25.04.03
Лев МОСКОВКИН
Охотный
ряд
На
пленарном заседании в пятницу депутаты выпустили из Госдумы Таможенный кодекс –
висяк 1999 года, завершили реформирование госслужбы, заслушали отчет Минфина о
том, как хорошо исполняется бюджет, также главы СП и Генпрокурора про бюджетные
безобразия, и приступили к реформированию правоохранительных органов.
ЗАПРЕТ НА РЕФЕРЕНДУМ В ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПЕРЕД
ФЕДЕРАЛЬНЫММИ ВЫБОРАМИ ОЧЕВИДНО ОТМЕНЕН НЕ БУДЕТ
Нижняя палата парламента приняла решение по
внесенному дополнительно Егором Соломатиным в повестку дня проекту
постановления регламентного комитета нижней палаты направить своими
представителями депутатов Алексея Александрова («Единство»), Валерия
Гребенникова (ОВР), Гасана Мирзоева («Единство») в Конституционный суд РФ при рассмотрении
дела о запросе группы депутатов о проверке конституционности Федерального
конституционного закона от 27 сентября 2002 года с законодательными поправками
в ФКЗ «О референдуме РФ», который запрещает проведение референдума в последний
год перед федеральными выборами.
При обсуждении проекта развернулась дискуссия, однако
представители Думы были утверждены единогласно (10:48; 261 – «за»).
В своем комментарии по этому вопросу лидер группы
«Народный депутат» Геннадий Райков сообщил, что коммунисты пытаются
опротестовать решение об отмене референдума в последний год перед выборами, и
«для этого они направили в Конституционный суд своего представителя Анатолия
Лукьянова, не считаясь с Думой». Райков подчеркнул, что представлять интересы
Думы будут официальные представители, а «Лукьянов будет там присутствовать как
гость».
Замруководителя думской фракции СПС Борис Надеждин,
со своей стороны, сообщил, что СПС предполагал направить на рассмотрение
вопроса о референдуме представителем от Думы Елену Мизулину, но потом отказался
от этого, поскольку «решение Конституционного суда предопределено
администрацией президента».
ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ ПОТРЕБОВАЛ ЗАКРЫТЬ
РОССИЙСКО-КИТАЙСКУЮ ГРАНИЦУ В СВЯЗИ С ЭПИДЕМИЕЙ АТИПИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ В СОСЕДНЕЙ
СТРАНЕ
Вице-спикер Владимир Жириновский выступил на
заседании Госдумы с требованием закрыть в мае российско-китайскую границу по
всей ее протяженности. Свою инициативу Жириновский мотивировал распространением
в Китае эпидемии нетипичной пневмонии, которая «может распространиться и на
российскую территорию с угрозой многочисленных жертв». В этой связи Жириновский
предложил поручить думскому Комитету по здравоохранению изучить данный вопрос и
подготовить соответствующее постановление Думы.
ГОСДУМА НАМЕРЕНА РАЗОБРАТЬСЯ В ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕДАЧИ
ОБЪЕКТОВ СОЦКУЛЬТБЫТА В ВЕДЕНИЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ
Зампредседателя Комитета Госдумы по вопросам местного
самоуправления, представитель группы «Регионы России» Валентина Иванова
выступила на заседании Думы с предложением от ряда думских комитетов разобраться
в вопросе передачи российским правительством в введение муниципалитетов
объектов ЖКХ и соцкультбыта. Эта процедура должна закончиться до декабря 2004
года. Однако, по словам Ивановой, эта реформа не обеспечена в финансовом
отношении, поскольку нагрузка на муниципальные бюджеты будет не соответствовать
уровню необходимых расходов. Госдума поручила нескольким своим комитетам
разобраться в этом вопросе.
ГОСДУМА СОЗДАЕТ ОРГКОМИТЕТ ПО ПРАЗДНОВАНИЮ 10-ЛЕТИЯ
ПРИНЯТИЯ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
Председатель Комитета по регламенту и организации
работы Госдумы, член фракции «Единство» Олег Ковалев выступил с инициативой
создания в Думе организационного комитета по подготовке мероприятий,
посвященных предстоящему 10-летию принятия новой Конституции страны, а также избранию
российского парламента (10:17; 234 за, 4 против).
Соответствующая дата исполняется 12 декабря нынешнего
года. Оргкомитет должен состоять из 12 членов во главе с председателем Думы
Геннадием Селезневым.
ВОКРУГ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ С АРМЕНИЕЙ В
ГОСДУМЕ СЛУЧИЛАСЬ ПОЛЕМИКА
Замглавы думского Комитета по экономической политике
и предпринимательству, представитель группы «Народный депутат» Анатолий Аксаков
выступил с инициативой включения в повестку дня пункта о ратификации
межправительственного соглашения России с Арменией.
Согласно этому документу предусматривается передача в
собственность России имущественных комплексов в счет погашения армянских долгов
России. Однако против такой инициативы решительно выступил представитель
президента в Думе Александр Котенков: «Я не понимаю – в Армении спитакское
землетрясение, эпидемия атипичной пневмонии или турки вернулись? Документов нет
даже у меня» (годовщина резни 1915 года прошла накануне – Л.М.). Котенков
выступил категорически против такой ратификации и напомнил, что ратификация
идет в одно голосование, поэтому потом трудно будет что-то исправить. В пользу
ратификации неожиданно выступил представитель правительства. «Ни в коем случае
не рассматривать» - сказал Жириновский, а Фарида Гайнуллина попеняла правительству
на то, что договоры 1999 года у них лежат и они не дают заключения. Владимир
Лукин поддержал соглашение и похвалил правительство за самостоятельность, но
напомнил, что внешнеполитические вопросы ведет президент. Раздраженно выступил
Георгий Тихонов – нет расшифровки, написано буквально «передача одного хряка с
износом 20%». Председатель профильного комитета по делам СНГ и связям с
соотечественниками Андрей Кокошин был в затруднении – «они еще руины Спитака
нам передадут» - и поддержал включение вопроса в повестку дня, но не
ратификацию. Общий настрой палаты и пререкания вынудили Анатолия Аксакова
отозвать свою инициативу. Очевидно, речь идет об АЭС, которая вряд представляет
интерес для России – непонятно, в каком она состоянии, к тому же у России нет в
этом районе дефицита электроэнергии. Можно предполагать, что страны Закавказья
ведут двойную игру – одновременно с Россией, от которой зависят экономически, и
с Западом, чтобы Россия была сговорчивее.
