04.04.03 Лев МОСКОВКИН

Президентский закон не торпедируется – Константин Ветров

ПОПРАВКИ В ЗАКОН О СМИ, УК И ДР. ЗАКОНЫ С УЖЕСТОЖЕНИЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНДАТЕЛЬСТВА

 

Александр Вешняков строит свою вертикаль и очень успешно, ЦИК приобрел черты министерства с жестким подчинением, фактически вплоть до назначения членов избиркомов на местах. Неуступчивый Красноярский избирком разогнан и это последний случай неподчинения и заметного для журналистов подавления, окончательно вопрос решился в пятницу 4 апреля и член ЦИК Сергей Большаков отправился в Красноярск руководить процессом ликвидации, чтоб не разворовали ничего. Законопроект с поправками в четыре закона внесен в конце января президентом, затем он провалялся месяц, но потом вдруг пришел в движение неожиданно и бурно. Самое неприятное в нем – введение в УК 5 лет тюрьмы за использование денег сверх избирательного фонда в крупных размерах, т.е. 10%. Однако шум подняли не олигархи, которых это касается всех, а медиа-воротилы, по поводу поправок в закон о СМИ о приостановлении лицензии, что может делать очевидно сам Вешняков. За все фокусы с партией власти санкции небольшие. Очевидно, сделал такой закон сам Вешняков, и самое разумное наверно было бы не поднимать лишней пыли, но мотивируя тем, что проект президентский, начали активно суетиться под главным клиентом те, кто сам себя назначил представителем медиа-сообщества. Впрочем, с СМИ у нас и так все делается без закона, так что тем более непонятно, зачем Вешнякову делать столь массированную бесплатную рекламу, если он каждый год платит в виде премии по несколько сот баксов по трафарету корреспондентам РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, Интерфакс и т.д.

 

Интервью и комментарии

 

Председатель Центризбиркома Александр Вешняков

- Александр Альбертович, как идет обсуждение законопроекта об усилении ответственности за нарушения избирательного законодательства?

- Идет очень хорошо, у нас наконец-то перестали по этому поводу бить ключом эмоции, передергивание фактов и норм, которые существуют в проекте закона, а начинается конструктивный диалог тех, кто заинтересован в том, чтобы этот закон служил на пользу обществу, на пользу средствам массовой информации, на пользу политическим партиям, на пользу нашим выборам, чтобы они были действительно демократическими, справедливыми, открытыми и чтобы в них была возможность участвовать должным образом средствам массовой информации.

- Норма 4-5 лет тюремного заключения останется или будет заменена на крупный штраф?

- Да пока по этому поводу в основном и не звучат вопросы в средствах массовой информации. Там звучат другие вопросы – лицензия будет отбираться или не будет? В данном случае для нас этот вопрос не принципиальный, мы полагаем, что может быть все, что связано с лицензионной деятельностью может в этом законе и не фигурировать, потому что она регулируется уже по этому поводу. Только надо взвесить последствия того, что останется, ведь, что есть, оно намного жестче, чем записано в этом проекте закона. В этой части кроме этого естественно должна быть адресная точечная позиция наказывания нарушителей, должно закрываться естественно не весь телеканал в том числе со «Спокойной ночи, малыши!», а именно та программа, которая занимается нарушением законодательства. Поэтому такое понимание на мой взгляд существует у всех здравомыслящих сил, заинтересованных в принятии этого закона с учетом всех необходимых корректировок, которые надо сделать. И вы обратили внимание: специально делается так, чтобы не ускорять этот процесс, а идти в нормальном режиме – между внесением и первым чтением полтора месяца, между первым чтением и вторым чтением тоже примерно полтора месяца. Вот эти три месяца позволят выявить все узкие места, если они будут обнаружены в проекте закона…»

 

Вице-спикер Владимир Жириновский (фракция ЛДПР)

- Что будет с поправками в закон о СМИ с ужесточением ответственности за нарушения избирательного законодательства?

- Они же прошли первое чтение, и дальше пройдут. Так и будет, там нет ничего ужесточающего, все нормально будет, особых проблем нет.

- Но медиа-сообщество возбуждено?

- Им кажется, на самом деле все спокойно будет, нормально все будет, пускай не волнуются.

- Законопроект написан достаточно неряшливо, видимо его сляпали за короткое время…

- Ну подправят, стиль подправят в третьем чтении подправят.

 

Независимый депутат Александр Федулов.

- Судьба поправок в закон о СМИ с ужесточением ответственности за нарушения избирательного законодательства?

- Судьба будет зависеть от позиции депутатов, как они разберутся. Вообще, вопрос об ужесточении в отношении средств массовой информации неправильный в демократическом обществе, потому что самый правильный подход – это предоставление объективной информации средствам массовой информации – тавтология словесная, ну а дальнейшее – на общих основаниях, есть закон, есть требования, уже разработана юридическая ответственность. Если в противном случае законопроект примут, то естественно возможно появится дополнительный способ свести отношения с конкретным средством массовой информации, которое кажется нелояльным к той или иной позиции, к тому или иному кандидату, за которым стоят политики.

- То есть вы считаете, что это инициатива скорее Центризбиркома, чем президента?

- Нет, я не хочу… нет, дело в том, что я не могу знать, кто стоит за данным законопроектом, я могу сказать, что в законопроекте содержатся положения, которые с точки зрения моей они нуждаются в корректировке. В корректировке для того, чтобы не нарушить процесс гласности, чтобы не нарушить процесс объективности, для того, чтобы у нас действительно была четвертая ветвь власти и она действительно функционировала. Потому что у нас благими намерениями устлана дорога в ад.

