13.02.03 Лев МОСКОВКИН

Элла Памфилова оправдывается, понимая, что это плохо

Чем меньше в стране прав человека, тем больше правозащитников

Как правозащитники отмывают Путина перед мировым сообществом

Председатель Комиссии при президенте России по правам человека Элла Памфилова в затруднении – как еще ей поддержать президента?

Незамеченной прошла знаковая пресс-конференция в Интерфаксе, сравнимая с появлением там людей в масках, коими, как теперь известно из распространяемой в Думе книги Литвиненко, был сам Литвиненко.

Депутат второй Думы, а теперь председатель Комиссии по правам человека Элла Памфилова появилась в компании Светланы Ганнушкиной, Людмилы Алексеевой и – не стоит удивляться – замначальника Федеральной миграционной службы Игоря Юнаша.

Незабываемая Элла уже несколько месяцев незримо витает над погружаемой в террор страной в новом качестве – председателя комиссии по правам человека при президенте России. Правозащитников в стране стало столько, что появление новых должностей и постов больше не замечает даже омбудсмен Олег Миронов, который в жажде остаться на следующий срок ревниво переживал назначение Каламанова в Чечню. Тот уже на иной должности, а у нас кажется работы хватит всем, можно просто все население сделать правозащитниками против немногочисленных но эффективных левозащитников из числа правоприменителей.

Хотел сказать про правоохранительные органы, да запутался – чем они занимаются, не знают они сами. Чем должны заниматься, знает только Дмитрий Козак, разрабатывающий реформу милиции – для проектирования реформ лучше было бы назначить в Администрацию президента какого-нибудь фантаста типа Василия Казанцева, но Козак лучше знает, где находятся палаты парламента и терпелив в беседах с депутатами подобно психологу в дурдоме.

Населению, впрочем, наплевать – как ни старается власть, люди хорошо реагируют только на насилие. Когда в Кремле звучали «Атланты» и сидели за одним президиумом вдвоем бывший глава ФСБ, а ныне президент, и бывшая ярая оппозиционерка власти, а ныне признанная глава Московской хельсинкской группы, никто из бывших советских интеллигентов в стране даже не чихнул от удивления. За бесполезностью власть дала последствиям Гражданского форума затухать без особых усилий. Дорогостоящее мероприятие свою роль сыграло, далее на отмывание власти с помощью правозащитников они же сами как всегда будут собирать зарубежные гранты.

Немного реминисценций: когда я еще не родился, мои два дяди – Иосиф и Яков – работали в институте марксизма-ленинизма во Франкфурте-на-Майне. В Германии уже существовал фашистский режим, институт был создан на средства американского миллионера Киля, Сталин не вложил в него ни копейки, но институт фактически работал на Кремль, как говорили, с разведывательными целями. Иосиф и Яков погибли после того, как дед Соломон перевез семью в Москву. Дед был из Витебска и идеи в его голове реяли высоко над реальностью.

Сейчас другие времена и другие песни, но поют их так же. На пресс-конференции в «Интерфаксе» Юнаш рассказал, что в пунктах временного размещения в Чечне федеральная служба установит компьютеры для детей. Напоминает, как в концлагерях перед появлением комиссии Красного креста вешали полотенца, после ухода комиссии торопливо собирали, чтоб никто не вытерся.

Правозащитницы поблагодарили Юнаша, сказали о сохранении лагерей беженцев в Ингушетии как о своей победе и дополнили картину тем, что обитали лагеря «Сацит» получили накануне труп Шоккарова Висади Вахаевича (1972 года рождения), которого привезли из морга г. Моздока родственники погибшего в палаточный лагерь. Шоккарова взяли из лагеря «Сацит» 6 января, причем в тот день покалечили кучу народа прикладами. Труп по официальной версии погибшего в ДТП человека имел колото-резаные раны, разрез по всему туловищу, сердца одной ноги недоставало. Труп Соломона Михоэлса по крайней мере гримировали перед публичным прощанием.

Сейчас сообщения о трупах приходят почти каждый день, опубликовать их невозможно. Как невозможно понять, отчего погиб сын Симонова, неожиданно выпавший ночью из окна 11 этажа – в прошлом так КГБ настаивал на своем.

