23.01.03 Лев МОСКОВКИН
интервью
Независимый депутат, сопредседатель партии «Либеральная Россия» Виктор Похмелкин поставил диагноз «парламентской
слабости» своим бывшим коллегам по фракции
- В среду 22.01.03 отклонили законопроект
Бориса Надеждина о поправках по
формированию Совета Федерации –
предлагалось дать возможность отзыва сенатора при неоднократном голосовании
против воли того органа власти субъекта, который этот сенатор представляет.
Ваше мнению об этом?
- Я убежденный сторонник прямых выборов членов
Совета Федерации и у меня тоже есть законопроект на эту тему. Я правда не могу
согласиться с тем, что эту проблему можно решить в рамках действующей
Конституции, это означает, что подбирать кандидатов будет все равно губернатор
и законодательное собрание, что неправильно. Я за полностью прямые выборы, а
для этого необходима поправка к Конституции и только это позволит реально
обеспечить связь членов Совета Федерации не с верхушкой регионов, а с
избирателями, с гражданами, живущими в конкретном субъекте федерации.
Проект Бориса Надеждина я не поддерживаю,
потому что фактически его авторы пытаются поставить членов Совета Федерации в
большую зависимость от региональных чиновников – от губернаторов, от депутатов
законодательных собраний, от соответствующих аппаратов, что неправильно: член
Совета Федерации – это полноценный парламентарий, это государственный деятель
федерального уровня, и он конечно должен быть свободным и самостоятельным в
определении своей позиции. А для того, чтобы он действительно по-настоящему
выражал волю регионов, у него должен быть мандат, полученный от избирателей, то
есть так же, как у депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатному
округу. В этом смысле, мне кажется, их правовой статус, как мне кажется, должен
быть абсолютно идентичным.
- Будь на то политическая воля, сколько лет потребуется для введения прямых выборов Совета Федерации? Надеждин говорит, что не меньше пяти.
- Лет? Я думаю, что соответствующие изменения в
законодательстве могут произойти после выборов президента, в первый год или
может быть во второй. На самом деле до этой идеи дозрела Администрации
президента и Совет Федерации, естественно и Государственная Дума и общество в
целом. Но никто это не будет делать до выборов президента, понятно, что по всей
видимости у нас после выборов 2003-2004 года появляется некая возможность для политических
реформ и более того, для поправок в Конституцию. Там разные будут цели
преследоваться – кто-то захочет третий срок обеспечить действующему президенту,
но по крайней мере, «ящик Пандоры» будет открыт и в этих условиях, мне кажется,
максимально быстро можно будет провести поправки о прямых выборах Совета
Федерации по которым практически сложился консенсус. Так что я достаточно
оптимистично смотрю на эту тему, но реально первые прямы выборы в Совет
Федерации могут пройти в 2007 году вместе с выборами в Государственную Думу
пятого созыва.
- Вы думаете, что выборы в обе палаты должны быть совмещены?
- Я думаю, к этому объективная политика и
логика приведет.
- Как быть с тем, что говорит председатель СФ Сергей Миронов: верхняя палата единственный постоянно действующий орган власти в стране?
- Я не исключаю, что выборы в Совет Федерации,
как и в американский сенат, будут проходить каждые два года по ротации. Я имею
в виду, что первые прямые выборы Совета Федерации могут пройти в 2007 году.
- Как воспринимать бесконечное бодание между Надеждиным и Гребенниковым в комитете по госстроительству после замены председателя комитета Лукьянова на Гребенникова? Надеждин и не особенно скрывал, что свой законопроект о формировании Совета Федерации он продвигал против «закона о пожизненном сенаторстве» под Сергея Миронова, хотя закон отклонила Дума, а Миронов проехал в Совет Федерации от нового созыва Заксобрания СПб без всякого закона. Но проект Сахалинской думы Гребенников просто не пустил в рассылку, а Надеждин был очень зол своим проигрышем в законе о гражданстве, да и жесткий АГС мягко говоря не приветствовал. Во вторник Надеждин рассказал журналистам, что ему предложили взаимно снять оба проекта о формировании Совета Федерации – о зависимом от регионов сенаторе и о Совете Федерации, который принимает решения только внутри органа. Но Надеждин не поверил.
- Ну, мне не очень корректно комментировать
ситуацию в другом комитете, я сам член комитета по законодательству. Вот. Я бы
сказал, что у нас неблагополучно с законодательством о государственном
строительстве в целом, потому что этот комитет сегодня полностью выражает волю
Администрации президента, а та позиция,
которую ставит
Надеждин, это мне кажется периферия той проблематики,
которая сегодня наиболее остра и актуально. Ну кого волнует старый закон о Совете Федерации, если все приходят к
выводу, что надо обеспечить прямые выборы. Хочу напомнить мой любимый анекдот:
когда женщина приходит ко врачу и говорит –
доктор, мне бы похудеть, это возможно? А доктор отвечает – да, возможно,
только учтите, что из толстой коровы можно сделать только тонкую корову, но
никак не газель. Вот из действующего закона о формировании Совета Федерации
газель никогда не сделаешь и тратить на это нервы, время и силы – просто абсолютно бессмысленно и
бессодержательно, в то время, как у нас тяжелейшая ситуация с судебной
системой, административная реформа никак не движется, назрела необходимость
конституционных изменений существенных, именно в части соотношений между различными
ветвями власти. Вот чем заниматься надо всерьез. Понятно, что господин Гребенников, я его уважаю по-человечески, но
он никогда на это не пойдет, он политик абсолютно зависимый от Кремля. Если у
Надеждина как представителя СПС в этом комитете были бы какие-то идеи
прорывные, я думаю, они должны были бы проявиться. Пока этого нет.
- Но закон Сахалинской думы о формировании СФ просто не направили в рассылку, и Надеждин не может этого добиться.
- Я этого не понимаю. Это признать свою
слабость и несостоятельность как парламентария, потому что добиться выполнения
регламентных норм любому депутату посильно. Я, будучи независимым депутатом, не
входя ни в какую фракцию, этого добиваюсь. А уж если бы я как в прежние времена был членов Совета Думы и первым
заместителем руководителя фракции, то проблем никаких с этим не было.
- С тех пор, как вы перестали быть членом Совета Думы, там многое изменилось.
- Я не хочу это комментировать ситуацию во
фракции, просто я на заявление –
я не могу добиться рассылки закона –
говорю:
ха-ха-ха! Это просто фиксирует
парламентскую слабость конкретного человека. Да, добиться того, чтобы приняли
конкретный закон – это понятно,
это как бы соотношение сил, но…
- Недавно у них Любовь Слиска отбила законопроект о борьбе с педофилией.
- Но это слабость уже комитета по
законодательству и его председателя господина Крашенинникова. Я в этой истории
участия не принимал, мне как-то честно говоря все равно, не придаю такого
значения этой проблеме, но здесь комитет проиграл по глупости. Потому что они
слабые, у извините, я скажу как есть, что Крашенинников, что Надеждин, слабые и
гнущиеся. Их довольно легко прогнуть и сломать. Как было с законом об
альтернативной службе – вы были на
комитете,
когда он рассматривался? Когда
Крашенинников и Баранников, и голосом Немцова, поддержали правительственный вариант, а потом долго кричали: ах-ах-ах, как
это? Мизулина у них проголосовала нормально. Но зато другие представители СПС
поддержали. Поэтому ломаются те, кого легко сломать. И гнутся те, кого легко
прогнуть.
- Ну, пусть будет так.