25.10.02 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Наш
паровоз летит к выборам. Но наши ли в вагонах?
Законотворческая
деятельность нижней палаты не останавливается ни на минуту. Тем более, что
президент высказал безоговорочное пожелание, чтоб депутаты себя в связи с
трагедией не рекламировали. Послушный детский сад на Охотном ряду вытер слезы,
которых не было, и принялся за закон о выборах депутатов.
Закон
сильно обновляется, но его нормы столь долго жевали и согласовывали, что они
уже не кажутся новациями. Главное, повышается избирательный фонд - почти до
двухсот тысяч баксов на одномандатный округ и примерно до 8 млн. - на партийный
список. В Москве окучивание одномандатных округов обходится намного дороже,
поэтому умные депутаты с богатым опытом теневых переговоров в стиле крестного
отца приходят в Думу представлять интересы чукчей или эскимосов, покупая их
оптом задешево, потому что все их богатство у них под ногами и взять его –
задача избранного. Новатор Надеждин из СПС решил оставить опыт коллегам из
верхней палаты, а депутатов лишить самой возможности избираться от
малочисленных народов, уравняв округа.
Идея
Надеждина понятна, поскольку в Центральном округе независимого Николая Гончара
450 тысяч москвичей и весь Израиль, а в Эвенкийском автономном округе
избирателей всего 12 тыс. Заткнув нахалу рот аргументом о необъятных просторах,
отклонили и попытку отправить президента в отпуск на время избирательной
капании в Думу. Очевидно, Надеждин готовит почву для отправки Путина в отпуск
на время президентской избирательной кампании. Новый закон о выборах президента
в первом чтении обсудили в четверг 24 октября, допускается выдвижение
беспартийного президента от конкретной политпартии (для тех, кто не понял – от
«Единой России»), старт кампании назначен на 10 декабря 2003 года и ее ход
будет корректироваться политтехнологами со Старой площади в зависимости от хода
выборов депутатов.
Новация в
закон о выборах депутатов очень существенная. Действующие депутаты согласились
по той причине, что на ближайших выборах ее обещали не вводить: повышается
барьер прохождения в Думу партий по спискам с 5 до 7% голосов избирателей.
Поправка Вячеслава Володина очень большая и включает несколько сложно
построенных норм, например обязательное образование в Думе не менее чем 4-х
фракций.
Александр
Вешняков был недоволен Думой, особенно тем, что фракции оторвали от регионов -
ввели поправку, увеличивающую вдвое до 18 мандатов число мест в федеральном
списке партии за счет региональных. Это необходимо на тот случай, если партию
осчастливят своими именами особо почетные товарищи из Кремля или Белого дома.
На самом заседании спор шел не на шутку, но затем депутаты оттянулись по полной
программе на женском вопросе, весело обсуждая поправки Светланы Горячевой и
Екатерины Лаховой о равных правах в партийном списке для представителей разных
полов.
Хорошо, что у людей только два пола, и
партийный список на манер общественного туалета можно поделить на М и Ж, чтоб
не запираться, оставив проходной двор для столь желанного в парламенте
криминалитета с его свободными деньгами на карманно-фракционные расходы.
25.10.02 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Александру Вешнякову отвратительны
самовыдвиженцы
Женщины начинают и проигрывают
Депутат Борис Надеждин не смог отправить в
отпуск президента Владимира Путина.
Российский политический локомотив через
стрелки новых законодательных норм выбирается на последний перед выборами
перегон избирательной кампании. Игра в выборы каждый раз проходит с таким
накалом страстей, как последний бой, и сейчас еще у участников будущего раунда
остаются иллюзорные возможности влияния на правила этой игры.
В пятницу 25 числа, когда весь мир с ужасом
прильнул к телеэкранам, следя за событиями на Дубровке, депутаты сделали сами
себе обрезание в смысле отказа от гигантских PR-возможностей, которые сулит каждая
катастрофа и тем более тщательно спланированная. Затем волевым усилием
заставили себя заняться законотворчеством, сняли с рассмотрения несколько
безнадежных висяков из прошлой жизни, разобравшись с коммунистами, которые
телегенично требовали отстранить Любовь Слиску от ведения заседания и вообще
устроили популистские пляски на костях безвременно оставивших Совет Федерации
авторов несостоявшихся законов. Порезвившись, всерьез принялись за второе
чтение закона о выборах депутатов Госдумы.