Завершилась пресс-конференция интересно, если знать, что Светлана Ганнушкина рассказала, как на встрече 10 декабря комиссии по правам человека при президенте со своим президентом, это самый президент, извините за четвертого подряд президента, дал очень нервный ответ на вопрос Ганнушкиной о зверствах в Чечне: «Я сказала, что наши войска ведут себя там, как бандиты. Он сказал: «Неужели вы считаете, что мы даем такую установку? Это не наша вина». Я сказала, что это наша вина, и наша ответственность, и наше попустительство. И он сказал, что у нас «такая армия». Я ему на это ответила, что я лучшего мнения об армии». Еще интереснее был в тот же день ответ президента о возможности контактов его ведомства – ФСБ – с правозащитниками: «Они вас боятся». Об этом рассказал Алексей Симонов, который неоднократно отмечал полное отсутствие диалогичности правозащитников и спецслужб. Похоже, Памфилова прикрывала президента, отказываясь от пресс-конференции, когда Ганнушкина названивала ей на мобильный. Официальная версия, если таковая может быть у правозащитников – Памфилова была в отъезде.

Ведущий «Интерфакса» по обязанности дал разгуляться корреспондентам зарубежных СМИ с их привычными, как вывих, вопросами по Чечне, в ответ на которые председатель комиссии и ее подручные усердно и многословно отрабатывали свое положение. Для того их и создали. Памятуя о том, что за вопрос члену партии Хайдера, министру иностранных дел Австрии Бените Ферреро-Вальднер, я едва не лишился возможности заходить в «Интерфакс», приходится принимать правила игры и вести себя сообразно условиям.

На мой взгляд, весьма значимо и показательно прозвучавшее в «Интерфаксе» в ответ на мои вопросы, хотя расшифровать по записи на диктофоне удалось не более половины:

Л.М.: – Элла Александровна, прошло более двух месяцев после встречи с президентом 10 декабря, и до сих пор обнаруживается, что там было много интересного – то Симонов что-то скажет, то Ганнушкина. Почему вы отказались от пресс-конференции?

Э.П.: – … Я не отказывалась. Знаете, я вам хочу сказать: мы такая маленькая общественная структура, но на нас обрушился такой шквал, объем, понимаете, дел, мне некогда … мы как какая-то чрезвычайная комиссия получилась. Люди звонят … мы в таком шквале проблем, в таком объеме работы. Я понимаю, что это плохо, …

Л.М.: – А законы, которые вчера Дума перенесла, вы поддерживаете?

Ведущий Интерфакса: – Вы вопрос задали? Все! (пресс-конференция закрыта, затем короткое интервью, что даже лучше, если дают подойти – это не всегда бывает).

Л.М.: – Элла Александровна, вы подтверждаете, что такого условия не было (не выходить на пресс-конференцию после встречи с президентом)?

Э.П.: – Какого? От кого?

Л.М.: – Не выходить на пресс-конференцию?

Э.П.: – Не было.

Л.М.: – Законопроекты, которые вчера Дума перенесла, о подсудности в Чечне, вы их поддерживаете?

Э.П.: – Нет-нет, мы сейчас очень у нас во-первых, мы делаем экспертизу, законы о чем?

Л.М.: – Поправки в законы о ЧП и о борьбе с терроризмом.

Э.П.: – Мы договорились с президентом о том. что мы делаем общественную экспертизу законов на соблюдение прав человека. Вот эти два закона сейчас мы у нас вчера уже готова была экспертиза общ… э-э-э… она резко отрицательная отношение к ним и мы сейчас свои заключение передаем в Администрацию президента по этим закон.

Л.М.: – Какая ваша личная позиция?

Э.П.: – Мое личное такое же мнение – резко отрицательное. Дело в том, что они противоречат действующей Конституции.

Л.М.: – Спасибо большое.

 

«Маленькая общественная структура» – Комиссия по правам человека при президенте России – включает огромное число людей несовместимых направлений деятельности. В таком компоте единственное, что они реально могут, это по-советски выпрямлять вопросительные знаки в восклицательные, чем и занимаются.

 

 

 

 

 

 

Главной темой выступления на пресс-конференции в «Интерфаксе» 13.02.03 заместителя руководителя ФМС МВД Игоря Борисовича Юнаша были меры по созданию в Чечне мест для размещения возвращающихся жителей.

После пресс-конференции Ю.Б. Юнаш сообщил членам Комиссии, что, в связи с вводом в действие новых пунктов временного размещения в г. Грозном примерно на 4000 человек, в лагерях возобновится агитация за возвращение в Чеченскую республику, которая будет проходить без оказания давления на проживающих там людей.

