12.02.03 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд
Геннадий Селезнев: В Думе никакой заразы нет!
Представитель фракции ЛДПР Алексей Митрофанов
выступил на заседании Госдумы с требованием объявить в ее работе 10-дневный
перерыв. Идет эпидемия гриппа, заявил Митрофанов, и в этой связи необходимо
категорически ограничить доступ кого-либо в Думу. «Не подходите к премьеру! Он
может заразить президента!» – воскликнул Митрофанов, имея в виду присутствие на
заседании Думы председателя правительства Михаила Касьянова, к которому устремились
отдельные депутаты. Реакция председателя Думы Геннадия Селезнева на инициативу
ЛДПР был отрицательной. «В Государственной Думе никакой заразы нет!» – заявил
Селезнев.
Представитель четырех центристских фракций
Государственной Думы Анатолий Аксаков (группа «Народный депутат») выступил от
их имени с инициативой принятия Думой специального заявления по поводу
деятельности в России зарубежных террористических организаций. Дума намерена
обратиться к правительству с предложением разработки мер по усилению борьбы
против таких организаций. В тексте заявления Дума предлагает прокуратуре
представить в Верховный суд РФ дополнительные материалы по 15 различным
террористическим организациям. Думское большинство поддержало эту инициативу.
Представитель левой части Думы, заместитель
председателя думского Комитета по информационной политике Татьяна Астраханкина
(КПРФ) выступила на заседании Думы с инициативой приглашения в нее министра
экономического развития и торговли РФ Германа Грефа и министра финансов РФ Алексея
Кудрина. Они должны были прояснить некоторые вопросы, связанные с Федеральной
адресной инвестиционной программой на 2003 год, которая была принята Думой
одновременно с федеральным бюджетом. По мнению Астраханкиной, в этом документе
«содержатся различные перекосы: одним регионам отдается предпочтительное
количество инвестиций, в то время как другие регионы дискриминируются». Однако
Госдума отвергла инициативу Астраханкиной.
Выступая на заседании Госдумы, председатель
правительства Михаил Касьянов заявил о готовности выступить в Госдуме в мае по
проблеме перехода к отраслевым системам оплаты труда в бюджетной сфере. Ранее
такое выступление главы правительства по этому вопросу планировалось на
сегодняшний день. Однако Михаил Касьянов перепоручил доклад по этому вопросу в
Думе министру труда и социальной политики РФ Александру Починку. Представитель
правительства в Думе Андрей Логинов в начале сегодняшнего заседания Думы
сообщил об отсутствии министра в Москве и невозможности выступления его в Думе.
В этой связи Михаил Касьянов выразил готовность выступить в Думе лично по этому
вопросу в мае. Думское большинство согласилось с этим предложением и решило
направить такое приглашение главе правительства для выступления его в Думе 16
мая.
Отвечая на вопросы депутатов, председатель
правительства Михаил Касьянов заявил на заседании Думы об отсутствии реальной
экономической возможности немедленно принять закон о повышении всем бюджетникам
зарплаты до уровня прожиточного минимума. По словам Касьянова, в этом случае
выросла бы «недопустимым образом» инфляция и исчезли бы товары в магазинах.
Касьянов заявил, что лишних денег у правительства нет. Что касается бюджетного
профицита, то он будет направлен на образование страхового фонда на случай
падения доходов страны от экспорта.
Михаил Касьянов заявил в Госдуме, что главная
проблема реформы ЖКХ состоит в «своеволии регионов». Вопреки рекомендациям
правительства, большинство регионов сделали акцент только на повышении тарифов
на услуги ЖКХ за счет населения. В этой связи необходимы законодательные
инициативы, которые дают правительству право обязать регионы комплексно
проводить реформы ЖКХ. Такие законодательные инициативы уже подготовлены. В
этой связи лидер депутатской группы «Народный депутат» Геннадий Райков выступил
на думском заседании с предложением создать специальную комиссию в составе
депутатов Госдумы и представителей правительства для решения этих проблем.
