Лев
МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА
Лишь после
терактов против США повсеместно и многократно возрос интерес к событиям в мире
Информация.
Дипломатия. Психология. Ответственный редактор и составитель доктор
исторических наук Кашлев Ю.Б. – М.: Известия, 2002. –
616 с. тир. 3 тыс.
Еще летом
издательство «Известия» провело презентацию новой книги «Информация.
Дипломатия. Психология», подготовленной преподавателями кафедры массовой
коммуникации и связей с общественностью и массовой коммуникации Дипломатической
академии МИД, также сотрудниками Института психологии РАН и Института Европы
РАН.
На
презентации выступили многие авторы сборника, также президент Фонда эффективной
политики Глеб Павловский, который считает, что имидж России за рубежом
невозможно исправить с помощью одного издания, необходимы комплексные подходы,
причем «имидж России отстаивается вяло». Было высказано общее мнение о том, что
у России есть основания говорить о своих достижениях, но возможности указанного
плана не используются, упор делается в основном на негативной информации.
В новом
издании освещаются проблемы информационного общества и имиджа государства,
ведения информационных войн, информационной безопасности, также явление
терроризма в качества составной части информационной операции. Сборник может
быть использован как учебник благодаря наличию в нем статей по культуре
языковой коммуникации, психологии делового общения и умению писать для
зарубежной аудитории. Обсуждаются такие вопросы, как роль международной
информации в формировании репутации государства, причем один из авторов сборника
– К.А.Хачатуров – приходит к выводу, что российские
СМИ формируют искаженный образ внешнего мира.
С этим и
другими конкретными выводами авторов можно не согласиться, но приведенные живые
примеры и оригинальные, часто неожиданные аргументы представляют
самостоятельный интерес, как и все, что является итогом обобщений практического
опыта. В частности, система жанров журналистского творчества, которая
отличается своей современностью от того, что преподают
на факультете журналистики МГУ.
Аналогичным
образом следует воспринимать и описание роли СМИ в российском обществе со
схемой периодизации развития отечественных СМИ, причем
в статье Л.М.Степановой об этом приведены также конкретные данные ведущих
российских СМИ.
В разделе «Профессионализм
в информационной работе» описаны принципы журналистского творчества, поскольку
любой международник – дипломат, бизнесмен и специалист в сфере
рекламы или связей с общественностью – должен владеть мастерством журналиста.
Одновременно даются рекомендации, как воспринимать журналистские публикации с
отражением национальных особенностей разных стран. Особый интерес представляют
приемы создания и распространения дезинформации, в частности, на основе
различной работы с журналистами, и способы создания и распространения стереотипов
– зомбирование, присвоение кличек, «убийство
персонажа» и др.
В
приложении к сборнику приведены Доктрина информационной безопасности России, Окинавская Хартия глобального информационного общества и
доклад первого комитета Генассамблеи ООН «Достижения в сфере информации и
телекоммуникаций в контексте международной безопасности.