Госдума приняла в окончательном, третьем чтении новую
редакцию Таможенного кодекса РФ (11:00; 381 за, 1 против, 1 воздержался). Этот
важный документ насчитывает более 500 страниц и, как полагают эксперты, заложит
фундаментальные основы внешнеэкономических связей России.
ГЕННАДИЙ КУЛИК: «С ВВЕДЕНИЕМ НОВОГО ТАМОЖЕННОГО
КОДЕКСА НАШ РЫНОК БУДЕТ ВОВРЕМЯ ЗАПОЛНЯТЬСЯ ТОВАРАМИ»
Представитель думской фракции ОВР Геннадий Кулик
заявил нам, что с введением в действие одобренного нижней палатой в третьем
чтении нового Таможенного кодекса РФ «импортные товары не станут дешевле для
населения, но меньше времени будет уходить на их таможенное оформление, да и
само оно станет дешевле».
По словам Кулика, это может выразиться в первую
очередь в том, что «наш рынок будет вовремя заполняться товарами
потребительского свойства, а также сырьевыми, машинами и оборудованием».
Кулик подчеркнул, что беспошлинный ввоз товаров
регулируется, кроме Таможенного кодекса, также законом о пошлинах, в который
пока вносить изменений не предполагается.
Депутат подчеркнул, что новая редакция ТК направлена
«на уменьшение препон для оформления правильного ввоза товаров, и с другой
стороны, на то, чтобы оформление было прозрачным и таможенная служба могла
проконтролировать, что именно ввозится магнитофон, а не шарики, как это было».
ЛЮБОВЬ СЛИСКА ПРЕДЛАГАЕТ ПРИЗЫВАТЬ ЮНОШЕЙ НА СРОЧНУЮ
ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ДОСТИЖЕНИИ ИМИ ВОЗРАСТА 21 ГОДА
Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска (фракция
«Единство») прокомментировала журналистам сегодняшнее обсуждение на заседании
правительства реформы вооруженных сил.
По словам Слиски, «очень бы хотелось, чтобы в
концепции реформы было предусмотрено, в частности, в течение какого срока
возможен переход на профессиональную армию, в течение какого срока возможно
увеличение зарплаты, чтобы защитить тех, кто хочет служить».
Л.Слиска подчеркнула, что, по ее мнению, срочная
служба «должна обязательно быть», и добавила: «Единственное, мне кажется, что
18-летние мальчишки не готовы к воинской службе в армии, я бы их призывала в 21
год».
Отвечая на вопросы журналистов о завтрашней повестке
дня пленарного заседания палаты, вице-спикер сказала, что самый главный вопрос
– третье чтение Таможенного кодекса, отношение к которому самой Слиски
«абсолютно понятно – это один из серьезных бюджетообразующих законов, который в
значительной степени образует доходную часть, поэтому мне бы хотелось, чтобы он
начал действовать».
ПРАВЫЕ ДЕПУТАТЫ ПОТРЕБОВАЛИ СНЯТЬ С ОБСУЖДЕНИЯ НА
СЕГОДНЯШНЕМ ЗАСЕДАНИИ ГОСДУМЫ ПРОЕКТ ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
В повестку
дня заседания Госдумы по инициативе Совета Думы включен законопроект «О системе
государственной службы РФ», который должен рассматриваться в 3-м чтении. Однако
заместитель руководителя фракции СПС Борис Надеждин заявил на думском
заседании, что этот документ «противоречит концепции президента и должен быть
снят с обсуждения». По словам Надеждина, законопроект отвергает «открытость и
конкурентность назначения людей на государственную службу». Вместо этого
вводится система чинов. Но с позицией правых не согласился представитель
президента в Думе Александр Котенков, который заявил, что законопроект
«полностью соответствует концепции президента России». В итоге думское
большинство отклонило предложение снять этот документ с обсуждения на
сегодняшнем заседании.
При длительном обсуждении законопроекта «О системе
государственной службы Российской Федерации» против принятия этого документа
категорически высказался замруководителя фракции СПС Борис Надеждин, который
заявил, что в случае принятия упомянутого документа «у нас будет создано
полицейско-бюрократическое государство». По словам Надеждина, принятие этого
документа «заложит мину под все государственное устройство России». По мнению
правых депутатов, этот закон будет способствовать тому, что при назначении
госчиновников главную роль будет играть не профессионализм кандидата, а выслуга
лет. Однако в пользу принятия этого документа высказался представитель
президента Александр Котенков, который заявил, что, вопреки утверждениям правых
депутатов, «закон предусматривает и открытость, и конкурсность назначения госчиновников»
(10:15; 247 за, 123 против, 3 воздержались).
ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О МИРОВЫХ СУДЬЯХ
Госдума приняла в окончательном, третьем чтении закон
«Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в различных
регионах страны» (11:15; 376 за, 1 воздержался). Документ определяет число
мировых судей и их судебных участков в различных республиках, краях и областях
России.
