15-17.11.02 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Отстрел банков со вкладами населения по просьбам трудящихся

О небедном банкире замолвите слово

Все когда-то бывает впервые. Правительство разработало долгожданный законопроект о страховании вкладов населения РФ. До этого исполнительная власть и ее представители в евроотремонтированных дворцах Сбербанка в ответ на все вопросы о былых вкладах делали морду валенком. Когда речь идет о заблудившихся чужих деньгах, начинаются фантастические провалы в памяти: в нашей стране не было не только 37-го года, но и революций 1991 и 1993, как не было уничтожения отечественной экономики и обесценивания накоплений с помощью инфляции. Сбербанк можно понять – он монополист на рынке банковских услуг населению, поэтому «тяжелые» во всех смыслах наличные деньги советских граждан давно обезличены и в лучшем случае отданы якобы в кредит Газпрому. Возможен даже такой ход событий, что Газпром деньги собственного населения вернет, если Путин окончательно сдаст Ирак американцам и в обмен на это Лукашенко, Кучма и Шеварднадзе придется платить России ввиду отказа от всех видов на американский дом.

С развитием демократической системы России происходит любопытная вещь: чем усерднее народные избранники с подсказок родного правительства вспахивают законодательное поле, тем больше позади сеялки законотворческих ростков остается стреляных гильз, бьются в конвульсиях, остывают, протухают и с благоухающей вонью разлагаются былые идеалы демократии, а само название месторасположения Государственной Думы становится сакральным для России нового типа, отличающейся от Советского Союза только тем, чем отечественный притон отличается от настоящего публичного дома – отсутствием красного фонаря на входе и каких-либо гарантий от болезней, клофеллина и ограбления внутри.

Проще всего привычно свалить вину на депутатов, но депутаты уже начали огрызаться в преддверии наступающих на страну выборов. Закон – он всего-навсего светофор. Какой закон ни напиши, получается плохо: либеральный – воруют, жесткий – грабят, причем на основе закона и с его помощью. Павел Медведев из банковского комитета Госдумы нашел причину: наш народ не умеет систематически работать, ему подай месячник по соблюдению правил дорожного движения.

С народом нашей власти не повезло, и поэтому правительство сменило тактику. Прежде исходящие из Белого дома законопроекты содержали массу уловок в виде скрытой от депутатов заначки в бюджете. Теперь запросто пишется специальный закон, например, по страхованию вкладов населения. Такой закон остро нужен – деньги в стране не работают, в банк их граждане не несут, держа полсотни миллиардов долларов плохо охраняемом месте. Это ж правительство о нас заботится. Депутаты развешивают уши вместе с навешанной на них законодательной лапшой и не сразу понимают, что ни народ, ни они сами к тому, что хочет сделать правительство с помощью закона, отношения не имеет. В пенсионной системе имени обаятельного товарища Зурабова разбирались два года. Про отмену льгот в законопроекте с поправками в жилищную политику сообразили за две недели – выборы не за горами и правительству, ограбив народ, следовало бы подкинуть на избирательную кампанию в ответ на нажатие правильных кнопок при голосовании, да вот незадача – Кремль пока не определился, кого хочет видеть в будущей Думе.

Про закон о страховании вкладов пока не поняли, что вместо гарантирования вкладов предлагается то, с чем боролись почти десять лет – усиление монопольного положения Центробанка и его придаточного органа в виде Сбербанка. Если сейчас у Сбербанка по разным оценкам от 70 до 90% денег населения, то будет все 99,99 – о такой монополии не мечтал даже Чубайс. Произойдет это потому, что до страхования и возможно вместо него будущий закон прежде всего определяет усиления надзора за коммерческими банками. Что будут делать ЦБ со СБ, очевидно, если они сами играют на поле финансовых услуг и в конкурентах не заинтересованы. Не зря Сбербанк хоть со скрипом, но соглашается платить больше всех в фонд страхования вкладов – это комиссионные наемному киллеру по отстрелу банков.

Депутат банковского комитета Павел Медведев объявил о внесении правительством трех млрд. руб. в фонд страхования, однако понятно, что назначив своим агентом в благородном деле страхования банковских вкладов АРКО, куда уже внесено 10 млрд. бюджетных денег, проще за один рубль потребовать двойной работы, поскольку не будет и одинарной.

Нормы закона таковы: если банк сгорел, то до 20 тысяч рублей вклада возвращается все, свыше этой суммы и до сотни тысяч – 75%. Вернуть деньги надо за 17 дней, но Медведев считает, что процесс растянется на год.

