21.04.03 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Эх, налоги, пыль да туман…

Жизнь всегда хитрее выдумки, в понедельник аудиторы Счетной палаты порадовали сенаторов увлекательным детективом, написанном по результатам проверок «целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц», также рассказали «О проблемах бюджетного, налогового и таможенного законодательства РФ и путях его совершенствования».

Реальность такова, что увидеть в ней нечто «целевое и эффективное» можно только под микроскопом. Что касается совершенствования законодательства, то противоборство законодателей и тех, кто с неизменным успехом лихорадочно ищет дыры в законах, напоминает товарищескую встречу двух талантливых спортивных команд по разработке вооружений в СССР и США под названием «война во Вьетнаме» - перевес одной стороны сохранялся не более двух недель. По признанию сенаторов, и сейчас изменения в Уголовный кодекс вносятся с той же периодичностью два раза в месяц. Отличие российского законотрючества от войны во Вьетнаме в том, что одни и те же министры играют в обоих командах – регулируют разработку законодательных поправок и «минимизируют налогообложение». Например, дочерняя компания скупает на корню, т.е. на скважинах, всю сырую нефть после налогов и продает в 2-3 раза дороже, аккумулируя прибыль. В советское время это называлось спекуляцией, сейчас бывшие фарцовщики не афишируют преклонение перед западом – элегантные министры и особенно их замы обходятся компаниям дорого, но все же намного дешевле налогов. Однако на первое место по уровню воровства из бюджета аудитор СП Владимир Пансков поставил схему под названием «возврат НДС». При росте поступлений этого налога в бюджет в 2,2 раза сумма его возмещения липовым экспортерам возросла в 6 раз, в то же время объем экспорта, облагаемого налогом, возрос всего в 1,7 раза. По предварительным данным в 2002 году возмещено 181,1 млрд. руб., или 34% от размера налога, зачисленного в бюджет, это при том, что вернули не все формально положенное – такая экспроприация экспроприированного: воруешь – надо делиться.

Далее в своем докладе аудитор пошел, как бюрократический трамвай, с обстоятельными объяснениями на каждой коррупционной остановке.

Несмотря на две сотни принятых в последние годы нормативных правовых актов легальное производство водки остается на уровне половины потребляемого - 120-130 млн. декалитров при экспертной оценке более 250 млн. декалитров за год. Потери бюджета оцениваются в размере 40 млрд. рублей. Введение системы акцизных складов не оказало существенного влияния на сокращение нелегального оборота алкоголя, только усложнило работу налоговиков.

Есть еще такой источник обогащения, как прямогонный бензин, не облагаемый акцизом по причине его использования для переработки. На самом деле он идет в наши авто по картельной цене, разница уплывает вслед за возвратом НДС и паленой водкой в дыры бюджета.

Намного меньше прибыли, но существенно чувствительнее для народа действует схема льгот на лекарства – все они остаются у посредников, никак не влияя на снижение цены. Законодательство таково, что для выкачивания денег из страждущих исцеления необходим импорт, причем пересекающий границу товар стоит во много раз дешевле аптечной.

Счетная палата развернула перед сенаторами воистину масштабное полотно, не обойдя изначальные факты: показатели бюджета на 2002 г. были рассчитаны из прогнозируемого объема ВВП не менее 10,6 триллиона рублей, в то же время экспертный расчет показывал до 11,2 триллиона рублей. В России денежная масса составляет 22-23% ВВП, в то время как в большинстве стран она достигает 80% ВВП и выше, а в США – 120% ВВП. К тому же более трети наличных денег крутится, хотя за рубежом наличные составляют 10% оборота. Наличные – это то, что мимо налогов.

По сравнению с сотнями миллиардов рублей налоговых махинаций кажутся копейками краденые Минобороны 38,6 миллионов, выделенных на выплату единовременных пособий за увечья и гибель военнослужащим. Деньги ушли на оказание посреднических услуг при оформлении государственного обязательного страхования военнослужащих. Есть и другие источники дохода Военной страховой компании – приписки от 50 до 140 тысяч застрахованных и прямые невыплаты, задолженность на период проверки Счетной палатой составила более 39 миллионов. Есть правда и удивительный факт щедрости: застрахованные государством таможенники почему-то получают при несчастных случаях в 2-3 раза больше своих коллег в погонах из других ведомств. Аудитор не стал объяснять причину, рассчитывая на сообразительность сенаторов.

