21.02.03 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Перед голосованием за закон депутаты его раскритиковали и потребовали «деньги вперед»

Президент законов не читает, эксперименты над страной продолжаются

Пленарное заседание нижней палаты российского парламента в пятницу 21 февраля оказалось долгим и урожайным – депутаты одобрили в завершающем третьем чтении законопроекты по реформе электроэнергетики и провели первое чтение законопроектов по реформе местного самоуправления, защитили отечественный самолет Ил-86 от происков конкурентов отечественной авиационной промышленности и предложили себя в качестве живого щита от американской агрессии в Ираке, обратившись к парламентам мира с заманчивым предложением присоединиться к этой акции.

До этого с утра представитель фракции «Яблоко», заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Алексей Арбатов выступил с инициативой приглашения министра обороны Сергея Иванова, который должен был проинформировать парламентариев о ситуации в связи с массовым дезертирством из Вооруженных сил и фактами гибели военнослужащих, что, по мнению депутата, связано с неуставными отношениями. Арбатов сослался, в частности, на трагический инцидент накануне в ракетных войсках страны, когда один из военнослужащих расстрелял своих сослуживцев и затем покончил с собой. По словам Арбатова, на почве «дедовщины» в армии в прошлом году погибли более 500 военнослужащих. Против этой инициативы высказался лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который предложил ввести «военную цензуру» для журналистов, освещающих положение в Вооруженных силах страны. Жириновский отметил, что в армии США тоже случается всякое, но никто об этом не знает. При голосовании с предложением А.Арбатова согласились 136 депутатов при необходимом для принятия решения минимуме в 226 голосов, 40 депутатов проголосовали против (10:23). («ЯБЛОКО» 94,1% 16 из 17; КПРФ 82,9% 68 из 82; «Единство» 0% 0 из 82; ОВР 0% 0 из 52; СПС 9,4% 3 из 32; ЛДПР 0% 0 из 13; «Народный депутат» 5,6% 3 из 54; «Регионы России» 17% 8 из 47; Агропромышленная группа 76,7% 33 из 43; не вошедшие в депутатские объединения 23,8% 5 из 21).

Представитель думского Комитета по законодательству Александр Баранников (фракция СПС) пошел другим путем и инициировал обсуждение проекта постановления нижней палаты «О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации министру обороны Российской Федерации С.Б.Иванову «О фактах неуставных отношений между военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации в 2002 году». Как сообщил А.Баранников в нашем интервью, с помощью запроса предполагается выяснить, сколько военнослужащих гибнет от небоевых причин, включая самоубийства. Баранников относится спокойно к тому, что рассмотрение проекта в нижней палате откладывается: «Если не примет палата этот вопрос, я его оформлю как депутатский запрос». Таким образом, утверждал депутат, запрос в Минобороны в любом случае будет направлен, и если ответа не будет, то Баранников готов, подобно тому как это сделал его коллега по фракции Сергей Ковалев, обратиться в суд по факту нарушения закона о статусе депутата. Баранников считает, что другого пути заставить обнародовать фактически засекреченные сведения нет.

Зампредседателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член депутатской группы «Народный депутат», представитель Дагестана Гаджи Махачев выступил на заседании Госдумы с предложением ко всем депутатам «единодушно вступить в проправительственную фракцию «Единство». Свою необычную инициативу Махачев обосновал «регулярным отклонением думским проправительственным большинством ряда вполне разумных законопроектов только на том основании, что авторы таких законопроектов являются депутатами от тех или иных оппозиционных правительству депутатских объединений». Думское большинство отклонило предложение Махачева пригласить на заседание Думы министра иностранных дела Игоря Иванова, который должен был нести ответ перед депутатами за «хамское поведение» российского посла в Ираке. Как утверждал Махачев, российский посол «проявил полное безразличие к членам делегации российских депутатов, посетивших Ирак».

