05.04.02 Лев МОСКОВКИН

Пресс-конференция руководства Высшей школы экономики в пресс-клубе газеты «Известия»

 

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал сегодня на пресс-конференции в пресс-клубе газеты «Известия» о планах реформирования страны по итогам прошедшей в ВШЭ ежегодной конференции о модернизации России с участием политиков, экономистов, представителей российского бизнеса и международных финансовых институтов, в частности, Германа Грефа, Алексея Кудрина, Татьяны Парамоновой и бывшего президента МВФ Фишера.

Новый председатель ЦБ Сергей Игнатьев сказал, что ему выступать рано.

По словам Ярослава Кузьминова, реформу государственной службы планируется провести в ближайшие полтора года, начнется она летом текущего года и цель ее состоит восстановлении лояльности чиновников к власти.

Административная реформа будет состоять в разделении министерств на собственно министерства как регулирующие органы, например, Минфин, и агентства, предоставляющие услуги, например, казначейство.

Увеличение информационной открытости общества Кузьминов связывает прежде всего с развитием проекта «Электронная Россия», реализация которого позволит гражданам получать информацию о деятельности государственных структур.

Еще одно направление реформ состоит в упорядочении полномочий представителей власти, которые не подкреплены ресурсами, как финансовыми, так и административными. По словам Кузьминова, именно по этой причине регионы России оказались в кризисе после начала реализации объявленного правительством повышения зарплаты.

Необходимо также реформирование кредитной системы, поскольку при существующем положении малый бизнес находится фактически на самофинансировании. Кузьминов отметил, что эта проблема является центральной, упомянул «чудовищный Сбербанк» и сказал о необходимости создания конкурентной среды в кредитной сфере.

Должна быть решена проблема единого социального налога, поскольку идея регрессивной шкалы не реализуется – чиновники, по словам Кузьминова, «обставили ЕСН рогатками и все скатывается к тем же тридцати процентам».

Ярослав Кузьминов сказал также о судебной реформе, реформировании социального сектора, новом законе о банкротстве и о проблеме естественных монополий – «для чего они нужны?»

Экономист утверждает, что «Естественные монополии – это черный ящик, и ведомство Германа Грефа впервые перешерстило их инвестиционные программы, в результате чего было сэкономлено для потребителей услуг около 3 млрд. долл.»

 

Диктограмма

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов:

- …либеральная экономика. На самом деле мы просто не замечали объема присутствия государства в нашей экономики по одной простой причине – потому что государство было слабо и раскуплено по этажам основными участниками рынками. Т.е. государства как такового практически не было. Как только государство с приходом команды нового президента стало себя осознавать как нечто целое, имеющее интерес, отдельный от интереса крупных финансово-промышленных групп, стало очевидным, что наша экономика имеет и еще достаточно долго будет иметь достаточно большие черты государственного капитализма. И вот здесь есть развилка: нельзя просто так взять и объявить, что государства. Ну что если просто так отдадим в частные руки наши естественные монополии? Я вас уверяю, что ни обществу, ни экономике от этого лучше не станет, потому что частный интерес во главе неконтролируемых естественных монополий гораздо хуже, чем интерес публичный. Но есть реальные развилки. О первой я вам сказал. Надо обществу следить за издержками естественных монополий, они фактически находились вне зоны внимания, вне зоны контроля общества. Т.е. как черный ящик, если мы возьмем 90-е годы, и РАО «ЕЭС», и Газпром, и целый ряд других, что они заявляли, торговля происходила, как торговля на рынке. Они доказывали, железнодорожники например, что им нужно вот столько-то. Другие ведомства галдели, что столько им не нужно, в итоге они как-то били по рукам и сходились. Ведомство Грефа впервые осенью того года прошерстило бюджеты естественных монополий, я вам сказал результат (3 млрд. долл. сэкономлено для получателей услуг). Это далеко не полный тотальный контроль общества, как хозяина, это только подходы к нему.