- Этот закон написан очень неряшливо, он желал месяц, потом его вытащили, оказалось, что он в окончательном виде для внесения сляпан на компьютере часа за два может быть. Это не очень прилично для Государственной Думы – разбирать такие законопроекты, зачем суетиться под клиентом?

- Мне кажется, то, что делает Государственная Дума, достаточно часто подтверждает то, что она не должна этим заниматься, вопросы не должны возникать спонтанно, а если они возникают, потому что жизнь требует быстрого адекватного реагирования, тем не менее, они не напоминали бы штурмовщину, а носили бы вдумчивый характер. Они действительно бы обсуждались более обстоятельно, должно быть время для прохождения законопроекта внутри Государственной Думы, достаточное для того, чтобы разобраться в законе. А если Дума просто занимается штурмовщиной – я считаю, что мы должны распуститься и не заниматься профанацией законов.

 

Уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов

- Олег Орестович, выскажите ваше мнение о разрабатываемом в Думе законопроекте по ужесточению ответственности СМИ.

- Меня не устраивают и жесткие нормы избирательного законодательства, где ограничен и кандидат в депутаты в проведении избирательной кампании, и ограничены средства массовой информации, можно любым образом толковать нормы закона, агитацию приписать за кандидата к политической агитации. У нас военнослужащие участвуют в выборах, а вести хотя бы информационную работу кандидат в воинской части не может. А как же будут военные знать, если там будет 10-15 кандидатов? Я избирался в Энгельском избирательном округе в 1995 году, нас было 14 кандидатов, и там немало воинских частей, вот как должен выбирать военнослужащий, если он ни разу не встречался с кандидатами? Я считаю, что закон не должен представлять собой инструкцию, где расписан каждый шаг, там должны быть общие принципы, а ограничивать таким образом средства массовой информации, которые постоянно находятся под угрозой закрытия, ограничения, я думаю, это не соответствует принципам демократического государства. Уже был один из законопроектов с ужесточением закона о СМИ, и я обратился к президенту, чтобы он наложил на него вето, это было сделано, теперь новый вариант. Я посылал телеграмму, может, это не только моя заслуга, но закон вернулся в Думу. Я против такого жесткого отношения к СМИ.

 

Независимый депутат Госдумы Сергей Юшенков

- Почему законопроект с поправками об усилении ответственности за нарушения избирательного законодательства написан так неряшливо и действительно ли инициатива исходит от президента?

- Ну как же, с законом выступал председатель Центризбиркома России Александр Вешняков, конечно, это президентский законопроект.

- Вешняков по собственной инициативе это придумал или только провел инициативу президента?

- Да, он и не имеет права, он не является субъектом законодательной инициативы.

- Да, но президент любит своего верного главного избирателя России?

- Он его уполномочил просто. Закон конечно чудовищный, чудовищность его заключается в том, что в тексте очень много произвольных формулировок. Чиновнику дано право определять – приостанавливать или не приостанавливать деятельность органа СМИ за публикации одного журналиста. По-моему, действующая редакция закона все четко расставляет по своим местам: обращайтесь в суд. Поэтому действующего закона достаточно.

 

Представитель думского комитета по информационной политике Андрей Вульф в нашей беседе напомнил, что законопроект с поправками в четыре действующих закона в связи с принятием новой редакции закона об основных гарантиях избирательных прав граждан принят только в первом чтении.

 

Депутат группы «Регионы России» Иосиф Кобзон в беседе с «МК-Новости» по поводу того, что ужесточение ответственности за нарушение избирательного законодательства серьезно затрагивает интересы руководства медиа-сообщества «Их тронули? – Я очень рад. Их давно пора тронуть».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.03.03 Лев МОСКОВКИН

Президентский закон не торпедируется (председатель комитета по информационной политике Константин Ветров, ЛДПР)

Законопроект исправить поправками нельзя (зампред комитета по информационной политике Борис Резник, «Регионы России»)

Законопроект предполагает, что любая точка зрения это есть агитация (Эдуард Сагалаев)

Это крайне неблагоприятно для нашего медиасообщества (Александр Любимов)

Если Дума проголосует за все, это резко снижает качество законов (Сергей Митрохин)

 

На пленарном заседании нижней палаты 21.03.03 одобрен в 1-м чтении внесенный 31.01.03 президентом законопроект с поправками в действующие законы «О СМИ», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных нарушениях. Поправки вносятся в связи с принятием нового варианта федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (17:39; 245 за, 160 против, 2 воздержались).

 

От имени президента в Думу пришел закон, сляпанный за пару часов кое-как во имя усиления могущества главы Центризбиркома. Документ лежал месяц и потом неожиданно пошел по парламентской процедуре. Не будь подписи президента, нелепую бумажку с шокирующими нормами просто бы отклонили, как это почти всегда происходит с законопроектами региональных парламентов, критикуя за неумение писать законы. Но в данном случае суета под главным клиентом Госдумы достигла апогея – крутые ребята из Администрации клиента могут теперь писать законы левой ногой по десять в день с нормами до пяти лет тюрьмы за косой взгляд на президента во время избирательной кампании.