Независимый депутат Николай Гончар уверен, что после введения системы гарантирования вкладов из коммерческих банков начнут разбегаться деньги населения – все равно их вернут из фонда. Поэтому надзор нужен. Самому Сбербанку страхование вкладов не нужно, его деньги в принципе гарантированы Центробанком. А Медведев так прямо и сказал – для Центробанка, который владеет акциями Сбербанка, новый закон – повод для усиления надзора.

Вкладчику есть большая разница, где он потеряет деньги – в каком-нибудь «СБС-Агро» или Сбербанке. Деньги-то окажутся в том же одном месте, только способы разные, ликвидированный банк или фонд типа МММ намного более эффективная отмазка, чем инфляция в вечносоветском Сбербанке, где что-то возвращать все же приходится – на похороны вкладчика, чтоб больше не приставал.

 

ЗАКОН О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ НАСЕЛЕНИЯ ПОСЛУЖИТ ПОВОДОМ ДЛЯ ЦЕНТРОБАНКА ВНЕСТИ НОРМУ ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ – ПАВЕЛ МЕДВЕДЕВ

Москва, 17 ноября 2002 года. «Гарантии по вкладам требуют на порядок большего контроля» - утверждал независимый депутат Госдумы Николай Гончар.

По словам депутата, введение в будущем системы страхования банковских вкладов населения приведет к тому, что «появляется соблазн взять у вкладчиков деньги, сбежать с ними и растранжирить, а потом не прятаться от вкладчиков, потому что им заплатят из страхового фонда».

«Я не исключаю, - продолжил Н.Гончар, - что будет сделано предложение, чтобы банк, который не хочет входить в такой способ страхования своих клиентов, может быть избавлен от надзорной опеки, такая поправка, я думаю, будет внесена. Не хотите страховать – не надо, только я не представляю, какие клиенты будут у такого банка».

Н.Гончар считает, что контроль должен быть ужесточен вне всякого сомнения, никто не заставляет банки работать с вкладами физических лиц, такого рода принуждения не существует.

По словам Гончара, есть еще одно опасение: «Примерно 70% вкладчиков в Сбербанке. Эти вкладчики застрахованы скорее не самим Сбербанком, а тем, что контрольный пакет акций Сбербанка находится в собственности Центрального Банка (Банка России). Получается, что Сбербанк будет формировать страховой фонд, пользоваться которым ему никакой нужды нет». Гончар ожидает сопротивления со стороны руководства Сбербанка, однако законопроекты, предлагаемые правительством, это еще далеко не последнее слово.

На примере закона о малом бизнесе, Гончар объяснил, что «когда правительству в течении двух месяцев говорили, то, что вы внесли, не выдерживает никакой критики, закон с помощью администрации президента продавили через Думу, а сейчас выясняется – примите Христа ради закон об изменениях и дополнениях, а то останемся без бюджета. Поэтому будем внимательно работать с законом о страховании вкладов».

Зампредседателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев (фракция ОВР) в ответ на вопрос, есть опасность «отстрела банков» с помощью закона о страховании вкладов, согласился с тем, что «Опасность отстрела есть, но она не связана с этим законом. Хорошо известно, что наша банковская система не очень устойчивая. Надо отдать должное, она несравненно лучше, чем в 1998 году, но тем не менее, грязным банкам не очень доверяют».

П.Медведев напомнил, что Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд много лет требуют, чтобы банковскую систему России укрепили. «Это делается, но очень медленно, потому что российский человек не склонен к регулярной работе. Ему удобно, когда объявляется месячник выполнения правил уличного движения» - сказал депутат.

П.Медведев считает, что Центральный банк, который без всякого закона объявил, что хочет улучшить надзор за банками, в связи с обсуждением закона о страховании вкладов населения воспользуется случаем внести законодательные нормы усиления надзора.

Отвечая на вопрос о том, можно ли Центробанку позволять усиливать и без того немалые надзорные функции, допускающие поборы в отношении коммерческих банков и устранение конкурентов с рынка кредитных услуг, депутат ответил эмоционально: «А как же, как не позволять! Требовать от них надо. Мы же хотим, чтобы банки нас не грабили».

По словам Медведева, «запустить в систему гарантирования неустойчивые банки, это значит погубить систему гарантирования. Президент меня спросил: не создадим ли мы такую систему страхования, гарантирования вкладов, которая сама не будет гарантирована от банкротства? Если не дай бог это произойдет, то десятки лет люди не поверят в банки».

Далее депутат Медведев сослался на мнение 1-го зампреда Центробанка Андрея Козлова: «Сейчас система надзора и наказания за нарушения устроена таким образом, что наказание страшнее нарушения. Лишать банк бизнеса за то, кассир на какой-то бумажке дважды расписался, нельзя».

«Надзор - дело безумно трудное. Если бы один Козлов мог наладить надзор, но под Козловым много сотен людей, многих я даже в лицо не знаю» - сказал П.Медведев.

