19.03.03 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Госдума не могла дозваться премьера, а тут он сам пришел, и пришлось изобразить, что позвали

Агент иностранных спецслужб на думской трибуне с российским золоченым орлом

Хорошо, когда обсуждается один вопрос – журналист чувствует себя как скорая помощь на пожаре, оно полыхает, а ты спишь, ожидая своего часа. Не мотаясь по вызовам

 

В пятницу 19 сентября депутаты с заранее известным исходом обсудили в первом чтении проект бюджета на следующий год, главной новацией которого является стабилизационный фонд – второе за историю бюджетного процесса в его нынешнем виде переименование неподконтрольной законодательной власти части бюджета, которая в прошлом называлась «дополнительные доходы», а в настоящее время – «финансовый резерв».

До этого ряд депутатов высказались за снятие бюджета с рассмотрения.

В тот же день председательствующий Геннадий Селезнев объявил, что новый-старый депутат Алексей Захаров пришел в Думу по федеральному списку «Яблока» на место Юрия Щекочихина.

 

До пленарного заседания

 

ВЯЧЕСЛАВ ВОЛОДИН ПРОСИТ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ РАССЛАБЛЯТЬСЯ ПО БЮДЖЕТУ

До начала заседания лидер фракции ОЕР (бывш. ОВР) Вячеслав Володин сообщил журналистам, что в первом чтении бюджет-2004 пройдет легко и за его одобрение будет конституционное большинство в триста голосов, но во втором и третьем чтениях «правительству не стоит расслабляться».

Поддержал это мнение замруководителя ОЕР Валерий Рязанский, по словам которого остались по крайней мере три вопроса, которые требуют доработки – финансирование сельского хозяйства, дорожного строительства и инвестиционные программы.

Лидер фракции ЕЕР (бывш. «Единство») Владимир Пехтин со своей стороны также сказал о поддержке проекта бюджета и напомнил, что если кто-то хотел внести в проект конструктивные изменения, он имел возможность это сделать во время нулевого чтения бюджета. Пехтин отметил, что бюджет-2004 по своим показателям в четыре раза превосходит действующий бюджет.

 

При обсуждении предложений в повестку дня ряд депутатов-коммунистов настаивали на переносе обсуждения законопроекта и создании согласительной комиссии, что сделать сразу невозможно по регламенту, о чем сказал председательствующий.

 

ГАЛИНА КАРЕЛОВА ВЫСТУПИТ В ГОСДУМЕ ПО ВОПРОСУ О ДЕТСКИХ ПОСОБИЯХ

Депутат Сергей Попов («Яблоко») выступил на заседании Госдумы с инициативой приглашения в нее вице-премьера Галины Кареловой, которая должна прояснить ситуацию вокруг детских пособий. Эти пособия не индексировались с 1995 года, хотя инфляция в стране за это время возросла в 10 раз. Детские пособия составляют 70 рублей в месяц. Поскольку прожиточный минимум для детей составляет в месяц 2100 рублей, то это означает, что правительство гарантирует удовлетворительное проживание ребенка лишь в течение 1 дня в месяц. Думское большинство поддержало инициативу Попова и проголосовало за приглашение Галины Кареловой в Думу 8 октября (253 за, 1 против, 1 воздержался, 10:15).

 

ПРОВАЛИЛАСЬ ПОПЫТКА СНЯТЬ С РАССМОТРЕНИЯ ГОСДУМОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ ГОСБЮДЖЕТА

Сегодняшний порядок повестки дня Госдумы предусматривает обсуждение в первом чтении правительственного проекта федерального бюджета на 2004 год. Выступать с основным докладом по этому вопросу должен Алексей Кудрин – вице-премьер и министр финансов.

Однако против рассмотрения этого вопроса выступил представитель левой части Думы Василий Ивер, заместитель председателя думского Комитета по международным делам. По словам Ивера, «более ужасного проекта бюджета до сих пор правительство Думе не представляло». По его мнению, «крайне неудовлетворительно» в этом документе решается вопрос финансирования образования, науки, культуры, сельского хозяйства, здравоохранения, зарплат бюджетников и защиты обездоленных. Ивер предложил создать согласительную комиссию с участием различных заинтересованных сторон для доработки этого документа. Однако предложение депутата было отклонено. Оно набрало только 126 голосов вместо необходимых 226 (2 против, 10:27).