Михаил Касьянов проинформировал депутатов о мерах по
реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса. В своем
выступлении Касьянов дал краткий обзор экономического положения страны. По его
словам, четвертый год подряд наблюдаются хорошие показатели в развитии
народного хозяйства. Реальные доходы населения в минувшем году выросли на 9
процентов, а за последние 3 года – на одну четверть. Удалось кардинальным
образом стабилизировать государственные финансы. Золотовалютные резервы
достигли почти 50 млрд. долларов. Проблема выплаты внешнего долга «потеряла
свою остроту и фактически не существует».
Однако глава правительства отметил низкую
инвестиционную активность в перерабатывающих отраслях промышленности. Рост
экономики продолжается, но темпы явно недостаточны. Необходим новый энергичный
импульс для развития экономики. Сейчас правительство как раз разрабатывает
конкретные меры в этом направлении, и в ближайшее время они будут представлены
на рассмотрение Думы, заявил премьер.
Михаил Касьянов указал в своем выступлении в Думе,
что «запасы прочности» в жилищно-коммунальном хозяйстве страны почти исчерпаны.
В течение нынешней зимы в 37 регионах произошло 75 крупных аварий. Треть из них
произошли по причине износа оборудования, еще одна треть – из-за нарушения
правил и расхлябанности местной администрации и только треть всех аварий имела
своей причиной стихийное бедствие. Подавляющее большинство аварий уже
ликвидированы, заявил премьер.
Вместе с тем Михаил Касьянов подчеркнул, что в
жилищно-коммунальном хозяйстве налицо кризис. Реформа ЖКХ не дала тех
результатов, на которые рассчитывали. Местные власти в большинстве регионов
подошли к реформе однобоко, делая акцент на повышение стоимости услуг.
Стоимость услуг в ЖКХ растет в четыре раза быстрее, чем другие тарифы. Нужна
новая технико-экономическая модель ЖКХ, утверждал Касьянов.
Кроме того, Михаил Касьянов заявил, что прежде всего
необходимо остановить бесконтрольный рост тарифов на услуги ЖКХ. Направление
реформы имеет в виду создать конкурентную среду в управлении и обслуживании
ЖКХ. Необходимо демонополизировать эту отрасль, активно создавая товарищества
собственников жилья. Еще одно направление реформы состоит в реструктуризации
долгов предприятий ЖКХ. Михаил Касьянов указал также, что централизованная
система отопления зданий в ряде регионов оказалась неэффективной и нужно
перейти на локальные схемы отопления.
Выступая в Государственной Думе, Михаил Касьянов
заявил о необходимости срочной реформы в системе электроэнергетики России.
Имевшиеся разногласия правительства с депутатами
сейчас устранены, и законопроекты, внесенные правительством, готовы к принятию
их Думой. Реформа электроэнергетики направлена на развитие конкуренции для
привлечения инвестиций. Роль же государства сводится к модернизации
инфраструктуры.
Промедление с преобразованиями чревато серьезным
риском, утверждал Касьянов.
Нижняя
палата рассмотрела вопрос «О назначении членов Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации», предложено 7 кандидатур на 5 мест: Сергей
Абельцев (от ЛДПР, бывший депутат, сотрудник аппарата фракции), Елена Дубровина
(от «Яблока», член ЦИК), Ольга Застрожная (от группы «Народный депутат», член
ЦИК), Эльвира Ермакова (от «Единства», депутат фракции), Евгений Колюшин (от
КПРФ, член ЦИК), Валерий Крюков (от ОВР, депутат фракции), Вадим Прохоров (от
СПС, адвокат).