Медведев надеется, что закон "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" вступит в силу уже через три месяца, хотя он обсуждался на заседании правительства в минувший четверг и до внесения в Госдуму в порядке законодательной инициативы правительство вернется к проекту еще раз 28 ноября.

Медведев считает, что депутаты могут рассмотреть законопроект о страховании вкладов очень быстро в числе приоритетных.

После вступления будущего закона в силу предусмотрен переходный период 21 месяц, в течение которых банки, работающие с физическими лицами, войдут в систему страхования вкладов. П.Медведев подчеркнул, что система будет обязательной для всех банков, работающих с вкладами физических лиц, что противоречит позиции Н.Гончара.

Согласно норме будущего закона предусматривается полный возврат суммы вклада в пределах первых 20 тысяч рублей, сумма свыше 20 до 100 тысяч рублей будет возвращена в размере 75%.

По мнению П.Медведева, монополист в сфере банковских услуг населению - Сбербанк - должен входить в систему страхования на общих для всех банков основаниях, но при этом должен платить взносы в отдельную от других банков "корзину", поскольку взносы, вносимые в фонд страхования Сбербанком, будут в несколько раз превышать отчисления других банков, а создавать систему гарантирования за счет Сбербанка нельзя.

Будущий закон возлагает функции управляющего системой страхования вкладов на Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Первоначальный взнос государства в фонд страхования вкладов граждан РФ в банках составит 3 млрд. рублей, однако из госбюджета денег на формирование системы вносить не потребуется, поскольку ранее государство внесло 10 млрд. рублей в капитал АРКО.

По словам П.Медведева, средства АРКО, потраченные на реструктуризацию банков, по мере реализации проектов возвращаются. Поэтому в федеральном бюджете не предусматривается выделение специальных средств на финансирования системы страхования вкладов населения. Однако в закон о бюджете ежегодно будет вноситься строка, допускающая для АРКО возможность в случае необходимости прибегать к заимствованиям на финансирование системы.

 

ПАВЕЛ МЕДВЕДЕВ НАДЕЕТСЯ ПОПАСТЬ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ

Москва, 17 ноября 2002 года. зампредседателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев (фракция ОВР) рассказал, что думские центристы определили трех кандидатов от нижней палаты в Национальный банковский совет, которых они поддержат при голосовании на пленарном заседании: Анатолий Аксаков (группа "Народный депутат"), Владислав Резник (фракция "Единство") и Павел Медведев (фракция ОВР).

Вопрос о членах Национального банковского совета – представителях Государственной Думы будет рассмотрен завтра, 18 ноября, на заседании комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Дата его рассмотрения на пленарном заседании палаты пока не определена.

В ответ на вопрос о том, войдет ли сам Медведев в НБС, депутат сказал: «Это мы увидим в результате голосования. Пока меня рекомендуют. По формированию НБС все неожиданности впереди, нет же еще решения».

 

СЕРГЕЙ МИТРОХИН: ЕСТЬ НАДЕЖДА, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ НЕ ИЗМЕНИТ КОНСТИТУЦИЮ И ПРЕДПРИМЕТ ДЕМОНТАЖ ОЛИГАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Москва, 17 ноября 2002 года. «Установления диктатур не будет, будет декоративная демократия и под прикрытием этой декорации слабое государство, не способное решать задачи страны» - сказал замруководителя партии «Яблоко» депутат Сергей Митрохин.

По мнению депутата, «единственная надежда, что этот сценарий не будет реализован – сумеет ли президент пойти навстречу тем силам гражданского общества, политического общества, тем стратам (слоям) населения, которые все-таки заинтересованы в демонтаже олигархической системы и проведении совсем иной политики. Есть надежда, что второй срок для президента будет последним, он, как и обещал, не будет изменять Конституцию, и второй срок президент будет работать не на сохранение своих позиций, а на историю».

«Если у президента не будет воли к трансформации сложившейся системы и построению динамично развивающейся экономики, то ничего не будет» - утверждает Митрохин.

Депутат напомнил, что когда замруководителя фракции «Яблоко» Сергей Иваненко спросил: «Будет ли прорыв?» и премьер Михаил Касьянов ответил: «Никаких прорывов не будет» - это он ответил президенту, получился спор не об амбициях, а о темпах роста экономики. Это очень характерный спор, устами Касьянова олигархи сказали «нет, никаких изменений нашего положения не будет», а это значит – никаких изменений в России, решения в стране будут приниматься только в интересах олигархии, типа поднятия пошлин в интересах одних олигархов, борьба за ввоз ОЯТ в интересах других олигархов, реформа армии в интересах генералитета».

Hosted by uCoz