22.10.02 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Образование по стандарту после 10 лет блужданий

На образовательном фронте страны идет война за новый стандарт образования. Обновленная Россия, проблуждав впотьмах более 10 лет, с размаху вступила в остатки Союза, а законодатели, догоняя время, принялись яростно принимать те нормы, с которых очевидно следовало начать борьбу с советским прошлым. Повышаются права личности, на горизонте маячит суд присяжных и даже самая консервативная сфера – образование – приступила к завершению разработки новых стандартов.

Министр образования Владимир Филиппов сделал во вторник основной доклад на парламентских слушаниях в Госдуме по теме «Содержание стандарта общего образования», причем высказался резко: отсутствие в течении 10 лет стандарта – результат нашего организационного бесплодия. Министр не может отдать обучение на откуп школе и не дай бой самим учителям, стандарт необходим для сохранения единого образовательного пространства России.

Заслуженный учитель России, депутат столичного парламента Евгений Бунимович отнесся к событиям на образовательном фронте философски: стандарты принимаются, потому что президент велел, 80% учителей они не коснуться и в лучшем случае лягут на стол директорам школ. А еще лучше – в шкаф. Совсем хорошо, если перемены не ударят кувалдой по башке лучшим учителям, поэтому столичный депутат приветствует закрепление в законе школьного компонента – это впервые, хотя соотношение 75% федерального стандарта, 15% регионального и 10% школьного – фактически сложилось без регулирования, будущий закон закрепляет то, что уже есть, отдавая на откуп самим учителям десятую долю учебного времени.

Коммунистка Тамара Плетнева предупреждает об опасности введения платного образования в старшей школе, куда разработчики пытаются передать все профильное обучение.

«Профильной» в будущем станет даже привычная математика. Зампред думского комитета по образованию и науке Олег Смолин (Агропромышленная группа) видит в разработке стандартов большую опасность в связи с отказом от принципа предметности в обучении: вполне серьезно обсуждается объединение различных предметов в две образовательные области – обществознание и естествознание, причем физика, химия, биология и география пострадают, растворившись друг друге. Ученикам предстоит вместо штудирования привычных конкретных предметов хлебать полупереваренный компот в том виде, как считают нужным чиновники от образования. О.Смолин критично высказался в адрес курса истории, написанного в духе истории ВКП(б) 1937 года, только с противоположным знаком. Плохо относится депутат и к попыткам заменить привычную ему диалектику на синергетику, «революция в науке» конца ХХ века – дело надуманное.

Простить разработчиков нельзя, но понять можно и нужно: в школах уже давно, буквально с перестройки, идет конкуренция за души учеников между предметниками, каждый стремится завалить и оглушить, если не смыслом знаний, то по крайней мере их объемом. Время стало такое – порог восприятия повысился, и учителя совсем без помощи сверху по-своему преодолевают кризис образования. То же самое происходит в журналистике – чтобы привлечь внимание читателя, надо написать такое, что и сказать-то стыдно.

Красив и ярок на думской трибуне был академик Владимир Арнольд, президент Ассоциации российских математиков. Специалист в области теории катастроф при любом объеме учебных часов мог бы именно сейчас найти верные слова, чтобы пригвоздить внимание учащихся и заставить их интересоваться предметом больше формально отведенного времени. К сожалению, именно так развивались современные разделы математики более полувека. Однако современным учителям проще бороться, новые стандарты Арнольд считает «мракобесным мероприятием».

ХХ век ушел быстрее, чем мы успели его осознать, в памяти остались войны и революции, однако это была не точка в истории человечества, а несколько поколений, отдавших жизнь за идею. Каждый за свою, и многие еще живы включая меня, испытывающего ностальгию при созерцании распухших полок книжных магазинов с далеко задвинутыми разделами естественных наук, на которых властвует два названия – непонятная мне, биологу, политизированная экология и еще общая концепции современного естествознания.

Как сделать, чтобы в памяти человечества от буйнопомешанного века великих свершений осталось не только плохое? Будем надеяться, что новые стандарты образования этому помогут или по крайней мере не помешают, все-таки в России до сих пор сильны позиции именно фундаментального образования.

Hosted by uCoz