Вторая развилка – попытки строительства новых монополий. Я считаю, что у нас настолько много государства, настолько много монополий в нашей экономике, что желательно не делать новых. А попытки такие безусловно проявляются. Я думаю, что фактически есть две точки, две зоны, где мы можем говорить о выборе. Первое – это кредитный рынок, и мы уже говорили, что надо предпринять все усилия, чтобы этот рынок сделать конкурентным хотя бы в основных своих секторах. Второе – это инфраструктурный рынок. Вы упоминали Связьинвест, инфраструктура кадровая, она так или иначе будет находиться под государственным субсидированием и в этой ситуации очень легко скатиться на выбор каких-то отдельных компаний, отдельных фирм и усугубить существующее положение. Потому что госкапитализм сам по себе достаточно неэффективен.

У нас сознательно запутанная процедура, это клубок интересов. Школа опубликует очередной доклад о коррупции, там будут определения т.н. политической коррупции и сознательного запутывания, чтобы уйти от контроля избирателей и журналистов. Посоветовать можем – мы открыли Высшую школу журналистики. В рамках нее мы будем проводить и переподготовку. Я поговорю с Сашей Приваловым, который ее возглавляет, если ряд изданий заинтересован в том, чтобы для их журналистов, которые будут освещать бюджетный процесс, был сделан ликбез по бюджетным процедурам и бюджетной классификации, я думаю, что мы это сможем сделать.

Сколько это будет стоить, декан будет определять, у нас автономия факультетов. Пригласим Задорнова, Жукова и экспертов, чтобы вооружить журналистов в этом процессе. Вы очень правильный вопрос задали, есть сознательное затемнение процедуры. Как с ним бороться, давайте вместе подумаем.

 

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин ответил на наши вопросы по проблеме компенсаций вкладов.

- Коммунисты в рамках предвыборной кампании еще до перераспределения портфелей в Думе неожиданно подняли проблему компенсации вкладов граждан в Сбербанке до 1992 года. А на самом деле возможно что-то сделать в этом плане?

- Ничего. Сделать ничего нельзя, это проблема неразрешимая. Вкладов не было.

- Почему?

- Потому что их потратило советское правительство. Простая вещь – и сами эти вклады были виртуальными. Я напомню вам, в 1960 году на 1 рубль товарооборота приходилось 6 копеек сбережений. К началу перестройки – 60, а к началу реформ – 1 рубль 20 копеек. Рывок страшный произошел, потому что где-то с 1987 года мы перестали планировать фонд зарплаты, как обычно, перешли на нормативный метод и зарплата рванула по 12-13% в год. Притом, что производительность не росла, объем производства падал. Понятно, откуда их взять – печатали деньги. Жесткой финансовой политики не было. Товаров в магазинах не было. Деньги, которые выдавались, отправлялись в Сберкассу, больше им некуда было идти. Ну конечно, каждый из нас в отдельности чувствовал, что он имеет сбережения. Но реально их не было. Их можно было выдать только одним способом, предположим, как в 1998 году, когда все кинулись в Сберкассу получать свои вклады. Способ только один: напечатать еще больше, их обесценить и тогда как бы проблема решается. Но нормальным путем невозможно, это было все видимость.

- Тогда получается, что какие-то компенсации сгоревших вкладов правительством – акт сочувствия и доброй воли?

- Какая добрая воля, это популистские шаги, потому что очень энергичные требования, особенно со стороны пожилых людей, которые рассчитывали на эти деньги как нормальные граждане. Им государство обещало, они требуют, и они правы. Но отдавать нечем. Поэтому такие жесткие ограничения – тем, кому исполнилось 80, мы еще по тысяче кинем. Это популистский жест, не более того.

- Чтобы голосовали?

- Ну не знаю, может быть нет таких прямых стимулов или поводов, но это все.

- Что при таком раскладе будет с пенсионными накоплениями, которых уже более 6 млрд. рублей за 2 первых месяца действия накопительной пенсионной системы?

