26.08.02
Лев МОСКОВКИН
Охотный
ряд
И
снова про бюджет:
крутое правительство, настырная Дума
Деревенская
политика правительства
Переход
правительства через Альпы. Народ отдыхает
у подножия вершин.
В
стране продолжается бюджетная эпидемия. Но
это не значит что бюджетный процесс стал прозрачнее и правительство отказалось
от практики уловок и заначек, а депутаты - от практики вымогательства.
В
воскресенье 25 августа согласно Бюджетному кодексу правительство в порядке
законодательной инициативы внесло в нижнюю палату парламента основополагающий
финансовый документ страны – проект бюджета на будущий год объемом 8336 стр. – три коробки из-под ксерокса. В четверг 29
августа должно состояться самое-самое последнее заседание согласительной
комиссии по пакету законопроектов о реформе электроэнергетики, на котором
депутатам обещали депутатам «раскрыть все карты». Опять получается телега
впереди лошади – от того, во сколько обойдется стране алчность РАО «ЕЭС»,
зависит инфляция. Однако БД с Охотным рядом согласовали бы по-своему и законы
природы, если только Старая площадь в свете кремлевских звезд не ослабит свои
кнут с пряником.
Депутатское
большинство готовится к осенней бюджетной страде, подобной бесплатной манне
небесной в преддверии выборов - дополнительные информационные поводы помелькать
на экранах. Эти не торопятся, рассчитывая почерпнуть наиболее сокрушительные
аргументы для торговли с исполнительной властью из того, что напишут про бюджет
журналисты.
Депутатское
меньшинство из числа непосредственно завязанных в бюджетной эпидемии давно
изучило параметры основного финансового документа еще до его внесения в нижнюю
палату. Естественно, новый бюджет не лишен старых приемов правительства -
исполнительная власть не отказывается от жанра сокрытия заначек и тактики
отношений с законодательной в жанре циркового общения пропившегося мужа со
сварливой и жадной супругой. Заскучавший в коммерческой структуре бывший
председатель думского банковского комитета Александр Шохин нашел в проекте
бюджета свидетельства того, что изобретательное правительство надеется вновь
призанять деньжат за кордоном, где-то почти 11 миллиардов долларов, чтобы туда
же обслужить госдолг, а
пока под шум волны транжирит направо и налево предназначенный для внешних
выплат финансовый резерв, выбитый из-под думского контроля в нагнетаемом ужасе
предстоящего в 2003 году пика платежей в размере 17 млрд. долл. Финансовый
резерв на конец года должен составить 176 млрд. руб., но летом по сведениям
Щохина он упал до сорока.
Есть
еще в Думе депутаты с собственным мнением. Например, член из банковского
комитета Алексей Митрофанов, которому вообще наплевать, что правительство
транжирит или делит после отставки Виктора Геращенко в империи Центробанка со
славными представителями Старой площади. Митрофанов обвиняет правительство в
нежелании добиваться списания внешнего долга – чем Россия хуже Польши, которой
половину списали? Политика правительства деревенская, мы хотим казаться круче,
чем мы есть, и делаем вид, что у нас на это денег навалом. За одно объединение
Германии запад должен был списать нам все долги раздолбая Горбачева, потому как
не долг это, а отступные. Иным путем к тому же выводу пришел лидер российских
коммунистов Геннадий Зюганов – за поддержку авантюры в Афганистане Буш мог бы
предложить списать половину российского долга. Яблочники как всегда написали
свой бюджет, утверждая,
что их апокрифы кто-то читает и использует по назначению. Бюджет правительства
Сергей Иваненко оценил как инерционный, составленный так, как будто все хорошо.
По словам депутата-яблочника, непонятно
по какой причине упал сбор налогов,
региональные бюджеты квакнулись и к тому же непонятно что
происходит с предназначенным для обслуживания внешнего долга финансовым
резервом, который неожиданно упал
и сейчас по сведениям депутата-яблочника составляет 72 млрд. руб. Иваненко
напоминает, что депутаты контролируют не более 10% бюджета.
Есть
еще так называемые думские центристы, которые над огромной пачкой бумаги под
названием «бюджет-2003» не корпели и блох в нем не вылавливали, потому что в
этом нет необходимости - их мнение в целом сформировано за пределами Охотного
ряда. Поэтому получается, что именно центристы в процессе «нулевого чтения»
добились существенной социальной ориентации бюджета. В свете предстоящих
парламентских выборов это очень важно.
Вице-премьер,
министр финансов А.Кудрин, выступая на заседании Совета фракции ОВР в
понедельник 26 августа, сообщил, что «Правительство серьезно
поработало над каждым из предложений депутатов к бюджету». По словам А.Кудрина,
«бюджет предельно сбалансированный». Он привел такие цифры: расход на оборону
вырастет на 60%, на социальную политику – на 53%, на образование и культуру –
на 23-25%, на здравоохранение и науку – на 21%. Эти цифры значительно превышают
темпы инфляции. Повышение расходов на сельское хозяйство и дорожное
строительство составит 12%, что будет соответствовать уровню инфляции.
