04.04.03 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Теща вернется в Среднюю Азию

Депутаты Юшенков и Надеждин вторглись в PR-площадку президента Путина и получили отлуп

В пятницу Государственная Дума в результате ожесточенных споров отвергла два законопроекта с поправками в драконовский закон о гражданстве, принятый по настоянию Старой площади.

Тщетно Борис Надеждин доказывал, что его поправки согласованы и подписаны президентом, напоминая, что старикам, давно живущим в России со штампом о российском гражданстве в советский паспорт, предлагают вернуться в свой Казахстан или Туркмению. Николай Гончар терпеливо объяснял центристам тем тоном, как разговаривают с буйно помешанными: речь идет о людях, которые давно живут в России, имеют прописку и получают пенсию, сейчас они узнали, что они не граждане. В ответ председатель комитета по госстроительству Валерий Гребенников (ОВР) с негодованием говорил о полутора тысячах поддельных вкладышей.

Сергей Юшенков считает российскими гражданами всех граждан Российской империи и Советского Союза. Геннадий Селезнев тоже считает, что смягчить закон о гражданстве нужно, и поэтому хорошо бы президенту внести необходимые поправки, а Александр Котенков ссылается на правоприменение закона о гражданстве, которое отслеживается, но пока не время вносить в него поправки. Видимо до выборов еще далеко.

Между тем Владимир Лукин ведет переговоры о разработке закона о репатриантах – как в Израиле, только не по происхождению, а по числу лет жительства в России: доказал, что был здесь, и можешь получить гражданство.

Предполагается, что где-нибудь в мае, когда прижившейся теще из Казахстана окончательно вымотают нервы, будет внесен президентский законопроект по тексту Бориса Надеждина, но с такими особенностями, которые, как на референдуме в Чечне, обеспечат безопасность в России и даже некие права тем, кто от них уже отвык, шарахаясь от ментов и подобных им. Но только через избирательные урны.

В чем закон может быть исправлен? Пятилетний срок проживания в России до гражданства останется, но не со времени получения вида на жительство, т.е. через восемь лет, а со дня въезда в страну. Могут получить гражданство через упрощенную процедуру те, кто вложил средства в экономику России, т.е. те, у кого здесь уже есть заводик или нечто подобное. О преступниках – отдельный разговор, их заслуги признаются в приватном порядке указами президента.

По словам Надеждина, если бы подобный российскому закон о гражданстве был принят двести лет назад в США, это была бы мелкая страна, населенная индейцами. Но, правда, не было бы войны в Ираке. Председательствующий Георгий Боос заметил – для нас это было бы неплохо.

Десять лет в Россию мог въехать кто угодно и как угодно из бывшего СССР по консульской справке или железнодорожному удостоверению, оформив гражданство. К этому настолько привыкли, что новый закон о гражданстве упал на голову оказавшихся вне закона в России людей, которым нет больше места нигде в мире. Сколько их? По максимальным подсчетам – 20 миллионов, актуальная цифра русских, считающихся в стране мигрантами – от трех до семи миллионов. Беда в том, что не все еще узнали о своей беде, некоторые имеют прописку и получают пенсию, лишь когда приходит время получить новый паспорт России взамен серпасто-молоткастого, им предлагают… ехать в свой Казахстан или Узбекистан, получать гражданство, отказываться от него и затем на «законных» основаниях въезжать в Россию и нижайше просить гражданства.

Сотни аналитиков мучительно соображают, зачем это было нужно в стране с сокращаемся населением, и ни в чьей голове не укладывается, насколько сильны у нас взяточники, особенно силовики.

 

Интервью и комментарии.

 

Независимый депутат Николай Гончар

Очень многие люди, имеющие штамп в паспорте о гражданстве России, сейчас узнали, что они не граждане.

 

Вице-спикер Владимир Лукин (фракция «Яблоко») о законе о гражданстве

- Новый закон о гражданстве, который был принят, закон крайне неправильный с точки зрения того, что там вводятся совершенно неоправданные жесткие ограничения на приобретение гражданства России теми гражданами, которые по существу являются и чувствуют себя россиянами, которые уехали относительно недавно в рамках Советского Союза в другие места и у них огромные трудности с тем, чтобы приобрести российское гражданство. Поэтому внесены были поправки. Поправки разные, но в основном правильные, потому что они облегчают положение, например, для стариков, которым за 60 лет, чтобы они не ждали пять лет, что вообще издевательством является над стариками, и другие поправки.

