24.04.02 Лев МОСКОВКИН
Федерация
Чубайс виноват, но не во всем
Подайте рыжему на пропитание
В среду на Большой Дмитровке произошел бенефис
исполнительной власти - растянувшийся на три часа "правительственный
час" посвятили выступлениям главы правления РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса и
вице-премьера Валентины Матвиенко. Оба говорили о своих напряженных, но
чудесных планах, которые противоречили друг другу. В тот же день с утра
вице-премьер Алексей Кудрин рассказывал о довольствии военнослужащих.
Чубайсу сенаторы не поверили, тот сделал вид, что этого не
понял, и похвалил Совет Федерации за то, что палата стала лучше – губернаторы с
Чубайсом воевали, а нынешние сенаторы счастливы уже тем, что Чубайс до них
дошел. От Совета Федерации у Анатолия Борисовича личных секретов нет и он
охотно сказал о своих планах: завершить к лету 2004 года реформирование РАО и
соскочить. К тому времени вместо РАО будут региональные холдинговые компании.
Чубайс понимает, что больше двух лет не продержится и реформирует РАО так, чтобы
не только повысить тарифы, но и создать себе другую более надежную площадку.
Ясно, что не книжки писать собирается Чубайс дальше, хотя на этом он тоже
зарабатывать умеет.
Председатель профильного комитета СФ Валентин Завадников
утверждал, что реформатора электроэнергетики вообще не интересует защита
населения от рисков. Глава комиссии СФ по естественным монополиям Михаил
Одинцов заметил: за рубежом реформирование приводит к снижению тарифов, у нас
об этом никто не говорит, только о повышении. К тому же осталось непонятным,
кто конкретно отвечает за реформу – вице-премьер Виктор Христенко, замминистра
экономразвития Андрей Шаронов или сам Чубайс? Чубайс собирается слинять,
Шаронов никак не вносит обещанные законопроекты, без которых реформа
электроэнергетики – кот в мешке, а Христенко в свои дела сенаторов не пускает.
Наше правительство – как бригада портных у Райкина: кто шил костюм? – Мы! –
Привет ребята, вы хорошо устроились. Так что через два года останется
спрашивать только у Путина, если тот останется.
Если тарифы будут повышаться, зарплату можно не тянуть до
мифического прожиточного минимума – население все равно вымрет. В отличие от
Чубайса, Матвиенке сенаторы поверили, и пожелали ей крепкого здоровья: судя по
докладу, оно вице-премьеру понадобится. Матвиенко утверждала, что за март
задолженность по зарплате по стране снизилась на 500 млн. руб. и в среднем она
составляет 2 дня. Забастовки и голодовки – это «точечные проблемы», в которых
виноваты губернаторы. Надо или делиться деньгами с местным самоуправлением, как
федеральный бюджет делится с субъектами, либо передавать зарплату учителей,
врачей и работников культуры из местного самоуправления на уровень выше в
регионы. Следует также следить, чтобы все, у кого выплаты на ЖКХ превышают 22%
совокупного дохода семьи, получали дотации, чтобы не было, как в Воронеже.
Матвиенко заслушали, доклад представителя Счетной палаты
как-то замотали. Видимо, чтобы не пугаться еще больше.
Федеральная исполнительная власть добивается от регионов,
чтобы на зарплату шло не менее 40% бюджета, если и этого не хватает, деньжат
подбрасывает. В некоторых неблагополучных субъектах федерации на зарплату идет
до 65%. В среднем по России по данным января-февраля – 37%, причем в основном
за счет других социально-значимых расходов, в т.ч. ЖКХ. В Москве на зарплату
уходит по данным бывшего замминистра финансов Евгения Бушмина 8% и Лужков
тщательно следит, чтобы зарплата бюджетников и пенсия не опускалась ниже
прожиточного минимума, во всяком случае, Матвиенко состоянием дел в столице довольна.
Стоит напомнить, что через столицу проходит треть финансов страны.
