12.03.03 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Сенаторы пытаются если не остановить, то перевести стрелки реформы электроэнергетики с помощью закона об энергосбережении

На 105-м пленарном заседании верхней палаты российского парламента принято решение о досрочном прекращении полномочий двух членов Совета Федерации – представителя губернатора Пензенской области Александра Беспалова (131 за, 1 против, 1 воздержался), который является председателем генерального совета партии «Единая Россия», и представителя Законодательного собрания Ленинградской области Валерия Голубева.

 

В результате длительной дискуссии были одобрены пять из шести законопроектов, внесенных правительством, по реформированию электроэнергетики: «Об электроэнергетике» (12:00; 107 за, 21 против, 4 воздержалось), «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «Об электроэнергетике» (12:00; 109 за, 20 против, 4 воздержалось), законодательные поправки в ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» (в части изменения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации при регулировании тарифов; 12:04; 110 за, 12 против, 6 воздержалось), «О внесении изменений и дополнений в часть 2 Гражданского кодекса РФ» (в части регламентации отношений, возникающих между энергоснабжающей организацией и потребителем, и отношений между абонентами - юридическими лицами и энергоснабжающей организацией; 12:01; 106 за, 16 против, 8 воздержалось) и законодательные поправки в ФЗ «О естественных монополиях» (в части уточнения сфер деятельности, относящихся к естественным монополиям в электроэнергетике, и доступа к услугам естественных монополий; 12:05; 118 за, 11 против, 4 воздержалось).

При обсуждении законопроектов представитель Северной Осетии в Совете Федерации Валерий Кадохов выразил недоумение отсутствием главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса в Совете Федерации при обсуждении законопроектов, на что зампред верхней палаты Валерий Горегляд (Сахалинская область) заметил, что Анатолий Чубайс бывал «достаточно часто в Совете Федерации и необходимости его присутствия не ощущается». Большинство выступающих в дискуссии высказалось против одобрения законопроектов.

Виктор Шудегов (Удмуртия) напомнил, что правительство «разбазарило свою собственность в электроэнергетике и теперь заставляет потребителей выкупить свою собственность». Сенаторы говорили о том, что принятие законопроектов грозит «разрушением единой энергетической системы страны», что «реформа не поддерживается населением», и задавали вопросы о том, куда ушли деньги при росте тарифов, опережающем рост промышленных цен, и что мешало направлять средства на модернизацию основных фондов. Министр экономического развития и торговли Герман Греф просил сенаторов от имени правительства одобрить законопроекты, которые начали обсуждать почти год назад, весной 2002 года. Греф утверждал, что после принятия законопроектов «еще два года уйдет на подготовку реформы».

 

Сенаторы отклонили законодательные поправки в Федеральный закон «Об энергосбережении» (в части перераспределения полномочий между субъектами Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; 12:01; 85 – «за», 31 – «против», 13 воздержались).

При обсуждении законопроекта представитель Костромской области Иван Стариков напомнил, что закон об энергосбережении был принят 7 лет назад и, как считает сенатор, до сих пор нет порядка в предоставлении льгот. Замминистра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов сказал в своем обращении к сенаторам, что обсуждаемые поправки «необходимы в пакете по реформированию электроэнергетики», и обещал впоследствии приступить к доработке самого закона об энергосбережении. Верхняя палата приняла решение о создании согласительной комиссии для доработки отклоненного законопроекта.

В своих комментариях для журналистов докладчик по закону Валентин Завадников (Саратовская область) утверждал, что отклонение законопроекта не отразится на ходе реформы. Представитель РАО «ЕЭС» Леонид Гозман заявил в интервью агентству ««, что отклоненный законопроект является «менее важным, чем одобренные 5 законопроектов по реформированию электроэнергетики, и к тому же в Конституции нет такого понятия, как «пакет законопроектов». Зампредседателя палаты Валерий Горегляд в своем комментарии для журналистов высказал уверенность, что Совет Федерации вернется к отклоненному законопроекту на следующем пленарном заседании через 2 недели.