 

МИХАИЛ КАСЬЯНОВ ВЫСТУПИТ СЕГОДНЯ В ГОСДУМЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ СТРАНЫ

На сегодняшнем заседании Госдумы неожиданно выступил представитель правительства, который заявил, что председатель правительства Михаил Касьянов готов выступить перед депутатами на заседании Думы с сообщением о социально-экономическом положении в стране.

Имеется в виду, что Касьянов выступит в Думе перед обсуждением вопроса о федеральном бюджете на следующий год. Госдума согласилась с этим предложением.

 

ГОСДУМА РЕШИЛА НЕ ЗАСЛУШИВАТЬ ЧЛЕНОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПОВОДУ ПОДГОТОВКИ СТРАНЫ К ЗИМЕ

Депутат Госдумы Валентин Романов выступил на заседании Думы с предложением пригласить в нее вице-премьера Виктора Христенко, председателя Госстроя Николая Кошмана и председателя РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, которые должны доложить депутатам о подготовке народного хозяйства России к зимнему периоду.

Против этого предложения высказался Владимир Жириновский, который предложил давать 10 лет тюрьмы за снижение температуры в квартирах граждан ниже 10 градусов. Предложение Романов в итоге не набрало необходимого большинства голосов. За предложение пригласить членов правительства высказалось только 185 депутатов (1 против, 1 воздержался, 10:49).

 

ГОСДУМА ОТКАЗАЛАСЬ ОТЛОЖИТЬ ЗАКОНОПРОЕКТ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ СТРАХОВАНИЯ

Депутат Алексей Гужанов выступил на думском заседании с предложением снять с рассмотрения запланированный на законопроект об изменениях и дополнениях в Закон «Об организации страхового дела в РФ».

В этих поправках идет речь об установлении единых принципов проведения лицензирования страховой деятельности и совершенствовании системы надзора за такой деятельностью. В пользу отсрочки рассмотрения этого документа высказался и представитель правительства, который считает, что упомянутую проблему надо рассматривать после утверждения Думой госбюджета на следующий год. Однако думское большинство отказалось снять этот вопрос с рассмотрения.

 

АВТОГРАЖДАНКА

Большую дискуссию вызвал при обсуждении предложений в повестку дня вопрос о поправках в действующий закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.

Алексей Митрофанов предложил срочно рассмотреть законопроект Геннадия Райкова и Валерия Гальченко об отсрочке полного введения в действие норм закона, но палата не согласилась (167 за, 11 против, 10:19).

Виктор Похмелкин обвинил профильный комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам в саботаже рассмотрения поправок в автогражданку, но глава комитета Валерий Зубов напомнил, что 6 октября Совет Думы рассмотрит все 9 законопроектов.

252 депутата поддержали предложение Похмелкина рассмотреть вопрос 8 октября.

 

Рассмотрение вопросов повестки дня

 

В ОКТЯБРЕ ДЕПУТАТАМ ГОСДУМЫ ПРЕДСТОИТ РАССМОТРЕТЬ 135 ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска сообщила, что на октябрь месяц комитетами Госдумы подготовлено для рассмотрения 135 законопроектов, из них 24 – для обсуждения в первоочередном порядке. На шести заседаниях палаты в октябре планируется рассмотреть 3 ратификации международных договоров, 21 законопроект второго чтения и 111 – третьего чтения. Из них 33 – законодательные инициативы президента и правительства, 72 – депутатов

Госдума приняла по докладу первого заместителя председателя Думы Любови Слиски проект календаря рассмотрения вопросов Госдумой в период с 7 по 17 октября. За этот период состоится 6 пленарных заседаний российского парламента, на которых предполагается рассмотреть 129 законопроектов.

Любовь Слиска, касаясь законотворческой работы Госдумы в сентябре, подвергла резкой критике ситуацию в большинстве думских комитетов. Она заявила, что удовлетворительно работали и выполняли план сентября лишь Комитет по труду и Комитет по собственности. В то же время ряд комитетов выполнили план работы в сентябре лишь на 10%. Имеются в виду думские комитеты по промышленности, транспорту, образования и науки и ряд других.