- Почему центристы так сопротивляются?

- Я думаю, что наши уважаемые центристы думают не о том, чтобы сопротивляться или не сопротивляться, а о том, как угодить начальству – это их основная и главная функция.

- А начальство что?

- Начальство заняло такую политику: жесткость и никого не пущать, каждый приезжающий сюда – это потенциальный вредитель, шпион и т.д. Это неправильно конечно. Поэтому я думаю преодолеть это можно не путем поправок, а путем разработки и принятия нового закона, о чем я уже говорил неоднократно – закон о репатриантах. Надо ввести статус репатрианта, этот статус очень четко и ясно определить, репатриант должен отличаться от простого гражданина, въезжающего в Россию. Сейчас гражданин из СНГ и гражданин из дальнего зарубежья, въезжающие в Россию, это примерно одно и то же. А вот репатриант, который жил в Российской Федерации, как долго, это надо определить законом, он должен иметь абсолютно облегченный режим въезда и режим гражданства.

В.Лукин также рассказал, что он уже разослал в заинтересованные ведомства письма с предложением обсудить инициативу по разработке закона о репатриантах.

 

Представитель президента в Государственной Думе Александр Котенков в ответ на вопрос о том, будет ли президент вносить свой законопроект с поправками в закон о гражданстве сказал «И да и нет». По словам Котенкова, на правоприменительную практику закона о гражданстве внимание обращается, но в ближайшее время не планируется вносить поправки.

 

Докладчик по одному из двух отклоненных законопроектов, независимый депутат Сергей Юшенков подчеркнул в нашей беседе, что он не ожидал такого большого количества голосов в поддержку смягчающих поправок в закон о гражданстве. Юшенков безусловно придерживается позиции, что гражданами России являются все граждане стран-правопреемниц – Российской империи, СССР, РФ, и человек, родившийся, например, в Туркмении при советской власти, для Юшенкова – гражданин России.

В ответ на вопрос о причине сопротивления поправкам центристов – не собирается ли президент вносить сам такой законопроект? – Юшенков сказал «вполне возможно» и напомнил, что в прошлом президент вносил в Госдуму свои законопроекты о ЧП и о военном положении после того, как такие же проекты разработал и внес Юшенков, и депутату пришлось снимать свои инициативы с рассмотрения Думы.

Юшенков рассказал, что любой депутат – человек талантливый, прежде всего как демагог, и согласился с тем, он «вторгся на PR-площадку Путина», потому что получилось так – «вначале мы внесли этот законопроект, а потом Путин давал поручение подготовить законопроект об упрощении процедуры приобретения гражданства. Он буквально недавно выступал, у нас уже законопроект был внесен. Этот вариант может быть, потому что в противном случае очень трудно объяснить, почему они так голосовали».

С.Юшенков считает реальной идею закона о репатриантах, предложенную В.Лукиным, напомнив, что инициатива похожа на израильский закон «о возвращении», согласно которому гражданином Израиля является любой человек еврейского происхождения, подлежавший уничтожению по законам фашистской Германии, и это не зависит от того, есть у Израиля соглашение о двойном гражданстве со страной исхода гражданина или нет. Поэтому российский закон о репатриантах – это разумно, но нужны критерии, не по национальности, а по другому признаку. Причем я противник того, чтобы устанавливать квоты проживания – 5 лет или иначе, Конституционный Суд установил по словам Валерия Гребенникова, не должен предоставлять документ, но это не означает, что человек не является гражданином. Условно говоря, 30 декабря 1922 года был сформирован Союз Советских Социалистических Республик, в который входили РСФСР, Закавказская социалистическая республика, Белоруссия и Украина, потом с 1937 года – Узбекистан, Казахстан и т.д., так вот родившиеся в этот период в Средней Азии, они граждане России независимо от того, стали ли они гражданами другого государства. Они по рождению граждане, я уже ссылался на решение Конституционного Суда. В Соединенных Штатах Америки родился человек, он там не живет, вне зависимости от того, кто его родители, он – гражданин США.

- Сколько человек осталось без гражданства России благодаря новому жесткому закону о гражданстве?

- Разные есть подсчеты. Если брать цифру потенциальную, то это около 20 миллионов человек, если иметь в виду цифру актуальную, т.е. считающиеся мигрантами на территории России, то по разным источникам это от 3 до 7 миллионов человек.

Hosted by uCoz