Ректор
Высшей школы экономики Евгений Ясин, которого не волнует бюджетный процесс с
разборками законодателей и закононеисполнителей, в комментариях к будущему
бюджету сказал, что ему очень жалко учителей, военнослужащих, пенсионеров – «птичку жалко». Всем повысили, но это не бюджет
развития. Развиваться действительно не на чем, одна проблема – догнать инфляцию
в пенсиях и зарплатах. Экономист Ясин не ставит неисполнимую задачу искоренения
инфляции, вогнать бы это зло в предсказуемое русло хотя бы 10%, но и
объявленные 13% считает фантастикой. Для него важно, что в стране действует
чиновничья банда, способная развалить любой бизнес. Однако это мнение не единственное – зампред
Центробанка Олег Вьюгин настаивает на профиците не менее 1,5% ВВП, считая курс
на формирование профицита приоритетным при формировании бюджета из-за высокой
зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры – скачок
цен на нефть на 1 доллар за баррель означает изменение в бюджете России на
миллиард долларов.
Тем
не менее, в будущем году правительство собирается выкатить по щедрой копейке на
судебную реформу, правоохранительную деятельность, национальную оборону и даже
на науку – об этом объявили еще в середине августа. Инфляцию опять обещают не
выше 12%. Доходы ожидаются в размере 2,418
трлн. руб. –
почти на 300 млрд. больше текущего года. Расходы запланированы на уровне 2,346
трлн. руб. Профицит составит 72 млрд. руб., что вдвое ниже запланированного на
2002 год. Курс доллара к концу года достигнет 34 рублей. Премьер Касьянов
обещает дальше снижать налоговое бремя и повышать эффективность управления
государственным имуществом. Экономика России плавно входит в другую фазу.
Что
это означает, пока
непонятно. Может, правительство
начнет исполнять Закон о бюджете?
В текущем году депутаты не раз замечали, как не
исполняются или запаздывают платежи по социальным статьям и по
сельскому хозяйству.
Оценки
относительны, после 1998 года бюджеты по крайней мере исполняются, и они не
сравнимы с тем, как составлялся основной финансовый документ России в эпоху
стихийной приватизации.
В
конце августа на ум давит память. За год до путча 1991 года Госбанк СССР
спрятал резервы в законно-оффшорной «внучке» «Фемако» на случай предстоящей
революции в России. Дефолт 1998 года явился вынужденной расплатой за глобальное
воровство на экономической пустыне середины 90-х годов, когда из дыр в бюджете
можно было надоить на нехилый коммерческий банк. Если же вспомнить 11 сентября,
то ужас пробирает до костей: российские методы отвлечения внимания населения от
экономических проблем приобрели за океаном апокалиптический размах. Тем не
менее, хватило менее чем на год и,
по выражению Зюганова, требуется новый допинг. Если Бушу не дадут
согласия на новую войну, конечно же в Ираке, и остановится поиск внешних врагов
для демонстрации причин внутренних болезней, то доллар может рухнуть. Насколько
американская пирамида выше наших ГКО, настолько дальше башен-близнецов
разлетятся осколки. До Москвы достанет, если только творцы евро не окажутся умнее
или хотя бы поставят европейские противоречия на второй план перед общей
проблемой спасения от долларового наводнения, ставшего повсеместно резервной
системой.
Сейчас
у нас в каком-то смысле экономика более предсказуемая, чем в США, и она есть, в
отличие выжженной пустыни с обилием головешек деревянного рубля в середине 90-х
годов. Рубль перестал быть деревянным и даже местами заблестел. Золотовалютные
резервы растут, достигая 44,7 млрд.
долл. на 16 августа. Собираются налоги, есть бюджет и в нем есть
профицит для расплаты по обязательствам. Профицит – это в приличных выражениях
такое изъятие из экономики. Расплачиваются как всегда все, а кто нажился, о том
сообщат потомкам обокраденных как-нибудь потом, когда очередная замминистра
финансов типа Бэлы Златкис будет убедительно рассказывать, что возврат
сбережений вызовет обвал экономики.
Для
тех, у кого сбережения сгорели не в МММ,
а в
Сбербанке – эта
госконтора с отчетливыми признаками «Рогов и копыт» после отказа от реальных компенсаций остается
монополистом на рынке банковских услуг населению и готовится к приватизации.
Отсюда два вывода. Бюджет России во время бюджетной эпидемии так же ничего не
значит, как и в советское время, основываясь
на бесправии населения и вольном отношении власти к своим внутренним
обязательствам. Через несколько лет в стране будет несколько неестественных
супермонополий в ключевых сферах
– энергетика, связь,
транспорт, пенсионное обеспечение, банковско-кредитные услуги – и в целом это будет мало отличаться от системы
Советского Союза, где деньги
сами по себе ничего не значили и все решала власть исходя из соотношение сил.