Все участники пресс-конференции отметили необходимость сотрудничества органов власти и общественных структур. Совместная работа членов Комиссии и представителей исполнительной власти в Ингушетии и Чечне, по мнению всех выступавших, принесла положительные результаты.

Непосредственно в помещении ИНТЕРФАКСА был подписан совместный доклад Президенту РФ.

Доклад явился итогом изучения проблемы возвращения внутиперемещенных на родину в ЧР рабочей группой, сформированной по просьбе общественных организаций на встрече Комиссии по правам человека с Президентом РФ 10 декабря 2002г.

В соответствии с поручением Президента РФ рабочая группа была сформированная из числа членов Комиссии (Алексеева Л.М., Ганнушкина С.А., Памфилова Э.А.) дважды (26 – 29 декабря 2002 г. и 7 – 8 февраля 2003 г.) выезжала в Чеченскую Республику и Республику Ингушетия с целью ознакомления с ситуацией в местах временного размещения внутриперемещенных лиц (ВПЛ) из Чеченской Республики.

Непосредственное участие в работе группы приняли Министр Российской Федерации С.В. Ильясов, Первый заместитель начальника ФМС России И.Б. Юнаш, ответственный секретарь Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, начальник отдела Управления Главного управления внутренней политики Президента Российской Федерации М.А. Лесков.

Рабочая группа посетила пункты временного размещения (ПВР) в г. Грозный Чеченской Республики (ул. Выборгская, 4, ул. Поняткова, 111, ул. Маяковского, 119 и 111, ул. Новаторов, 17, ул. Чайковского, 24, 26, 28), а также места временного размещения внутриперемещенных лиц в Республике Ингушетия (пос. Аки-Юрт, завод “Дар”, лагеря “Барт”, “Спутник”, “Сацит” и “Белла”).

По итогам работы группой был подготовлен доклад Президенту Российской Федерации.

В докладе дана оценка положению ВПЛ в лагерях Республики Ингушетия и ситуации в Чеченской Республике.

Основной вывод доклада состоит в том, что жители лагерей не готовы возвращаться в ЧР из-за постоянной опасности, которой подвергаются там их жизни. Все они стремление на родину и надеются на ее восстановление, но ежедневно происходящие там убийства, истязания задержанных без всякого обоснования людей и их исчезновения мешают ВПЛ принять решение о возвращении.

Их требования соответствуют “Руководящим принципам по вопросу о перемещении лиц внутри страны”, принятым резолюцией ООН в 1997г. Принцип 28 этого, основного международного документа, определяющего нормы обращения с ВПЛ, гласит:

“Компетентные органы власти несут главную обязанность и ответственность за создание условий, а также за предоставление средств, которые позволяют перемещенным внутри страны лицам добровольно, в безопасных условиях и с достоинством вернуться в свои дома или места постоянного проживания, либо добровольно переселиться в какую-либо другую часть страны”.

В докладе отмечается, что до осени 2002 года правозащитными организациями в палаточных лагерях фиксировались факты психологического давления на ВПЛ и побуждения их к возвращению в ЧР. В своих обращениях жители ПВР описывали систему неправомерного исключения из списка проживающих в соответствии с некими “спускаемыми” сверху цифрами, угроз и шантажа со стороны неизвестных лиц в штатском или в камуфляже, распространения среди проживающих уведомлений о сроках ликвидации лагеря, прекращение выдачи продуктов и отключения газа и электричества. В лагерях работали представители Объединенного штаба по координации органов исполнительной власти и обеспечению контроля выполнения мероприятий по возвращению из ПВР РИ внутриперемещенных лиц в ЧР. Они настойчиво предлагали жителям лагерей написать заявление о возвращении. Особенную роль в этом играл Комитет по делам беженцев и вынужденных переселенцев Правительства ЧР – структура, решающая задачу возвращения ВПЛ.

Все перечисленные факты подтверждаются личными и коллективными заявлениями ВПЛ, поданных в Комиссию. Однако в докладе говорится, что руководство ФМС МВД не обладает информацией о подобных фактах.