 

ЖУРНАЛИСТСКОЕ СООБЩЕСТВО ПЫТАЕТСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВНЕСЕНИЮ ПОПРАВОК В ЗАКОН О СМИ

Москва, 31 марта 2003 года. Сегодня в Госдуме прошла рабочая встреча депутатов думского Комитета по информационной политике с представителями журналистского сообщества, на которой обсуждалась возможность смягчения норм законопроекта, принятого Госдумой в первом чтении 21 марта, с законодательными поправками в различные законодательные акты в связи с принятием закона об основных гарантиях избирательных прав.

По окончании встречи председатель думского Комитета по информационной политике Константин Ветров (фракция ЛДПР) сообщил журналистам, что Комитет внес необходимые поправки ко второму чтению, передав их в профильный Комитет по государственному строительству. При этом Ветров напомнил, что законопроект – президентский и что второе чтение должно состояться «в пределах месяца после первого», при этом Ветров считает, что текст закона «может быть исправлен поправками».

Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, со своей стороны, сообщил, что он не собирается занимать позицию блокирования данного закона, однако он «вызывает у нас неприятие». Сагалаев объяснил такую реакцию тем, что непонятно, как производится разделение агитации и информации, поэтому любая информация может быть признана агитацией и запрещена. «Журналисты встревожены и не хотели бы, чтобы поправки прошли», – подчеркнул Сагалаев.

Президент Медиа-союза Александр Любимов утверждал в беседе с журналистами по окончании встречи в Думе, что обсуждение законодательных поправок в закон о СМИ в нижней палате «нарушает договоренности о том, что никакие поправки в действующий закон о СМИ вноситься не будут, но будет разрабатываться новый закон о СМИ». Любимов утверждал, что если обсуждение указанного законопроекта не удовлетворит представителей медиа-сообщества, то рмы откажемся от переговоров». Любимов также сообщил, что законопроект о СМИ, разработанный Индустриальным комитетом СМИ, в настоящее время проходит согласование в правовом управлении президента, и Любимов заинтересован в его скорейшем прохождении через парламент, однако тележурналист не хочет, чтобы законопроект о СМИ попал в такую же ситуацию, в которой в настоящее время находится президентский законопроект с поправками в различные законодательные акты в связи с принятием закона об основных гарантиях избирательных прав.

 

Интервью

 

Вице-спикер Артур Чилингаров (группа «Регионы России»)

- Была у нас такая хорошая рабочая встреча. МедиаСоюз представляет Александр Любимов и НАТ представляет Эдуард Сагалаев. От комитета по информационной политике его заместитель Костя Ветров и Борис Резник. Я как заместитель председателя, курирующий комитет по информационной политике. Мы обсуждали законопроект, который был принят в первом чтении и все, что касается предвыборной агитации, предвыборной борьбы и работы средств массовой информации. Законопроект принят в первом чтении, сейчас идут поправки, мы договорились о рабочем контакте. Есть определенная озабоченность у этих двух общественных организаций, есть такая озабоченность и у депутатского корпуса. У нас разные позиции, Борис Резник занимает совершенно жесткую позицию по этому поводу, как журналист. И мы ищем решение, это совершенно правильное парламентский дух, потому что парламентарии должны всегда находить решение. Я думаю, что мы встретимся, будем просить о встрече с Александром Альбертовичем Вешняковым, он докладывал законопроект от имени президента России. Для того и существует второе чтение, чтобы найти решение. Могу сказать, что это очень правильные формы, и бросив все дела, мы сразу приняли… Следующая встреча у нас будет 2 числа, будем встречаться.

 

Константин Ветров

- Я думаю, что найдется (решение).

 

- С чем не согласны представителя медиасообщества?

Артур Чилингаров

- Я могу сказать за себя, как я избираюсь, я избираюсь не один год. Это другое дело, но самое главное, чтобы в этом законопроекте не выкинуть ребенка. Запретить можно все конечно, поэтому мы готовы рассматривать.

 

- ваше мнение по поводу закрытия СМИ?

Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев

- Целый ряд поправок к закону о СМИ вызывает у нас полное неприятие этих поправок и как минимум очень серьезную озабоченность. Речь идет, скажем, о такой проблеме, как разграничение информации и агитации, о том механизме, который будет определять, где информация, где агитация. Агитация запрещена, но при этом любая информация может быть признана агитацией и признавать будут избиркомы на местах. Можно себе представить, во что это выльется реально в ходе избирательной кампании, особенно в регионах. Есть такая норма, которая например запрещает говорить о внеслужебной деятельности кандидата в депутаты, это уже либо запрещено, либо считается агитацией. Но понимаете, что это увеличивает административный ресурс, потому что если например кандидат в депутаты вообще не занимается служебной деятельностью, просто свободный человек, что угодно о нем можно сказать, это агитация, это запрещено и т.д. И целый ряд других положений, в частности конечно же положение о том, что избирком делает одно замечание, второе замечание, автоматически передается в суд и автоматически приостанавливается деятельность средства массовой информации. Вот это вещи базовые, основные, которые нас не устраивают. В частности, Национальная ассоциация телерадиовещателей провела конференцию вместе с Вешняковым, с избиркомом, два дня мы обсуждали эти проблема и журналисты, которые участвовали в этой конференции, они очень встревожены. Нам бы хотелось, чтобы поправки к закону о СМИ не вошли в закон о СМИ. В этом смысле мы с Борисом Резником абсолютно солидарны. С другой стороны, мы трезво смотрим на ситуацию, мы понимаем, что в первом чтении эти поправки приняты – закон прият, есть время до второго чтения. Есть возможность либо не допустить принятия этих поправок, что было бы для нас оптимально, либо перевести в конструктивное русло и уйти от каких-то перегибов, потому что в общем-то посыл избиркома состоял в том, чтобы избавиться от черного PR, избавиться от информационных войн. В этом смысле наше сообщество тоже в знак солидарности озабочено, мы тоже не хотим черного PR и информационных войн, мы тоже наелись.

