22.10.02 Лев
МОСКОВКИН
Охотный ряд
Образование по
стандарту после 10 лет блужданий
На
образовательном фронте страны идет война за новый стандарт образования.
Обновленная Россия, проблуждав впотьмах более 10 лет, с размаху вступила в
остатки Союза, а законодатели, догоняя время, принялись яростно принимать те
нормы, с которых очевидно следовало начать борьбу с советским прошлым.
Повышаются права личности, на горизонте маячит суд присяжных и даже самая
консервативная сфера – образование – приступила к завершению разработки новых
стандартов.
Министр
образования Владимир Филиппов сделал во вторник основной доклад на
парламентских слушаниях в Госдуме по теме «Содержание стандарта общего
образования», причем высказался резко: отсутствие в течении 10 лет стандарта –
результат нашего организационного бесплодия. Министр не может отдать обучение
на откуп школе и не дай бой самим учителям, стандарт необходим для сохранения
единого образовательного пространства России.
Заслуженный
учитель России, депутат столичного парламента Евгений Бунимович отнесся к
событиям на образовательном фронте философски: стандарты принимаются, потому
что президент велел, 80% учителей они не коснуться и в лучшем случае лягут на
стол директорам школ. А еще лучше – в шкаф. Совсем хорошо, если перемены не
ударят кувалдой по башке лучшим учителям, поэтому столичный депутат
приветствует закрепление в законе школьного компонента – это впервые, хотя
соотношение 75% федерального стандарта, 15% регионального и 10% школьного –
фактически сложилось без регулирования, будущий закон закрепляет то, что уже
есть, отдавая на откуп самим учителям десятую долю учебного времени.
Коммунистка
Тамара Плетнева предупреждает об опасности введения платного образования в
старшей школе, куда разработчики пытаются передать все профильное обучение.
«Профильной» в
будущем станет даже привычная математика. Зампред думского комитета по
образованию и науке Олег Смолин (Агропромышленная группа) видит в разработке
стандартов большую опасность в связи с отказом от принципа предметности в
обучении: вполне серьезно обсуждается объединение различных предметов в две
образовательные области – обществознание и естествознание, причем физика,
химия, биология и география пострадают, растворившись друг друге. Ученикам
предстоит вместо штудирования привычных конкретных предметов хлебать
полупереваренный компот в том виде, как считают нужным чиновники от
образования. О.Смолин критично высказался в адрес курса истории, написанного в
духе истории ВКП(б) 1937 года, только с противоположным знаком. Плохо относится
депутат и к попыткам заменить привычную ему диалектику на синергетику,
«революция в науке» конца ХХ века – дело надуманное.
Простить
разработчиков нельзя, но понять можно и нужно: в школах уже давно, буквально с
перестройки, идет конкуренция за души учеников между предметниками, каждый
стремится завалить и оглушить, если не смыслом знаний, то по крайней мере их
объемом. Время стало такое – порог восприятия повысился, и учителя совсем без
помощи сверху по-своему преодолевают кризис образования. То же самое происходит
в журналистике – чтобы привлечь внимание читателя, надо написать такое, что и
сказать-то стыдно.
Красив и ярок
на думской трибуне был академик Владимир Арнольд, президент Ассоциации
российских математиков. Специалист в области теории катастроф при любом объеме
учебных часов мог бы именно сейчас найти верные слова, чтобы пригвоздить
внимание учащихся и заставить их интересоваться предметом больше формально
отведенного времени. К сожалению, именно так развивались современные разделы
математики более полувека. Однако современным учителям проще бороться, новые
стандарты Арнольд считает «мракобесным мероприятием».
ХХ век ушел
быстрее, чем мы успели его осознать, в памяти остались войны и революции,
однако это была не точка в истории человечества, а несколько поколений,
отдавших жизнь за идею. Каждый за свою, и многие еще живы включая меня, испытывающего
ностальгию при созерцании распухших полок книжных магазинов с далеко
задвинутыми разделами естественных наук, на которых властвует два названия – непонятная
мне, биологу, политизированная экология и еще общая концепции современного
естествознания.
Как сделать,
чтобы в памяти человечества от буйнопомешанного века великих свершений осталось
не только плохое? Будем надеяться, что новые стандарты образования этому
помогут или по крайней мере не помешают, все-таки в России до сих пор сильны
позиции именно фундаментального образования.