Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Лишь после терактов против США повсеместно и многократно возрос интерес к событиям в мире

Информация. Дипломатия. Психология. Ответственный редактор и составитель доктор исторических наук Кашлев Ю.Б. – М.: Известия, 2002. – 616 с. тир. 3 тыс.

Еще летом издательство «Известия» провело презентацию новой книги «Информация. Дипломатия. Психология», подготовленной преподавателями кафедры массовой коммуникации и связей с общественностью и массовой коммуникации Дипломатической академии МИД, также сотрудниками Института психологии РАН и Института Европы РАН.

На презентации выступили многие авторы сборника, также президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, который считает, что имидж России за рубежом невозможно исправить с помощью одного издания, необходимы комплексные подходы, причем «имидж России отстаивается вяло». Было высказано общее мнение о том, что у России есть основания говорить о своих достижениях, но возможности указанного плана не используются, упор делается в основном на негативной информации.

В новом издании освещаются проблемы информационного общества и имиджа государства, ведения информационных войн, информационной безопасности, также явление терроризма в качества составной части информационной операции. Сборник может быть использован как учебник благодаря наличию в нем статей по культуре языковой коммуникации, психологии делового общения и умению писать для зарубежной аудитории. Обсуждаются такие вопросы, как роль международной информации в формировании репутации государства, причем один из авторов сборника – К.А.Хачатуров – приходит к выводу, что российские СМИ формируют искаженный образ внешнего мира.

С этим и другими конкретными выводами авторов можно не согласиться, но приведенные живые примеры и оригинальные, часто неожиданные аргументы представляют самостоятельный интерес, как и все, что является итогом обобщений практического опыта. В частности, система жанров журналистского творчества, которая отличается своей современностью от того, что преподают на факультете журналистики МГУ.

Аналогичным образом следует воспринимать и описание роли СМИ в российском обществе со схемой периодизации развития отечественных СМИ, причем в статье Л.М.Степановой об этом приведены также конкретные данные ведущих российских СМИ.

В разделе «Профессионализм в информационной работе» описаны принципы журналистского творчества, поскольку любой международник – дипломат, бизнесмен и специалист в сфере рекламы или связей с общественностью – должен владеть мастерством журналиста. Одновременно даются рекомендации, как воспринимать журналистские публикации с отражением национальных особенностей разных стран. Особый интерес представляют приемы создания и распространения дезинформации, в частности, на основе различной работы с журналистами, и способы создания и распространения стереотипов – зомбирование, присвоение кличек, «убийство персонажа» и др.

В приложении к сборнику приведены Доктрина информационной безопасности России, Окинавская Хартия глобального информационного общества и доклад первого комитета Генассамблеи ООН «Достижения в сфере информации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности.

Hosted by uCoz