 

Президент МедиаСоюза Александр Любимов

- Нам понятна озабоченность некоторых депутатов тем, как пройдут выборы, но я могу сказать, что мы испытываем тоже невероятное давление со стороны журналистского сообщества после того, как прошло первое чтение, именно в части того, что говорил Эдуард Сагалаев, поскольку в целом если эти поправки будут приняты в закон о СМИ, то очевидно, что поле выборов будет разрушено, мы двинемся немножко назад и есть острое ощущение того, что мы не приобретем, а потеряем, как говорит Артур Николаевич, выплеснем ребенка. Мы выразили свою озабоченность, и с трудом сдерживая общественное мнение в наших общественных организациях, мы нашли поддержку и понимание того, что по крайней мере присутствующие уважаемы господа разделяют с нами озабоченность и готовы двигаться, чтобы найти компромиссное решение, которое устроит собственное журналистское сообщество с тем, чтобы и этот закон был принят до выборов, и чтобы это не ущемило интересы журналистских организаций.

Перспективы – это политическая борьба. Вот мы сами сейчас занимаемся политической борьбой, вы нам помогаете отстаивать наши общие интересы. Я думаю, что в ближайшие недели две будут предприняты несколько важных встреч…

 

Чилингаров – то, что мы встречаемся, говорит, что мы ищем решение

 

Любимов

- Парламентское большинство не всесильно и оно хоть и является большинством, но знаете … там есть … количество разумных людей, которые я думаю учтут наши представления о том, что будет происходить во время выборов. Потому что первыми жертвами этого закона станут они, когда средства массовой информации вообще будут противостоять избирательному процессу в целом, потому что основываясь на этих поправках в закон о средствах массовой информации обязательно будет соблазн любому главному редактору сказать - вы знаете, а мы вообще не будем участвовать в проведении избирательной кампании, например. И очень трудно его не понять, потому что он боится за свою работу, за то, что его хозяева потеряют бизнес благодаря каким-то не очень продуманным не очень правильным решениям местного избиркома или надзирающего органа.

 

Чилингаров

- Нормальная процедура – парламентское большинство – законопроект принят в первом чтении. Процедура нормальная. Второе чтение – мы со всеми будем встречаться, депутатский корпус со всеми, и с лидерами фракций мы будем встречаться, и рассказывать свою позицию. Это нормальная норма по любому законопроекту, который принимает в первом чтении, для этого есть второе чтение, дан срок определенный. Мы друг друга выслушали и будем искать решение.

 

Эдуард Сагалаев

- Важно понимать, что есть новый законопроект по СМИ вообще в целом. Он был подготовлен Индустриальным комитетом, идет работа с Администрацией президента и этот законопроект будет отражать как бы ну тот компромисс между журналистским сообществом и президентом. Мы надеемся, что может быть в рамках этих договоренностей, в понимании базовых вещей, где ущемляется свобода слова и свобода печати, а где не ущемляется. И нам важно не пропустить сейчас поправок в закон о СМИ, которые будут противоречить духу этого нового законопроекта. Я думаю в этом смысле мы найдем понимание и с центристами тоже.

 

- Все обсуждают только СМИ, а олигархов никому не жалко, там норма тюрьмы 4 года?

Чилингаров

- Никого не жалко. Ну что за разговор? Давайте подождем второго чтения. Я могу сказать, что то, что мы собрались и идет процесс переговоров – это хорошо.

 

Сагалаев

- Вот если бы мы блокировали законопроект…

- А вы можете блокировать?

- Можно занять такую позицию. Мы все-таки пытаемся договориться.

 

- Вы собираетесь встречаться с президентом?

Чилингаров

- А почему я должен встречаться с президентом? Мы встречаемся с теми, кто заинтересован в этом законопроекте.

А мы не боремся. Кто сказал, что мы с ним боремся? Вы же первый день, вы работаете в Государственной Думе – законопроект принят в первом чтении. И такая практика, он будет принят в третьем чтении, все зависит от тех поправок… поправки дают возможность многие вещи согласовать.

 

Константин Ветров

- Дело в том, что в мае комитет по законодательству принял в трех чтениях законопроект о гарантиях прав избирателей, уже в этом законопроекте был ряд поправок в (закон о) средств массовой информации. Здесь просто закон приводится в соответствие, вы знаете, что в четыре законопроекта вносятся поправки. Ответственный был комитет по законодательству, мы даже не соисполнители этого закона. К нам пришли поправки в СМИ, мы одобрили в первом чтении. Проблема есть, проблему надо решать, товарищу Гребенникову это все дело направили. Потом закон вышел на первое чтение, кто как голосовал, вы видели. Теперь существует действительно проблема, наверно, как-то его улучшить к процедуре второго чтения. Улучшить можно, не обязательно его торпедировать или сносить. Это будет очень сложно сделать, потому что все-таки не надо забывать, что он внесен президентом. Не Вешняковым, а конкретно президентом.

