетевых сайтов для прокачки информации, так и фондов для баксовой прокачки у нас много, не один Фонд эффективной политики – Индем, Интерлигал, Международный фонд избирательных систем. Есть еще Национальный институт прессы и многие другие.

В результате президентская кампания развивается в точном соответствии с американским фильмом "Плутовство" с Дастином Хофманом, показанном ОРТ. Сходства много, включая присваивание заслуги успеха. Но есть существенная разница – "маленькая война" как составная часть предвыборной кампании происходит за пределами страны и даже в другом континенте в далекой Албании (фильм снят до бомбардировок Косово самолетами НАТО, но после скандала с Моникой Левински). Но есть главное отличие. Напомним, минимальная оплата труда в России меньше трех долларов. Для сравнения, средний журнал по политическому PR стоит около десяти долларов и раздают его как правило бесплатно, потому что никто не хочет за это платить. Есть некоторая аналогия с голодным периодом ранней Советской власти, когда не из чего было сшить штаны, но города были увешаны лозунгами и призывами на красной материи. Только сейчас масштабы намного больше.

Hosted by uCoz