 

 

МИХАИЛ КАСЬЯНОВ ЗАЯВИЛ О РЕКОРДНОЙ КОНСТРУКТИВНОСТИ РАБОТЫ НЫНЕШНЕЙ ГОСДУМЫ

Выступая на заседании Госдумы с информацией о социально-экономическом положении страны, председатель правительства Михаил Касьянов заявил, что нынешним составом Думы «поставлен за четыре прошедших года рекорд в смысле конструктивности работы российского парламента».

Касьянов отметил, что нынешняя Дума приняла ряд важнейших документов, в том числе Земельный, Трудовой, Таможенный кодексы, а также третью часть Гражданского кодекса. Дума рассмотрела и утвердила ряд законов по реформе налогообложения, судебной реформе и рыночным преобразованиям в других сферах народного хозяйства. За прошедшие четыре года валовой продукт России вырос на 25%. Реальные доходы населения увеличились на одну треть. Касьянов подчеркнул, что в настоящее время в стране «действует уверенная позитивная тенденция развития народного хозяйства по всем индикаторам». За прошедшие 8 месяцев нынешнего года валовый продукт вырос на 6,5%. Такой темп развития в полтора раза превышает прошлогодний. Реальные денежные доходы населения выросли в нынешнем году за 8 месяцев на 14%.

Касьянов указал также, что отток капиталов из России, имевший место в прежние годы, теперь сменился «чистым его притоком в Россию». Инвестиционная активность за 8 месяцев по сравнению с августом прошлого года поднялась на 12%. Темпы инфляции остаются на умеренном уровне. В то же время Касьянов отметил, что в ряде отраслей наблюдается стагнация или спад. Более всего тревожит положение в сельском хозяйстве, хотя в целом за последние 4 года продуктивность сельского хозяйства возросла на 20%.

 

МИХАИЛ КАСЬЯНОВ ДАЛ ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ БЮДЖЕТУ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА

В своем выступлении на заседании Госдумы Михаил Касьянов коснулся также внесенного правительством проекта бюджета на 2004 год.

Касьянов отметил, что валовый внутренний продукт в следующем году должен увеличиться на 6%. Председатель правительства отметил два основных момента в представленном документе. Во-первых, он предусматривает дальнейшее снижение налогообложения. Прежде всего это касается налога на добавочную стоимость и отмены налога с продаж. Второй пункт нового госбюджета я это его «ориентация на социальный прогресс». Предусмотрено, в частности, увеличение зарплаты бюджетников на одну треть.

 

ПРОБЛЕМ С ВЫПЛАТОЙ ПОВЫШЕННОЙ ЗАРПЛАТЫ БЮДЖЕТНИКАМ НЕ БУДЕТ – МИХАИЛ КАСЬЯНОВ

Депутат Анатолий Аксаков задал вопрос председателю правительства Михаилу Касьянову на заседании Госдумы: не возникнут ли в регионах перебои с выплатой зарплат бюджетникам в следующем году. Аксаков отметил, что с 1 октября намечается существенное повышение зарплат бюджетникам. Однако в ряде регионов сложилась очень сложная ситуация в региональных бюджетах в связи с тем, что централизованные трансферты этим регионам не покрывают возросшую зарплату. Бюджет предусматривает увеличение трансфертов из Центра некоторым регионам всего лишь на несколько процентов, тогда как повышение зарплат бюджетникам достигнет 33%.

Отвечая на вопрос Аксакова, Михаил Касьянов заявил, что на ряд регионов действительно приходится очень серьезная финансовая нагрузка. В то же время он заверил, что резервы федерального бюджета гарантируют, что проблем с выплатой повышенной зарплаты бюджетникам не будет. «Мы осуществляем полный контроль над финансовой ситуацией в стране» я заявил Касьянов.

 

МИХАИЛ КАСЬЯНОВ ПООБЕЩАЛ ПОДДЕРЖКУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ МАШИНОСТРОЕНИЮ

Лидер АПГ Николай Харитонов выступил на заседании Думы по поводу недостаточного финансирования правительством сельскохозяйственного производства. Он заявил, что общие расходы бюджета следующего года увеличатся на 13%, однако ассигнования сельскому хозяйству возрастут лишь на 2,5%. Удельный вес финансирования сельского хозяйства в общем финансировании всей экономики в последние годы неуклонно снижается. Особенно тревожно положение в сельскохозяйственном машиностроении, поскольку большинство таких заводов стоят.

