30.12.02 Лев
МОСКОВКИН
Снег
А снег идет, а
снег идет…
Когда я сам до
работы журналиста скреб тротуар лопатой, за соль нас ругали. Теперь московские
власти изобрели хороший выход из положения, проверенный за семь десятилетий
советской власти: объявили, что техническая соль не применяется, и откуда она
попадает в таком изобилии в блудливые руки московских дворников – властям
неизвестно.
На
пресс-конференции в конце 2002 года о том, как убирают московские улицы,
рассказал замначальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства (УЖКХиБ) Москвы Владимир Ушков, ему помогал начальник отдела
координации работ по ремонту и содержанию городских дорог и магистралей УЖКХиБ
Борис Коршунков.
Зима в Москве
продолжается 166 дней. То есть зима может быть разной, но у дорожников все
подытожено-перемножено, и никуда от этого не деться. Ушков показывал на свои
красные от бессонницы глаза и объяснял, почему спустя сутки после начала
снегопада ни одной снегоуборочной машины на столичных улицах никто не видел. Все
просто – 1100 единиц снегоуборочной техники делают свое мучительное дело на
благо неблагодарным москвичам по ночам. Есть еще в распоряжении столичных
властей 860 машин-распределителей реагентов.
Реагенты
закупаются в основном в самой Москве. Если сильно холодно – то сыпят твердые –
хлористый магний или хлористый калий, если идет мокрый снег и сразу образуется
наледь – то льют жидкие, в основном растворы хлористого кальция или ацетата
калия. Чтобы подействовал реагент, надо отмыть дорогу от масляных пятен и
резины, и ее поливают специальными шампунями, по научному –
поверхностно-активным веществом.
Неблагодарные
москвичи не понимают, что делается это для их же блага, и ругают дорожников за
грязную мыльную жижу, которую сами же приносят на ногах в метро. В родном
отечестве все привыкли к обычной технической соли, как к хамству власти или
власти дворника. Дворник соль рассыпал – и можно снег не убирать и лед не
долбить, люди во дворах или машины на улицах будут давить едкую жижу до полного
расплавления ботинок и мозгов. И на управу никто в суд не подаст из-за того,
что сам же по пьяни поскользнулся и чего-то себе в организме поломал. Ботинки
после такого сезона можно выбросить, а «жигули» сгнивают заживо, от них
остается лишь подобие внешнего вида сверху, как скорлупа от съеденного жучка.
С нормальными,
некорродирующими реагентами – одна морока: их надо менять в зависимости от
температуры и толщины снежного покрова, причем на эстакадах и мостах
обрабатывать следует совсем не тем, чем под мостами. При смене реагента емкость
машины надо мыть, так как реагенты несовместимы друг с другом. И не дай бог
рассыпать реагент сразу, как Метеобюро сообщит о циклоне. Если вдруг снега не
будет, колеса на политой реагентами дороге буквально разъезжаются в разные
стороны, будто едешь на бешеной корове, а не на каком-нибудь приличном «мерсе»,
и машины бьются по вине дорожников, которых, как известно, заставь богу
молиться, а они делают совсем другое.
В.Ушков
ссылался на предновогодний снегопад и клялся, что никого не призывал отказаться
от желания с ветерком прокатиться по заснеженным московским улицам. Дорожники
действительно не призывали, делала это столичная ГИБДД, зная, что никакие
предписания и измерения снежного вала после подметания проезжей части не
изменят ментальности наших дорожников: работать по красным числам и еще лучше
не раньше того момента, когда уже все на рога встанут в сугробах. Это у
дворников такой пиар, по нашему – связи с общественностью: чтобы никто не
подумал, что главнее дворника у нас нет, надо сыпать больше соли и если убирать
снег вручную, то насыпать самые большие сугробы там, где больше всего ходят.
Сам так делал, когда работал дворником. А как иначе, если платят совсем ничего
и инструменты приходится ремонтировать за свой счет.
С тех пор мало
что изменилось, платят не больше в современных ценах, только вот столичных
дворников за особые заслуги возят на экскурсии за границу. Еще одно отличие – о
нем рассказал Ушков – снег сваливают не в реки, а на специальные площадки над
канализационными коллекторами, где лед дробят, а мусор выгребают. Таких
снегосплавных камер в Москве 32, причем Ушков обещает, что теперь устроены они
по-другому – не просто решетка над рекой нечистот, чтоб воняло на всю округу.
По словам
дорожников, город так устроен, что теплые циклоны поднимает над собой и
рассеивает, а холодные завихрения воздуха буквально всасывает. Московское
метеобюро заранее сообщает дорожникам, к чему готовиться, и дорожники
метеорологам благодарны. Только вот москвичи недовольны специалистами: пойдут
пешком – и натыкаются на машины или сугробы, поедут – мерзавцы-пешеходы лезут
под машины, когда так скользко. Сидели бы дома, и убирать не надо.