В первом туре закрытого рейтингового голосования на
пленарном заседании Госдумы в следующий состав Центризбиркома были избраны
четверо (12:55): Эльвира Ермакова (348 за, 41 против, 1 воздержался); Ольга
Застрожная (371 за, 14 против, 1 воздержался); Евгений Колюшин (399 за, 1
против); Валерий Крюков (362 за, 18 против, 2 воздержались). Сергей Абельцев от
ЛДПР набрал меньше всех голосов (27 за, 157 против, 1 воздержался), не добрали
необходимых 226 голосов также Елена Дубровина (165 за, 68 против, 4
воздержались) и Вадим Прохоров (199 за, 116 против, 1 воздержался). Не
увенчались успехом попытки председателя комитета по регламенту и организации
работы Госдумы Олега Ковалева (“Единство”) добиться повторного голосования
только по кандидатуре Прохорова как набравшего наибольшее количество голосов из
числа трех не прошедших кандидатов. Повторное голосование (13:10) также не
привело к успеху и тогда Владимир Жириновский резко выступил в поддержку
кандидатуры “Яблока”, в результате третьего голосования (13:15) она победила
(233 за, 24 против, 1 воздержался), а Абельцев и Прохоров не набрали
необходимого до 226 числа голосов (Прохоров 207 за, 24 против, 1 воздержался).
“Нас убирают” – сказала журналистам вице-спикер
Государственной Думы Ирина Хакамада (фракция СПС) в своем комментарии по поводу
отклонения нижней палатой кандидата от СПС в Центризбирком на следующий срок
Вадима Прохорова. Хакамада не сомневается, что сделано это в пользу кандидата
от “Яблока” Елены Дубровиной “по указке сверху”, причем результат стал известен
уже после того, как СПС поддержала кандидатуры центристов и коммунистов.
Коллега Хакамады по фракции СПС Александр Котюсов
также высказал сожаление по поводу отклонения кандидатуры Прхорова – “Он
отличный юрист”, и добавил, что Прохоров очевидно останется в Центризбиркоме
работать представителем СПС с правом совещательного голоса.
Вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский объяснил ,
что альянс ЛДПР и “Яблока” состоялся только по одной кандидатуре Елены
Дубровиной, разногласия двух указанных партий, по словам Жириновского, носят
характер теоретического спора по вопросам демократия и коммунизма. При этом
Жириновский подчеркнул, что Елена Дубровина – единственный член действующего
ЦИК, которая не боялась быть в оппозиции председателю комиссии: “Она
действительно лучшая, она от “Яблока”, но она отлично работает”.
“Ему зачтется” – сказал в беседе с журналистами по
поводу поддержки Жириновским кандидатуры “яблочников” замруководителя фракции
Сергей Иваненко и добавил: “Мы очень довольны. Мы получили дополнительные
гарантии Избрание на следующий срок ЦИК Елены Дубровиной – это дополнительную
гарантию, что выборы будут более честными, чем они были бы, если бы была
выстроена система министерства, где один начальник и все остальные
подчиненные”. С.Иваненко подчеркнул, что все решилось достаточно неожиданно и
непосредственно в зале, причем в значительной степени потому, что голосование
было закрытым.
Председатель ЦИК Александр Вешняков в комментарии для
журналистов по итогам голосования в Госдуме сказал, что “решения в
Центризбиркоме принимаются исходя из требований закона, “против” бывают много”,
и т.о. фактически отрицал, что Дубровина выступает в оппозиции ему как
председателю ЦИК. А.Вешняков утверждал, что он доволен исходом голосования по
кандидатам в ЦИК на следующий срок: “Конечно доволен – кончено мученье”.
Сняли с рассмотрения отклоненные федеральные законы
"О службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации" и "О социальном развитии
сельских поселений".
По просьбе
авторов перенесли на две недели рассмотрение двух законов, изменяющих
подсудность дел в Чеченской Республике: "О внесении дополнений в
Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" и -
"О внесении дополнений в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом"
(по вопросу особенностей расследования и рассмотрения уголовных дел в зоне
проведения контртеррористической операции).