Представитель фракции ЛДПР Алексей Митрофанов выступил на заседании Госдумы с предложением обратиться от ее имени к властям США с требованием «компенсировать для России ее потери в связи с эскалацией напряженности вокруг Ирака». По словам Митрофанова, потери российской стороны достигают в общей сумме порядка 50 миллиардов долларов. Митрофанов полагает, что в счет такой компенсации США могли бы пойти на сокращение государственного внешнего долга России перед США, как это американцы сделали в отношении Турции, предоставив 6 млрд. и еще 20 в форме кредита. Думское большинство отклонило инициативу Митрофанова (33 за, 2 против; 10:38). В тот же день посол Ирака в Москве Аббас Халаф подтвердил долг Ирака России в размере 7 млрд. долл., подчеркнув, что Ирак – единственная страна, которая платит.

Госдума рассматривала и утвердила календарь законотворческой работы палаты в период с 5 по 21 марта сего года. В марте состоится 6 заседаний Думы, на которых предполагается рассмотреть 110 законопроектов. В их числе будут рассмотрены законопроект президента о системе госслужбы РФ, законопроект правительства о кредитной кооперации, а также Кодекс поведения госслужащих, законопроект о прожиточном минимуме, законопроект об оплате труда во внебюджетных организациях, законопроект о валютном регулировании, валютном контроле, а также ряд других важных документов.

При обсуждении правительственного пакета законопроектов по реформе электроэнергетики на заседании Госдумы выступил замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, который проинформировал депутатов о решении председателя правительства Михаила Касьянова принять энергичные меры в связи с незаконным повышением тарифов на электроэнергию в ряде регионов страны. Как сообщил Шаронов, в подавляющем большинстве регионов недавнее повышение тарифов на электроэнергию не превысило законных 14%. Однако в 11 регионах повышение составило 21-30%. Кроме того, в 7 субъектах Федерации местные власти произвольно повысили плату для населения на электроэнергию более чем на 30%. В этой связи правительство решило в месячный срок провести комплексную проверку ситуации в упомянутых 18 регионах. Правительство решило также разработать в месячный срок механизмы субсидирования малоимущих граждан, не имеющих возможности вносить установленную плату за электроэнергию.

Госдума после длительной дискуссии приняла в окончательном, третьем чтении базовый закон «Об электроэнергетике», посвященный кардинальной реформе системы электроэнергетики России (256 за, 160 против, 2 воздержались; 12:00). Кроме того, приняты еще пять различных законов, связанных с конкретными аспектами этой реформы. Речь идет о законе «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период» (253 за, 61 против, 2 воздержались), «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (261 за, 155 против, 2 воздержались), поправки в Гражданский кодекс по поводу отношений между электроснабжающей организацией и потребителями (255 за, 137 против, 2 воздержались), поправки в закон «О естественных монополиях» (255 за, 160 против, 2 воздержались) и в закон «Об энергосбережении», где идет речь о перераспределении полномочий между субъектами Федерации и российским правительством (256 за, 161 против, 2 воздержались).

В перерыве заседания палаты после завершения обсуждения электроэнергетики замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов дал комментарий нашему корреспонденту: «В Совете Федерации есть шансы пройти спокойнее, потому что практически все их замечания были учтены и сохранены в трех чтениях Государственной Думой». В ответ на вопрос о том, пойдет ли правительство навстречу депутатам фракции ОВР по ограничению роста тарифов в регионах, А.Шаронов сказал: «У нас есть еще время, и мы должны изучить эту ситуацию, я не хочу сейчас раньше времени отвечать на эти вопросы. Премьер дал соответствующее поручение, и правительство не отказывается от своих макроэкономических цифр, которые оно 11 декабря одобрило, – 12-14-20%. Что будем делать с каждым конкретным регионом, мы сейчас изучаем. По 17 регионам будет специальное разбирательство, где уровень тарифов повысился на 21 и более процентов. После этого решим». Шаронов своим обещанием ответил на требование лидера думской фракции ОВР Вячеслава Володина, который еще с утра поставил особым условием одобрения депутатами его фракции правительственного пакета законопроектов по реформированию РАО «ЕЭС» снижение тарифов на электроэнергию в регионах.

