09.04.03 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Реклама

ГРИГОРИЙ ТОМЧИН: «МЫ ИСЧЕРПАЛИ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАКОНА О РЕКЛАМЕ»

Председатель думского Комитета по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин объявил в среду 9 апреля журналистам о создании рабочей группы для подготовки нового текста закона «О рекламе».

В тот же день Томчин провел заседание рабочей группы, на котором заявил, что в работе над текстом будущего закона примут участие депутаты, представители Совета Федерации, Минпечати и Министерства по антимонопольной политике. Согласно представленным материалам, главной целью нового закона станет установление действующих норм регулирования рекламы, основанных на понимании того, что она должна быть эффективной, а также того, что реклама является средством финансирования общественного вещания и источником для создания социальной рекламы, регулярных налоговых отчислений. Предполагается прописать в законе институт саморегулирования в рекламе и наделить его реальными полномочиями по контролю деятельности субъектов рынка.

 

ГРИГОРИЙ ТОМЧИН ВСЕ ЖЕ НАДЕЕТСЯ ОГРАНИЧИТЬ ЗАКОНОМ ГРОМКОСТЬ РЕКЛАМЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

«Согласование сеток вещания с одновременной подачей рекламы – скрытое картельное соглашение, которое подпадает под антимонопольное законодательство», – сообщил председатель думского комитета по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин (фракция СПС) в нашем интервью. Г.Томчин собирается предусмотреть это в новом законе о рекламе, для разработки которого создана рабочая группа, причем концепция будущего закона будет обсуждена на парламентских слушаниях в июне, а сам законопроект, как предполагает Томчин, внесет в Госдуму в сентябре правительство. Если исполнительная власть этого не сделает, закон внесут, по словам Томчина, несколько председателей думских комитетов, «и – уверен, что правительство тут же внесет свой».

По словам Томчина, в числе инициаторов разработки нового закона о рекламе явились сами рекламодатели, столкнувшись с падением эффективности рекламы – она не увеличивала продажи товара – на фоне повышения расходов на рекламу. Кроме того, на основе действующего закона невозможно понять, что такое реклама в Интернете, роль которой, как ожидает Томчина, будет повышаться. Принимая поправки к действующему закону, как сказал Томчин, «запретили не то и не тем», в результате громкость рекламы на телевидении и радио не уменьшилась, т.к. телекомпании никакой ответственности не несут. Большие проблемы испытывают рекламодатели наружной рекламы, поскольку муниципальные власти пытаются регулировать содержание рекламы, добиваясь взяток.

Рекламные щиты в трех метрах от федеральной дороги располагаются на земле муниципальной собственности и муниципальные власти абсурдно взвинчивают цену «наружки» до 4-5 кратных столичных цен.

Г.Томчин собирается в новом законе о рекламе «уйти от пещерных запретов», снизить взяткоемкость закона и ввести в него саморегулирование, которое должно нести социальную функцию, поскольку, как выразился депутат, «мы близки к двойной жизни, как в советское время, например, рекламируется продукт, фактически недоступный потребителю». Запреты в рекламе должны быть действенными, причем сам Томчин не уверен, что реклама пива или табака «убивает больше», чем реклама средств для похудания, тем более, что структура потребления алкоголя в нашей стране резко перекошена в пользу крепких напитков – в России потребляется на душу населения в год 3,6 литров вина, 37 – пива и 12-15 – крепкого алкоголя легального производства, что составляет 30-40 процентов, поэтому последний показатель должен быть как минимум утроен (в Германии те же показатели составляют 45 для вина, 140 – пива, 3 – крепкого алкоголя, в среднем по Европе – 50-60 вина, 40-45 пива, 2-3 крепкого алкоголя).

Томчин также рассказал, что саморегулирование уже законодательно закреплено для 18 видов деятельности, классический пример саморегулирования – нотариат. Однако разработка единого закона о саморегулировании идет очень тяжело из-за сопротивления правительства, поскольку саморегулирование отнимает у ведомств функции управления, т.е. взяткоемкие виды деятельности исполнительной власти.

Отвечая на вопрос о том, почему так долго разрабатывается закон о концессиях, Томчин напомнил, что он возглавляет профильный комитет всего год, указанный законопроект обсуждается в Думе с 1995 года, в конце мая – начале июня он будет подготовлен к второму чтению. При этом Томчин категорически не согласился отдать законопроект в ведение комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям несмотря на претензии председателя указанного комитета Мартина Шаккума.

В интервью Томчин также рассказал о внесенном им в Госдуму накануне законопроекте о национализации, который предусматривает национализацию только под конкретную функцию и при том условии, что под это предусмотрены средства в бюджете. Например, можно национализировать помещение в поселке для проведения переписи за счет выделенных на перепись средств, если в данном поселке все постройки частные и никто из владельцев не предоставляет помещение в аренду для исполнения конкретной функции. По словам Томчина, неделю назад свой, несколько более жесткий, вариант законопроекта о национализации внесло правительство, а две недели назад – коммунист Николай Арефьев, который фактически предусмотрел деприватизацию собственности в случае неэффективного управления, что Томчин считает недопустимым, потому что для этого есть судебная процедура, а подобная «национализация» превратится в передел собственности. Говоря об этом, депутат выступил против ГУПов – государственных унитарных предприятий, которые являются «формой воровства», потому что понятие «хозяйственное ведение» есть только в двух странах – в России и в Боливии. По мнению Томчина, государственные предприятия могут работать эффективно только в форме ФКП (государственных казенных предприятий). Для особых периодов – эпидемий, эпизоотий и войны – Томчин собирается предусмотреть экспроприацию, разработав соответствующий закон.

Hosted by uCoz