Отвечая на выступление Харитонова, председатель правительства М.Касьянов сообщил, что правительство намерено в ближайшее время внести в Госдуму специальный законопроект о поддержке сельскохозяйственного машиностроения. Касьянов признал, что сельское хозяйство я это «акая отрасль, которая более проблемна по сравнению со всеми другими отраслями экономики» Касьянов указал на резкое падение доходов сельскохозяйственных производителей в прошлом году. В то же время Касьянов считает возможным обеспечить такие рыночные шаги, которые могут вывести сельское хозяйство из критической ситуации.

 

СЕРГЕЙ СТЕПАШИН: «БЮДЖЕТ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА НЕ ОРИЕНТИРОВАН НА ПЕРСПЕКТИВУ УДВОЕНИЯ ВВП»

Выступая с докладом в Госдуме о проекте федерального бюджета на 2004 год, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил, что этот документ более проработан правительством по сравнению с предыдущими бюджетами.

Вместе с тем согласно бюджету следующего года социально-экономическое развитие страны предполагается инерциальным, то есть проект бюджета будущего года отнюдь не ориентирован на ускоренное развитие российской экономики и перспективу удвоения ВВП, о чем говорил президент в своем послании парламенту. По словам Степашина, проект бюджета предусматривает значительное сокращение расходов на развитие реального сектора экономики.

Степашин отметил как положительный момент стремление правительства финансировать бюджетные организации в зависимости от результатов их деятельности. Степашин указал также, что бюджет не предусматривает компенсации за счет федерального центра потерь регионов от снижения налогов.

 

ГЛАВА ПРОФИЛЬНОГО КОМИТЕТА ГОСДУМЫ АЛЕКСАНДР ЖУКОВ РЕКОМЕНДОВАЛ ПРИНЯТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ БЮДЖЕТА

Выступая с докладом в Госдуме, председатель думского Комитета по бюджету и налогам Александр Жуков рекомендовал Госдуме утвердить проект бюджета-2004. По словам Жукова, главное в нем – это гарантирование финансовой устойчивости России в случае предстоящего резкого снижения международных цен на нефть. В то же время Жуков подчеркнул, что предусмотренный правительством рост ВВП на 5,2% означает игнорирование правительством тех установок, которые давал в своем послании Госдуме президент, а именно удвоение ВВП к 2010 году. Жуков отметил, что реализацию предусмотренных бюджетом финансовых приоритетов правительство хочет осуществлять за счет сокращения финансирования реального сектора экономики. То есть именно за счет сокращения финансирования реального сектора будут получены деньги для увеличения финансирования образования, науки, здравоохранения, обороны и правоохранительных органов. Жуков отметил предстоящее снижение на 10% государственных капиталовложений.

 

ГРИГОРИЙ ТОМЧИН ЗАЯВИЛ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ БЮДЖЕТА «НОСИТ КОНСЕРВАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР»

Выступая в Госдуме с докладом по проекту бюджета, председатель думского Комитета по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин (СПС) подчеркнул, что бюджет следующего года будет иметь «консервативный характер и не обеспечивает необходимого роста экономики России». Томчин считает, что расходы на реальный сектор экономики могут быть выше, чем планируется. Ведь Россия сейчас находится на 5-м месте в мире среди развитых стран по величине золотовалютного запаса. «Кажется, – сказал Томчин, – что правительство не слышало послания президента Думе».

 

МИНФИН НЕ РАСКРЫВАЕТ ТАЙНЫ, В ЭКОНОМИКУ КАКОЙ СТРАНЫ РОССИЯ ВЛОЖИТ СВОИ НАКОПЛЕНИЯ

«Нет, это мы специально … пока, да…» – сообщил вице-премьер, Минфин Алексей Кудрин в ответ на просьбу сказать, в какие ценные бумаги и какой страны будут вложены средства российского стабилизационного фонда, который формируется начиная со следующего года согласно одобренному Госдумой накануне в первом чтении законопроекту «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ» (271 за, 100 против, 1 воздержался; 18:19).

По итогам голосования в Думе А.Кудрин рассказал журналистам, что «Стабилизационный фонд прошел абсолютно уверенно, таким образом главный базовый элемент усовершенствованной конструкции бюджета 2004 года поддержан».

