05.06.03 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Налоги, предлоги и подлоги

Правительство в лице Минфина не хочет согласиться с Думой и сохранить на год налог с продаж, Дума в отместку ударила по святому праву исполнительной власти – сборам во внебюджетные фонды, причем добилась своего, хотя и не совсем приличным образом – вернувшись к голосованию спустя час после принятого отрицательного решения, когда Охотный ряд покинул удовлетворенный временной победой глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов.

Произошло это красиво, как бывает только в «зарегулированной» третьей Думе: без 15 минут в шесть часов вечера пятницы палата отклонила в первом чтении поправки в статью 241 Налогового кодекса  в части снижения размеров базовых налоговых ставок единого социального налога (ЕСН) и изменения шкалы регрессии (115 за, 58 против, 3 воздержались).

Авторы законопроекта Игорь Артемьев, Александр Жуков, Михаил Задорнов, Сергей Иваненко, Владислав Резник и Сергей Штогрин предлагают снизить ЕСН для всех категорий налогоплательщиков, кроме адвокатов, с 35,6% до 30%. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых общин малочисленных народов Севера ставка ЕСН снижается с 26,1% до 22%, максимальная ставка ЕСН для индивидуальных предпринимателей снижается с 13,2% до 11,1%. Процент налоговых ставок в отношении доходов, превышающих 600 тысяч рублей в год, предлагается увеличить с 2 до 5 процентов. Снижается минимальный размер выплат на одного работника, при достижении которого применяются пониженные ставки, со ста до 50 тысяч рублей в год.

При выплатах на одного работника до 50 тыс. руб. в год из 30% ЕСН 22,8% отчисляется в федеральных бюджет для дальнейшего перечисления в Пенсионный фонд, 4% – в фонд социального страхования, 2% – в федеральный фонд ОМС и 3% – в территориальные фонды ОМС.

При выплатах на одного работника от 50001 руб. в год ЕСН выплачивается в сумме 15 тыс. руб. плюс 15% с суммы, превышающей 50 тыс. руб.

При выплатах на одного работника свыше 600 тыс. руб. ЕСН выплачивается в размере 97,5 тыс. руб. плюс 5% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.

Представлял законопроект зампред бюджетно-налогового комитета «яблочник» Михаил Задорнов, по словам которого треть зарплаты находится в тени. Председатель профильного комитета Александр Жуков («Регионы России») назвал ЕСН главным вреднейшим налогом, удерживающим зарплату в тени и лишающий граждан защиты, потому что они находятся целиком во власти работодателя. Жуков напомнил: зарплата в конверте – отсутствие отчислений в фонд социального страхования, ОМС и пенсионный.

Замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил об отрицательном заключении правительства на законопроект, снижать ЕСН надо на год позже – с 1 января 2005 года и по иной схеме. Правительство не согласно с той шкалой регрессии, которую предлагают депутаты, чтобы доступ к снижению ставки обеспечить менее оплачиваемым работникам, т.е. фактически пытается сохранить поступления ЕСН за счет того не самого крупного бизнеса, который не способен прикупить себе министра или замминистра для «оптимизации» налоговых платежей.

Крупнейшие сырьевые компании способны после любой налоговой реформы найти схемы оптимизации - это знают все, но говорил только Николай Гончар и только в нашей беседе. Публично звучит то, что доказывал с цифрами в руках при обсуждении законопроекта о ЕСН М.Зурабов, по смыслу – платить могут и пусть платят. Или то, что говорил М.Задорнов: надо обеспечить доступ к регрессии ЕСН для зарплаты 2,5 тысяч рублей в месяц, а не исходя из средней зарплаты по стране – у нефтяников, например, зарплата может быть 27 тысяч в среднем по компании, отсюда и такие показатели средней зарплаты по стране.

Когда страсти по ЕСН отгорели, спустя час после отклонения поправок в 241 статью НК замруководителя фракции «Единство» Владислав Резник внес предложение вернуться к голосованию. Адриан Пузановский из «Народного депутата» пытался встать на защиту Зурабова – неприлично возвращаться к вопросу, когда наиболее заинтересованный в проблеме оппонент уже ушел, однако без четверти минут семь вечера нижняя палата поддержала не только возврат к голосованию, но и сам законопроект в первом чтении (258 за, 44 против, 3 воздержались).

Замруководителя фракции СПС Борис Належдин объяснил нам, что сначала закон о снижении ЕСН был благополучно провален голосами центристов. Потом срочно связались с руководством правительства и прошла команда его принимать, что Надеждин считает правильным. Надеждина говоиил, что изумился, когда центристы провалили закон, но потом им мозги вправили.

Лидер группы «Регионы России» Олег Морозов не стал раскрывать нам тайн разноречивых связей Охотного ряда и Белого дома, а просто сказал, что произошло «какое-то недоразумение» - так называются обращения к публичности с целью давления на оппонента на промежуточных этапах тайных переговоров в стиле Дона Рэбы с Вагой Колесом. По мнению Морозова, второе и третье чтение законопроект о снижении ЕСН пройдет, раз уж центристы консолидировались.

Замруководителя фракции ОВР Фарида Гайнуллина назвала «неожиданное» решение Думы снизить ЕСН «компромиссом по всему блоку законопроектов, связанных с формированием бюджета. Аргументы правительства были не убедительны, зато очень убедительно выступил председатель Пенсионного фонда Михаил Зурабов против снижения ЕСН. К сожалению, решение по ЕСН не отразится на намерениях правительства отменить налог с продаж».