ГОСДУМА РАЗРЕШИЛА НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАССОВЫЕ АППАРАТЫ
НА РЫНКАХ СТРАНЫ
Госдума одобрила в редакции согласительной комиссии проект
закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт» (11:16; 353 за,
37 против, 2 воздержались). Будущий закон разрешает не использовать
контрольно-кассовую технику на рынках страны и в отдаленных местностях по
усмотрению руководства регионов. При его обсуждении Борис Надеждин задал
вопрос, зачем проверять оборот у малых предпринимателей, работающих по системе
налога на вмененный доход, и представлявший законопроект Сергей Штогрин
сообщил, что это необходимо для защиты потребителя, чтоб можно было
подтвердить, где и что он купил.
На
пленарном заседании Госдумы был одобрен проект федерального закона «Об
исполнении федерального бюджета за 2001 год» (13:23; 276 за, 86 против, 1
воздержался). При обсуждении законопроекта с объемными докладами выступили
замминистра финансов Татьяна Нестеренко, министр финансов Алексей Кудрин,
председатель Счетной палаты Сергей Степашин, Генеральный прокурор Владимир
Устинов и зампред думского комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба (группа
«Регионы России»).
Т.Нестеренко напомнила, что это уже третий отчет
Минфина по бюджету, отчет завершает бюджетный цикл. По словам замминистра, в
отчетном году прекратились зачетные и товарные формы уплаты налогов. Радужную
бюджетную картину продолжил писать Кудрин: в отчетном году Минфин переломил
тенденцию по росту недоимки, был определен механизм формирования финансового
резерва, снизились с четверти общих расходов до 17,5% процентные расходы. До
49,9% ВВП удалось сократить госдолг. Правда, инфляция в отчетном году была
больше заявленной – 18,6%.
Сергей Степашин капнул дегтя в бочку Минфина, причем
капля оказалась размером в 571,4 млн. рублей – столько Счетной палате удалось
доказать из числа уплывших налево бюджетных средств под эвфемизмом «нецелевые
расходы». Остатки на счетах на 1 января 2002 года составили ужасающую сумму
203,5 млрд. руб.
Владимир
Устинов был смел, как Давид, которого Кремль спустил с цепи на
правительственного Голиафа, он уже не заикался, как при отчете об убийствах
депутатов и не тянул резину подробностями, даже поупражнялся в красочных
метафорах и определениях типа «вечнозеленая тема нецелевого использования
бюджетных средств». За отчетный период выявлено более 43 тысяч преступлений в
бюджетной сфере, что на 83% больше 2000 года. В 2001 году 7625 человек
привлечено к уголовной ответственности, в том числе 2184 руководителя бюджетных
организаций. Продолжается расхищение средств в Чеченской Республике с участием
всех заинтересованных лиц. По нарушениям налогового законодательства прокуроры
предъявили 5700 исков. Устинов признал, что деятельность прокуратур не свободна
от недостатков, часто бьют по хвостам, не охватили всех бюджетополучателей.
Доклад депутата-бюджетника Виталия Шубы был равно
свободен от прокурорского PR,
степашинских претензий на финансовый контроль в борьбе с КРУ Минфина и
кудринской способности все хорошее ставить заслугу себе, а плохое сваливать на
обстоятельства. По словам депутата, ВВП занижен не менее чем на сто миллиардов.
Прогноз уровня инфляции Минфин «перевыполнил» на треть, а дополнительных
доходов набрал на 30 миллиардов. На 3% повысились ввозные пошлины. Для России
публичное обсуждение бюджета – все еще непривычная процедура, но она уже
выработала особый язык из эвфемизмов. В домашнем бюджете «дополнительные
доходы» называются заначкой на бутылку или на вояж к любовнице, а «финансовый
резерв» - другая заначка, предусмотрительно отложенная на последующее лечение у
венеролога.
При обсуждении бюджета Митрофанов высказал
недовольство – зачем ставить такие объемные отчеты в день рождения
Жириновского, к трем часам в Думе ни одного трезвого не будет. Прогноз сбылся,
но не только благодаря Жириновскому – одновременно пропивали Таможенный кодекс
и по какому-то иному поводу тащили авоськами водку на девятый этаж.
МИНФИН СОБИРАЕТСЯ СНИЖАТЬ НЕПРОЦЕНТНЫЕ РАСХОДЫ И
УВЕЛИЧИВАТЬ ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА
Министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин сообщил
журналистам по завершении в Госдуме отчета Минфина по исполнению федерального бюджета
за 2001 год, что этот отчет позволит планировать параметры бюджета на будущий
год, и уже в мае представители правительства начнут по этому поводу
консультации в Государственной Думе.
А.Кудрин также сообщил, что непроцентные расходы
будут снижаться и дальше, на 2004 год планируются непроцентные расходы в
размере 12,4% от ВВП, на 2005-й – 11,9% ВВП. Это, по словам Кудрина, позволит
снизить единый социальный налог на 5%. В следующем году Минфин планирует
сохранить профицит бюджета на том же уровне, что и в текущем году – 0,6% ВВП, в
2005 году профицит будет повышен до 0,9% ВВП. По словам министра, средства,
поступающие из доходов за нефть свыше цены в 20 долларов за баррель, будут
направляться в стабилизационный фонд. Этот показатель будет пересмотрен через 2
года в сторону снижения.
Отвечая на вопрос журналистов о ходе реформы ЖКХ,
министр финансов подчеркнул, что некоторые другие страны СНГ перешли на
100-процентную оплату услуг ЖКХ населением за 2-3 года, а у нас этот процесс
«действительно затянулся».
Представитель думской фракции «Единство» Светлана
Гвоздева, со своей стороны, в нашем интервью одобрила состоявшийся отчет об
исполнении бюджета за 2001 год и сказала, что названная главой Счетной палаты
РФ Сергеем Степашиным сумма нецелевого использования средств в 571,4 млн.руб.
«достаточно велика, но можно быть уверенным, что она не больше».
