21.11.03
Лев МОСКОВКИН
Книга
в Москве
Должны
ли журналисты освещать события жизни там, где жизни на самом деле нет?
Елена
Трегубова. Байки кремлевского диггера. Трэш коллекция. М.: 2003, «Ад Маргинем»,
382 с., тир. 30 тыс.
Депутат
Алексей Митрофанов:
Трегубову?
Да, читал. Ну, ничего, живым языком написано, и очень много правды, потому что
мы же знаем этих персонажей. Есть много интересных баек. Она правильно назвала,
байки – это именно то. Правильное слово она нашла. Такие рассказы закулисные.
За
все послесоветские годы не попадалось мне более увлекательного чтива о том, что
действительно было в нашей стране и конкретное с ее политэлитой, даже по
сравнению «Новым сладостным стилем» Аксенова, «Как я честно пыталась попасть в
Думу» Арбатовой, книгами Литвиненко, Щекочихина, Асламовой, Пелевина.
Репортер
в меняющемся мире – почти король, с учетом того, что любой работник
коммерческой панели должен быть сильно мазохистом и со всеми расплачиваться за
право сделать нечто для общества. В отличие от проститутки, которая чрез свои
сомнительные прелести гонит чистоган сутенеру, журналисту постоянно сиюминутно,
здесь и сейчас, приходится решать по наитию кучу проблем, чем, как и кого
задобрить, от пресс-секретаря своего клиента до машинистки в редакции, чтобы
что-то пошло на ленту новостей или в газетную полосу.
У
некоторых вполне по-советски деформируется сознание и они начинают мыслить
цензурно, не замечая искалеченных ментами людей и закрывая в неоткрытом
состоянии чеченскую проблематику, что сильно напоминает ситуацию перед прошлым
Холокостом. Другие пьют, третьи вновь изобретают велосипеды журналистского
баснеподобия в свихнувшемся мире.
Впрочем,
мир всегда сумасшедший, но когда все сходят с ума одинаково, происходят война,
а затем революция. Происходящее на общественной арене приводит в шоковое
состояние человека условно говоря нормального. Так зеркало действует на уродца,
который впервые увидел свое отражение. Поэтому надо долго объяснять, что это за
люди обитают на политическом Олимпе и что они вообще там делают, если живут тем
лучше, чем более нищает население, и почему после смены эпох диктатор
оказывается тараканом, а людям стыдно в этом признаться как отражении
собственной безграничной слабости.
Без
нас, журналистов, вся эта условная «элитарная» жизнь осталась бы чистой
мертвечиной. Воткнутый без корней сорняк безусловно бы засох. Хотя я в отличие
от Трегубой человек здесь случайный, все равно непонятна собственная мотивация,
как непонятно и то, зачем Березовскому было спасать страну и искать себе на
голову замену Ельцину – он что, лже-Нерона не читал?
Как
развивались бы события в стране, если бы не было информации о жизни управляющей
элиты? Если бы такая книга, байки Трегубовой, появилась бы в советское время,
ее бы тоже запретили и в там-, а затем самиздате она бы разошлась по городам и
весям до последней забытой точки, где в Якутии обитают еще царские ссыльные.
Правды
вообще не существует в природе, ее выдумывают журналисты из хамских побуждений,
что они чего-то понимают. Нашелся честный человек, который написал
правдоподобно, как и что. Нечто подобное написано в страшном романе «Галерник»
Драго Янчара, когда в город приехал герцог и местная политическая элита с
переменным успехом решала две задачи: сначала кого и как под него подложить, а
потом – что сообщать народу, если первая задача решена, герцог утонул в постели
и народу не показывается. Вот тут и нужны репортеры, которые и сообщат, что
велено, и будут виноваты, если ситуация изменится и сообщения окажется
неправдой.
В
книге действительно много правды, особенно про журналистский концлагерь
кремлевского пула. Во время неопределенности в общем легко занять позицию
сообразно личным амбициям, но для этого действительно надо уметь не щадить
себя. Репортерская журналистика всегда построена на таком моменте. Другое дело,
что социальный мазохист – девиантный, он с другого боку обязательно садист по
крайней мере по отношению к читателю или хотя бы к коллеге, который не попал в
пул или еще хуже выпал оттуда. Истории все равно, жаворонок ты или сова,
перепил вчера или вообще невосприимчив к алкоголю с табаком и маешься на земле
без витаминов цивилизации. Просто ход истории будет колебаться в унисон с той
линией партии, которую без тебя опишут твои коллеги, которые не проспят, кто
себя не жалеет, чтобы угадать виражи массового сознания.
У
нас все заняты не своим делом. Прокуратура играет роль прокладок для властных
менструаций. Менты полным составом подались в мытари, если перевести грабеж в
пристойное русло учитывая его массовость. Министерство охраны короны озабочено
организацией перманентной революции. Собственно, для того ЧК и создавалась.
Отсюда
и путаница в ролях, и перемена правил игры по ходу игры – сверхвлиятельный
Минкин носит лейбл журналиста, блестящий журналист Венедиктов заигрался в
декоративной политической песочнице, талантливый Хинштейн берет интервью в
интимных недрах самого себя, но почему-то публично и обязательно с участием
череды известных всей стране лиц, корректоры пишут статьи и корректировать
чужое им недосуг, а девицы Розмари с диктофонами наперевес массово повалили на
политическую панель и в элитарные кровати. За деньги уж и не отдаются вовсе, а
только ради разухабистых строчек в газете, и побольше, побольше…
А
там, на панели, ненадежные диктофоны, отламывающиеся каблуки и все то, что
составляет череду событий ежедневной журналисткой беготни. И вечные две
проблемы: как уговорить хоть что-то сказать, а затем остановить фонтан
словоизвержения, чтобы выжать, как из камня слезу, что-нибудь съедобное для
читателя?
Страшно
жаль тот «народ», который заставили жить по правилам и моральным кодексам
строителя коммунизма. Которому на шею взамен комсомольских значков вешают
обратно кресты, на чем их распинали. Столько талантов схлынуло с арены в
небытие с опытом несвершения, что мы оставшиеся счастливы уже той исключительностью,
что дает на шее этикетка какого-нибудь пула, а не просто копеечный крест,
купленный в церковной лавке на собственные деньги.
Мадмуазель
Трегубова дает модель, как надо жить. Чтение откровений кремлевской клизмы
гарантирует от советского запора и вызывает биологические и генетические
изменения у человека «порядочного», как у того верного семьянина, который по
недоразумению сохранился в редакции и каждый день звонил жене за десять минут
до окончания рабочего дня, а потом как-то раз его на спор подпоили и подсунули
ему нечто сильно попроще Трегубовой и он орал с похмелья: эта женщина! она меня
обманула!
Впрочем,
изменить жене проще и потому менее почетно, чем Родине.
Так
же и про концлагерь кремлевского пула для журналистов. Каждый раз после почти
бесцельно проведенного дня каждый раз зарекаюсь идти в Кремль, но неведомая,
как либидо, биологическая сила заставляет испытывать чувство горькой обиды,
когда слышишь в ответ в череде телефонных звонков сначала, что еще списки не
открыты, а потом без перерыва – что вы уже опоздали с аккредитацией.
Трегубщина
– это даже лучше Пелевина. Характерно, как предчувствие политической смерти на
талантливых людей действует тонизирующее. Понятно, что в данном случае за
событием опять стоят олигархи, причем номинированные в СПС. Все прочие
называются иначе, хотя без совокупления денег со властью у нас ничего не бывает,
такая вот наша биология.