В тот же день повысили МРОТ с 300 до 450 рублей и приняли
закон о повышении денежного довольствия военнослужащим, который лишает их
льгот. Вице-премьер Алексей Кудрин клятвенно заверил сенаторов, что уже в
текущем году повысит выплаты контрактникам всех родов войск с 60 до 102 млрд.
Как и Чубайсу, ему не поверили и направили очередное обращение к президенту.
Замминистра экономического развития и торговли Андрей
Шаронов (отвечает в правительстве за законодательное обеспечение реформы
электроэнергетики)
Речь идет об использовании системы жилищных субсидий для
компенсации удорожания платежей за электроэнергию для низкодоходных категорий
населения. Сегодня эти субсидии в принципе уже предусмотрены для использования
их в части электроэнергетики. Постановлением правительства это разрешено, но к
сожалению, это не везде применяется, эта система еще не отлажена, как в целом
система жилищных субсидий, так и особенно в части ее использования для
компенсации роста электротарифов. Началось это движение в рамках реформы ЖКХ,
когда был создан инструмент социальной защиты низкодоходных категорий
населения, но этот инструмент показал свою эффективность и поэтому его
распространяют на электрические платежи, платежи за электроэнергию.
Валентина Матвиенко
Я считаю, что любое решение, которое принимается властью и
затрагивает интересы людей, он должно проходить экспертизу на социальные
последствия. Повышение оплаты на жилье, электроэнергию, другие расходы
обязательно должно корреспондироваться, соотноситься к уровню заработной платы
населения, к уровню роста доходов. Безусловно, то, что произошло в Воронеже, я
считаю, это недоработка местных органов власти в той части, что не была
проведена необходимая предварительная работа по разъяснению населению порядка
повышения оплаты за жилищно-коммунальные услуги, последствий, не было
разъяснено положение, что расходы любой семьи на оплату жилищно-коммунальных
услуг не могут превышать 22% общего совокупного дохода, что те семьи, у которых
выше эти расходы, имеют право на получение субсидий, не было открыто достаточно
пунктов по выдаче этих субсидий, и т.д., все это вместе создало такое
социальное напряжение. Я считаю, что это серьезный звонок властям всех уровней
для того, чтобы принимаемые решения соотносились, еще раз хочу это подчеркнуть,
с жизненным уровнем населения и не ухудшали его, как минимум не ухудшали его.
Именно этот принцип мы избрали при принятии тех или иных решений.
В Москве прожиточный минимум выше естественно, но и
правительство Москвы принимает решение по введению дополнительных доплат к
зарплате бюджетникам, к пенсиям, к другим категориям, с тем, чтобы жители
Москвы не получали пенсии и зарплаты ниже прожиточного минимума. Как раз в
Москве эта система очень четко отработана.
- Ваше вмешательство не требуется?
- Нет, московское правительство само справляется с
ситуацией, принимает корректное, верное решение.
Выплата заработной платы бюджетникам идет напряженно в
порядка 37 субъектах федерации. Эти субъекты федерации под контролем у
правительства, мы тесно работаем с руководителями этих регионов, изыскиваем
необходимые формы поддержки. Мы считаем, что ситуация под контролем и мы ее
удержим от резкого роста задолженности по заработной плате, мы понимаем, что мы
не можем этого допустить.
Евгений Бушмин
Хуже, чем еще несколько лет назад, когда менее 7% общих
доходов тратилось на зарплату, сейчас 8%. От доходов бюджета города. Но все
равно это не 40 и не 60%, как в других регионах. В некоторых территориях по
64-65% тратится на зарплату.
- Но ведь в Москве же 30% бюджета страны.
- Да, конечно, поэтому зарплата занимает небольшой процент,
остальное тратится на другие социально необходимые нужды. А в некоторых
субъектах 65% тратится на зарплату и всего 35% на остальные социально значимые
статьи. В Москве 92% на остальные значимые статьи – это прилично. Пока ситуация
в Москве под контролем и мэра, и Думы городской и правительства Москвы.