МИНФИН НЕ СОБИРАЕТСЯ ИЗМЕНЯТЬ БЮДЖЕТНУЮ ПОЛИТИКУ С
КУРСОМ НА РОСТ ПРОФИЦИТА И ВЫПЛАТЫ ВНЕШНИХ ДОЛГОВ
«Я не вижу никаких серьезных подвижек» - сказал об
отчете Минфина по исполнению бюджета представитель думского комитета по
кредитным организациям и финансовым рынкам Алексей Митрофанов (фракция ЛДПР) в
нашей беседе.
По словам Митрофанова, остается «много вопросов к
правительству: 13 миллиардов долларов дополнительных доходов и насколько эти
доходы отразились на жизни страны – большой вопрос. Мизерно выросли зарплаты и
пенсии. Да, стало более стабильно, работает бюджетная система лучше – это не
95-й год. Но прорывов нет. Я считаю, что государство на эти средства должно
создавать крупные инфраструктурные проекты, например, по освоению крупных
месторождений – то, что не в состоянии делать частный бизнес. Это работа для
людей перспектива для страны. Ведь мы сейчас используем активы, которые были
при Брежневе и раньше, проедаем эти активы».
В ответ на вопрос о том, почему в России столь мало
наличных денег, А.Митрофанов подтвердил, что объем денежной массы в России
составляет 25% ВВП, в то время как у США 120%, и объяснил, чем это плохо: «У
нас странная ситуация, мы сумасшедшие: мы стерилизовали денежную массу, мы ее
полностью привязали к доллару, хотя у нас есть как у национального независимого
государства возможность самим печатать валюту, и не привязывать ее ни к какой
иностранной валюте. Да плевать нам на доллар! Вы посмотрите, что они делают:
дополнительные доходы аккумулируются либо в у нефтяных компаний, либо в
Центральном банке. У ЦБ уже 55 миллиардов долларов, на эти деньги ЦБ покупает
американские ценные бумаги, в итоге граждане не имеют ни высокой зарплаты, ни
кредиты для предпринимателей, а мы вкладываем деньги в американскую экономику».
Зампред думского комитета по экономической политике и
предпринимательству Светлана Гвоздева (фракция «Единство»), со своей стороны, в
нашем интервью отметила, что в своем отчете перед нижней палатой по исполнению
бюджета 2001 накануне вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин «признал
ошибку, что в 2001 году процент инфляции был неправильно посчитан. Признав эту
ошибку, они в 2002 году и в 2003 году более четко прописывают прогноз
социально-экономического развития и среднесрочную программу на следующие три
года. Самое главное, сократились долги по выплатам детских пособий, проработан
и стал более прозрачным механизм этих выплат и принятый отчет о бюджете
позволит уже в 2003 году полностью исполнить и заплатить все долги».
Из пресс-службы Минфина сообщили о планах по бюджетам
следующих лет (в скобках – процент от ВВП). Доходы на 2003 год утверждены
законом в сумме 2,4177918 трлн. руб. (18,5) при ВВП 13,05 трлн. руб.; ожидаемое
исполнение на 2003 год – 2,5481879 трлн. руб. (19,5) при ВВП 13,1 трлн. руб. В
условиях измененного законодательства ожидаемые доходы в 2004 году – 2,6861559
трлн. руб. (17,7) при ВВП 15,161 трлн. руб. В 2005 году в условиях
законодательства, действующего в 2004 году, ожидаются доходы в сумме 3,0011394
трлн. руб. (17,3%) при ВВП 17,38 трлн. руб.
Расходы на 2003 год утверждены законом в сумме
2,3456413 трлн. руб. (18,0); ожидаемое исполнение на 2003 год – 2,3604191 трлн.
руб. (18,0). В условиях измененного законодательства ожидаемые расходы в 2004
году – 2,5914046 трлн. руб. (17,1). В 2005 году в условиях законодательства,
действующего в 2004 году, ожидаются расходы в сумме 2,8514755 трлн. руб.
(16,4).
Процентные расходы внутренние на 2003 год утверждены
законом в сумме 57,4821 млрд. руб. (0,4), ожидаемое исполнение на 2003 год в
той же сумме. В условиях измененного законодательства ожидаемые процентные
расходы внутренние в 2004 году – 67,9927 млрд. руб. (0,4). В 2005 году в
условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидаются внутренние
процентные расходы в сумме 78,242 млрд. руб. (0,5).
Процентные расходы внешние на 2003 год утверждены
законом в сумме 220,0279 млрд. руб. (1,7), ожидаемое исполнение на 2003 год в
той же сумме. В условиях измененного законодательства ожидаемые процентные
расходы внешние в 2004 году – 222,1715 млрд. руб. (1,5). В 2005 году в условиях
законодательства, действующего в 2004 году, ожидаются внешние процентные
расходы в сумме 223,9191 млрд. руб. (1,3).
Непроцентные расходы без единого социального налога
на 2003 год утверждены законом в сумме 1,7024913 трлн. руб. (13,0), ожидаемое
исполнение на 2003 год в той же сумме. В условиях измененного законодательства
ожидаемые непроцентные расходы без ЕСН в 2004 году – 1,8727404 трлн. руб. (12,4).
В 2005 году в условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидаются
непроцентные расходы в сумме 2,0600144 трлн. руб. (11,9).
Единый социальный налог на 2003 год утвержден законом
в сумме 365,64 млрд. руб. (2,8), ожидаемое исполнение на 2003 год 380,4178
млрд. руб. (2,9). В условиях измененного законодательства ожидаемый ЕСН в 2004
году – 428,5 млрд. руб. (2,8). В 2005 году в условиях законодательства,
действующего в 2004 году, ожидается ЕСН в сумме 489,3 млрд. руб. (2,8).
