11.12.02 Лев МОСКОВКИН
Федерация
Шуты в роли народных избранников
В результате тяжелых и продолжительных боев на
парламентском поле Федеральное Собрание провернуло при активном участии
председателя Центризбиркома России Александра Вешнякова новый вариант закона о
выборах депутатов. Накануне Дня Конституции законопроект одобрил Совет
Федерации (112 – «за», 13 – «против», 13 воздержались).
Бывший батько Кубани Кондратенко раздолбал в пух
столичных ловкачей, создающих по пять партий и мелькающих из одной в другую.
Это батько из зависти, потому что хотя число мест в федеральной части
партийного списка увеличено до 18, но самому Кондратенке все равно быть шутом
на политической арене уже не светит.
Новый закон отличается от действующего существенно,
председатель ЦИК постарался, чтоб игроки на выборном поле как можно меньше
шокировали народ, отбивая охоту к выборам или острое желание голосовать против
всех. И без этого доверие населения к институту выборов падает, а Вешнякову хочется
остаться на следующий срок.
Однако в законопроект по ходу законотворческой пьесы
натолкали все кто, мог, много интересного. Например, увеличение планки
прохождения партий в Думу. Всего на 2%, но они критические для всех, кроме коммунистов
и партии власти, какой бы она ни была. Формирование нижней палаты четвертого созыва
пока вроде бы проходит по старой планке. Увеличиваются втрое избирательные
фонды, однако реальные расходы на выборы все равно выше и мудрый Вешняков
против того, чтобы законный фонд достигал реальных расходов, понимая, что
пределов в финансировании оболванивания избирателей не существует.
Главная новация закона народу не интересна, хотя она
прямо касается тех, кто на выборах работает. Значительное увеличение
финансирования выборов связано с тем, что в соответствии с новым Трудовым
кодексом, вступившим в силу с 1 февраля 2002 года, за привлеченным к исполнению
государственных обязанностей работником сохраняется только должность по
основному месту работы, а компенсации выплачиваются тем государственным
органом, который его привлек. Еще одна причина увеличения расходов на выборы
состоит в повышении степени защиты избирательных бюллетеней.
В соответствии с проектом федерального закона "О
федеральном бюджете на 2003 год" расходы на выборы в Федеральное собрание
составляют 3,5162 млрд. руб. В 1999 году на выборы депутатов было выделено в
бюджете 1,365 млрд. руб., фактические расходы были меньше и составили 817,5
млн. руб.
К будущим федеральным выборам предстоит еще выпустить новый закон о выборах президента, желательно беспартийного во главе партии власти, также закон о Государственной автоматизированной системе «Выборы». Здесь загвоздка не в том, чтобы вышибить побольше деньжат, а чтобы в систему вносить побольше сведений о гражданах и затем использовать ее не для выборных целей.