Отвечая на вопрос о размере действующего финансового резерва, переходящего в стабилизационный фонд, Кудрин сказал: «Сейчас мы пока не готовы, но будем этот вопрос обсуждать». Предполагается, что переход средств из финансового резерва в стабилизационный фонд решится ко второму чтению проекта бюджета.

По существу отличий действующего финансового резерва от формируемого стабилизационного фонда Минфин объяснил: «Дело в том, что финансовый резерв как механизм формирования, финансовый резерв пока никуда не вкладывался, он просто оставался на счетах в Центральном банке, а стабилизационный фонд – он уже будет размещаться в ценных бумагах западных государств, которые являются наиболее надежными и это считается самым известным в мире механизмом сохранения средств и приумножения».

На заседании нижней палаты представляла законопроект о стабилизационном фонде замминфина Татьяна Голикова, которая рассказала, что средства стабилизационного фонда будут вкладываться в высоколиквидные иностранные ценные бумаги. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков сообщил о поддержке законопроекта в первом чтении, но настаивал на исключении ко второму чтению из текста ряда неопределенных норм, чтобы не оставлять решения по формированию стабилизационного фонда на усмотрение правительства. Комитет, по словам Жукова, считает необходим исключить и норму законопроекта «вносить поправки только при наличии положительного заключения правительства». Депутаты напоминают в данном случае, что вносить поправки в закон – их конституционное право, отраженное в законе о статусе депутата, причем это не может зависеть от того, положительное или отрицательное заключение на депутатскую инициативу дает правительство. Поэтому в законе о стабилизационном фонде вообще не надо этого упоминать.

Жуков также сказал о необходимости рассмотреть вопрос о верхнем пределе стабилизационного фонда, поскольку в стабилизационный фонд будут накапливаться излишние средства, которые можно направить на инвестиционные проекты или на снижение налогов. Остатки на счетах на 1 января предполагается направлять в стабилизационный фонд.

Тратить средства стабилизационного фонда можно будет, когда цена на нефть падает ниже 20 долл. за баррель.

При обсуждении законопроекта до голосования разгорелась дискуссия, в которой ряд депутатов высказали свое недовольство тем, что правительство намеревается вкладывать изъятые из российской экономики средства в размере 83,4 млрд. руб. в иностранную экономику, причем в низкодоходные ценные бумаги, но при этом планирует заимствования в размере 3 млрд. долл. под значительно большие проценты.

Адриан Пузановский (ЕЕР) задал вопрос по этому поводу – «ценные бумаги обычно выпускаются для покрытия дефицитов, мы направляем наш профицит на покрытия иностранного дефицита?» Ответил Александр Жуков, зачитав из текста закона, что список государств утверждает правительство, поэтому депутатам-бюджетникам сказали, что это будут первоклассные ценные бумаги, какие – сообщат ко второму чтению, чтобы это не были нестабильные.

Голикова напомнила, что эти деньги еще не собрали и процедура не отличается от той, которую применяется к финансовому резерву, только теперь 83,4 млрд., которые еще надо собрать, зачисляются на специальном счете в Центральном банке. Николай Коломейцев (КПРФ) высказал сомнение: «Если бы средства, которые аккумулируются, шли на точки роста, но они идут на стагнирующую экономику западных стран».

Зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов в своем выступлении подчеркнул, что после поддержки законопроекта в первом чтении депутаты будут настаивать на абсолютно прозрачной процедуре, не должно быть никаких неясностей – средства могут быть зачислены на счет стабилизационного фонда, а могут быть и не зачислены – таких неопределенностей не должно быть. Но создание стабилизационного фонда Задорнов поддерживает в частности потому, что это позволит правительству регулировать курс рубля.

 

Федеральный бюджет был поддержан в первом чтении за 9 минут до времени окончания заседания (17:51; 246 за, 180 против, 1 воздержался), затем время продлили для обсуждения сопутствующих вопросов.

Из думских объединений поддержали проект бюджета-2004: «Единство – Единая Россия» (81 за), «Отечество – Единая Россия» (60 за), ЛДПР (14 за), «Народный депутат» (42 за, 2 не голосовало), «Регионы России» (38 за, 7 против, 2 не голосовало) и большинство независимых депутатов (11 за, 4 против, 1 воздержался, 4 не голосовало).