Профицит бюджета (превышение доходов над расходами)
на 2003 год утвержден законом в сумме 72,1505 млрд. руб. (0,6); ожидаемое
исполнение на 2003 год – 187,7688 млрд. руб. (1,4). В условиях измененного
законодательства ожидаемый профицит в 2004 году – 94,7513 млрд. руб. (0,6). В
2005 году в условиях законодательства, действующего в 2004 году, ожидается
профицит в сумме 149,6639 млрд. руб. (0,9).
В своем комментарии для журналистов Минфин А.Кудрин сказал, что с 2004
года меняется тенденция формирования бюджетов: останавливается прирост
бюджетных расходов и формируются ресурсы для снижения налогового бремени.
ГОСДУМА РАТИФИЦИРОВАЛА УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О
КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 6 СТРАН СНГ
Госдума по инициативе президента России единогласно
ратифицировала устав Организации Договора о коллективной безопасности. Устав
подписан президентами 6 стран СНГ 7 октября прошлого года в Кишиневе. В число
членов этой организации входят Армения, Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Россия
и Таджикистан (396 за).
Принятие устава означает официальное создание
упомянутой организации. Что касается договора о коллективной безопасности, то
он был подписан еще 15 мая 1992 года. К настоящему времени созданы коллективные
силы быстрого реагирования 6 стран. Руководящим органом организации является Совет
коллективной безопасности в составе глав государств 6 стран.
Россия финансирует 50% расходов этой организации.
Остальные члены организации финансируют по 10% ее расходов. Периодические
регулярные консультации участников этой организации носят обязательный
характер. Одновременно с ратификацией устава Дума ратифицировала Соглашение о
правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности 6 стран СНГ.
ОДОБРЕН В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ ЗАКОНОПРОЕКТ ПО РЕФОРМЕ
СПЕЦСЛУЖБ
На пленарном заседании нижней палаты одобрен в первом
чтении - «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации» о совершенствовании
государственного управления в сферах выявления, предупреждения и пресечения
налоговых преступлений и правонарушений, противодействии незаконному обороту
наркотических средств и психотропных веществ, защиты и охраны Государственной
границы Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности
специальной связи и информации (14:11; 310 за, 5 воздержались).
Представлял законопроект депутатам представитель
президента в Госдуме Александр Котенков, который напомнил, что Горбачеву
предлагали сохранить структуру КГБ, но через пять дней он «раскассировал» КГБ
на пять ведомств. Отвечая на вопросы депутатов, А.Котенков сказал, что пока
неизвестно, кто будет осуществлять контроль над ГАС «Выборы». Котенков
предполагает, что на этот счет решение примет президент.
Глава Комитета по контролю за оборотом наркотиков
Виктор Черкесов сообщил депутатам, что «в настоящее время большая часть
наркотиков поступает из-за рубежа», а Котенков подчеркнул, что «в структуре
пограничной службы ничего не изменится, кроме центрального аппарата». Кому
достанется ГАС «Выборы» - Котенков старательно темнил, очевидно, Владиславу Суркову.
Депутаты одобрили постановление о принятии указанного
закона в первом чтении – сначала за основу, потом в целом.
Комментарии по спецслужбам
ВИЦЕ-СПИКЕР ВЛАДИМИР ЛУКИН ОБВИНЯЕТ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В ПОДТАСОВКЕ ДАННЫХ О РАСКРЫВАЕМОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
«Надо
просто требовать исполнения своих служебных обязанностей, не болтовни перед
экранами телевизоров, а исполнения своих служебных обязанностей. Если они не
исполняют свои служебные обязанности, они не должны получать деньги от
налогоплательщиков» - сказал вице-спикер Государственной Думы Владимир Лукин
(фракция «Яблоко») в своем комментарии для к принятому в первом чтении накануне
нижней палатой законопроекту о реформировании спецслужб «Об изменении,
дополнении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации» (о совершенствовании государственного управления в сферах
выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений,
противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ,
защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также в сфере
обеспечения безопасности специальной связи и информации; 310 за, 5
воздержались)
В.Лукин отметил,
что при обсуждении законопроекта накануне, также на закрытом «парламентском
часе» в среду силовики говорили о недостатке средств. При этом депутат отметил
дорогие милицейские иномарки около Думы и добавил, что прошедшее закрытое
заседание было смехотворным: «Почему недостаток средств? Если в Америке 41%
раскрываемости при их средствах, а у нас недостаток средств и 90%, нам надо еще
в два раза сократить, тогда у нас будет 120% раскрываемости. Все это конечно
детский лепет, но требовать нам надо прежде всего ответственности –
ответственные работники должны отвечать перед президентом и перед парламентом,
который избрал народ. Парламентариям же надо быть сдержанными и вместо того,
чтобы пускать слова на ветер, надо требовать этой ответственности. Очень
просто: существует процедура отставки правительства, мы ее не используем. Если безопасность
хронически находится под угрозой, если у нас реформы не проводятся и мы спим на
нефтяной подушке, то это должно происходить».
Относительно арестов случайных людей в ходе следствия по делу об
убийстве Сергея Юшенкова Владимир Лукин сказал: «Не хочу уподобляться депутатам
и делать вид, что я веду параллельное следствие. Да, во время следствия
возможны ошибки, во время следствия возможны различные варианты и только один
вариант является правильным. Я не буду комментировать следствие. Я за то, чтобы
дать следствию работать. Их взяли и отпустили на законном основании в 48
часов». Лукин согласился с тем, что если бы не внимание журналистов к арестам
Анны Гебель и Артема Стефанова, их могли не выпустить, депутат сказал
корреспонденту , что «вы для этого и существуете, чтобы это контролировать. Но
говорить о том, что их не должны были брать или подозревать, я не могу. Я не
могу вмешиваться в дела следствия».