По тому же вопросу о скачкообразном повышении тарифов на электроэнергию в регионах представитель менеджмента РАО «ЕЭС» Леонид Гозман заявил нашему корреспонденту, что «это сложнейшая проблема». По словам Гозмана, «никто не хочет, как хуже, все хотят, как лучше, но правительство не может тарифы поднимать или опускать щелчком и по мановению волшебной палочки, правительство работает, и о том, что делается, рассказал замминистра Андрей Шаронов, и депутатов это удовлетворило».

Между тем пресс-служба фракции «Яблоко» распространила заявление фракции, в котором, в частности, говорится: «Под видом реформы электроэнергетики один из олигархических кланов пытается захватить государственное имущество, имеющее ключевое значение для электроэнергетики страны. В результате этот клан сможет диктовать свою волю экономическим и политическим субъектам страны, включая президента. Вторым следствием «реформы» будет непрогнозируемый неуправляемый рост тарифов».

 «Рассмотрение законопроектов по реформированию электроэнергетики прошло «как по маслу» - отметил в интервью «» оппонент правительственного варианта реформы, зампред думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Ярослав Швыряев (группа «Регионы России»). В ответ на вопрос «» о том, зачем менеджменту РАО «ЕЭС» законы, если он и без закона все делает, как хочет, Швыряев сказал: «Чтобы узаконить беззаконие. Вот так». Я.Швыряев утверждал: «Я знаю одно - в случае введения в действие этого закона цены у конечного потребителя контролировать никто не будет. Государство добровольно этим законом снимает с себя всякую возможность регулировать цены конечного потребителя, более того, стимулирует создание массы посредников на розничном рынке электрической энергии. Вы будете жить, вот Проспект мира практически в каждом городе есть, вы 8 доме, а я в 10, поскольку разные посредники, сети разные в каждом жоме, может возникнуть такое, что цена в 8 доме будет отличаться от цены в 10. Она отличается от 30 копеек за киловатт-час до 2,5 руб. на Камчатке. Вот он живет на Камчатке и он уже проклят, мало того, что у него 9 месяцев зима, ему одежды больше надо, шапку, топить больше, а он еще и платит больше за то, что он тот же моряк охраняет границу государственную, уходит в подводное плаванье. Будет платить больше. Тот же моряк в Новороссийске будет платить меньше». О ситуации в столице Швыряев рассказал, что «Москва особый город, у москвичей рядом Красная площадь, тут просто дойти. А если ты выйдешь на Камчатке около мэра пошуметь – ну и шуми. Если Москве замерзнуть не дадут, то только потому, что Красная площадь рядом».

 

Одобрили в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (397 за). Законопроект вводит новый лицензируемый вид деятельности - "деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию".

Одобрили в редакции согласительной комиссии отклоненный ранее Советом Федерации законопроект "О внесении изменений и дополнений в статьи 256 и 258 Уголовного кодекса Российской Федерации" (252 за, 23 против). Будущий закон значительно усиливает уголовную ответственность за незаконную охоту и добычу морепродуктов, вводятся штрафы браконьеров в сумме до 700 минимальных размеров оплаты труда, а также лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности.

 

После первого перерыва приступили к поставленному на фиксированное время 12:30 законопроекту первого чтения "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который одобрили в результате почти пятичасового обсуждения (269 за, 139 против, 9 воздержались; 17:18).

В документе идет речь о согласовании законодательства о статусе органов власти субъектов Федерации и федерального центра, о стабилизации межбюджетных отношений и ряде других аспектов законодательства регионов. Представлял законопроект глава рабочей группы по его разработке, заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак, который отметил, что законопроект запрещает региональным депутатам влиять на исполнение бюджетов регионов. По мнению Козака, до сих пор отсутствие такого запрета приводило к различным злоупотреблениям со стороны местных депутатов. Кроме того, законопроект предусматривает отстранение от власти губернаторов по экономическим мотивам, что до сих пор не предусматривалось. Законопроект президента вводит также внешний контроль, то есть контроль федерального центра, за неблагополучными в финансовом положении регионами. Чтоб пригвоздить сомневающихся, авторы проекта в аннотации к нему записали: «в части обеспечения системности и согласованности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышения эффективности государственной политики, стабилизации межбюджетных отношений».

