07.01.03 Лев
МОСКОВКИН
ПРАВИТЕЛЬСТВО,
КОНЕЧНО, ЧТО-ТО ОТСТЕГНЕТ МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ, НО НЕДОСТАТОЧНО – СЕРГЕЙ
МИТРОХИН
Москва, 7 января 2003. «Разработанные комиссией Дмитрия
Козака законопроекты о местном самоуправлении вводят его обязательность, чего
сейчас нет, думская фракция «Яблоко» их поддержит в первом чтении» - сказал зампред
думского комитета по вопросам местного самоуправления Сергей Митрохин (фракция
«Яблоко»).
Внесенный
президентом в Госдуму 4 января законопроект «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», также сопутствующий законопроект «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации» депутат Митрохин оценивает двойственно,
т.к. с одной стороны до сих пор во многих поселениях страны граждане лишены
права на местное самоуправление, однако при внесении законопроектов, как
отметил Митрохин, у президента не хватило политической воли противостоять
Минфину и обеспечить полномочия соответствующими налоговыми поступлениями через
поправки в Налоговый кодекс. По словам Митрохина, местной власти надо передать
ряд налогов включая поступления от малого бизнеса и частично подоходный налог,
внести необходимые поправки в Налоговый кодекс уже после первого чтения
законопроектов о местном самоуправлении обещал вице-премьер Виктор Христенко,
однако Митрохин в эти обещания не верит, т.к. правительство придерживается в
данном вопросе позиции Минфина, считающего, что местному самоуправлению деньги
не нужны. «Что-то, конечно, отстегнут, но очевидно недостаточно» - утверждает
Митрохин.
Кроме того, в
проекте реформы местного самоуправления в стране есть несколько опасных с точки
зрения Митрохина норм. Например, предел численности города, которому положен
представительный орган власти, первоначально был 200 тыс. чел. Д.Козак обещал
снизить его до 50 тыс., однако, отмечает Митрохин, в стране уже сейчас есть
города меньшей численности, прекрасно справляющиеся со своей
самостоятельностью, после введения законов в действие они будут присоединены к
районам и лишены самоуправления. Митрохин собирается вносить поправку о
необходимости проведения референдума в поселении о согласии граждан на
присоединение к району.
В
законопроектах есть также норма о внесудебном изъятии полномочий местной власти
и такая, как выразился Митрохин, «дубина» в руки губернатора против
муниципалитета, как контроль финансовой задолженности, которая в стране
повсеместна и не всегда по вине самого муниципалитета.
Вопрос об
организации местного самоуправления в двух российских городах федерального
подчинения – Москве и Санкт-Петербурге – новые законы практически не решают,
разработчик предлагал два варианта – плохой, с сохранением действующего порядка
фиктивного местного самоуправления в пародийной форме, и очень плохой вариант с
полной ликвидацией местного самоуправления, когда государственная власть
одновременно является и муниципальной.