- Пенсионные накопления – это другое дела, надо же платить пенсию, это тоже долг. Причем долг долгосрочный, надо зарабатывать деньги, чтобы отдавать было чем, куда-то их вкладывать. Сейчас стоит вопрос о том, что сегодня лучше всего вкладывать в иностранные ценные бумаги, например, в бумаги американского казначейства.

- За что, как говорили оппоненты Виктора Геращенко, его сняли с поста председателя Центробанка?

- Он этого не хотел и не за это его сняли. Такой ответ напрашивается, если вы хотите гарантировать пенсии своим гражданам. Ну нет, так мы должны выпускать свои бумаги, или искать какие-то нерискованные вложения в свою экономику.

- Но реально-то эти 14% из фонда заработной платы, которые не должны собирать как налог, но платят его именно как безвозвратный платеж, они не пропадут, как вклады в Сбербанке?

- Не должны.

- Но ведь главе Пенсионного фонда России доверия нет, судя по тому, что он делает?

- Я не могу такие категорические высказывать суждения.

- А я могу, я его каждый второй день слушаю.

- Я тоже хорошо знаю Михаила Юрьевича.

- Вы ему доверяете?

- Да. Не столько ему, сколько финансовым институтам.

- Спасибо.

На пресс-конференции Евгений Ясин добавил:

- Я думаю про пенсионную реформу то же самое, что и замминистра экономразвития Михаил Дмитриев. Пенсионная реформа на самом деле – очень сложная система, одна из самых сложных реформ, которая у нас проводится, долгосрочная. Есть прекрасное издание популярное издал Европейский центр экономической политики, очень хорошо описаны сложные проблемы.

Мы переходим от системы, основанной на солидарности поколений. Получает пенсии старшее поколение за счет труда следующего поколения, а мы переходим к накопительной, или распределительно-накопительной системе, где преобладает накопление средств, которые вы зарабатываете сами. Между этими двумя системами образуется провал. Для этого провала надо собрать пенсии, которые бы позволили платить пенсии людям, которые уже сейчас находятся в пенсионном возрасте, и одновременно накапливать средства на счетах тех, кто входит в новый пенсионный возраст. При этом иметь в виду, что в 2007 году число работающих, т.е. тех, кто несет нагрузку, сравняется с числом тех, кто должен получать эти пенсии, кто не работает. Я предпочел бы, чтобы мы обсуждали не людей, а идеи.

Идея такая: мы уже с этого года начали формировать накопительную часть пенсии. Куда девать деньги, куда тратить, чтобы потом были пенсии?

 

Справка.

Пресс-служба Сбербанка РФ сообщила о начале с 28.03.02 выплаты предварительной компенсации по вкладам, принадлежащим следующим категориям граждан:

– гражданам по 1938 год рождения включительно;

– инвалидам I группы;

– участникам Великой Отечественной войны;

– инвалидам II группы по 1950 год рождения включительно;

– родителям, а также опекунам детей-инвалидов;

– родителям, а также опекунам инвалидов с детства;

– бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Кроме того, начаты выплаты предварительной компенсации по целевым вкладам на детей, а также наследникам владельца гарантированных сбережений в случае его смерти в 2001-2002 годах.

Правила выплаты в 2002 году утверждены 15 марта правительством РФ.

Предварительная компенсация отдельным категориям граждан по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», а также Правила выплаты в 2002 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам (взносам) в некоторых страховых организациях, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Министерству финансов Российской Федерации поручено обеспечить финансирование расходов на выплату отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации по вкладам (взносам) в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год». Также Минфину предстоит заключить с Российской государственной страховой компанией соглашение о порядке выплаты предварительной компенсации по вкладам (взносам) в соответствии с настоящим постановлением, предусмотрев возмещение компании за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного внутреннего долга в 2002 году, расходов на осуществление выплаты в размере 6 процентов суммы фактически произведенной выплаты.

Hosted by uCoz