На деле все будет обстоять как раз наоборот после того, как закон введут в действие, такой вывод можно сделать из многочисленных критических выступлений. Нина Останина из Агропромышленной группы риторически вопрошала коллег: где взять деньги для местной власти, если ей оставили только два налога – на наружную рекламу и на собак? Останина напомнила, как резали с двух до одного прожиточного минимума предел, ниже которого выплачиваются 75 рублей на ребенка, в результате снизили задолженность по детским деньгам с 30 до 10 млрд. рублей, ожидая прибавки самой выплаты. Вместо этого федеральная власть отказалась от сомнительного полномочия в пользу региональной и забота о детях перекладывается в данном законе с федерального центра на губернаторов, а «губернаторы у нас разные».

Владимир Лысенко (группа «Регионы России» напомнил о 72 статье Конституции и 40 полномочиях власти, из которых 30 федеральный центр оставил себе, передав десяток трудноисполнимых вниз. Лысенко предложил законопроект отклонить, а в новом варианте расписать в трех первых пунктах последовательно полномочия федерального центра, затем власти субъекта федерации и наконец местного уровня власти.

Представитель СПС Владимир Южаков сказал о том, что еще до второго чтения указанного закона необходимо внести в Госдуму соответствующие поправки в Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс. «Деньги вперед», – подчеркнул Южаков.

Представитель «Яблока» Сергей Митрохин сказал о поддержке закона фракцией, однако подчеркнул, что после его принятия «наступит «Варфоломеевская ночь», когда с топорами будут крушить муниципальные образования».

 

Разобравшись с властью субъектов федерации, обсудили местный уровень власти – закон первого чтения «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (269 за, 128 против, 4 воздержались; 18:28).

Председатель комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый (фракция “Единство”) сказал, представляя законопроект коллегам: «Выстроить оптимальную систему взаимодействия местного самоуправления и с населением, и с властью. Очень важным является наделение местного самоуправления некоторыми государственными полномочиями». По словам В.Мокрого, необходимо уточнить критерии границ муниципального образования. Три субъекта федерации и пять депутатов высказались за внесение в бюджетное и налоговое законодательство необходимых изменений, поэтому Госдума подготовила проект постановления с обращением к председателю правительства о необходимости внесения в Госдуму законодательных поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы до 1 апреля. Постановление одобрили (279 за, 28 против, 1 воздержались; 18:37).

По словам Владимира Мокрого, на законопроект поступили отзывы от 48 законодательных и 45 исполнительных органов власти 61 субъекта федерации, их предложения будут использованы при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Глава рабочей группы по разработке внесенного президентом законопроекта Дмитрий Козак в своем докладе перед депутатами нижней палаты подчеркнул необходимость единого принципа организации местного самоуправления по всей стране. По словам Козака, в стране существует 11 тысяч муниципальных образований и только треть из них имеют собственные бюджеты. Отвечая на вопрос замруководителя фракции СПС Бориса Надеждина, Дмитрий Козак утверждал, что после введения закона в действие численность муниципальных чиновников не увеличится, их на выборных должностях останется столько же, сколько есть сейчас на назначаемых должностях. Относительно Москвы и Санкт-Петербурга - чрезвычайно сложная ситуация. Есть мировая практика, в Европе есть 5 городов, которые являются субъектами федерации, во всех этих городах государственная и муниципальная власть соединены. У нас в стране Конституция позволяет решить проблему двумя путями: сузить полномочия муниципалитетов или, как в Вене, Мадриде, Гамбурге, государственные полномочия переданы муниципальным образованиям. Д.Козак подчеркнул, что против законопроекта высказались только 7 субъектов.