Депутат думской фракции ОВР, бывший директор ФСБ
Николай Ковалев заявил в нашем интервью о своей поддержке указанных двух
законопроектов. Депутат подчеркнул, что оба законопроекта позволяют
рассматривать уголовные дела, возбужденные в Чеченской Республике, за пределами
региона. Н.Ковалев считает, что «вопрос давно назрел и перезрел, поскольку все
понимают, что функционирование судов в условиях вооруженного противостояния не
может быть абсолютно объективным, поэтому существует необходимость рассмотрения
дел в судах других регионов».
Первый из указанных законопроектов предлагает
законодательно ограничить некоторые конституционные права граждан в зоне
проведения контртеррористической операции. Целью этого законопроекта является
устранение коллизии, возникающей в случае принятия второго законопроекта о
поправках в закон «О борьбе с терроризмом», направленного на изменение
территориальной подсудности в зоне проведения контртеррористической операции.
Дополнения в закон «О борьбе с терроризмом» предлагают наделить Верховный суд
РФ правом через изменение территориальной подсудности изымать уголовные дела из
судов, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции. Подобные
изъятия представляются депутатам целесообразными ввиду того, что в ходе
проведения контртеррористической операции далеко не всегда можно обеспечить
квалифицированное судопроизводство и надлежащую защиту участников процесса от
внешнего давления. При этом предлагается на время приостановления действия
территориальных судов передать право на принятие решения об избрании меры
пресечения в виде заключения под стражу прокурору. Чтобы обеспечить нормальную
работу правоохранительных структур в ходе проведения контртеррористической
операции и не нарушить основных прав граждан, в законе предусмотрено право
обжаловать действия прокурора в суде.
Далее
депутаты приступили к рассмотрению законопроектов первого чтения.
Отклонен
законопроект "О внесении изменений в статью 40.4 Федерального закона
"О прокуратуре Российской Федерации" (об изменении текста присяги
прокурора (следователя); (1 за, 11 против, 1 воздержался; 17:17).
Отклонен
законопроект "О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации
"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы" (о приведении статьи 12 в соответствие со статьей 2 указанного
закона); (191 за, 1 против; 17:22).
Рассмотрели
проекты постановлений Государственной Думы.
Госдума рассматривала и приняла проект постановления
о «грубом нарушении» порядка установления тарифов на электрическую энергию для
конечных потребителей на 2003 год. Выразилось это в том, что 23 региона подняли
у себя тарифы за электроэнергию в нарушение закона, принятого Госдумой. Размеры
повышения составили в разных регионах от 30 до 70%. После острой дискуссии Дума
приняла постановление, в котором требует в течение 7 дней отменить такие
решения региональных администраций, а также выражает недоверие Федеральной
энергетической комиссии, на которую возлагает ответственность за принятые
решения о повышении знерготарифов в регионах (единогласно – 389 за).
Одновременно
Дума поддержала внесенную фракцией ОВР в проект Постановления поправку о
выражении недоверия Федеральной энергетической комиссии, как регулирующему
государственному органу. За поправку проголосовало 358 депутатов.
В Постановлении изложено предложение Правительству РФ
в течение 7 дней привести уровень тарифов в регионах в соответствие с
федеральным бюджетом на 2003 год. В законе о федеральном бюджете предусмотрено,
что тарифы на электроэнергию в течение года не могут расти более, чем на 14%.
Выступая с докладом на пленарном заседании, лидер фракции «Отечество-Вся
Россия» сообщил, что с начала года в 23 регионах России рост тарифов превысил
данную планку. В некоторых регионах тарифы выросли до 50%. В частности это
Саратовская, Самарская, Ульяновская, Ростовская области. «Должны приниматься
ответственные решения. Федеральная энергетическая комиссия должна была
вмешаться, проинформировать депутатов о ситуации. По крайней мере, внести
предложения о том, как отрегулировать ситуацию. Ничего этого сделано не было.
Возникает впечатление, что региональные комиссии все свои решения согласовывали
с ФЭК. Поэтому считаем правильным, поставить вопрос о недоверии Федеральной
энергетической комиссии и отставке ее председателя», – отметил В. Володин.