Что касается военных, то несколько ранее и в другом месте – на Охотном ряду – два замминистра, Алексей Улюкаев (финансы) и Любовь Куделина (оборона), хором доказывали депутатам, что с выплатами военным все чудесно. Речь правда шла о части нашей общей беды под названием «контртеррористическая операция», но в Думе особо не разгуляешься, детективов там рассказывать нельзя ввиду особого внимания, которым пользуется у народа сей шумный орган в отличие от элитарного клуба на Большой Дмитровке.

 

МИНОБОРОНЫ ИСПОЛЬЗОВАЛО НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПОЧТИ 40 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ВЫПЛАТ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ

Москва, 21 апреля 2003 года. Сегодня Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ рассмотрела вопрос о результатах проверки СП РФ целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц. Основной докладчик по вопросу, аудитор Счетной палаты Александр Пискунов рассказал, что проверкой за период с 1 января 1998 года по 1 апреля 2002 года было охвачено 5 объектов: Главное финансово-экономическое управление Минобороны, Главное финансово-экономическое управление центрального аппарата Государственного таможенного комитета, Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета центрального аппарата Федеральной службы специального строительства, Финансово-экономическое управление центрального аппарата Федеральной пограничной службы, ОАО «Военно-страховая компания» (ВСК).

В ходе проверки установлено, что применение различных норм при определении страховых сумм привело к тому, что размеры выплат, производимых сотрудникам ГТК, в 2,5-3 раза выше, чем военнослужащим других силовых структур. Только по Минобороны остаток средств страховых резервов, размещенных на счетах ВСК, по состоянию на 31 марта 2002 года составляет 693,911 млн.рублей, а всего невыплаченная нетто-премия, полученная от Минобороны России и других силовых структур, составляет 720,052 млн.руб. Задолженность силовых структур по состоянию на 31 марта 2002 года по страховой премии составила 39,0416 млн.руб. За период с 1 октября 1995 года по 31 марта 2002 года по 17780 случаям гибели и увечий военнослужащих ВСК произвела выплату единовременных пособий военнослужащим либо членам их семьи на сумму 714,8445 млн.руб., за этот же период Минобороны России из бюджетных средств, выделенных на выплату единовременных пособий, за оказанные посреднические услуги выплатило ВСК 38,5895 млн.руб., причем бюджетные средства на оплату сторонним организациям услуг по оформлению дел на выплату единовременных пособий не планировались и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год не предусматривались и не выделялись. Всего Минобороны России не по целевому назначению использовало бюджетные средства в сумме 37,7298 млн.руб. Выявленные с проверкой расхождения между данными о численности военнослужащих, представленными Минобороны в ВСК, и полученными в ходе проверки Счетной палатой, которые составляли от 50 до

140 тысяч человек, способствовали увеличению размера страховых премий и необоснованному перечислению в ВСК бюджетных средств на общую сумму 54,9 млн.руб.

Аудитор Счетной палаты А.Пискунов предлагает предусмотреть возврат в бюджет соответственно названные им суммы 38,6 млн.руб. и 54,9 млн.руб. Провел заседание председатель Комиссии Совета Федерации Сергей Агапцов (Волгоградская область).

 

В РОССИИ МАЛО НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ, СЧИТАЕТ АУДИТОР СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ ВЛАДИМИР ПАНСКОВ

Москва, 21 апреля 2003 года. В прошлом году, по предварительным данным, в федеральный бюджет поступило налоговых доходов на сумму 1,6961 триллиона рублей, по сравнению с 2001 годом налоговые доходы бюджета увеличились на 237,4 млрд.руб., или на 16,3%. Номинальный объем налоговых поступлений возрос также в результате роста цен, превышения уровня инфляции, принятого при расчете бюджета. Об этом сообщил сегодня аудитор Счетной палаты РФ Владимир Пансков в своем докладе о проблемах бюджетного, налогового и таможенного законодательства РФ и путях его совершенствования на заседании комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ.

В своем выступлении аудитор сообщил о проблемах Судпрома, авиационной промышленности и других предприятий «оборонки»: когда их обложили налогом, им пришлось платить с неполученных денег, поскольку задолженность бюджета перед «оборонкой» составила 3,8 млрд. руб. В.Пансков предлагает освободить предприятия оборонной промышленности от авансовых платежей по НДС и налогу на имущество предприятий.