Представитель Костромской области в Совете Федерации Иван Стариков сообщил в нашем интервью о том, почему он настоял на отклонении на сегодняшнем заседании верхней палаты законодательных поправок в действующий закон «Об энергосбережении». По словам сенатора, этот законопроект инициировало правительство, а не менеджмент РАО «ЕЭС», причем законопроект явился компромиссом между исполнительной властью и Госдумой с целью одобрения пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики. Стариков подчеркнул, что отклоненный законопроект предлагает перераспределить полномочия по консолидации и расходованию поступающих с тарифами средств, фиксируемых в тарифах на энергосбережение, в пользу правительства. Стариков напомнил, что энергосбережение находится в компетенции исполнительной власти субъектов Федерации, и таким образом законопроект противоречит Конституции.

Стариков согласился с тем, что 33 федеральные электростанции могут регулироваться правительством, однако сотни тысяч ТЭЦ, мелких муниципальных котельных и маленьких энергетических установок находятся в ведении субъектов Федерации, причем только на жилищно-коммунальной сфере можно сэкономить 80 млн. тонн условного топлива, что соответствует 300 млн. тонн двуокиси углерода, а при сегодняшних ценах на бирже за квоту парниковых газов, если Россия ратифицирует Киотский протокол, денежный эквивалент экономии составил бы 10 млрд. долларов. Стариков считает, что это та сумма, которая дотируется из бюджетов различных уровней на реальные расходы ЖКХ, и то, что платит население. И.Стариков также подчеркнул, что если привести энергоемкость ВВП в России к уровню в развитых странах, то, по расчетам экономистов, можно сэкономить около 300 млн. тонн условного топлива. По признанию председателя Госстроя Николая Кошмана, замена 614 котлов в Омской области привела к экономии по воде на 37% и по теплу на 43%.

 

Законопроект сенаторы решили принять к рассмотрению «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

 

На 105-м пленарном заседании верхней палаты российского парламента сенаторы отклонили законодательные законе «О внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (13:46; 48 за, 57 против, 17 воздержалось) Концепция законопроекта состоит во включении в общий трудовой стаж при оценке пенсионных прав застрахованных лиц «нестраховых» и льготных периодов, учитываемых до 1 января 2002 года, для назначения государственных пенсий и определении порядка финансирования дополнительных расходов. При обсуждении законопроекта развернулась дискуссия, в которой председатель Пенсионного фонда России Михаил Зурабов утверждал, что для исполнения закона потребуется около 60 миллиардов рублей, и эти средства придется изыскивать из федерального бюджета. По словам Зурабова, принимая указанный законопроект, «депутаты настояли на внесении поправок в закон, который уже не действует».

Оппонент Зурабова депутат Оксана Дмитриева утверждала, что на исполнение законопроекта потребуется 14 млрд. рублей, а представитель Республики Тыва в Совете Федерации Людмила Нарусова, со своей стороны, утверждала, что у Пенсионного фонда «деньги на исполнение будущего закона есть, и для этого не потребуются средства федерального бюджета». Несколько сенаторов высказали сомнение в том, насколько этичным будет отклонять законопроект, доработанный и рекомендованный к принятию согласительной комиссией, созданной Советом Федерации.

Представитель Москвы в Совете Федерации Владимир Плотников заявил нам в перерыве заседания, что он голосовал против отклоненного верхней палатой законопроекта с поправками в статью 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» потому, что денег для учета при расчете пенсии так называемых «нестраховых» и льготных периодов, учитываемых до 1 января 2002 года, нет. Говоря об этом, сенатор напомнил о ситуации, возникшей с исполнением закона о ветеранах несколько лет назад, когда, выплачивая по судебным решениям ветеранам, в регионах отказывали в зарплате учителям и врачам. В.Плотников подчеркнул, что он не знает, какая сумма из названных действительно необходима на исполнение отклоненного закона – 12 млрд. руб. или 60 млрд. руб., но даже если взять самую низкую оценку, то «это все равно огромные деньги, и поэтому может получиться ситуация, в которую уже много раз попадали и власти субъектов Федерации, и федеральные органы власти, когда закон существует, люди справедливо выигрывают суды, а денег на выплаты нет».