Зампред думского Комитета по делам Федерации и региональной политике Владимир Лысенко (группа «Регионы России») утверждал в интервью нашему корреспонденту, что законодательные поправки в закон о власти в субъектах РФ «чрезвычайно опасны, ведут к централизации, концентрации финансовых и иных ресурсов в руках федерального центра». По словам Лысенко, диспропорция распределения средств в пользу федерального центра в ущерб регионам будет еще больше: «Если этот закон будет принят, то можно говорить, что мы переходим от централизованного государства к унитарному государству». «Я очень надеюсь, – сказал Лысенко, – что в преддверии парламентских и президентских выборов, может быть, и президент все-таки прочитает этот закон – я боюсь, что Владимир Владимирович не все законы читает – и все-таки увидит, что мы фактически уже начинаем на основу нашего государственного устройства наезжать, на наше федеративное устройство». В.Лысенко также сообщил, что готовится укрупнение субъектов Федерации: «Уже подписаны документы с Коми-Пермяцким округом, который сливается с Пермской областью, он первым пошел по этому пути. Усть-Ордынский и Агинско-Бурятский округа также быстро заталкивают в Читинскую и Иркутскую области. Но там, правда, есть Бурятия и буряты, которые до тридцатых годов жили в единой республике автономной, а потом их Иосиф Виссарионович на всякий случай разделил на три субъекта Федерации. Поэтому они говорят – почему к Иркутской и Читинской области, давайте всех бурят снова по справедливости вернем Бурятии. Поэтому народ там разнервничался, и я думаю, дополнительный колорит это придаст. Сейчас вроде никто никуда не уходит, буряты никогда не заявляли, что они собираются выйти из состава России. Ну куда – в Монголию идти? Там хуже еще в 10 раз люди живут». «Поэтому мне кажется, что это очень опасный прецедент, – считает Лысенко. – Но в основе его лежит, конечно, необходимость выживания, передела собственности, и главным субъектом, конечно, явится два-три наших богатейших автономных округа, это Таймырский, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский. А вся эта мелочевка – это так, общий фон для начала военной операции против богатейших автономных округов».

Председатель думского Комитета по государственному строительству Валерий Гребенников (фракция ОВР) еще с утра не сомневался в том, что законопроекты об основах местного самоуправления и о поправках в закон об организации госвласти субъектов Федерации будут одобрены Госдумой в первом чтении, после чего второе чтение, как предполагает депутат, состоится скорее всего в конце апреля. В интервью нашему корреспонденту перед началом пленарного заседания нижней палаты В.Гребенников подтвердил, что оба указанных законопроекта увязаны и содержат параллельные нормы, поэтому они и обсуждаются одновременно.

Как всегда, говорить правду в Думе позволено только исполняющему обязанности местного дурака – еще до начала заседания утром вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский заявил нашему корреспонденту, что будущий закон о местном самоуправлении «обязательно заработает, давно пора остановить губернаторов, чтобы они не тратили деньги попусту, чтобы денег было больше внизу, у самоуправления». Т.е. в переводе с политического на русский, местное самоуправление – это гвоздь в кресле губернатора, деньги на него выделять вряд ли будут, даже тому подручному, кто сейчас этот гвоздь вколачивает.

Лидер фракции ОВР Вячеслав Володин в интервью нашему корреспонденту назвал законопроект о местном самоуправлении одним из важнейших вопросов сегодняшней повестки дня нижней палаты, и его одобрение необходимо для того, чтобы «власть была ответственной, чтобы граждане не были заложниками неэффективного управления». В.Володин отметил, что после введения закона в действие будет возможно вводить внешнее управление, если мэр или губернатор «влезли в долги».

После одобрения указанных двух законопроектов в первом чтении В.Володин сказал: «Будут большие проблемы во втором чтении законопроектов по местному самоуправлению и региональной власти» - сказал лидер думской фракции ОВР Вячеслав Володин в своем комментарии для «» по факту одобрения в первом чтении двух законопроектов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации», также «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По словам В.Володина, к обоим законопроектам «Замечаний много, вопросов много, при этом они не носят концептуальный характер. Во всяком случае мы будем обязательно настаивать на том, чтобы были жесткие нормы по ограничению численности аппарата в органах местного самоуправления и в органах субъектов Российской Федерации, потому что то, что там сейчас происходит, иначе как беспределом нельзя назвать, особенно дотационные территории. Зарплату установили чиновникам по тысяче долларов, а у людей средняя зарплата две тысячи рублей». Володин также сказал о необходимости установить предельный норматив по численности чиновников подобно тому, как это было сделано в семидесятых годах, иначе организация органов местного самоуправления может закончиться всплеском увеличения численности аппарата. «Надо ввести строчку: численность определяется согласно нормативов, утвержденных исходя из численности населения, на территории которого создается орган местного самоуправления, в Москве одна, в Ингушетии другая, в Пензе третья. А у нас получается, чем беднее регион – тем там двор богаче: самолеты, кабинеты, импортные машины, и когда речь доходит до труб, их ремонтировать не на что, потому что все или отдали на футбол, или на какие-то еще увлекательные мероприятия» - утверждал В.Володин. Володин считает, что в будущем законе следует четко прописать возможность отстранения от должности как руководителей регионов, так и глав органов местного самоуправления, потому что мировой опыт говорит: «разорил – отвечай». Депутат настаивает именно на отстранении от должности, введение внешнего управления недостаточно: «вплоть до распродажи имущества. Разорил, значит, машина, кресло, кабинет – все пойдет на аукцион. Каждый должен знать, если он такой след после себя оставит в регионе, это его проблемы».