- Странные вещи: он месяц лежал, потом вдруг его выдернули на обсуждение, и оказалось, что даже текст не выправили…

- Вот тут можно гадать, тут я бы не хотел полемику какую-то и свои домыслы, кто там научил президента его принять, кто там подписался, и удалось ли не дай бог ввести в заблуждение главу государства. Я не знаю. У нас есть Дума, в нее поступил закон, президентский. Совет Думы поручил разбираться, поручил комитету по законодательству, он над ним работает. Мы свои поправки, свои соображения на этот счет высказали. Все. Теперь Артур Николаевич собрал нас, мы соберемся в более обширной компании и я думаю, что мы закон доработаем. Я думаю, что он существенно улучшится к процедуре второго чтения. Как? Ну посмотрим, как. Но я еще работаю в Думе первый созыв и я еще ни разу не видел, бывает конечно сразу в трех чтениях принимают, но есть первое чтение, регламентный срок процедуры второго чтения, и за это время ведутся переговоры, так сказать, решаются какие-то консенсусные вопросы, претерпевает проект изменения, удается убеждать, удается дискутировать, находить правильные решения, и – ну дай-то бог, и в этом случае так и будет. Потому что сейчас если говорить о каких-то отдельных вещах, ну конечно правильно, но в принципе, я думаю, что можно снивелировать, можно более конкретней, можно более точней, более правильней.

Второе чтение через месяц (после первого).

 

Зампред комитета по информационной политике Борис Резник (группа «Регионы России»)

- Рад, что МедиаСоюз проявил добрую волю и понимание озабоченностей журналистского сообщества и они вот пришли вот в таком представительном составе к нам в Думу для того, чтобы сопоставить представления в поисках истины.

Конкретные поправки будем обсуждать, но я еще раз говорю в отношении данного закона, что я радикально настроен, я считаю, что его не спасут поправки.

Я отвечать за МедиаСоюз не могу, они могут определить свою позицию сами. Я хочу сказать, что у меня есть удовлетворение от разговора, который сегодня у нас состоялся в первом приближении, хотя позиции высказывались полярные, но тем не менее, мы по процедуре договорились, что немаловажно.

- Как понять, что в Думу был внесен так неряшливо написанный закон, он лежал месяц и вдруг про него вспомнили?

- Ну, это не ко мне вопросы, я голосовал против и критиковал этот законопроект.

- Никто не ставил так вопрос, что это просто неприлично, унизительно для Государственной Думы?

- Ну, ставили, говорили мы об этом.

- Что неряшливо написан?

- И написан, и что там благоглупости сплошные, ну что делать? Ну увы и ах.

- Вешняков вроде соглашается заменить тюрьму и приостановку СМИ на крупные штрафы?

- Не знаю, это к Вешнякову вопрос. Не знаю, у нас не было встречи с Вешняковым. Я не в курсе. Мне он не говорил об этом.

 

Александр Любимов

- Это крайне неблагоприятно для нашего медиасообщества, так что не только я, гигантское обращений наших организаций и других организаций, и то, что здесь присутствует Национальная ассоциация телерадиовещателей, я знаю, что Союз журналистов тоже, и Индустриальный комитет на той неделе пройдет, где будет это активно обсуждаться. В целом все очень взбудоражены, и очень озабочены. На мой взгляд это значительно более серьезная проблема, чем парламентское большинство.

 

Эдуард Сагалаев

- Мы договорились, чтобы не принимать никаких поправок, а принять закон о СМИ в новой редакции. Если нам не удастся это сделать по каким-то причинам, убрать те противоречия, которые противоречат конституции из законопроекта сейчас. Потому что там явные противоречия.

Потому что экспертиза юридическая показывает, что это противоречит … и приостановление (деятельности СМИ), и ограничение возможностей на агитацию тоже. Конституция предполагает, что любой гражданин России включая журналистов в процессе выборов может высказывать свою точку зрения. А этот законопроект предполагает, что любая точка зрения это есть агитация, которая запрещена. Основное противоречие в этом состоит.

 

Александр Любимов

- Если не будут достигнуты результаты, которые удовлетворяют медиасообщество, конечно мы не будем вести переговоры по предмету. Контрольный срок – это второе чтение, если наши усилия ни к чему не приведут, значит, мы будем действовать другими методами.

- Какими? Это угроза?

- Нет, это не угроза, в конце концов, правоприменительная практика, она не всегда действует. У нас были случаи на прошлых выборах, в некоторых регионах мы смогли, например, проводя абсолютно общественную акцию «честные выборы» весьма ограничить вообще использование черного пиара и грязных технологий на выборах. Это очень реально работало, когда группы поддержки кандидата договорились о том, что они не будут в прессе друг против друга использовать диффамацию, дезинформацию. Собственно благодаря тому, что журналистские коллективы этих средств массовой информации давили на своих хозяев, на кандидатов, чтобы этого не происходило, это при том, что никаких гарантий ни у кого нет. В этом плане конечно закон – он закон, только меняется ли он или нет, зависит от того, как к этому относится в том числе и медиасообщество. Мы сегодня достаточно сильны, чтобы говорить, что мы не можем обеспечивать выборы, если нам предлагают работать в условиях, если журналист поднимая перо, должен думать о том, сможет он завтра придти на работу и получить заработную плату.

- Как идет работа над новым законом о СМИ Индустриального комитета?