Отвечая на вопрос о том, какая ответственность наступит при неисполнении
требования депутатов, Володин сказал в адрес правительства «Вольному воля» и
засмеялся.
Одобрили
постановление "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации
М.М.Касьянову о ситуации с финансированием работ по созданию
военно-исторического мемориала "Богородицкое поле" (345 за).
Дважды
возвращаясь к голосованию, не смогли одобрить постановление "О
парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову "О
необходимости сохранения в составе отраслевых академий наук уникальных
опытно-экспериментальных производств"; (171 за, 2 против, 3 воздержались;
16:11; повторно 157 за, 2 воздержались; 16:44)
Госдума рассмотрела и отклонила проект обращения к
президенту России Владимиру Путину о неотложных мерах в связи с угрозой
применения США военной силы в отношении Республики Ирак. Этот документ
предложен вице-спикером Владимиром Жириновским и предусматривает поручение
президента представителю России при ООН использовать право вето при голосовании
в Совете Безопасности ООН любых инициатив, предусматривающих применение военной
силы в отношении Республики Ирак. Этот документ при голосовании получил
поддержку лишь 40 депутатов Госдумы и был отклонен (40 за, 6 против; 16:34).
Госдума одобрила альтернативный проект заявления в
связи с угрозой применения военной силы против Республики Ирак, который
подготовил думский Комитет по международным делам. В этом документе депутаты
Госдумы выражают свое убеждение, что Российская Федерация может и должна
использовать свой международный авторитет, а также все свои полномочия
постоянного члена Совета Безопасности ООН для обеспечения урегулирования
ситуации вокруг Республики Ирак исключительно на основе норм международного
права. Как пояснил представитель думского Комитета по международным делам,
такая формулировка включает также возможность применения Россией своего права
вето в СБ ООН и другие меры (за основу 331 за, 13 против; в целом 352 за, 5
воздержались; 16:37).
Одобрили
проект постановления «Об обращении Госдумы к председателю правительства Михаилу
Касьянову об обеспечении морских ресурсных исследований и государственного
мониторинга водных биологических ресурсов в России» (334 за, 2 против; 16:42).
По предложению депутата Александра Чуева (фракция
«Единство») нижняя палата парламента одобрила проект постановления с обращением
к Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову по поводу прошедшей в январе
2003 года в Музее им. Андрея Сахарова выставки «Осторожно: религия». Автор
постановления просит прокурора принять необходимые меры в рамках осуществления
прокурорского надзора, обязав «незамедлительно провести проверку по факту
разжигания религиозной вражды организаторами выставки «Осторожно: религия».
Против этой инициативы выступил независимый депутат Сергей Юшенков, который
отметил, что «в прошлом у нас был «воинствующий атеизм», теперь мы скатываемся
на позицию «воинствующей религиозности». Госдума голосовала по проекту
постановления дважды и в конце концов одобрила его (182 за, 8 против; 16:51;
повторно 265 «за» и 2 воздержались; 17:06).
Зампредседателя думского Комитета по кредитным
организациям и финансовым рынкам Павел Медведев (фракция ОВР) представил
коллегам по нижней палате два проекта постановлений с обращениями к
председателю правительства Михаилу Касьянову, в которых депутаты просят
премьера решить вопросы получения наследником денежного вклада умершего
вкладчика Сбербанка.
По словам Медведева, с 1 марта текущего года не
признаются завещания вклада, сделанные непосредственно в Сбербанке владельцем
вклада, и деньги в Сбербанке поступают в общую массу наследства, откуда их, по
словам Медведева, «никакими силами извлечь нельзя». Вторая проблема, поднятая
Медведевым, состоит в том, что нет механизма извлечения из вклада средств на достойные
похороны ранее чем через 6 месяцев после открытия нотариусом наследства.
Госдума единогласно одобрила оба постановления (первое 386 за; 17:01; второе
399 за; 17:02).