Поправок было, конечно, не столько, как к
бюджету, но до 7 часов вечера просидели. Показали его место Борису Надеждину,
потребовавшему, чтобы президент уходил в отпуск на время избирательной
кампании, буде самому популярному человеку страны приспичит стать еще и
депутатом Госдумы во главе партийного списка. Теоретически, например,
коммунистов, - сказал с сардонической улыбкой депутат из теоретически
оппозиционной фракции СПС. Надеждин был против распухания федеральной части
избирательного списка, в которую обычно напихивают действующих министров и
бывших премьеров, и высказался за сокращение федеральной части до трех,
предложив себя в заложники новой избирательной системы, поскольку каждый
понимает, что любой кочегар из избирательного паровоза включая самого Надеждина
легко просвистит в Думу через одномандатный округ. Так что партийный список
можно зарезервировать для регионалов – именно из регионов партии черпают
пушечное мясо для партстроительства.
Однако коллеги послушали весельчака
Надеждина и сделали наоборот. Сначала повысили число мест в федеральной части
списка с 9 в первом чтении законопроекта до 18, затем попытались вообще
избавить фракцию от необходимости отдавать обратно Вешнякову в Центризбирком
для перераспределения освободившийся в первой тройке мандат после ухода
машиниста избирательного паровоза на более престижную по фигуре работу.
Тут вышел облом и недовольный Александр
Вешняков долго объяснял причины, из-за которых могучая партия может потерять
первый мандат в своей карманной фракции. Коммунист Сергей Решульский не
выдержал и сказал с наядьей улыбкой в адрес ненавистного «Единства»: не
волнуйтесь, сохранится ваш Шойгу в списке. То есть если министр останется в БД,
то его мандат не уйдет из фракции.
К каждым выборам какой-нибудь умник пытается
перенарезать округа, сейчас тот же Надеждин решил уравнять депутатов в
представительстве, а то один от 449 тыс. москвичей с 29 тыс. израильтянами в
придачу, а у другого всего 12 тыс. избирателей разбросаны на необъятном
Эвенкийском а/о. Должно быть по одному депутаты от 250 тыс. избирателей, но
ссылки на Конституцию не помогли.
Цирк пошел при обсуждении поправок Светланы
Горячевой и Екатерины Лаховой, уравнивающих в правах мужчин и женщин. Как это
сделать, никто не знает, но выступить против никто не осмеливается. Голосуют
наоборот тому, что говорят.
Главное новшество принято в виде длиннющей
запутанной казенным языком поправки, которую по счастью ее инициаторы не
решились ввести на ближайших выборах. В поправке авторы-центристы предлагают
повысить избирательный барьер с 5% до 7%, т.е. думские фракции образуют только
те партии и блоки, за которые поддержало на выборах более 7% избирателей от
числа проголосовавших. При этом в сумме все проходные партии должны получить не
менее 50% голосов, если недобрали, предусмотрены дополнительные меры включая отсрочку
выборов на два месяца. Однако это еще не вечер: фракций должно быть не менее
четырех, поэтому при недоборе шанс получают те партии, которые 7%-ный барьер не
преодолели. И так далее, игра в выборы – как дорожное движение: тем
увлекательнее, чем больше правил, знаков и светофоров, хотя все знают, что
регулирует ее один продажный товарищ, вся власть которого заключена в полосатой
палке.
Предстоят еще законопроекты о выборах
президента и затем – о Государственной автоматизированной системе «Выборы». В
первом чтении выборы президента прошли на дополнительном заседании в четверг 24
октября, и ко второму чтению ожидается свалка между взявшими на себя роль
защитников интересов президента и борцов с ним. Пока предлагается увеличить с 1
до 2 млн. число необходимых для выдвижения подписей, увеличить инициативную группу
со 100 до 500 человек и предложить беспартийному президенту выдвигаться от
политической партии. И сторонники, и противники президента делают вид, что это
может быть кто угодно от любой партии, но не только единственный Путин от
«Единой России».
После пленарного заседания поздно вечером в
пятницу глава ЦИК Вешняков сказал журналистам, что депутаты придумали необычное
название вместо принятого в мировой практике «независимый кандидат», которое
Вешнякову не нравится – «самовыдвижение».
Впрочем, в этом вся суть депутатского PR.