При этом Лукин отмечает особенности представления численных данных
раскрываемости преступлений, по мнению депутата, если правозащитники
утверждают, что высокие показатели раскрываемости достигаются за счет подлогов,
должны быть представлены сведения на сей счет. По мнению Лукина, высокие
показатели раскрываемости в России достигаются за счет того, что «во-первых в
одну кучу все преступления смешиваются, конечно, у нас 80% бытовухи, когда
кто-то кого-то по пьянке стукнул табуреткой и сам упал тут же, тут раскрывать
ничего не надо. В Америке процент преступлений идет по тем случаям, по которым
существуют серьезные проблемы, серьезные версии, вот из них 42%. А у нас
сколько из них – непонятно, приближается бог знает к чему. По-моему, к ничему,
к нулю».
Вице-спикер
Госдумы Георгий Боос:
- (почему представители правоохранительных органов
занимаются PR вместо работы)?
- …Я не думаю, что подобного рода PR сослужил им хорошую службу, поэтому не думаю, чтобы
они заботились о PR, поскольку не у всякого
политика и тем более не у всякого органа исполнительной власти, тем более
правоохранительного должна быть такая репутация, что пиарятся на чем угодно,
даже на плохом, лишь бы пиариться. Достаточно уже у нас политиков, которые этой
формулы придерживаются, свободного полета. Я думаю, что это желание поскорей
раскрыть преступление и иной раз принятие желаемого за действительное.
- Если б не журналисты, то Артема Стефанова не
выпустили бы?
- Знаете, я не следователь и не веду это дело, потому
мне трудно сказать, какие там аргументы там были при принятии решения об аресте
Стефанова, простите, при задержании, и какие доводы послужили основанием для
того, чтобы его освободить.
Замруководителя думской фракции ОВР Фарида
Гайнуллина.
- Я в любой ситуации не склонна занимать крайние
позиции и отдавать должное только одной стороне. Конечно это не могло случиться
без участия журналистов, но с другой стороны не нужно и переоценивать роль
журналистов, были объективные условия, по УПК, который мы приняли, в течение 48
часов надо было либо выпустить Стефанова, либо предъявить ему обвинение.
- Фарида Исмагиловна, речь идет о том, что они
хватают случайных людей и подкидывают наркотики.
- Это ведь заявление молодой девушки Анны Гебель, мы
не услышали мнение второй стороны, поэтому в данной ситуации очень сложно
говорить об объективности (смеется).
Зампред думского комитета по безопасности Павел
Бурдуков (Агропромышленная депутатская группа)
- Почему при обсуждении законопроекта по
реформированию спецслужб никто не спросил, чем они вообще заняты, почему в
связи с убийством Юшенкова хватают случайных людей?
- Мне трудно говорить об этом, хотя у нас бывают к
сожалению такие случаи желание побыстрее отрапортовать и выбить побыстрее из
кого-то, чего там греха таить. Хорошо, что со Стефановым законность осталась на
высоте.
- Убийца-то не пойман. Вы создаете новую структуру, и
никто не задает этот вопрос – чем они вообще занимаются, если хватают случайных
людей и подкидывают наркотики.
- Ну, как к этому отнестись можно, я отношусь к
этому, как к стихийному бедствию, поскольку против президента тут ничего не
сделаешь. Конечно, мы должны в процессе доработки этого закона о реформировании
спецслужб попытаться нивелировать все возможные последствия. Любая реформа
требует огромных денег, если хотят, чтобы она положительный эффект дала. Сейчас
хотят провести реформу, не затрачивая ни копейки. Это пройдет по судьбам многих
людей и затронет самых лучших специалистов. Ведь человек, который служил в КГБ
и перешел в ФСБ, вряд ли пойдет в милицию, у него менталитет другой.
- Да прибьют его там.
- (в ответ депутат смеется).
Продолжение
рассмотрения законопроектов
Одобрен
единогласно законопроект первого чтения «О внесении изменений в федеральные
конституционные законы от 25 декабря 2000 г. N1-ФКЗ «О Государственном флаге
Российской Федерации» и от 30 мая 2001 г. N3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в
части уточнения наименования органов, осуществляющих защиту и охрану
Государственной границы Российской Федерации (14:17; 399 за).
ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ
ИМУЩЕСТВО
Нижняя палата парламента единогласно одобрила во
втором чтении законопроект с поправками в действующий закон «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» о решении некоторых
проблем, возникших в сфере регистрации прав на недвижимое имущество (17:07; 380
за).
Согласно будущему закону, государственная регистрация
права на объект недвижимого имущества проводится не позднее, чем в месячный
срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для
регистрации права, его ограничения (обременения) или сделки документов. Закон
вносит также ряд других новаций, касающихся действий нотариусов.
Несмотря
на две попытки голосования Дума не смогла одобрить законопроект второго чтения
«О внесении дополнения в статью 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» о предоставлении права на уменьшение возраста,
установленного для назначения пенсии, на 5 лет лицам, проработавшим не менее 15
календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в
приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи
с особыми условиями труда трудовой стаж (206 за, 8 против, 1 воздержался).
Также не
приняли законопроект второго чтения «О внесении изменений и дополнений в статью
4 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях» об уточнении источников финансирования гарантий и компенсаций для
северян (17:16; 126 за, 14 против, 1 воздержался).
И то же
самое произошло с законопроектом второго чтения «О внесении изменений в статью
27 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях» и статьи 2, 11 и 18 Федерального закона «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации» о предоставлении гражданам из числа
малочисленных народов Севера права на социальную пенсию на 5 лет ранее
установленного пенсионного возраста (186 за, 3 против).
Одобрили
сразу во всех чтениях законопроект «Об участках недр, право пользования
которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Наталкинском
золоторудном месторождении)» (третье чтение – 260 за).
По
представлению Геннадия Кулика одобрили во втором чтении законопроект «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной
кооперации» в части порядка формирования органов управления кооператива (17:37;
единогласно 406 за).