Замруководителя Администрации президента Дмитрий Козак со своей стороны рассказал журналистам после одобрения законопроектов о региональной власти и о местном самоуправлении, что «Проект поправок в Налоговый и Бюджетный кодекс практически подготовлен, есть многовариантность в этом вопросе и в различных вариантах мы подготовили. Все зависит от того, на каком уровне будут определены расходные обязательства различных уровней власти». Козак ожидает, что во втором чтении законопроектов полномочия могут быть перераспределены между уровнями власти, напоминая о дискуссии об этом при обсуждении законопроектов на заседании Думы.

Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский в своем интервью нашему корреспонденту высказал претензии на недостаточность обсуждения законопроекта о местном самоуправлении: «Голосовать без обсуждения – и они с радостью согласились. Что сказать о местном самоуправлении? Я даже не знаю, эксперименты над страной очередные». Решульский подчеркнул, что будущий закон направлен не только против губернаторов, «Да там против всех. Просто люди сидят, как в лаборатории, чисто теоретически пытаются что-то навязывать стране, при этом ведут между собой какие-то попытки, кто свою линию проведет. Но все закончится печально».

 

В среду депутаты задержались в зале позже положенного времени завершения пленарного заседания и одобрили постановление о досрочном прекращении полномочий депутата Николая Овчинникова (группа “Народный депутат”). Палата приняла постановление без обсуждения ввиду очевидности причины сложения полномочий депутата в связи с переходом Овчинникова на работу главой ГУБОП МВД (269 за, 139 против; 17:22).

 

Зампредседателя думского Комитета по регламенту и организации работы Думы, представитель группы «Народный депутат» Олег Коргунов выступил на заседании Думы с инициативой ее обращения к парламентам всего мира с предложением провести специальное межпарламентское заседание в столице Ирака Багдаде 4-7 марта. Госдума поддержала идею подготовки такого обращения и поздно вечером одобрила без обсуждения соответствующее постановление. Заседание представителей парламентов государств мира в период с 4 по 7 марта текущего года в столице республики Ирак Багдаде предлагается провести «в целях всестороннего обсуждения итогов деятельности комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям, а также для выработки комплекса мер по предотвращению военной агрессии США против республики Ирак» (377 за, 1 против; 18:40).

Депутаты считают, что присутствие в Ираке парламентских делегаций позволит предотвратить агрессию. Против в рамках выступления «по ведению» высказался Владимир Жириновский, который считает, что делегации в данном случае бесполезны, Россия должна воспользоваться правом вето в Совбезе ООН.

 

Председатель Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, представитель депутатской группы «Народный депутат» Валерий Зубов выступил с инициативой обсуждения на сегодняшнем заседании Думы запрета на эксплуатацию российского самолета Ил-86, который объявлен Межгосударственным авиационным комитетом. По словам Зубова, такой запрет «чреват параличом для всей отечественной авиации и подрывает ее престиж в мире». Госдума поддержала инициативу Зубова и поздно вечером одобрила без обсуждения постановление с предложением президенту РФ прекратить на территории РФ деятельность Межгосударственного авиационного комитета (единогласно – 385 за; 18:43). Депутатов возмутило решение от 12 февраля Межгосударственного авиационного комитета, действующего в рамках СНГ, о приостановлении действия сертификата типа на российский самолет Ил-86.