Все оставшееся время заняло затянувшееся позже
времени окончания заседания обсуждение законодательных поправок в закон о
военно-техническом сотрудничестве. «Необходимо вернуть госмонополию на
военно-техническое сотрудничество» – сказала представитель думского комитета по
обороне Светлана Савицкая (КПРФ), убеждая коллег в нижней палате отклонить в
первом чтении законодательные поправки в закон «О военно-техническом
сотрудничестве».
По словам Савицкой, законопроект размывает
военно-техническое сотрудничество, депутат напомнила, что в советское время США
и Союзу принадлежало по 33% международного рынка вооружений. Анатолий Чехоев
утверждал, что в настоящее время Россия удерживает всего лишь 2% указанного
рынка.
Представлял закон Владимир Аверченко (группа
«Народный депутат»), который утверждал, что заводы не имеют возможности
поставлять комплектующие к ранее выпущенной продукции и теряют рынок, потому
что то же самое Украина делает за 3 недели, а Казахстан – за 4 недели.
Коммунист Виктор Илюхин назвал Росвооружение
Рос-вором, но Савицкая ему возразила – Рос-вора уже нет, есть другие
организации, где тоже не все в порядке, но дело обстоит все же лучше.
После затянувшегося обсуждения депутаты законопроект
отклонили (88 за, 5 против; 18:17).
После окончания заседания лидер «Партии возрождения
России» Геннадий Селезнев в интервью журналистам обвинил своего бывшего
соратника Геннадия Зюганова в нежелании использовать парламентские инструменты
взаимодействия с президентом и правительством.
В комментарии для журналистов по случаю 10-летия КПРФ
Селезнев напомнил, что на тот момент, когда партия зарождалась, она была остро
необходима, потому что все боялись Ельцина, было опасение, что партии будут
закрыты. Однако уже во второй Думе коммунисты получили значительную фракцию,
хотя трудно было с Ельциным, который ничего не воспринимал из того, что
говорили коммунисты. Сейчас другой президент, – продолжил Селезнев, – однако
Зюганов продолжает президента критиковать и фактически ведет партию по тому
пути, как будто она не представлена в парламенте. «Это путь трагический» –
считает Селезнев.
Думский Комитет по информационной политике подготовил
законопроект «О показе национальных фильмов и размещении социально значимой
информации в телевизионном вещании», внесенный Валерием Гальченко. Как сообщили
в пресс-службе Госдумы, в законопроекте дается определение национального
фильма, который должен отвечать следующим условиям: продюсер фильма – гражданин
РФ или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на
территории РФ; авторы фильма (режиссер-постановщик, автор сценария, композитор)
– граждане РФ; в состав съемочной группы входит не более 30% лиц, не имеющих
гражданства РФ; фильм снимается на русском языке или на других языках народов
РФ; не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству,
тиражированию, прокату и показу фильма осуществляется организациями
кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ;
иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости
фильма. Социально значимой информацией считаются сообщения и материалы об истории
российской государственности, культуры, науки и техники; о традициях и обычаях
народов РФ; о достижениях России в области экономики, науки, культуры и спорта;
о выдающихся деятелях в различных областях политической, экономической,
культурной и научной жизни России; пропагандирующие здоровый образ жизни;
направленные на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
сообщения и материалы научно-познавательного, образовательного характера. При
показе телевизионными вещателями, учрежденными в РФ, художественных,
анимационных и телевизионных фильмов доля национальных фильмов должна
составлять не менее 60 процентов. Телевизионные вещатели, в состав учредителей
которых входят государственные органы, а также телевизионные вещатели –
получатели средств бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ
обязаны предоставлять не менее 20 процентов эфирного времени в год для
размещения социально значимой информации. Иные телевизионные вещатели обязаны
предоставлять не менее 10 процентов эфирного времени в год для размещения
социально значимой информации. Законопроект предусматривает аннулирование
лицензии за нарушение телевизионным вещателем этих требований.