Лев МОСКОВКИН, «Московская правда»;
Наталья ВАКУРОВА, Государственный университет управления.
Политическая арена: майдан с
самоорганизацией
Парламентский корреспондент: политик,
ньюсмейкер, «продавец товара» или объективный информатор?
Заглавие удобно для многообещающей
теории в журналистике, которую все хотят. Теория у нас вроде ослепительной
красавицы на подиуме. Опуская промежуточные очевидные рассуждения,
красавица-теория самодостаточна в созерцании, но больше ничего не будет – ни
позитивных последствий, ни даже временного удовольствия от совокупления, потому
что у нее ничего для этого нет. Теория в журналистике – нечто вроде «модели
Пикассо»: то, что вы ищете, у нее может оказаться за ухом или напрочь
отсутствовать.
В натуре типаж парламентского
корреспондента, если попытаться вывести нечто общее в разнопестрой и вздорной
компании – мужчин и женщин, старых и молодых, красивых и уродов, одетых для
привлечения внимания или чтобы только охрана не взбрыкнула, низких или длинных,
хамов или оскорбляюще вежливых, страдающих от жары и холода одновременно –
определяется непостижимой виртуальной способностью оказываться в нужное время в
нужном месте. То есть каким-то собачьим чутьем на то, что можно навязать всем
прочим в качестве «важной информации», привлекающей внимание «новости».
«Нужное место» – Государственная Дума в
сталинском здании с Гербом СССР на аттике и двуглавым орлом у входа. Есть такие
точки на карте города, подобно макушке или пупа Земли, одним из которых наряду
со Старым городом в Иерусалиме или Карабахом, является арена российского
парламента.
Географическая точка притягивает
фрустрированных чудиков и служит подмостками для котурн честолюбивых безумцев.
Политический майдан живет полнокровной жизнью, волны настроения всех форм и
окрасов периодически накрывают всех, кто там оказался даже случайно. Идеальное
место для того, кто питается стрессами и одновременно испытывает неприятие
убийства или страха, кто способен испытать работу более успешного коллеги как
позыв к творчеству, подавляющий острое желание разрезать коллегу на мелкие
кусочки и обжарить на медленном огне.
Почти в любом деле и парламентская
журналистика не составляет исключения равновозможны два полярных подхода – быть
осведомленным, постоянно рыться в справочниках и названивать друзьям-»экспертам»
в разных сферах жизни. Или напротив быть этаким наивом в Думе типа студента,
которому преподаватель, выводя в зачетке «неуд», пожал руку со словами
«Поздравляю вас, вся радость познания у вас впереди».
В журналистике люди с чистым листом
бумаги вместо памяти – просто клад. Хотя и тем лучше них самих, что их не
слишком много. Только «сыграв на новенького», можно выудить из бурлящего
парламентского варева – все кипит и все сырок – на текстовое информационную
поверхность нечто неожиданное. Недопустим только наиболее распространенный
вариант – неполного знания.
Проще знать много и для этого
приходится быть более упорным в поисках «старостей», чем новостей, составляющих
достаточно тонкий слой между непознанным и давно надоевшим подобно
одноклеточному слою живого камбия между корой и древесиной.
С точки зрения стороннего наблюдателя
парламентская арена (всего Федерального Собрания, не только Думы) – прекрасный
пример «турбулентности информации» с аттракторами и границами водораздела
журналистской и депутатской фаз, также с тематическим викарированием и вообще
волнами психики, которым депутаты подвержены не менее журналистов (т.е. намного
более населения в целом), хотя трудно понять, кто на ком паразитирует в смысле
генерации и эмиссии востребованной населением новизны. Эта картина
действительно требует некой динамической интерпретации подобно тому, как Ричард
Фейнман использовал в электродинамике по сравнению с традиционным двухступенным
описанием от электростатики к электродинамике. Хотя, конечно, главный сюжет
парламентской журналистики – чисто человеческая мотивация «общения с великими»
(что отмечено в том числе и у Сола Белоу в романе Планета Сэммлера»).
Суть парламентской журналистики в ее
описании раскладывается на составляющие, как и любая многоролевая игра: она как
политическая сфера приоритетна перед прочими (особенность текущего
исторического момента), среди журналистов чрезмерно высока ротация многие
остаются без работы или вынужденно меняют профиль, большой интерес к
Государственной Думе (не вообще к Федеральному Собранию, а именно к Думе) и
здесь по словам бывшего руководителя пресс-центра Виктора Черемухина поставлен
мировой рекорд по числу аккредитованных журналистов (м.б. потому, что в здании
бывшего Госплана без аккредитации чихнуть невозможно – историчность места, при
Сталине пропуска особые требовались в каждом коридоре), в работе депутатов
очень много публичной постановочности, зрелищности по образцу Жириновского с
Митрофановым, на которых постоянно ссылаются сами депутаты, много больше чем на
ЧВС, и при этом пользуются эвфемизмами вместо фамилии «Жириновский» – тот по
любому поводу уже наговорил и в сказанном всегда были зерна натружено искомой
истины.
В больнице, в бане и в уборной все
равны. Очевидно, в этом списке не последнее место занимает и Государственная
Дума – депутаты все на «ты», даже такие как Юлий Рыбаков и Сергей Попов, чьи
кабинеты находятся в рядом, а встреча вызывает реакцию интеллигента и плебса,
причем каждый выступает одновременно в обоих ролях.
В отличие от писателя, художника или
композитора с внутренними допингами по Владимиру Эфроимсону, парламентский
корреспондент работает в условиях перманентного стресса и это фон обуславливает
его творчество.
Граждане не понимают, что плевать в
парламент - все равно что плевать в зеркало: во-первых, самоунизительно,
во-вторых, вредно, причем сразу по двум причинам. Граждане отказывают себе в
праве контроля и влияния на орган концентрации и принятия решений, одновременно
забывают, насколько во всех прочих коллективах – школах, госучреждениях,
предприятиях, ЖЭКах - сейчас все происходит по модели парламента, только злее и
циничней.
К тому же Дума держит абсолютный рекорд
по объему генерируемой информации на единицу площади в единицу времени.