Независимый депутат Николай Гончар в своем комментарии нашему корреспонденту рассказал: «Прекратить деятельность Межгосударственного авиационного комитета на территории Российской Федерации невозможно, тем более в одностороннем порядке. Не нужно этого делать. Что нужно сделать срочно – это разобраться и думаю, что на самом деле разобрались, и обнародовать причины катастрофы, которая произошла с самолетом летом. Всем уже все насколько я знаю ясно, пора об этом сказать, что послужило причиной. Это не в Африке, а то, что произошло в Подмосковье, где выполняя технический рейс, упал самолет. Что произошло в Иране – это отдельная тема, мы не отвечаем за пилотаж нашего самолета и очевидно, что причина не связана с качеством самолета. Каждый раз на такого рода аварии представители фирм выезжают. Вопрос в том, что произошло летом в Подмосковье, когда упал выполнявший технический рейс Ил-86. Вот этот вопрос нужно внятно и четко сказать: да конечно, эта причина может вызвать вопрос к тому, как готовятся экипажи, как они выпускаются на линию, но это нужно сказать, потому что тогда будет понятно, что .. ну я не хочу забегать вперед, это должна сказать комиссия, которая анализирует причины той катастрофы. Так вот, может быть, будет понятно, что вопрос все-таки к экипажу, а не к самолету, что не одно и то же.

 

В тот же день депутаты комментировали текущие политические события, в частности, назначение Валерия Зорькина.

Независимый депутат Госдумы Сергей Юшенков отметил в своем комментарии нашему корреспонденту, что избрание Валерия Зорькина на должность председателя Конституционного Суда одобряют все депутаты, кто высказался по этому поводу, независимо от принадлежности к той или иной части политического спектра. Юшенков напомнил, что за избрание В.Зорькина членом Конституционного Суда высказались делегаты Съезда народных депутатов. Юшенков назвал Зорькина профессионалом, но высказал в его адрес критику за его политическую ангажированность во время противостояния между Верховным Советом и Борисом Ельциным. Однако Юшенков считает, что в будущем наученный горьким опытом Зорькин будет смелее подходить к принятию решений в оценке законов, противоречащих Конституции. Юшенков подчеркнул, что он лично знает Зорькина, это толерантный человек, который в случае необходимости умеет быть жестким и бескомпромиссным.

 

Лидер коммунистов Геннадий Зюганов прокомментировал журналистам предложение члена Совета Федерации Людмилы Нарусовой перезахоронить тело Ленина в Петропавловской крепости – там, где покоятся останки русских царей. Зюганов предложил напомнить Нарусовой, что решение «о захоронении» Ленина в Мавзолее принимал не один человек, а съезд, кроме того, «в некрополе у Кремлевской стены захоронены крупнейшие люди страны, у которых остались живые родственники».

 

Думский Комитет по законодательству направил для изучения субъектами права законодательной инициативы внесенный депутатом Владимиром Лысенко проект федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». Учитывая меняющиеся приоритеты в обороне и безопасности государства, законопроект предусматривает замену воинской службы на альтернативную гражданскую службу для лиц, чьи убеждения или вероисповедание противоречат несению военной службы по призыву и представившим соответствующие документы в призывную комиссию. Для установления сбалансированного соотношения сроков исполнения конституционных обязанностей по защите Родины законопроект предлагает сократить продолжительность альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее не в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований с 42 до 36 месяцев. Для граждан, имеющих высшее образование, срок несения альтернативной гражданской службы предлагается сократить с 21 до 18 месяцев. Законопроект предлагает также сократить продолжительность альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований с 36 до 30 месяцев. Для граждан, имеющих высшее образование, срок несения альтернативной гражданской службы в организациях Вооруженных сил предлагается сократить с 18 до 15 месяцев. Принятый летом 2002 года Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» вступает в силу только с 1 января 2004 года. В связи с этим автор законопроекта предлагает перенести срок вступления закона в силу на 1 июля 2003 года.

Hosted by uCoz