10.12.02 Лев
МОСКОВКИН
Кино не про
нас
Как
Новодворская из автомата поливала родину
VIII Международный правозащитный кинофестиваль «Сталкер»
открылся в день прав человека 10 декабря фильмом мастера – «Дом дураков» Андрея
Кончаловского. Режиссер представил актеров, набор которых уже сам по себе
поражает воображение. На самом деле до этого был показан документальный фильм
Шорина «Иван-Чай», но после «Дома дураков» «чай» и все прочее развеялось в дым
и воспоминаний в голове не осталось.
«Сталкер» давно
стал привычным, однако именно сейчас значимость фестиваля резко возросла,
скепсис в отношении к «Сталкеру» схлынул, о нем узнали и о нем говорят шире,
чем в круге специалистов и тех, кто имеет непосредственное отношение к
организации фестиваля или к съемкам конкурсных фильмов. Вектор развития
общества совпал с тематической ориентацией «Сталкера», и это печально, однако
все же хорошо, что уже есть кинофестиваль о том, что общество теряет на виражах
истории. На предваряющей кинофестиваль пресс-конференции председатель жюри
Алексей Симонов подчеркнул: идеология фестиваля – кино, направленное на защиту
прав человека.
Собственно на
фильме «Дом дураков» можно было бы поставить точку, никто не умеет столь
талантливо унижать человеческое в человеке, как потомственный гений в
искусстве. Даже больше, чем сами люди сообразно текущему моменту.
Подбор
актеров, атрибутика и антураж – все современное и к месту, все то, о чем
говорят, но по своему метафорично.
Кончаловскому
удалось даже совершенно невозможно – связать в одной картине две половинки
«Сталкера», по которым фестиваль традиционно разваливался как дольки
новогоднего мандарина - наследников советской интеллигентской диссидентщины и
уголовную лирику современности. В прошлом на одном из показов «Сталкера» даже
имела место небольшая потасовка между право- и левозащитниками, каждые
упивались своим и не терпели конкуренции.
Мастер не
толкает народ в пропасть, как метажурналистика из маргинальных газет, он завет
за собой в ту же сторону, куда тянет людей инстинкт, только гораздо дальше.
Одной картиной можно уцепить все, что волнует, о чем говорят или не говорят, но
думают: Чечня, вторжение в Ингушетию, сумасшедший дом, боевики, отвязанные
солдаты, девушка-снайпер из Литвы, пальба по своим и торговля трупами с
боевиками, память афганской войны и многое другое, что слилось в зловещем
экстазе сумеречного сознания. Цельность антигармонии поражает, но эта
гениальная выдумка мастера, к сожалению, просто зеркало современности.
Как и положено
мастеру, гениальный художник всласть оттягивается на тех, кто ему не нравится.
Особенно впечатляет фигура, поразительно похожая на Наводворскую, поливающая из
автомата небо в защиту Родины. Как и положено мастеру советского кино, другим
то же самое запрещено, показ боевиков в западной подаче подпадает под поправки
президента с запретом на пропаганду терроризма.
Позади
беснующихся в кадре дураков вперемешку с боевиками с неба падает вертолет – во
всех экранных боевиках в небо взлетают горящие машины, у мастера наоборот, с
неба падает и только потом взрывается. Ощущение реальности фантастически
правдоподобное. И вот что интересно: стоит задуматься над увиденным, как
отчетливо понимаешь – сумасшедшие все без исключения, здоровых нет, к тому же
они закабаляют друг друга и сами себя, никто особенно над ними не виснет, на
кого в Кремле или в Белом доме можно было бы свалить причину всех несчастий.
Даже доктор маленькой психиатрической больницы – есть у Кончаловского этакий
Бильжо в халате и с ключиком – ни в чем не виноват.
«Сталкер»
будет продолжаться в Центральном доме кино неделю по 17 декабря включительно. В
его программе многочисленные просмотры в нескольких программах о тоталитаризме,
о женщинах, о правах ребенка, о смертной казни, кино о войне и даже право на
кино. Кроме просмотров, будет также разнообразная говорильня на круглых столах.
Чего очевидно не будет, так это «Норд-Оста» как главного события года, а заодно
и терроризма вообще. Лихие правозащитники не настолько смелы, чтобы ставить на
публичное обсуждение абсолютный свежак без отмашки сверху. Формально
организаторы правы: кино – не телевидение, чтобы показывать то, что видишь
глазами уже сегодня. По словам Симонова, «фестиваль не может бежать сразу за
событиями».