- Собственно базовый вариант закончен, сейчас идет его согласование, по моему, все очень удовлетворительно. Согласование с президентским ГПУ, с двумя палатами парламента. Мы собственно и договаривались. Чтобы законопроект был достаточно технически подходящим для принятия, чтобы быстро пройти все чтения, чтобы не попадать в ситуацию типа этой – мы входим с законом, который бац и вдруг натыкается ну в данном случае на нас. Если бы например Центральная избирательная комиссия пошла по нашему пути, как мы предлагаем действовать, то наверное таких вопросов не возникало. Индустриальный комитет сделал закон, прежде, чем его вносить, мы его опробуем уже сейчас так сказать с депутатскими группами, со специалистами из Администрации президента, с представителями Совета Федерации. Когда мы его будем вносить, там очевидно будут поправки конечно, но чтобы он в целом технически уже устраивал более менее, чтобы не попадать вот в эту сложную длинную процедуру, потому что закон базисный, очень серьезный для всех, мы его просто никогда не примем.

- Вы хотите провести новый закон о СМИ до предстоящих федеральных выборов?

- Сейчас очень тяжелая конечно ситуация со временем, вот, и тут я не могу… я один из участников процесса, который лоббирует скорейшее принятие закона, но я не могу гарантировать. Не только мои интересы, не только интересы медиасообщества здесь задействованы.

- Спасибо.

 

ПРОФЕССОРУ ЯСЕНУ ЗАСУРСКОМУ ОЛИГАРХОВ НЕ ЖАЛКО, НО ЕСЛИ ВСТУПИТ В СИЛУ НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ, ТО ДЕНЕГ НА ВЫБОРЫ В СТРАНЕ НЕ ОСТАНЕТСЯ

Москва, 25 марта 2003 года. Представитель Общественного совета по свободе прессы, один из авторов действующего и разрабатываемого закона о СМИ Михаил Федотов прокомментировал норму «объективное вменение» в тексте законопроекта, одобренного нижней палатой парламента в первом чтении, об ужесточении ответственности избирательного законодательства.

Говоря о новой статье 16-1, которую законопроект вводит в закон о СМИ («Приостановление деятельности средства массовой информации за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах»), М.Федотов отметил неопределенность второго абзаца статьи, также отсутствие четкого указания о судебном решении приостановления деятельности СМИ: «В тексте законопроекта не написано, что это суд, потому что слово «влекущих» означает, что если составлен протокол об административном правонарушении, то данное лицо уже привлечено к административной ответственности и этого уже достаточно. А то, что суд потом может его не наказать и установить отсутствие состава административного правонарушения и дело подлежит прекращению, уже не имеет значения.»

Другой представитель Общественного совета, декан факультета журналистики МГУ, профессор Ясен Засурский засмеялся в ответ на вопрос о том, зачем предусмотрен такой большой тюремный срок – 4 года за оказание финансовой помощи кандидату помимо избирательного фонда «в особо крупных размерах» и 5 лет – за использование тех же крупных размеров? По мнению Я.Засурского, в нормы закона введены столь большие тюремные сроки, «чтобы убить двух зайцев – и эти выборы очистить, и следующие».

Поскольку буквально все олигархи так или иначе финансируют выборы и посадить в тюрьму согласно будущему закону можно всех, Засурский не возражает, чтобы всех олигархов посадили: «Наверное, хорошо бы всех, но тогда на выборы денег не останется в государстве. Я думаю, что этот закон – просто инструмент, которым можно бить тех, кого хочешь. Такое «оружие массового поражения» применительно к выборам в руках избирательной комиссии. Это будет теперь избирательная комиссия теперь избирать тех, кого нужно».

Кому нужен такой закон – самому главе Центризбиркома Александру Вешнякову или он выполняет просьбу кремлевских политтехнологов, Засурский не знает: «Я даже не представляю, кому это нужно. Мне кажется, что это просто усиление властных позиций избирательной комиссии, которые не должны у нее быть. Она просто должна быть честной, это главное».

 

ЗАМГЛАВЫ ДУМСКОЙ ФРАКЦИИ СПС БОРИС НАДЕЖДИН ПОЛАГАЕТ, ЧТО К ВТОРОМУ ЧТЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОПРАВКИ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ СВОБОДУ ПРЕССЫ, «БУДУТ ИСПРАВЛЕНЫ»

Москва, 25 марта 2003 года. Замруководителя думской фракции СПС Борис Надеждин выразил сегодня на брифинге сожаление по поводу того, что, несмотря на сопротивление фракций СПС, «Яблоко» и коммунистов, Госдума все же одобрила в первом чтении законопроект с поправками в некоторые законодательные акты в связи с принятием ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Надеждин сообщил, что почти все участники обсуждения законопроекта согласились с тем, что законодательные поправки по усилению ответственности за нарушения избирательного законодательства ко второму чтению «будут исправлены, с исключением из текста будущего закона возможности наказания в виде тюремного заключения и закрытия СМИ, а взамен введена за все нарушения одинаковая форма ответственности в виде больших денежных штрафов».

 

ЯСЕН ЗАСУРСКИЙ СЧИТАЕТ НЕОБХОДИМЫМ В СВЯЗИ С ОДОБРЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОПРАВОК, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ, ОБРАТИТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

Москва, 25 марта 2003 года. Общественный совет по свободе прессы принял сегодня на своем заседании в Центральном доме журналиста заявление по поводу одобрения нижней палатой российского парламента в первом чтении законопроекта с поправками в различные законодательные акты в связи с принятием федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В тексте заявления Общественного совета говорится, в частности, что будущий закон на практике будет означать «скорую ликвидацию неподконтрольных властям изданий, теле- и радиостанций... лишение граждан возможности получать объективную информацию о кандидатах и избирательных объединениях, а также злоупотреблениях, творимых чиновниками разного уровня в ходе подготовки и проведения выборов... превращение избирательных кампаний в закулисный ритуал с заранее известным результатом... фактически любая информация о кандидате, даже достоверная, может быть истолкована как противозаконная предвыборная агитация».