В качестве дополнения приводим полный текст
статьи законопроекта с поправкой Вячеслава Володина, Игоря Лебедева, Олега
Морозова, Бориса Надеждина, Владимира Пехтина и Геннадия Райкова, поскольку то,
что получилось, мало кто понял, и каждый выудит из текста свое.
Глава 13 «Заключительные и переходные
положения» дополняется статьей 99 в следующей редакции.
Участие федеральных списков кандидатов в
распределении депутатских мандатов после проведения выборов депутатов
Государственной Думы созыва, впервые избираемого в соответствии с настоящим
Федеральным законом:
Пункт 16 статьи 47 настоящего Федерального
закона изложить в редакции:
«Если за 35 дней до дня голосования по
одномандлатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат
либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по федеральному
избирательному округу будет зарегистрировано менее четырех федеральных списков
кандидатов, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии,
Центральной избирательной комиссии РФ откладываются на срок не более двух
месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и
осуществления последующих избирательных действий.»;
пункт 11 статьи 52 настоящего Федерального
закона изложить в следующей редакции:
«11. Если ко дню голосования в избирательном
округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо останется
только один зарегистрированный кандидат, а равно если в федеральном
избирательном округе останется менее четырех зарегистрированных федеральных
списков кандидатов, выборы по решению соответственно окружной избирательной
комиссии, Центральной избирательной комиссии РФ откладываются на срок не более
двух месяцев в одномандатном избирательном округе и не более трех месяцев в
федеральном избирательном округе для дополнительного выдвижения кандидатов,
списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.»;
В статье 84 настоящего Федерального закона
пункты 3-5 заменить пунктами 3-7 в следующей редакции:
«3. К распределению депутатских мандатов
допускаются зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых
получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в
голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что такиъх
списков было не менее четырех и за все эти эти списки было подано в
совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в
голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные
федеральные списки кандидатов к участию в распределении депутатских мандатов по
федеральному избирательному округу не допускаются.
4. Если за федеральные списки кандидатов,
каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших
участие в голосовании по федеральному избирательному округу, было подано в
совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в
голосовании по федеральному избирательному округу, к распределению депутатских
мандатов допускаются указанные федеральные списки кандидатов, а также
последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей
федеральные списки кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов
избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному
округу, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные
списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит
в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в
голосовании, при этом к распределению депутатских мандатов должно быть допущено
не менее четырех федеральных списков кандидатов.
5. Если хза один федеральный список
кандидатов подано более 50% голосов избирателей, принявших учсстие в
голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные
списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших
участие в голосовании по федеральному избирательному округу, к участию в
распределении депутатских мандатов допускаются также три федеральных списка
кандидатов, которые получили наибольшее число голосов избирателей, принявших
участие в голосовании по федеральному избирательному округу, среди федеральных
списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших
участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
6. Если за два федеральных списка
кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, подано
более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по
федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских
мандатов допускаются также два федеральных списка кандидатов, которые получили
наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по
федеральному избирательному округу, среди федеральных списков кандидатов,
получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в
голосовании по федеральному избирательному округу.
7. Если за три федеральных списка
кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей,
подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании
по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов
получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании
по федеральному избирательному округу, к участию в распределении депутатских
мандатов допускаются также федеральный список кандидатов, который получил
наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по
федеральному избирательному округу, среди федеральных списков кандидатов,
получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в
голосовании по федеральному избирательному округу.»;
пункты 6-10 считать соответственно 8-12;
пункт 11 считать пунктом 13 и изложить в
редакции:
«13. Центральная избирательная комиссия РОФ
признает выборы по федеральному избирательному округу несостоявшимися в
следующих случаях:
а) если в выборах по федеральному
избирательному округу приняло участие менее 25 процентов избирателей,
включенных в списки избирателей;
б) если ни один федеральный список
кандидатов не получил 7 или более процентов голосов избирателй, принявших
участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
в) если распределение депутатских мандатов
производилось на основании пункта 4 настоящей статьи и в результате этого на
участие в распределении депутатских мандатов могут претендовать федеральные
списки кандидатов, получившие в в совокупности 50 или менее 50 процентов
голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному
избирательному округу.»;
пункт 18 считать пунктом 20 и число «17»
заменить в нем на «19».