30.12.02 Лев МОСКОВКИН

Снег

А снег идет, а снег идет…

Когда я сам до работы журналиста скреб тротуар лопатой, за соль нас ругали. Теперь московские власти изобрели хороший выход из положения, проверенный за семь десятилетий советской власти: объявили, что техническая соль не применяется, и откуда она попадает в таком изобилии в блудливые руки московских дворников – властям неизвестно.

На пресс-конференции в конце 2002 года о том, как убирают московские улицы, рассказал замначальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (УЖКХиБ) Москвы Владимир Ушков, ему помогал начальник отдела координации работ по ремонту и содержанию городских дорог и магистралей УЖКХиБ Борис Коршунков.

Зима в Москве продолжается 166 дней. То есть зима может быть разной, но у дорожников все подытожено-перемножено, и никуда от этого не деться. Ушков показывал на свои красные от бессонницы глаза и объяснял, почему спустя сутки после начала снегопада ни одной снегоуборочной машины на столичных улицах никто не видел. Все просто – 1100 единиц снегоуборочной техники делают свое мучительное дело на благо неблагодарным москвичам по ночам. Есть еще в распоряжении столичных властей 860 машин-распределителей реагентов.

Реагенты закупаются в основном в самой Москве. Если сильно холодно – то сыпят твердые – хлористый магний или хлористый калий, если идет мокрый снег и сразу образуется наледь – то льют жидкие, в основном растворы хлористого кальция или ацетата калия. Чтобы подействовал реагент, надо отмыть дорогу от масляных пятен и резины, и ее поливают специальными шампунями, по научному – поверхностно-активным веществом.

Неблагодарные москвичи не понимают, что делается это для их же блага, и ругают дорожников за грязную мыльную жижу, которую сами же приносят на ногах в метро. В родном отечестве все привыкли к обычной технической соли, как к хамству власти или власти дворника. Дворник соль рассыпал – и можно снег не убирать и лед не долбить, люди во дворах или машины на улицах будут давить едкую жижу до полного расплавления ботинок и мозгов. И на управу никто в суд не подаст из-за того, что сам же по пьяни поскользнулся и чего-то себе в организме поломал. Ботинки после такого сезона можно выбросить, а «жигули» сгнивают заживо, от них остается лишь подобие внешнего вида сверху, как скорлупа от съеденного жучка.

С нормальными, некорродирующими реагентами – одна морока: их надо менять в зависимости от температуры и толщины снежного покрова, причем на эстакадах и мостах обрабатывать следует совсем не тем, чем под мостами. При смене реагента емкость машины надо мыть, так как реагенты несовместимы друг с другом. И не дай бог рассыпать реагент сразу, как Метеобюро сообщит о циклоне. Если вдруг снега не будет, колеса на политой реагентами дороге буквально разъезжаются в разные стороны, будто едешь на бешеной корове, а не на каком-нибудь приличном «мерсе», и машины бьются по вине дорожников, которых, как известно, заставь богу молиться, а они делают совсем другое.

В.Ушков ссылался на предновогодний снегопад и клялся, что никого не призывал отказаться от желания с ветерком прокатиться по заснеженным московским улицам. Дорожники действительно не призывали, делала это столичная ГИБДД, зная, что никакие предписания и измерения снежного вала после подметания проезжей части не изменят ментальности наших дорожников: работать по красным числам и еще лучше не раньше того момента, когда уже все на рога встанут в сугробах. Это у дворников такой пиар, по нашему – связи с общественностью: чтобы никто не подумал, что главнее дворника у нас нет, надо сыпать больше соли и если убирать снег вручную, то насыпать самые большие сугробы там, где больше всего ходят. Сам так делал, когда работал дворником. А как иначе, если платят совсем ничего и инструменты приходится ремонтировать за свой счет.

С тех пор мало что изменилось, платят не больше в современных ценах, только вот столичных дворников за особые заслуги возят на экскурсии за границу. Еще одно отличие – о нем рассказал Ушков – снег сваливают не в реки, а на специальные площадки над канализационными коллекторами, где лед дробят, а мусор выгребают. Таких снегосплавных камер в Москве 32, причем Ушков обещает, что теперь устроены они по-другому – не просто решетка над рекой нечистот, чтоб воняло на всю округу.

По словам дорожников, город так устроен, что теплые циклоны поднимает над собой и рассеивает, а холодные завихрения воздуха буквально всасывает. Московское метеобюро заранее сообщает дорожникам, к чему готовиться, и дорожники метеорологам благодарны. Только вот москвичи недовольны специалистами: пойдут пешком – и натыкаются на машины или сугробы, поедут – мерзавцы-пешеходы лезут под машины, когда так скользко. Сидели бы дома, и убирать не надо.

Hosted by uCoz