ПРАВИТЕЛЬСТВО ОКАЗАЛОСЬ НЕ В СОСТОЯНИИ УСТАНОВИТЬ ДОЗЫ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ – ЛЕВ ЛЕВИНСОН

Москва, 8 марта 2004 года. Как положительный шаг в сложившихся условиях оценивают правозащитники решение Государственной Думы отсрочить на два месяца вступление в силу трех статей Уголовного кодекса, в которых говорится о порядке определения размеров наркотических доз.

Напомним, что по инициативе председателя профильного комитета Госдумы Павла Крашенинникова на пленарном заседании 5 марта Госдума одобрила сразу в первом и окончательном третьем чтениях внесенный в тот же день в повестку дня законопроект «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» и статью 10 Федерального закона «О приведении Уголовно-процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

В своем комментарии нам эксперт Института прав человека Лев Левинсон рассказал про этому поводу, 8 декабря еще прежним составом Госдумы был принят закон, которым вносятся изменения в УК, направленные на его либерализацию, в частности по незаконному обороту наркотиков, где дифференцируется ответственность. В частности, декриминализуется потребление наркотиков и одновременно ужесточается ответственность за сбыт в особо крупных размерах.

Левинсон особо подчеркнул, что критерий для такого разделения – размер дозы по каждому веществу, в примечании записано, что при размере до 10 доз любые действия кроме сбыта не составляют уголовного преступления.

Однако правительство, которое должно было утвердить размеры доз, оказалось не способным в состоянии реформирования кабинета сделать выбор между ведомственными позициями, никто не захотел брать на себя ответственность. Минюст в своей позиции по дозам фактически стал на сторону правозащитников с реальной дозой 0,1 грамм по героину и 0,5 грамм по марихуане, а Минздрав и Наркоконтроль предложили дозы, применяемые для крыс и мышей в лабораторной практике, т.е. 0,0001 грамма по героину и 0,015 г по марихуане. Левинсон утверждает, что такие размеры доз фактически исключают возможность действия внесенных 8 декабря поправок в закон.

Чтобы дать возможность правительству определиться с дозами наркотических средств, законодатели отсрочили на 2 месяца введение новых норм УК норм в действие.

 

Валерий Абрамкин (Центр содействия реформе уголовного правосудия) написал по этом поводу следующее (см. сайт Абрамкина).

Проект постановления Правительства по наркотикам отвечает интересам тех, кто процветает на наркотиках. Его принятие удалось приостановить. Пока.

На фоне сюжета с новым правительством, мало кто, обратил внимание на то, что через три часа после того, как Дума дала свое согласие на нового премьера, депутаты приняли еще одно интересное решение. Сразу в трех чтениях был одобрен законопроект, предлагающий отложить на два месяца (до 12 мая) вступление в силу поправок в статьи УК РФ, касающихся незаконного оборота наркотических средств. В соответствие с ранее принятым законом (ФЗ-162 от 8.12.03), поправки должны были вступить в силу 12 марта. Непонятно, успеют ли до 12 марта: Совет Федерации – утвердить, а Президент – подписать этот закон. Или подождут до «после выборов»?

Может показаться странным, но инициатива об отсрочке вступления в силу поправок по наркотикам исходила именно от тех, кто участвовал в разработке и продвижении этих поправок: разработчиков законопроекта и правозащитников.

26 февраля вопрос о ситуации, сложившейся в преддверии вступления в силу изменений и дополнений по наркотикам в УК, обсуждался на заседании Комиссии по правам человека при Президенте РФ. На этом заседании было принято решение обратиться к руководству Администрации Президента, правительству, Комитету по законодательству Госдумы (председатель Павел Крашенинников) и выразить свою озабоченность по поводу готовящегося постановления правительства о средних разовых дозах наркотиков.

Напомним, предысторию вопроса. В конце прошлого года, когда принимались законы с поправками в УК РФ (ФЗ-162), в УПК РФ и другие законодательные акты (ФЗ-161), Правительству поручили разработать до конца февраля и принять до 12 марта т.г. Постановление с таблицей средних разовых доз наркотиков. По этим дозам должен определяться «крупный» (10 доз) и «особо крупный» (50 доз) размер наркотических средств» – главные квалифицирующие признаки уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. Предполагалось, что исчисление крупного и особо крупного размера в разовых дозах (в прежней редакции кодекса его не было), наряду с другими нововведениями, позволит радикальным образом изменить уголовную политику в области контроля над незаконным оборотом наркотиков. А главное, позволит переключить усилия милиции и всех прочих органов, занимающихся наркотиками, с вылавливания людей, страдающих наркоманией, на наркодельцов. По крайней мере, об этом говорил и Президент, и разработчики закона. А многочисленные эксперты и журналисты, с восторгом описывали грядущие перемены (см. например, статью В. Осина «Новое в законодательстве об ответственности за незаконный оборот наркотиков» – http://narkotiki.ru/ocomments_5702.html)

Все как-то уже забыли, что в 1996 г. перед вступлением в силу ныне действующего УК РФ, ожидали примерно того же. Ведь предусмотренная старым УК ответственность за незаконное приобретение и хранение наркотиков в небольшом размере была законодателем исключена. А приобретение и хранение, согласно новому УК, приобретало уголовную ответственность лишь в отношении крупных размеров наркотиков. Напомню, что по старому кодексу крупным размером, например, марихуаны, считалось 500 грамм. Кажется логичным, что простой наркоман, вряд ли, будет таскать с собой полкило марихуаны. Зачем ему столько? А если кого с таким количеством поймали – то это, уж, скорее всего, профессиональный торговец.