При обсуждении принятого в первом чтении законопроекта председатель Общественного совета по свободе прессы, один из авторов действующего закона о СМИ Михаил Федотов подчеркнул, что будущий закон «позволяет Центризбиркому закрыть любое СМИ», которое, по их мнению, нарушает законодательство о выборах. По мнению Федотова, журналисты уже не смогут передать, например, информацию о том, что кандидат в пьяном виде задавил старушку. «Невозможно голосовать, если у тебя закрыты глаза и заткнуты уши», – заявил Федотов.

Федотов обратил внимание на еще одну «заложенную» в тексте законопроекта «бомбу» – лицензия может быть отозвана Минпечати за повторные нарушения, но в Кодексе об административных правонарушениях нет такого наказания, как отзыв лицензии, в тексте закона указаны только четыре вида наказания (штраф, предупреждение, возмездное изъятие предметов и орудий нарушения и конфискация того же), нельзя вводить дополнительное наказание. М.Федотов отметил, что против законопроекта выступили фракции «Яблоко», коммунистов и СПС, и законопроект был одобрен исключительно благодаря усилиям думского центристского блока.

М.Федотов подчеркнул, что законопроект допускает всевозможные толкования, а в условиях нереформированной судебной системы это опасно, поэтому закон должен быть предельно конкретным. Декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский поставил на заседании Общественного совета вопрос о возможности обращения по указанному законопроекту в Конституционный суд РФ.

 

«ЯБЛОКО» ПРОТИВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ РЕПРЕССИЙ ЦИК

Москва, 23 марта 2003 года. Фракция «Яблоко» выступает против внесения в закон «О средствах массовой информации» поправок Центральной избирательной комиссии, касающихся работы СМИ во время избирательных кампаний.

Пресс-служба думской фракции «Яблоко» распространила заявление за подписью Григория Явлинского в связи с одобрением нижней палаты на пленарном заседании в пятницу в первом чтении законопроекта с поправками в действующие законы «О СМИ», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных нарушениях. Поправки внесены в связи с принятием нового варианта федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Данные поправки – очередной шаг к полному уничтожению свободы слова в России.

В заявлении «Яблока» говорится, что «репрессивные меры, применяемые к СМИ за нарушения надуманных и избыточных ограничений, позволят избирательно использовать закон в качестве инструмента борьбы с неугодными власти журналистами, кандидатами и партиями. Честным выборам угрожает не работа журналистов, а произвол власти. Освещение избирательной кампании в СМИ за пределами агитационных материалов – важнейшее средство общественного контроля за действиями чиновников. Вступление поправок в силу не только не обеспечит чистоту выборов, но и создаст дополнительные возможности для использования административного ресурса давления на независимые от власти СМИ». Особое беспокойство «яблочников» вызывает поправка, которая предоставляет органам, выдающим электронным СМИ лицензию на вещание, права отзывать лицензию в случае «неоднократного нарушения» ее держателем законодательства о выборах и референдумах. Она фактически наделяет исполнительную власть функциями суда, который должен оставаться единственным органом, устанавливающим факт нарушения законодательства.

 

АЛЕКСАНДР ВЕШНЯКОВ: ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СМИ БУДЕТ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО НА ОСНОВАНИИ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ

Москва, 22 марта 2003 года. Представитель думского комитета по безопасности Виктор Илюхин считает необходимым «исключить некоторые опасные моменты» ко второму чтению законопроекта об ужесточении ответственности за нарушения во время избирательной кампании (поправки в действующие законы «О СМИ», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных нарушениях. Поправки вносятся в связи с принятием нового варианта федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

После одобрения нижней палатой законопроекта на пленарном заседании накануне В.Илюхин рассказал, что он голосовал за законопроект в первом чтении, но его беспокоит в частности норма приостановления действия СМИ: «по СМИ надо уточнять позиции законопроекта, потому что избирательное применение закона данный проект допускает». Илюхин также считает «искусственным созданием» статью 141-1 с еще одним составом преступления – уголовная ответственность за разжигание национальной розни в избирательной кампании.

Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков со своей стороны объяснил журналистам, что необходимость обращения в суд по поводу приостановления деятельности СМИ со стороны ЦИКа или избиркома Субъекта Федерации наступает при наличии двух нарушений со стороны СМИ в пределах одной избирательной кампании, однако эти нарушения в любом случае должны быть зафиксированы судом.

А.Вешняков сказал в ответ на наш вопрос, что он не помнит, чтобы в законопроекте была норма о тюремном заключении до 5 лет за использование средств в особо крупных размерах помимо избирательного фонда, есть норма о заключении до 4 лет, причем он согласен ко второму чтению «сверить эту норму с другими подходами и найти взаимоприемлемое решение для тех, кто оппонирует введению такой нормы в наше законодательство».

Вешняков отметил, что особо крупным размером нарушения финансирования избирательной кампании кандидата сверх избирательного фонда является сумма 25 млн. руб.

Поддержали законопроект фракции «Единство», ОВР, ЛДПР, группы «Народный депутат», «Регионы России». Голосовали против коммунисты, СПС, «Яблоко» (кроме трех депутатов), Агропромышленная группа (кроме 9 депутатов).