Против законопроекта о бюджете проголосовали: КПРФ (83 против), СПС (30 против, 1 не голосовал), «Яблоко» (17 против), Агропромышленная депутатская группа (39 против, 4 не голосовало).

Далее проголосовали за проект постановления Госдумы «Об утверждении персонального состава Комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета на 2004 год, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ, и рабочих групп по рассмотрению секретных приложений к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год». Об этом просил коллег председатель Комиссии Владислав Резник.

 

СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД

«Нет, это мы специально … пока, да…» – сообщил вице-премьер, Минфин Алексей Кудрин в ответ на нашу просьбу сказать, в какие ценные бумаги и какой страны будут вложены средства российского стабилизационного фонда, который формируется начиная со следующего года согласно одобренному Госдумой в первом чтении законопроекту «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ» (271 за, 100 против, 1 воздержался; 18:19).

По итогам голосования в Думе А.Кудрин рассказал журналистам, что «Стабилизационный фонд прошел абсолютно уверенно, таким образом главный базовый элемент усовершенствованной конструкции бюджета 2004 года поддержан».

Отвечая на вопрос о размере действующего финансового резерва, переходящего в стабилизационный фонд, Кудрин сказал: «Сейчас мы пока не готовы, но будем этот вопрос обсуждать». Предполагается, что переход средств из финансового резерва в стабилизационный фонд решится ко второму чтению проекта бюджета.

По существу отличий действующего финансового резерва от формируемого стабилизационного фонда Минфин объяснил: «Дело в том, что финансовый резерв как механизм формирования, финансовый резерв пока никуда не вкладывался, он просто оставался на счетах в Центральном банке, а стабилизационный фонд – он уже будет размещаться в ценных бумагах западных государств, которые являются наиболее надежными и это считается самым известным в мире механизмом сохранения средств и приумножения».

На заседании нижней палаты представляла законопроект о стабилизационном фонде замминфина Татьяна Голикова, которая рассказала, что средства стабилизационного фонда будут вкладываться в высоколиквидные иностранные ценные бумаги. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков сообщил о поддержке законопроекта в первом чтении, но настаивал на исключении ко второму чтению из текста ряда неопределенных норм, чтобы не оставлять решения по формированию стабилизационного фонда на усмотрение правительства. Комитет, по словам Жукова, считает необходим исключить и норму законопроекта «вносить поправки только при наличии положительного заключения правительства». Депутаты напоминают в данном случае, что вносить поправки в закон – их конституционное право, отраженное в законе о статусе депутата, причем это не может зависеть от того, положительное или отрицательное заключение на депутатскую инициативу дает правительство. Поэтому в законе о стабилизационном фонде вообще не надо этого упоминать.

Жуков также сказал о необходимости рассмотреть вопрос о верхнем пределе стабилизационного фонда, поскольку в стабилизационный фонд будут накапливаться излишние средства, которые можно направить на инвестиционные проекты или на снижение налогов. Остатки на счетах на 1 января предполагается направлять в стабилизационный фонд.

Тратить средства стабилизационного фонда можно будет, когда цена на нефть падает ниже 20 долл. за баррель.

При обсуждении законопроекта до голосования разгорелась дискуссия, в которой ряд депутатов высказали свое недовольство тем, что правительство намеревается вкладывать изъятые из российской экономики средства в размере 83,4 млрд. руб. в иностранную экономику, причем в низкодоходные ценные бумаги, но при этом планирует заимствования в размере 3 млрд. долл. под значительно большие проценты.

Адриан Пузановский задал вопрос по этому поводу – «ценные бумаги обычно выпускаются для покрытия дефицитов, мы направляем наш профицит на покрытия иностранного дефицита?» Ответил Александр Жуков, зачитав из текста закона, что список государств утверждает правительство, поэтому депутатам-бюджетникам сказали, что это будут первоклассные ценные бумаги, какие – сообщат ко второму чтению, чтобы это не были нестабильные.

Голикова напомнила, что эти деньги еще не собрали и процедура не отличается от той, которую применяется к финансовому резерву, только теперь 83,4 млрд., которые еще надо собрать, зачисляются на специальном счете в Центральном банке. Николай Коломейцев высказал сомнение: «Если бы средства, которые аккумулируются, шли на точки роста, но они идут на стагнирующую экономику западных стран».

Зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов в своем выступлении подчеркнул, что после поддержки законопроекта в первом чтении депутаты будут настаивать на абсолютно прозрачной процедуре, не должно быть никаких неясностей – средства могут быть зачислены на счет стабилизационного фонда, а могут быть и не зачислены – таких неопределенностей не должно быть. Но создание стабилизационного фонда Задорнов поддерживает в частности потому, что это позволит правительству регулировать курс рубля.

 

КУДРИН СЧИТАЕТ ОБОСНОВАННЫМ ТРЕБОВАНИЕ НЕМЦОВА РАСКРЫТЬ ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ ДЛЯ ДЕПУТАТОВ, ЕСЛИ СТАТИСТИКУ ПО РОССИЙСКОЙ АРМИИ ГОТОВЫ РАСКРЫТЬ ДЛЯ НАТО

«Я считаю, что бюджет абсолютно уверенно поддержан большинством, просьбы «правых» абсолютно ясно изложены и они очевидны» – сообщил вице-премьер, Минфин Алексей Кудрин журналистам по итогам одобрения проекта бюджета-2004 в первом чтении на пленарном заседании Госдумы накануне.

По словам Минфина, «СПС просит рассекретить военный бюджет, что, я думаю, правильно двигаться в этом направлении, поскольку к первому чтению не произошло такого движения и есть даже вот факты которые требуют обсуждения, о которых сказал Немцов, в части рассекречивания для западных стран, они требуют проверки, то это конечно повлияло на позицию правых, но по крайней мере их просьба и требования очень четко понятны». Кудрин отметил, что «правые» тем самым усиливают свою позицию во втором и третьем чтении, зная, что в первом чтении бюджет получит большинство. Ну что мне на это сказать?»

При этом Кудрин не совсем согласен с позицией по бюджету «Яблока», но считает, что в данном случае позиции могут быть доработаны, поскольку это не концептуальное отвержение бюджета.

Такой вывод Минфин делает из того, что те же депутаты, проголосовав против бюджета, поддержали сопутствующие поправки в Бюджетный кодекс о стабилизационном фонде. По словам Кудрина, «это означает что бюджет в части концепции стабилизационного фонда, профицита, этими фракциями «правыми», которые проголосовали за стабилизационный фонд, тоже поддержан. Поэтому здесь нам очень понятна сама логика движения».

 

АЛЕКСАНДР БАРАННИКОВ НЕ СОБИРАЕТСЯ НАБЛЮДАТЬ ЗА ЧЕЧЕНСКИМИ ВЫБОРАМИ, ПОТОМУ ЧТО ЗНАЕТ НАПЕРЕД, ЧТО ЕМУ ПОКАЖУТ

На пленарном заседании Госдумы палата поддержала конституционным большинством голосов проект постановления «О направлении в Чеченскую Республику группы наблюдения за ходом голосования 5 октября 2003 года на выборах первого Президента Чеченской Республики» (307 за, 1 воздержался, 18:12). Перед голосованием взял слово от фракции СПС Борис Надеждин и попросил вывести из списка группы наблюдения представителя СПС Александра Баранникова.

Сам Баранников пояснил нам, что решение об отказе от наблюдения принято еще в четверг на заседании федерального политсовета СПС, причем прежде всего потому, что, как сказал Баранников, «власть сделала все, чтобы остался один кандидат и это превращает выборы в спектакль». При этом депутат отметил, что выборы в Чечне без контроля не останутся, поскольку в Чечне достаточно действенная организация СПС, сотрудничающая с правозащитниками, которые тоже не оставят чеченские выборы без мониторинга.

«Участие в официальной делегации не позволяет ничего увидеть, оставшихся 8 депутатов, по одному от каждой фракции, в группе наблюдения за ходом голосования в Чечне будут водить по заранее подготовленным местам и они не узнают, что будет происходить на отдаленных участках» - так объяснил нам Александр Баранников причину отказа от участия в формировании группы наблюдения за ходом голосования 5 октября 2003 года на выборах первого Президента Чеченской Республики.

А.Баранников подчеркнул, что группу возглавляет Франц Клинцевич (ЕЕР).

Hosted by uCoz