После первого посещения рабочей группой Комиссии палаточных лагерей, по словам внутриперемещенных лиц, давление на них с целью принуждения к возвращению существенно уменьшилось. Правозащитные организации также отмечают, что в последнее время заявлений с подобными жалобами к ним не было. Представители Объединенного штаба уже не присутствуют в лагерях постоянно. Многие семьи были восстановлены в списках.

Однако продолжаются обращения жителей Чечни и ВПЛ Ингушетии по поводу исчезновения родственников, задержанных в Чечне при проведении спецопераций, а также по случаям мародерства со стороны военных в частном секторе. В первую очередь это касается молодых мужчин и юношей, в частности, тех, кто возвратился из Ингушетии в Чечню после окончания школы для продолжения образования. Жители лагерей рассказывали о недавних случаях противоправных задержаний и даже убийства возвратившихся в ЧР мужчин.

Многочисленные жалобы поступают на действия военнослужащих, несущих службу на блокпостах. Мзда за проезд составляет от 10 до 50 рублей, независимо от наличия документов, и варьируется, исходя из марки автомобиля и стоимости перевозимого груза. При этом практика показывает, что своей основной роли обеспечения безопасности блокпосты не несут.

В докладе говорится о том, что обеспечение достойного существования внутриперемещенных лиц является неотложной и важнейшей государственной проблемой.

Доклад содержит следующие выводы и предложения.

Целесообразно развить имеющейся положительный опыт взаимодействия Комиссии по правам человека с представителями Федеральных органов исполнительной власти и обеспечить полноценный гражданский контроль за проводимыми мероприятиями, тщательную проверку и рассмотрение всех обращений, поступающих от размещенных в ПВР внутриперемещенных лиц.

Возвращение граждан в на территорию Чеченской Республики необходимо осуществлять исключительно на добровольной основе, поэтапно и при условии обеспечения мер безопасности и создания достойных условий жизни. Должны быть выполнены обязательства по расселению ВПЛ из лагерей “Северный” и “Южный” в ПВР, в частности в городке “Маяковского 111”.

Действия федеральных и местных властей при проведении мероприятий по возвращению должны сопровождаться необходимой разъяснительной работой среди жителей ПВР с учетом этнической и религиозной специфики, раскрывающей содержание целей, методов и сроков проводимой политики.

Исполнительная власть во всех субъектах РФ обязана обеспечить ВПЛ возможность реализации их права на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания.

В местах компактного проживания необходимо способствовать развитию структур общественного самоуправления. Финансирование проживания ВПЛ должно быть “прозрачным”.

Следует дополнительно рассмотреть вопрос об оборудовании с участием международных организаций мест компактного проживания для тех, кто возвращается в ЧР из РИ, не только в г. Грозном, но и на территории безопасных равнинных районов Чечни.

Необходимо разработать комплексные программы по созданию рабочих мест и воссозданию системы образования, что является важнейшим условием стабилизации социально-политической обстановки не только в местах размещения внутриперемещенных лиц, но и в целом по территории ЧР и РИ.

Представляется целесообразным незамедлительно вернуться к разработке нормативного документа об оказании адресной государственной помощи гражданам, проживающим на территории ЧР или покинувшим ее безвозвратно, и утратившим полностью или частично имущество в период с 1995 по 2003 год.

Обеспечение общественного порядка в местах размещения внутриперемещенных лиц следует возложить на соответствующие подразделения Министерства внутренних дел. Исполнение этих функций подразделениями Минобороны РФ и дислокация воинских подразделений вблизи мест размещения внутриперемещенных лиц на территории РИ представляет собой дополнительный травмирующий фактор и создает предпосылки для провокационных действий.

Паспортно-визовой службе МВД России необходимо организовать выдачу и замену паспортов и регистрации граждан РФ, временно находящихся в местах компактного проживания ВПЛ на территории ЧР, РИ и в других регионах России.

Обратить внимание Генеральной прокуратуры РФ на необходимость усиления контроля за проведением оперативно-розыскных мероприятий в местах компактного проживания внутриперемещенных лиц на территории Ингушетии. Контроль за их проведением следует возложить на правоохранительные органы этой республики.

Считаем необходимым рассмотреть вопрос о радикальном сокращении блокпостов на территории Чеченской Республики и усилении дисциплинарной практики во всех дислоцированных там воинских подразделениях.

 

Информация получена от члена Комиссии по правам человека при Президенте РФ

С.А. Ганнушкиной – тел. 973-5474, 973-5443

Hosted by uCoz