Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Сюжетная жизнь

Технология сцены

Исповедь сценариста, который не верил в существование Америки

Иосиф Райхельгауз «Не верю» - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф 2002. 319 с. Тир. 5 тыс.

Творческая среда высоко агрессивна, негативного во взаимоотношениях артистов или художников намного больше, чем доброжелательности. Райхельгауз пишет обо всех своих персонажах восторженно, но, как ни странно, вполне правдиво.

Выдающийся режиссер нашего времени играючи превращает в сюжетную постановку любое действо включая послание президента Ельцина Федеральному Собранию. Организаторы послания знали, кого пригласить для пущей убедительности результата, но потом никому включая дотошных политических журналистов не пришла в голову догадка, что плановая политическая акция создана и проведена по законам театральной драматургии со значительными отступлениями от протокола.

Не все знают, что Иосиф Райхельгауз - режиссер довольно известного театра под названием “Школа современной пьесы”. Из книги понятно, почему в названии театра “играет” каждое слово. В одном из интервью, включенных в книгу, режиссер говорит: “Сколько лет я занимаюсь театром, столько лет слышу от коллег: какой ужас, нет современной драматургии. Я уверен, что это неправда”. “Школа” ставит в основном современные пьесы - Людмилы Петрушевской, Семена Злотникова, Виктора Славкина и др. Подбор пьес начинался с того, что выдающиеся режиссеры - Эфрос, Ефремов - говорили о выборе Райхельгауза, что это бред, это не для сцены. Тем не менее, пьесы в постановке Райхельгауза идут буквально по всему миру и это тоже описано в книге, причем увлекательно. Режиссер велик тогда, когда ему дано свыше чувство судить о правде жизни на сцене, как можно сказать и как - нет, что говорят люди и где актер фальшивит. Это убеждение позволило Райхельгаузу назвать книгу “Не верю!”, причем здесь нет ассоциирования автора со Станиславским, но есть чувство того, что будет жить на сцене и чего зрители не примут, оставив спектакль на откуп театральному междусобойчику.

Слово “школа” в названии тоже не случайно. Райхельгауз много лет читает лекции студентам ГИТИСа и ВГИКа, преподавание для него не менее важно, чем режиссерская работа. “Наша профессия, если к ней относиться серьезно, требует глубокого образования. Это тривиально, но чем больше я обучаю, тем больше учусь сам, понимая, как много не знаю, как много не читал... Мне важно заниматься со студентами, чтобы проверить некие завтрашние ходы в профессии, предугадать грядущую технологию - технология ведь существует не только на заводе”.

Еще до то того, как развернулась дискуссия по новомодным и неоднозначным писателям, студенты курса Райхельгауза делали свои учебно-сценические постановки по произведениям Пелевина и Сорокина.

Райхельгауз начинал в режиссуре очень молодым, не успев закончить ГИТИС, получил приглашение Галины Волчек в “Современник”. Выпускник ГИТИСа написал за двадцать дней инсценировку “Из записок Лопатина” по произведению Константина Симонова “Двадцать дней без войны”. Вопреки опасениям Волчек, Симонов не зарубил идею, но разделил гонорар. Пьеса прошла с аншлагом, молодой автор получил от юриста Симонова четыре тысячи и не знал, что делать с деньгами. Звонок юриста застал Райхельгауза за сбором бутылок в общежитии - денег не было.

Возможно, сцена более подвластна автору, чем слова на бумаге - ближе к концу сюжет повествования как-то съезжает. К тому же человек театральный, автор нигде не упоминает кино, а ведь его персонажи стали известны в основном благодаря фильмам.

Книгу воспоминаний сейчас пишут многие актеры или режиссеры, одну такую книгу может написать каждый, но, честно говоря, “Не верю” Райхельгауза с основной идеей о “сюжетной жизни” - самая интересная книга, которую мы читали в обозримом прошлом. В ней известные люди - Анатолий Чубайс, актеры израильской “Габимы”, наши любимые актеры Татьяна Васильева, Любовь Полищук и многие другие - предстают в неожиданных ракурсах.

В чем собственно и состоит талант постановщика.

Райхльгауз гордится тем, что “Школа современной пьесы” - это не антреприза, а муниципальный театр с собственным зданием, независимый от спонсоров и меценатов, с основными доходами от продажи билетов, хотя постоянно работают в театре всего семь актеров: Альберт Филозов, Любовь Полищук, Владимир Качан, Наталья Тенякова, Сергей Юрский, Ирина Алферова и Лев Дуров. По штату на постановку можно набирать до полусотни артистов. “Мне хочется, чтобы работающие в театре люди чувствовали себя единой художественной семьей. ... Название нашего театра “Школа современной пьесы” отражает мою личную привязанность к тому, что пишется драматургами сегодня и о сегодняшнем дне. Другого подобного театра в Москве нет, и мне это важно. Насколько я знаю, нет такого и во всем мире”.

Hosted by uCoz