ИЗВЕСТНАЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА СОБСТВЕННОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ПРЕДСТАВИЛА СВОЮ
НОВУЮ КНИГУ
30.09.03 Лев
МОСКОВКИН
Московская
книга
Когда б мы
жили без затей…
Вероника
Долина. Выдумщица: Стихи и песни. – М.: Издательство Эксмо, 2003. – 352с., илл.
Тир. 5 тыс.
Стихи и песни
известной и любимой самодеятельной певицы Вероники Долиной собраны под одной
обложкой в новой книге издательства «Эксмо».
Книгу
представила сама Долина на концерте в лектории Политехнического музея. В издании
собраны произведения разных периодов творчества автора – от хорошо известных
песен советского периода «Темнота», «Мой дом летает», «Когда б мы жили без
затей» и др., до стихов послесоветского периода, мало знакомых даже очень
большим любителям авторской песни. Они сгруппированы по рубрикам: «Розовый
палисандр», «Гололед», «Неразменная монета», «Говорила мне тетя», «Рождественский
бульвар». Автор аннотации к книге стихов В.Долиной напоминает, что ее песни
«пришли к нам в семидесятые годы, а в восьмидесятые во многих сердцах
прозвучали».
На презентации
новой книги в Политехническом музее В.Долина пела в основном песни
послесоветского периода своего творчества, в которых упоминается как Гайдар с
Чубайсом, так и война в Чечне, но все известные темы, волнующие людей, имеют в
творчестве Долиной глубоко человеческое, личное звучание: «Безнадежное мое
дело. Так о чем же душа хлопочет? Все глаза свои проглядела… Если он меня
слушать не хочет». «Вся жизнь моя – аэротика» - поет певица в зрелом периоде,
так и не став взрослой, «все с той же миной на лице – другого лица я вам не
обещаю». «Я звоню тебе из Невинграда, сообщить, что я еще жива… Я звоню сюжета
ради…»
Старые и
известные песни неизменно вызывали аплодисменты зала: «…Не пустили поэта в
Париж – он лежал бы на Новодевичьем»; «Как ваша светлость поживает? Как ваша
светлость почивает? О чем она переживает, достаточно ли ей светло…»; «Когда б
мы жили без затей, я нарожала бы детей – от всех, кого любила, всех видов и
мастей».
Песни
перемежались краткими философски-законченными обобщениями – о себе, о жизни, о
телевидении и о том, как надо издавать поэзию:
- «Телевизор
страшен не всегда, а когда включаешь. Если не включаешь, то ничего. Мне очень
жаль личных прошедших лет, как жаль, что телевидение из верного друга стало
лакейской дрянью».
- «Послушала я
Евроньюс, нехорошие штуки рассказывают, о некоторой тотальной потере слуха. По
некоторым цивилизационным причинам человечество становится все более тугоухо ко
многим вещам. Будем бороться за звук».
- «Праздник,
который не всегда с тобой. Вообще неизвестно, где он».
- «Вот эта
книжечка такой элемент сценографии, а предложить в фойе я ее вам не могу.
Видите, до какой степени доехали: и в таком лубочно-сусальном виде меня издают.
Это ужасно».
- «Ничего
такого во мне нету, ничего мизантропического. На самом деле я жизнелюб.
Единственное, что меня радует – это стихи. Как возьмешь ручечку, да поднесешь к
бумажечке»…
«Книга называется
«Выдумщица» - какая я выдумщица, это слово моего папы. Какая я выдумщица, я все
попросту – я все выдумала, а потом – попросту».
«В июне вышла
моя книжечка «Невинград». Когда меня судороги преследовали, потом все улеглось,
а электричество осталось. Книжечка стихов должна быть тоненькой и сворачиваться
в трубочку. Я бы предпочла, чтобы выходили тоненькие книжечки. Но я еще много
чего хочу - это сослагательное и оно все сослагательнее и сослагательнее».
Выступление
Вероники Долиной проходит в каком-то своем, оригинальном и необычном жанре
беседы под гитару, оно имеет заметный ностальгически-психотерапевтический
эффект на слушателей. Точку в беседе автор ставит в том же жанре, как и
проводит ее: «Спасибо за эти вполне праздничных для меня два часа. До новых
встреч».
У Вероники
Долиной все та же необычная гитара – кедрово-коричневого цвета в форме капельки
с ушками, и певица обращается с ней, как с живым существом, местами
своевольным: «Ты будешь слушаться?»
В живом
выступлении Вероники Долиной еще больше ассоциативности, чем в отдельно
изданных ее песнях – от прошлых пластинок до новых книг или компьютерного
диска. Несмотря на необычность творчества Долиной, она выросла из советского
времени авторской песни. Себя она называет нонконформистом и в качестве
побудительного мотива творчества вспоминает, как ей не нравились «все эти
солнышки мои». Но есть и ассоциации еще более дальние, возможно, к незабытым
стихам Саши Черного, инвертированные по половой принадлежности согласно веяниям
нового века – «Люблю я мясника Сережу и парикмахера Андрюшу».
В двадцатых
числах декабря в том же лектории Политехнического музея Вероника Долина
проводит рождественский концерт, это уже стало традицией и очевидно состоится и
в этом году.