05.01.01 Лев Московкин
Настоящее кино
Наш Пигмалион, наш Декамерон
Хит сезона: «Бес тебя
одиноко»
«Ландыш серебристый»,
студия «Козерог»; романтическая комедия, 90 мин.; авторы сценария Ганна Слуцки, Тигран Кеосаян;
режиссер-постановщик Тигран Кеосаян; в ролях: Юрий
Стоянов, Александр Цекало, Елена Хмельницкая,
Владимир Ильин, Валерий Гаркалин, Олеся Железняк;
продюсеры: Фелекс Клейман,
Валерий Белоцерковский.
В лучших традициях
жанра и согласно современных извращенным стереотипам главная героиня по росту
превышает своего экранного партнера, в отличие от него худая и спортивная, но
при этом ее необъяснимо к нему притягивает после того, как от нее пытаются избавиться.
Причиной всему «этот мерзкий запах» – ее любимые духи «Ландыш серебристый», с
памятью о которых герой Цекало фрейдирует
с детством.
Связующей нитью
фабулы, на которую нанизаны изумительно выписанные персонажи, является
примадонна Ирма – жила со всеми, от всех ушла, ко
всем вернулась и в финале своего участия в событиях подвезла в острый момент
героиню на собственной машине. Вообще каждый характер и каждая фраза на экране
сделано высокоталантливо, что определяется тройственным определением:
неожиданно, легко и узнаваемо, как будто автор угадал
в тебе самом то, что ты сам в отсутствие автора не придумаешь ни при каких
условиях. Даже сакральный вопрос каждой современной семьи, ибо в современности
семей счастливых не бывает, заданный риторический в очередной острый момент:
«Что мне делать?», получает элементарный по гениальности ответ: «Так ты уже все
сделал, Лева». Используются каламбурные эффекты: «Бес тебя одиноко» – это не
опечатка, а хит сезона.
Несмотря на полную
разруху на экране и очевидное отсутствие happy end –
«Ландыш серебристый» все же весьма далек от жанра соцреализма – фильм в целом
очень позитивный, он неожиданно для зрителя ориентирован обще приемлемые
вневременные человеческие ценности, будучи сделанным на
самом современном материале. Никакого «закулисного
мира шоу-бизнеса» там нет, а есть прекрасная человеческая сказка для взрослых,
которую с удовольствием смотрят быстро созревающие современные дети, далекие от
проблем сексменьшинств, наркомании, психиатрии и
религии. Кстати, всего этого в фильме тоже нет.
А я-то думал что настоящего кино уже нет даже в нафталине – именно
о нафталине жаловались киноведы журналистам на тусовке в Госкино в Малом Гнездниковском, после которого состоялся просмотр. Фильм
настолько увлек меня, что я не заметил, что остался единственным его зрителем:
когда доехали последних слов титров «Студия Козерог, 2000 год», оказалось, что
в зале Госкино нас двое – я в первом ряду и еще женщина в середине зала. Она
сказала, обращаясь ко мне как к единственному собеседнику: «Я бы дала этому
кино другое название, но боюсь под статью попасть». Впрочем, так была нередко –
если происходящее на экране меня по-настоящему увлекало, до конца сеанса зал
пустел более чем на половину. Чтобы проверить, не была
ли восторженная реакция следствием временного настроения, посмотрел дома на
кассете и убедился на себе и своих домашних: даже без системы «долби» фильм
производит сильное позитивное впечатление, после него хочется говорить друг
другу приятное и не хочется включать телевизор.
«Ландыш серебристый» –
не первая картина Тиграна Кеосаяна с той же командой.
Даже «Внучка президента» – чистая заказуха против
Ельцина на фоне борьбы с ним Государственной Думы второго созыва – сделана
настолько талантливо, что хорошо и приятно смотрится даже сейчас, когда
побудительная причина такого творчества ушла в историю.