Одобрили
законопроект «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год» в части
выделения расходов на финансирование региональных программ по охране
материнства и детства (17:39; 392 за, 1 воздержался).
КАЗЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ ЧИСЛА
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
На пленарном заседании нижней палаты одобрен в первом
чтении законопроект с поправками в закон «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях» в части исключения института казенных предприятий
субъектов РФ и муниципальных образований, уточнения порядка государственной
регистрации унитарных предприятий, уточнения полномочий собственника имущества
унитарного предприятия (280 за, 108 против, 1 воздержался).
Авторы законопроекта предлагают уточнить порядок
государственной регистрации унитарных предприятий, дополнив перечень случаев,
когда допускается создание указанных предприятий. Предусмотрено увеличение
срока приведения уставов унитарных предприятий и дочерних унитарных предприятий
в соответствие с федеральным законом до 1 января 2004 года.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИВОДИТСЯ В СООТВЕТСТВИЕ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ СОГЛАШЕНИЕМ ВТО ПО ТАРИФАМ
И ТОРГОВЛЕ
Государственная Дума единогласно одобрила в первом
чтении проект федерального закона «Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» (385 за).
По замыслу авторов проекта, будущий закон в основном
выполняет задачу ликвидации «белых пятен» в российской внешнеторговом
законодательстве, его важнейшей особенностью является то, что он охватывает своим
действием все три направления международной торговли: торговлю товарами,
торговлю услугами и международный обмен объектами интеллектуальной
собственности. При разработке законопроекта учитывались основные положения
федерального соглашения ВТО по тарифам и торговле, генерального соглашения ВТО
по торговле услугами, а также соглашения ВТО по процедурам импортного
лицензирования.
СНИЖЕНО НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ ПО ВКЛАДАМ В БАНКАХ
На пленарном заседании Государственной Думы одобрен в
первом, а затем сразу в окончательном, третьем чтении проект закона с
поправками в статьи 217 и 224 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации в
части налогообложения процентных доходов физических лиц по вкладам в банках
(третье чтение – 17:00; единогласно 426 за).
Авторы законопроекта указывают, что с вступлением в
силу части 2 Налогового кодекса налогообложению по ставке 35% подлежали доходы
в виде превышения процентов по рублевым вкладам в банках над суммой,
рассчитанной исходя из 3/4 ставки рефинансирования Центробанка РФ. Однако с 17
февраля текущего года учетная ставка ЦБ была снижена до 18%, при этом уровень
доходов по вкладам, с которого начинается налогообложение, составил 13,5%.
Будущий закон предлагает установить норму, в соответствии с которой
налогообложение будет производиться в отношении процентов по вкладам в части
превышения сумм, исчисленных из полной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Согласно
справке Сбербанка, в котором размещено порядка 70% рублевых депозитов граждан
России, годовая сумма налога в 2003 году с учетом снижения ставки
рефинансирования и процентных ставок по вкладам может составить 250 млн.руб.
При обсуждении законопроекта с его поддержкой выступил глава бюджетного
комитета Александр Жуков, сославшись на многочисленные обращения пенсионеров на
приеме (известно, что Жуков в отличие от большинства коллег прием в своем
округе ведет).
ЗАКОН, КОТОРОГО ТАК ДОЛГО ЖДАЛИ ДУМСКИЕ ПРАВЫЕ И ВСЕ
БЕСПРАВЫЕ ЖИТЕЛИ СТРАНЫ, С ТРЕСКОМ ПРОВАЛЕН ДЕПУТАТАМИ В ПЕРВОМ ЖЕ ЧТЕНИИ
Государственная Дума отклонила поправки в статью 11
«Закона о милиции», которые уточняют основания проверки документов,
удостоверяющих личность, сотрудниками милиции. Автор законопроекта, представитель
думского комитета по законодательству Александр Баранников (СПС) настаивал на
том, чтобы привести закон о милиции в соответствие с кодексом об
административных правонарушениях, чтобы исключить произвол сотрудников милиции
при проверке документов, однако зампред комитета по безопасности Павел Бурдуков
(АПГ) выступил против и нижняя палата отклонила законопроект (48 за, 78
против).
Законопроект готовился авторами с прошлого года, тогда
Александр Баранников предполагал внести одновременно поправки в действующий
Кодекс об административных правонарушениях и в Закон о милиции. По словам
Баранникова, если читать новый КоАП буквально, а именно так и делают сотрудники
милиции, каждый человек должен постоянно носить с собой паспорт, хотя ни один
закон не требует постоянного наличия паспорта у гражданина. Один из
разработчиков текста законопроекта, эксперт Института прав человека Лев
Левинсон, по результатам первых месяцев действия нового КоАП (введен с 1 июля),
что нем есть «коварная» статья, предусматривающая ответственность не только за
проживание без регистрации, но и за пребывание, что фактически легализует
проверки документов на улицах города и в общественном транспорте. Правозащитник
предполагал с помощью законодательных поправок исключить из кодекса административную
ответственность за пребывание и ограничить проверки документов милицией,
поскольку в настоящее время согласно Закону о милиции действует расплывчатая
норма о праве на проверку документов «при наличии оснований подозревать в
совершении преступления или административного правонарушения». Левинсон
напоминал, что в КоАП нет и не может быть понятия «подозрения в совершении
административного правонарушения», поскольку в данном случае не может быть
«подозрений», административная ответственность может наступить только в случае
состоявшегося нарушения. Однако в новом КоАП появилась норма возможности
досмотра личных вещей, допускаемого без понятых и при достаточно расплывчатых
основаниях «в экстренном порядке». Левинсон предполагает ограничить условия
досмотра личных вещей в экстренном порядке без понятых подозрением на наличие
опасности для окружающих в связи с тем, что у подозреваемого могут быть оружие
или взрывчатые вещества. Наличие наркотиков у человека непосредственной опасности
для окружающих не представляет.