 

АЛЕКСАНДР ВЕШНЯКОВ ОТМЕТАЕТ УПРЕКИ В НАСТУПЛЕНИИ НА СВОБОДУ СЛОВА

Москва, 21 марта 2003 года. Сегодня на пленарном заседании нижней палаты одобрены в 1-м чтении законопроект с поправками в действующие законы «О СМИ», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных нарушениях. Поправки вносятся в связи с принятием нового варианта федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Представляя законопроект депутатам, председатель Центризбиркома России Александр Вешняков рассказал, что новые нормы позволят приостанавливать по суду действия СМИ в случае более двух нарушений избирательного законодательства в пределах одной избирательной кампании. Благотворительная деятельность в период предвыборной кампании запрещается. Инициировать подобное обращение в суд может Центризбирком или избирательная комиссия региона.

В своем выступлении перед депутатами Вешняков отметил, что по данному законопроекту развернулась широкая дискуссия, и поблагодарил за нее журналистов, однако не согласился с тем, что будущий закон является «ударом по свободе слова».

Вешняков считает, что это «удар по свободе вранья, черному пиару и черному налу».

Председатель думского Комитета по госстроительству Валерий Гребенников (фракция ОВР) от имени профильного комитета предложил палате поддержать указанный законопроект в первом чтении.

Согласно тексту законопроекта, предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности, наказывается штрафом до 1 тыс. МРОТ, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением права занимать определенные должности на срок до 2 лет, либо арестом до 6 месяцев. Оказание финансовой или материальной поддержки в крупных размерах избирательный кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда, а также деятельности инициативной группы по проведению референдума наказывается штрафом до 800 МРОТ либо лишением свободы на срок до 4 лет.

 

Сергей Митрохин (фракция «Яблоко») сказал по поводу одобрения в первом чтении: «У нас теперь привыкли – если Дума проголосует за все, это резко снижает качество законов, которые вносятся правительством, потому что оно расслабляется и не ожидает никакой критики, потому что депутаты голосуют за любой бред, за любую неграмотность, за любые противоречия. Они это знают и особо не напрягаются».

 

«ЯБЛОКО», СПС И КПРФ ОБЪЕДИНИЛИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ УЖЕСТОЧЕНИЯ ЗАКОНА О СМИ

Москва, 19 марта 2003 года. Замруководителя думской фракции «Яблоко» Сергей Иваненко подверг сегодня на брифинге для журналистов резкой критике президентский законопроект с внесением поправок в закон о СМИ, увеличивающий ответственность за нарушения в формировании избирательного фонда до тюремного заключения на срок до 4 лет, также будущий закон позволяет по второму предупреждению председателя Центризбиркома России Александра Вешнякова приостановить деятельность СМИ.

По мнению Иваненко, Вешняков почувствовал себя даже не министром, а вице-премьером, и специально использовал такое время, когда внимание приковано к вопросам войны и мира, чтобы реанимировать и протащить законопроект, внесенный еще 31 января.

С.Иваненко предупреждает об опасности того, что на фоне обсуждения во втором чтении поправок в закон о жилищной политике на пленарном заседании нижней палаты в пятницу 21 марта могут протащить поправки в СМИ в первом чтении. Первоначально, как признался Иваненко, фракция предполагала покинуть зал при обсуждении законопроекта, но после акции коммунистов в среду такое желание пропало. «Яблочники» объединились с СПС и коммунистами, чтобы не допустить одобрения ужесточающих закон о СМИ поправок: «Мы договорились о жестоком противодействии».

 

В ЧЬЕМ ВЕДЕНИИ БУДЕТ ГАС «ВЫБОРЫ», ПОКА НЕЯСНО, НО ЕЕ РАБОТА НЕ ИЗМЕНИТСЯ – МИХАИЛ ГРИШАНКОВ

Москва, 18 марта 2003 года. Ужесточающие поправки по усилению ответственности СМИ за ведение предвыборной агитации в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Государственная Дума будет рассматривать в пятницу, а не завтра, как было намечено ранее. Об этом сообщил депутат группы «Народный депутат» Михаил Гришанков.

Депутат также сказал, что против указанного законопроекта выступил представитель «Яблока» Сергей Иваненко.

Отвечая на вопрос, о том, как отразятся на выборном процессе перемены, которые производит президент с силовым блоком при усилении ФСБ, М.Гришанков подчеркнул, что более всего волнует заинтересованных в выборном процессе лиц то, что будет с Государственной автоматизированной системой «Выборы», которая находилась в ведении ФАПСИ. Депутат считает, что ГАС «Выборы» будет работать в новой структуре без изменений, потому что «если президент был бы недоволен руководством ФАПСИ, он бы его сменил», но «речь идет о структурных изменениях в ФСБ».

 

19 МАРТА ГОСДУМА РАССМОТРИТ ПОПРАВКИ В ЗАКОН О СМИ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Москва, 17 марта 2003 года. Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков рассказал сегодня на конференции в «СМИ накануне выборов» о разрабатываемых поправках за нарушение предвыборного законодательства, сообщив, что на пленарном заседании нижней палаты парламента в среду, 19 марта, депутаты рассмотрят поправки в закон о СМИ, которые после введения закона в действие позволят по суду приостанавливать деятельность СМИ за злостные нарушения правил ведения предвыборной агитации.

Конференцию «СМИ накануне выборов: по доброй воле и по новому закону» проводит в столичной гостинице «Золотое кольцо» Национальная ассоциация телерадиовещателей.

Hosted by uCoz