Лев МОСКОВКИН

Изощренная ненависть к редактору

Михаил Веллер. Забытая погремушка. – М., Изд-во «ОРЛОВА», 2004 г., 158 с., тир. 5 тыс.

С Веллером происходит странный детектив. Казалось бы, этот классик рассказа должен быть издать в академическом виде, с комментариями и исходными текстами, как Достоевский – выходили же его «Бесы» и в самое густое советское время, хотя Ленин высказался плохо об этом романе и тем признался.

Рассказы Веллера написаны во время и о об этом времени, которое стало ключевым для дальнейшего хода истории. В середине насыщенного терроризмом первого десятилетия века в столичных книжных магазинах наблюдается фонтан литературы с переизданием вожделенных книг советского прошлого, также нового творчества. Высокая художественность изданий по синергетике и эволюционизму, глубокая аналитичность художественных романов убирает границу науки и беллетристики в современных изданиях. Фредерик Бегбедер написал роман о жизни креатора в рекламе, получилось исследование современности. Художественно выписанный «Судный день американских финансов» исследует причины современной глобализации. Романы Улицкой отражают корни современного населения России. Продолжается творчество последнего Стругацкого, опровергая тезис о том, что интеллигенция застряла в глотке горбачевской свободы и не читает газет, потому что не понимает происходящего.

А что происходит с классиком? Да то же, что и с теорией журналистики – вместо того, чтобы привлечь специалистов и эффективно оппонировать действующей оглушительной журналистике, она по-советски из ревности отторгает имена и закрывает форточки, чтобы по прежнему наслаждаться привычной затхлостью.

Напомним, что Веллер и советском прошлом был замечен и любим ценителями изящной советской словесности. Уже первый сборник «Хочу быть дворником» почитался на шабашках наряду с Набоковым.

Вошел Веллер-рассказчик в число издаваемых писателей через «Юность» (у нас вся демократия организована сверху), но сам он объяснил перелом в своей карьере писателя уникальным приемом против главного врага всех пишущих – редактора.

Веллер лихо нашлепал на машинке пачку текстов сексуального содержания и с честными глазами предлагал их к рассмотрению в редакции. Напечатано это в советское время не могло быть ни при каких условиях, но пачку возвращали автору с задержкой и изрядно зачитанной. Возникал стойкий интерес и к другим произведениям того же автора, чем он и пользовался.

В конце концов сексуальные рассказы зачитались до пропажи. А спустя много лет случайно нашлись – хороший ход для анонса публикации. «Забытая погремушка» обрела неподцензурного читателя, но – сейчас это не читается, ведь время инверсии половой активности с мужчин на женщин с недолгим взлетом женской половой охоты вылилось в какое-то безумие или, по выражению классика в своей сфере Кона, «сексуальную контрреволюцию».

И тем не менее, «Погремушка» очень интересна, причем не только теоретически. Нам, людям, как и волосатым высшим обезьянам, чтоб мы не отказывались от размножения по лени или по дури надо показывать эротику, а не стрельбу по телевизору.

Если же сборник разухабистых рассказов понравится, не надо думать, что Веллер – автор моножанровый, это настоящий классик рассказа. Если же вы давно переросли пубертатность, книга вам не понравится и обидно за потраченное время – можно отнестись к этому философски, чтобы оценить уровень советского редактора, который сам читал взахлеб и потому тщательно ограждал массового читателя от источника прямолинейного наслаждения.

Hosted by uCoz