ВИКТОР ПОХМЕЛКИН НЕ СОШЕЛСЯ ВО МНЕНИИ С ВЛАДИМИРОМ
КОЛЕСНИКОВЫМ О ПРИЧИНАХ УБИЙСТВА ЮШЕНКОВА
Независимый депутат Госдумы, сопредседатель партии
«Либеральная Россия» Виктор Похмелкин дал протокольное поручение Комитету
Госдумы по безопасности запросить и довести до сведения депутатов информацию об
обстоятельствах и последствиях публичного заявления, сделанного заместителем
Генерального прокурора РФ Владимиром Колесниковым, о причинах убийства депутата
Сергея Юшенкова: «У нас политических убийств не бывает... Воровать надо меньше,
тогда не будут убивать».
Виктор Похмелкин считает, что заявление заместителя
Генерального прокурора носит «откровенно политический характер, грубо
противоречит требованиям уголовно-процессуального законодательства и
законодательства о прокуратуре РФ, абсолютно несовместимо с должностью
высокопоставленного руководителя правоохранительного органа страны». Об этом
депутат написал в обосновании своего протокольного поручения.
«ЛИБЕРАЛЬНАЯ РОССИЯ» ПОЙДЕТ НА ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В
БЛОКЕ С СОЮЗОМ АВТОМОБИЛИСТОВ РОССИИ
Первый политсовет партии «Либеральная Россия»,
состоявшийся после гибели одного из сопредседателей партии Сергея Юшенкова,
прошел накануне в офисе партии на Делегатской улице.
Как сообщил нам ответственный секретарь «Либеральной
России» Юлий Нисневич, политсовет утвердил прежний курс «Либеральной России» с
предвыборной линией на победу в общефедеральном избирательном округе по
партийному списку, при этом либералы не будут вносить никаких изменений в свою
предвыборную программу в связи с убийством одного из своих лидеров Сергея
Юшенкова.
Нисневич категорически отверг предположения о
повторном объединении с Борисом Березовским: «Вы что, ребята, у вас крыша
поехала?», подчеркнув, что «Либеральная Россия» пойдет на парламентские выборы
«единым блоком с Союзом автомобилистов России и теми стратегическими
партнерами, с которыми сейчас идут переговоры», но объявлено о результатах
будет позже.
Блокирование с партией Ивана Рыбкина Юлий Нисневич не
отверг, но и не подтвердил, повторив, что о результатах переговоров будет
объявлено позже.
В ответ на вопрос о том, реально ли для «Либеральной
России» преодолеть 5-процентный барьер на думских выборах, Нисневич подтвердил
реальность таких планов и заявил, что «победить на федеральном уровне проще,
чем в одномандатных округах».
ПАРТИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ПОУЧИЛА ЖУРНАЛИСТОВ ОСВЕЩАТЬ
ПАРТИЙНУЮ ЖИЗНЬ
В Московском доме общественных организаций на
Мосфильмовской улице начал свою работу «Семинар СМИ общественных и
корпоративных организаций», который проводится консультативным советом
общественных объединений при генеральном совете партии «Единая Россия».
Как сообщил нам представитель генерального совета
«Единой России», депутат думской фракции ОВР Андрей Исаева, в семинаре
принимают участие руководители СМИ общественных объединений, руководители
партии «Единая Россия», представители законодательной и исполнительной власти.
На семинаре работает выставка СМИ общественных и
корпоративных объединений, для которой различные СМИ предоставили в оргкомитет
издания общественных объединений.
В тот же день в Совете Федерации прошли парламентские слушания
СЕНАТОРЫ ПРОСЯТ ПРАВИТЕЛЬСТВО УВЕЛИЧИТЬ
ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ И РАЗВИТИЯ КИНОПРОКАТА
Комитет Совета Федерации по науке, культуре,
образованию, здравоохранению и экологии провел парламентские слушания на тему
«О реализации государственной политики в области кинопроката и кинообслуживания
населения». С основным докладом «Межрегиональная программа создания
общероссийской сети кинопроката и кинопоказа и ее значение в системе мер
повышения эффективности государственного регулирования кинематографии» выступил
министр культуры РФ Михаил Швыдкой.
Участники слушаний отметили, что «не всегда
продуманный и взвешенный переход» всей российской кинематографии на рыночные
основы хозяйствования привел к негативным последствиям, количество городских и
сельских киноустановок в 2001 году по сравнению с 1990 годом сократилось на
80%, городских кинотеатров стало на треть меньше, чем в 1997 году. Кинотеатры
ликвидируются, передаются в долгосрочную аренду сторонним организациям и
приспосабливаются под размещение в них объектов торговли. Показатель
обеспеченности сельского населения киноустановками ниже минимально допустимого
расчетного норматива (4 киноустановки на 10 тыс.сельских жителей) более чем в 2
раза. Во многих сельских районах кинопоказ не осуществляется в течение
нескольких лет. Показатель количества кинотеатров на 50 тыс. человек городского
населения в 60 субъектах РФ ниже единицы. В то же время в российских городах с
1998 года наблюдается постоянный рост посещаемости кинотеатров. Благодаря
появлению на аудиовизуальном рынке частных кинопрокатных компаний в крупных
городах, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, со второй половины 90-х
годов появилось более 300 новых современных кинозалов.
Участники слушаний в своих рекомендациях предлагают
правительству при формировании проекта бюджета на 2004 г. предусмотреть
увеличение объемов финансирования по подразделу «Кинематография» раздела
«Культура» не менее чем на 50% по сравнению с аналогичными расходами в текущем
году, имея в виду использование дополнительных средств на создание отечественных
кинофильмов и комплекс мероприятий, связанных с развитием кинопроката и
кинообслуживания населения. Министерству культуры РФ предлагается продолжить
работу по внедрению в городских кинотеатрах единого электронного билета.