Речь идет о продолжающейся уже несколько недель ожесточенной борьбе депутатов за сохранение 5%-ного НСП. Сомнений нет - цены снижены не будут. Лидер ОВР Вячеслав Володин отмечал, что торговля в стране подрастает, помогать надо промышленности, снижая НДС. Правительству нужна торговля, а не промышленность, чем более аргументировано в Думе говорят об отставке правительства (разумеется, не со своего голоса), тем больше желание действующего Минфина забрать с собой в отставку НСП: посты в госвласти – дело временное и дорогостоящее, и личный бизнес останется незащищенным.

Действуя в двух взаимодополняющих жанрах, Алексей Кудрин и его зам Сергей Шаталов привели в замешательство как сенаторов с депутатами, так и журналистов: Шаталов с честными глазами постоянно оговаривается и не всегда можно понять, какой налог отменять и чем замещать, а Кудрин просто предложил заменить вице-спикера Георгия Бооса на переговорах по НСП – у него-де конфликт интересов как представителя Москвы с регионами. Боос эффективно мешает Минфину, представляя расчеты по каждому налогу, ясность финансистам в правительстве сильно мешает. Тогда Боос предложил вернуться к исходным позициям и депутатам – снижение НДС до 16%, а не до 18%, как договорились.

Понятно, что так или иначе свою торговлю и свои фонды исполнительная власть защитит, как это сделал в тот же день Минсвязи Леонид Рейман, создавая фактически еще один фонд. Вопрос о том, будут ли при этом в раже «снижения налогового бремени» окончательно оголены бюджеты регионов, что решится в последние дни сессии. В данном контексте нет ничего нового, тормозя все, что можно – законопроекты или заключения на них, откладывая рассмотрение вопросов в Думе или отзывая уже поступившие заключения, правительство рассчитывает на последний момент и поэтому сознательно не вносит документ о продлении сессии. Депутаты готовы поработать, но не могут это делать по собственной воле, поэтому, как сказал Владимир Лысенко, если до 11 июня не поступит просьбы о продлении правительства или президента, просто разъедутся 20 июня.

Единственное, чем пока могут ответить депутаты – принять закон. Что они и сделали, снизив ЕСН.

В тот же день ожесточенные споры в Государственной Думе вызвал вопрос о повышении ставки налога на имущество организаций с 2 до 2,6% по предложению правительства – этим налогом докладчик по законопроекту, замминистра финансов Серей Шаталов неоднократно предлагал возместить выпадающие у регионов доходы в связи с планами по отмене НСП. На пленарном заседании Шаталов сообщил, что из-под налогообложения выводится сырье и материалы, товарные запасы, нематериальные активы и др. Сборы поступают в распоряжение субъектов федерации, которые самостоятельно решают, какую долю налога отдать муниципалитетам.

В итоге дискуссии палата одобрила правительственный законопроект «О внесении дополнения в раздел IХ Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов» о дополнении Налогового кодекса Российской Федерации главой «Налог на имущество организаций» (итоговое голосование в первом чтении – 253 за, 14 против; 18:41).

Альтернативный законопроект отклонили, его представила Оксана Дмитриева - «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (глава 28 «Налог на имущество организаций»), который уступил правительственному по итогам рейтингового голосования (140 за против 217 за правительственный вариант; 18:40). О.Дмитриева настаивала на освобождении от налога на имущество организаций научные и другие организации, также на повышении ставки не до 2,6%, а только до 2,2%. Кроме того, автор предлагает расщеплять налог 50:50 между региональными и муниципальными бюджетами, не ставя муниципалитеты в зависимость от решения властей субъектов федерации.

Против предложений О.Дмитриевой выступил Николай Гончар, который считает недопустимым снижать ставку налога на имущество ниже 2,6%, поскольку его поступлениями планируется компенсировать регионам отмену НСП.

Также в первом чтении одобрен законопроект «О признании утратившими силу положений законодательных актов РФ в части налогового контроля за расходами физических лиц», утратившими силу признаются статьи 86-1, 86-2, 86-3 Налогового кодекса РФ (271 за, 44 против, 2 воздержались). Авторы законопроекта считают, что содержащийся в указанных статьях механизм контроля за расходами физических лиц фактически не действует. Вместе с тем упразднение налогового контроля не лишает налоговые органы права получать информацию о совершении физическими лицами сделок с имуществом. Председатель комитета по бюджету Александр Жуков просил одобрить проект в целом, но представитель президента Александр Котенков настоял на втором чтении.

Еще позже депутаты весело обсудили налог на наследство и дарение, увеличив не облагаемую налогом сумму с 85 тыс. руб. до 200 тыс. руб. при наследовании имущества и с 8 тыс. руб. до 20 тыс. руб. при дарении, также снизили налоговые ставки, поддержав в первом чтении законодательные поправки в раздел VIII Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в части налогов и сборов» (272 за, 12 против). Законопроект представил депутатам замминистра финансов Сергей Шаталов, который подчеркнул, что при наследовании или дарении имущества между супругами налог не взимается вовсе. Наследник-внук после смерти бабушки заплатит 5%. В процессе дискуссии по налогообложению наследуемых акций Гончар сообщил, что этот вид наследства на сегодняшний день от налогообложения уводится.

В тот же день одобрен в первом чтении законопроект «О признании утратившими силу положений законодательных актов РФ в части налогового контроля за расходами физических лиц», утратившими силу признаются статьи 86-1, 86-2, 86-3 Налогового кодекса РФ (271 за, 44 против, 2 воздержались). Авторы законопроекта считают, что содержащийся в указанных статьях механизм контроля за расходами физических лиц фактически не действует. Вместе с тем упразднение налогового контроля не лишает налоговые органы права получать информацию о совершении физическими лицами сделок с имуществом. Председатель комитета по бюджету Александр Жуков просил одобрить проект в целом, но представитель президента Александр Котенков настоял на втором чтении.

Hosted by uCoz