10.12.02
Лев МОСКОВКИН
С ветерком
Железные
дороги
ОАО
«Российские железные дороги» будет зарегистрировано 22 апреля, в крайнем случае
– 30 июня. Об этом сообщил журналистам на пресс-конференции в «Известиях» 9 декабря
министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Почему так скромно? – да потому, что
РАО дискредитировано.
Тем не
менее, в процессе подготовки законопроектов по реформированию МПС все более
отчетливо отражаются в убегающих рельсах черты Чубайса. Под страхом возвращения
Николая Аксененко, который хотел быть главой если не всей России, то целиком
всего транспорта, МПС возьмет с собой в будущее не только рельсы с проводами,
но и санатории с бывшими совхозами.
С
локомотивами и вагонами сложнее: локомотивы хотят отнять депутаты, чтоб
неповадно было строить монополии, а вагоны в таком состоянии, что Фадеев их и
сам бы отдал, все равно вагоны в его власти. Железная дорога как была, так и
остается монополистом-диктатором. Отправив груз из Москвы в Томск, можно искать
его во Владивостоке. Если же на счастье отправителя вагон найдется в
Новосибирске, то ехать к месту назначения он может месяц вместо нескольких
часов. Чтобы узаконить сложившуюся глубоко в Советском Союзе нелегальные поборы
за доставку грузов, создали 70 операторских компаний и еще сотня ждет очереди
на лицензию.
Чтобы грузы
доходили до получателя без титанических усилий с его стороны, депутаты пытаются
добиться от Фадеева стопроцентной ответственности железной дороги по
грузоперевозкам, потому что иначе можно вообще ничего не возить и забить все
рельсы страны вагонами, чтобы терроризировать смежников дефицитом вагонов и
низкой пропускной способностью.
Фадеев
держится стойко и одновременно пытается добиться компенсаций выпадающих доходов
в размере 21,7 млрд. руб. – компенсации выровненных с Белоруссией тарифов,
создание рабочих мест для сокращаемых сотрудников и даже простая кредиторская
задолженность.
Что
характерно, на фоне грабежа по грузоперевозкам с одной стороны и борьбы за
электричество с другой сущая мелочь вроде перевозки пассажиров не стоит даже
слов министра, чтобы поднимать этот вопрос. Однако тарифы все же будут повышены
– на дальние расстояния, потому что цены на билеты в электричках уже задраны.
Электрички,
какие они есть, все равно нерентабельны, здесь задача простая: решить вопрос с перегрузкой,
вот цены и балансируют между острым желанием перепрыгнуть турникет вокзала,
когда ехать надо, и отказом от поездки, потому что дорого. Дальние перевозки –
другая публика, здесь повышение тарифов заставит о себе говорить, хотя Фадеев в
общении с законодателями большого пиара избегает в отличие от глав Пенсионного
фонда или РАО «ЕЭС», и правильно. Депутаты пока не могут разобраться с МПС,
кажется, что там еще хуже, чем в РАО, но что просить в обмен на одобрение
законов, пока непонятно. Хитрый Фадеев в отличие от Чубайса, которому никто не
верит, эффективно косит под нищего и больших сумм за одобрение законов не
предлагает.
По словам
Фадеева, второе чтение ожидается 15 декабря. Подано 1665 поправок.