Одной из основных проблем для налоговой и бюджетной системы является упорядочение ситуации с возмещением НДС организациям-экспортерам, применяющим ставку налога в размере 0%. При росте поступлений налога в бюджет в 2,2 раза сумма возмещения налога возросла в 6 раз, в то же время объем экспорта, облагаемого налогом, возрос в 1,7 раза. По предварительным данным в 2002 году возмещено 181,1 млрд. руб., или 34% от размера налога, зачисленного в бюджет, при значительной задолженности по возврату сумм налога. В.Пансков предлагает при возмещении НДС зачислять суммы не на счета фирм, а на специальный счет.

В.Пансков рассказал также о других проблемах. Несмотря на значительное количество принятых в последние годы решений (более 200 нормативных правовых актов), легальное производство водки и ликероводочных изделий остается на уровне 120-130 млн. декалитров при экспертной оценке потребления более 250 млн. декалитров, объемы нелегального теневого оборота алкоголя по-прежнему составляют до 50% годового потребления крепких алкогольных напитков, а потери консолидированного бюджета РФ оцениваются в размере 40 млрд. рублей. Введение системы акцизных складов не оказало существенного влияния на сокращение нелегального оборота алкоголя, вместе с тем это значительно увеличило количество налогоплательщиков, что усложняет контроль за оборотом алкогольной продукции.

Отсутствие в РФ полноценного внутреннего рынка сырой нефти позволяет нефтяным компаниям посредством применения трансфертных цен, использования зон льготного налогообложения, создания различных организационных структур и схем движения денег и расчетов в рамках действующего законодательства существенно минимизировать налоговые платежи. Например, ряд юридических лиц, как показала проверка Счетной палаты, приобретали весь объем добытой нефти на дочернем предприятии ОАО «Сибнефти» – ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» и затем реализовали приобретенную нефть по цене в 2-3 раза выше приобретения. Таким образом, весь производственный процесс осуществляла и оплачивала «Сибнефть», а посредники аккумулировали прибыль, не выполняя при этом функциональных операций. Льготные условия налогообложения позволяли уплачивать налог на прибыль по ставкам, сниженным против действующих более чем в 6 раз (в 2001 году – с 35% до 5,5%).

Проверка СП РФ вопросов развития налоговой базы, полноты и своевременности поступления акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла в ряде субъектов Федерации показала необходимость внесения изменений в статьи 181 и 195 главы 22 «Акцизы» в части 2 Налогового кодекса. Необходимо кроме прямогонного бензина включить в состав подакцизных товаров все виды технологических и специальных бензинов и установить для них, включая бензин прямогонный, ставку акциза на уровне ставки акциза на бензин с октановым числом до р80с включительно с последующим возмещением уплаченных акцизов в случае использования этих бензинов для последующей переработки. Проверка показала, что в 2000-2001 годах только ОАО «Рязанский нефтеперерабатывающий завод» реализовал потребителям 51,5 тысячи тонн прямогонного бензина, который по своим техническим и эксплуатационным показателям может использоваться не как продукт дальнейшей переработки, а как автомобильный бензин.

Предоставление льгот по уплате налогов при ввозе лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также сырья и комплектующих для их производства теряет как экономический, так и социальный смысл в связи с многоступенчатостью реализации льготируемых товаров. Проверка показала, что ввезенные фирмой ООО «Растер» (Екатеринбург) товары медицинского назначения по цене 400 руб. за единицу, пройдя через ряд посредников, продавались медучреждениям по цене 1040 рублей. Увеличение сумм таможенных платежей, не поступивших в федеральный бюджет в результате предоставления льгот, произошло также из-за увеличения объема ввоза товаров по соглашениям о разделе продукции, например, сумма льгот по проекту «Сахалин-2» составила 4,3 млрд.рублей.

Говоря о проблемах применения бюджетного законодательства, В.Пансков рассказал, что показатели внесенного правительством РФ проекта федерального бюджета на 2002 г. были рассчитаны из прогнозируемого объема ВВП в размере не менее 10,6 триллиона рублей, в то же время экспертный расчет показывал, что величина прогнозируемого объема ВВП может быть увеличена до 11,2 триллиона рублей. По словам Панскова, в России денежная масса составляет 22-23% ВВП, в то время как в большинстве стран она достигает 80% ВВП и выше, а в США – 120% ВВП. «У нас и так денежная масса маленькая, к тому же более трети наличных денег крутится, хотя обычно наличные составляют 10% оборота», – сказал Пансков и подчеркнул, что расчеты с нерегистрируемыми лицами не облагаются налогом.

Рассмотрев вопрос, комиссия верхней палаты приняла решение предложить Минфину, Минэкономразвития, Минналогосборам и ГТК в двухмесячный срок проинформировать Совет Федерации о принятых мерах.

Hosted by uCoz