По мнению нашего источника в СФ, настойчивость председателя комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко (Хакасия) с ее фактически антисоциальной позицией объясняется желанием сенатора занять освободившееся место Валентины Матвиенко в правительстве. По пенсионным вопросам представителю Хакасии в верхней палате противостоит представитель Тывы Людмила Нарусова.

«Скорее всего Дума не вернется к вопросу об учете нестраховых периодов при расчете пенсии, потому что преодолевать вето Совфеда невозможно, согласительная комиссия уже работала» - сказал замруководителя думской фракции СПС Борис Надеждин в своем комментарии по поводу бурного обсуждения законодательных поправок в ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в верхней палате парламента, завершившегося отклонением законопроекта.

Присутствовавшая на заседании верхней палаты представитель думской фракции КПРФ Тамара Плетнева со своей стороны рассказала нам: «Я одна из авторов закона о нестраховых периодах, мы с Оксаной Дмитриевой присутствовали на заседании Совета Федерации, был еще ряд депутатов, Буткеев, мы хотели, чтобы Совет Федерации поддержал этот законопроект, т.к. согласительная комиссия, составленная от Думы и Совета Федерации, она по сути дела поддержала. Но Совет Федерации уже заранее был настроен, у меня стопроцентное мнение такое, потому что я там присутствовали и видела, как они сидели – головы вниз, и все аргументы для них отсутствовали, кроме одного, что им либо позвонили, либо уже давно велели так голосовать. Присутствовал Михаил председатель ПФР Михаил Зурабов там, который говорил только одно и то же: это не соответствует концепции реформы пенсионной системы. Поэтому они отклонили этот закон к огорчению не только нашему – разработчиков, но и миллионов людей, которые ждали все-таки, это дало бы возможность прибавку к пенсии небольшую получить. Дальше мы имеем право по регламенту преодолевать вето в Государственной Думе. Мы, разработчики, это внесем, т.к. по регламенту мы обязаны это делать. Накануне выборов Дума может быть подтвердит свое решение первоначальное, она же поддержала этот закон. Ну может и не быть, прогнозы строить сложно, но мы будем вносить обязательно».

На вопрос о том, как можно понять, почему глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко имеет такую антисоциальную позицию, Т.Плетнева сказала: «Я именно об этом и думала при обсуждении этого законопроекта в Совете Федерации – как может женщина-мать выступать в первую очередь против женщин, против детей. Я была шокирована. Прислуживаться или выслуживаться – это дело каждого человека, я бы так не смогла никогда, она наверное может, я ее близко не знаю. Но думаю, что это в угоду властям. Кроме того, еще хочу сказать по этому закону, мы собираемся направить письмо президенту, группа депутатов разработчиков законопроекта, чтобы еще раз до него лично донести. Я например не думаю, что президент хорошо знает, что вот эту проблему, может он ее вообще не знает, и закона-то не видел. Не знаю, я знаю, как там готовятся подписи и что готовится на подпись. Поэтому хотели бы донести до президента лично еще раз позицию, что это такое – нестраховые периоды, как можно лишать людей их заработанного стажа».

На вопрос о том, сколько на самом деле потребуется денег на исполнение закона, Плетнева сказала: «Конечно, 14 млрд., эту цифру подтвердило правительство, Матвиенко в частности, когда ответ нам давала на письмо. Ну а сейчас Зурабов говорит о 60 млрд., всякую ерунду придумывает».

 

На 105-м пленарном заседании верхней палаты российского парламента единогласно одобрен законопроект «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в РФ». Законопроект одобрили практически без обсуждения 13:52; единогласно – 124 за)..

 

Также практически без обсуждения был отклонен законопроект «О внесении изменений и дополнений в статьи 256 и 258 Уголовного кодекса Российской Федерации» по вопросу усиления уголовной ответственности за незаконную охоту и добычу морепродуктов (14:00; 14 за, 86 против, 15 воздержалось). Сенаторы считают, что законопроект не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Сенаторам не понравилось слово «рыба» в тексте законопроекта.

 

В рамках «правительственного часа» сенаторы заслушали информацию «О состоянии конкуренции на региональных рынках финансовых услуг» министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Ильи Южанова.

Hosted by uCoz