ИЗВЕСТНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА СОБСТВЕННОЙ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ПРЕДСТАВИЛА СВОЮ НОВУЮ КНИГУ

30.09.03 Лев МОСКОВКИН

Московская книга

Когда б мы жили без затей…

Вероника Долина. Выдумщица: Стихи и песни. – М.: Издательство Эксмо, 2003. – 352с., илл. Тир. 5 тыс.

Стихи и песни известной и любимой самодеятельной певицы Вероники Долиной собраны под одной обложкой в новой книге издательства «Эксмо».

Книгу представила сама Долина на концерте в лектории Политехнического музея. В издании собраны произведения разных периодов творчества автора – от хорошо известных песен советского периода «Темнота», «Мой дом летает», «Когда б мы жили без затей» и др., до стихов послесоветского периода, мало знакомых даже очень большим любителям авторской песни. Они сгруппированы по рубрикам: «Розовый палисандр», «Гололед», «Неразменная монета», «Говорила мне тетя», «Рождественский бульвар». Автор аннотации к книге стихов В.Долиной напоминает, что ее песни «пришли к нам в семидесятые годы, а в восьмидесятые во многих сердцах прозвучали».

На презентации новой книги в Политехническом музее В.Долина пела в основном песни послесоветского периода своего творчества, в которых упоминается как Гайдар с Чубайсом, так и война в Чечне, но все известные темы, волнующие людей, имеют в творчестве Долиной глубоко человеческое, личное звучание: «Безнадежное мое дело. Так о чем же душа хлопочет? Все глаза свои проглядела… Если он меня слушать не хочет». «Вся жизнь моя – аэротика» - поет певица в зрелом периоде, так и не став взрослой, «все с той же миной на лице – другого лица я вам не обещаю». «Я звоню тебе из Невинграда, сообщить, что я еще жива… Я звоню сюжета ради…»

Старые и известные песни неизменно вызывали аплодисменты зала: «…Не пустили поэта в Париж – он лежал бы на Новодевичьем»; «Как ваша светлость поживает? Как ваша светлость почивает? О чем она переживает, достаточно ли ей светло…»; «Когда б мы жили без затей, я нарожала бы детей – от всех, кого любила, всех видов и мастей».

Песни перемежались краткими философски-законченными обобщениями – о себе, о жизни, о телевидении и о том, как надо издавать поэзию:

- «Телевизор страшен не всегда, а когда включаешь. Если не включаешь, то ничего. Мне очень жаль личных прошедших лет, как жаль, что телевидение из верного друга стало лакейской дрянью».

- «Послушала я Евроньюс, нехорошие штуки рассказывают, о некоторой тотальной потере слуха. По некоторым цивилизационным причинам человечество становится все более тугоухо ко многим вещам. Будем бороться за звук».

- «Праздник, который не всегда с тобой. Вообще неизвестно, где он».

- «Вот эта книжечка такой элемент сценографии, а предложить в фойе я ее вам не могу. Видите, до какой степени доехали: и в таком лубочно-сусальном виде меня издают. Это ужасно».

- «Ничего такого во мне нету, ничего мизантропического. На самом деле я жизнелюб. Единственное, что меня радует – это стихи. Как возьмешь ручечку, да поднесешь к бумажечке»…

«Книга называется «Выдумщица» - какая я выдумщица, это слово моего папы. Какая я выдумщица, я все попросту – я все выдумала, а потом – попросту».

«В июне вышла моя книжечка «Невинград». Когда меня судороги преследовали, потом все улеглось, а электричество осталось. Книжечка стихов должна быть тоненькой и сворачиваться в трубочку. Я бы предпочла, чтобы выходили тоненькие книжечки. Но я еще много чего хочу - это сослагательное и оно все сослагательнее и сослагательнее».

Выступление Вероники Долиной проходит в каком-то своем, оригинальном и необычном жанре беседы под гитару, оно имеет заметный ностальгически-психотерапевтический эффект на слушателей. Точку в беседе автор ставит в том же жанре, как и проводит ее: «Спасибо за эти вполне праздничных для меня два часа. До новых встреч».

У Вероники Долиной все та же необычная гитара – кедрово-коричневого цвета в форме капельки с ушками, и певица обращается с ней, как с живым существом, местами своевольным: «Ты будешь слушаться?»

В живом выступлении Вероники Долиной еще больше ассоциативности, чем в отдельно изданных ее песнях – от прошлых пластинок до новых книг или компьютерного диска. Несмотря на необычность творчества Долиной, она выросла из советского времени авторской песни. Себя она называет нонконформистом и в качестве побудительного мотива творчества вспоминает, как ей не нравились «все эти солнышки мои». Но есть и ассоциации еще более дальние, возможно, к незабытым стихам Саши Черного, инвертированные по половой принадлежности согласно веяниям нового века – «Люблю я мясника Сережу и парикмахера Андрюшу».

В двадцатых числах декабря в том же лектории Политехнического музея Вероника Долина проводит рождественский концерт, это уже стало традицией и очевидно состоится и в этом году.

Hosted by uCoz