Но перед самым вступлением кодекса в силу, некая странная организация – ПККН, что-то вроде экспертного совета при Минздраве, разработала «Сводную таблицу размеров», в которой прежние пределы крупного размера наркотиков были уменьшены в тысячи раз. Скажем, по марихуане – в пять тысяч раз (0.1 г). А по героину, вообще, нижнюю границу предлагалось отменить и оставить только верхнюю – 0.005 г. А то, что свыше 5 мг – считать особо крупным размером. Странную структуру, разработавшую «Сводную таблицу» возглавлял академик Э.А.Бабаян, а полное ее название – Постоянный комитет по контролю наркотиков. Много раз потом и Минюстом, и Генпрокуратурой утверждалось, что «Сводная таблица размеров», разработанная ПККН, никакого легитимного значения не имеет, что это рекомендации, точка зрения экспертов. Но именно по таблице этих, а не каких-нибудь других экспертов, стали определять следователи, прокуроры и судьи «крупный» и «особо крупный» размер наркотика. А за хранение наркотика в особо крупном (5 мг героина, 1 г кокаина и т.п.) обвинение предъявляли по части 4 статьи 228 УК РФ, которая предусматривает наказание от 7 до 15 лет лишения свободы. И никакой разницы для милиции между человеком, у которого в кармане оказалось 5 мг (несколько пылинок), и тем, у кого обнаружено 500 кг героина, уже не было. К чему это привело, понятно. Поймать и осудить простого наркомана органам внутренних дел и судам куда проще, чем крупного наркоторговца. У того денег хватит и на хорошего адвоката, и на взятку. Вот и ловили, брали, зарабатывали. За решетку отправляли простых наркоманов. Тысячами, десятками тысяч.

Вскоре на туберкулезную эпидемию в местах лишения свободы наложился ВИЧ-взрыв. Туберкулезников сейчас в тюрьмах и колониях 10%, ВИЧ-инфицированных – 4.6%. И это грозит нам появлением новых лекарственно-устойчивых форм туберкулеза, против которых все придуманные фармакологами препараты бессильны.

«Массовая охота за потребителями наркотиков позволила милиции и судам создать видимость активной борьбы с наркобизнесом, то есть, по существу, прятать истинные причины этой трагической проблемы, а не заниматься ее решением», – констатировал известный криминолог Григорий Забрянский.

Такая уголовная политика оказалась выгодна не только тем, кто преуспевает на фокусах со статистикой, превращающей любого наркомана в крупного наркоторговца, но, прежде всего, крупному наркобизнесу. Довольно скоро произошла героинизация наркорынка. «Распространение героина и опиатов выгодно как в силу их небольшого размера, удобства транспортировки, так и в его выгодном для наркомафии отличии от марихуаны, не вызывающей физического привыкания... Крайне редко в сети милиции попадает более-менее крупная рыба, да и то связано это, судя по всему, с конкурентной борьбой внутри мафиозных кланов... Подогревание антинаркотической истерии нисколько не пугает крупных наркоторговцев. Напротив, когда плата за риск возрастает, повышаются цены на товар» (Лев Левинсон).

Вскоре Думой был принят закон1, ставший концептуальным обоснованием происходящих в нашей стране наркорепрессий и еще более увеличивший доходы наркоторговцев. Блестящий исследователь теневой экономики Лев Тимофеев писал: «Не кто-нибудь, а думские депутаты набивают карманы преступников. Конечно, в этом не видно злой воли, и общественное мнение вполне поддерживает репрессивный пафос парламентариев... прекраснодушный законодатель невольно (будем верить, что невольно) создает условия для беспредельного обогащения наркомафии».

Почти через семь лет после вступления в силу УК РФ, удалось добиться того, чтобы в кодексе прописать, казалось бы, более четкий механизм определения «крупного» и «особо крупного» размера наркотика. Этот размер связали со средней дозой наркотика (крупный – 10 доз, особо крупный – 50 доз), а определять дозу должен не какой-то непонятный ПККН, а Правительство. Вроде бы определить дозу каждого наркотика несложно. Можно посмотреть, как ее определяет сам рынок, сами наркоманы, или обратиться к опыту других стран.

Но не тут-то было. Как стало известно правозащитникам, таблицу со средними дозами наркотиков поручили разработать авторам все той же «Сводной таблицы» ПККН под руководством ее бессменного (с советских времен) председателя – академика Э.А.Бабаяна.

Они и разработали. Говорят, предложенные ими дозы проверялись на крысах. Не знаю, возможно, крысы от 1 мг героина и, в самом деле, «балдеют». Сочинители таблицы, которые в сотни и тысячи раз уменьшили размеры реальных рыночных доз для людей, видимо, тоже. Человек, в отличие от крысы, способен испытывать кайф от чего угодно: от героиновой пыли, от куска мела или таблетки аспирина – главное внушить себе, что ты принял нечто кайфовое. У арестантов даже есть такое выражение – «тащиться по мнению». Можно, наверное, «тащиться» и от таблицы ПККН, или от того, что сотни тысяч больных людей по этой таблице будут отправлять в тюрьму.

В разработанной ПККН таблице разовой дозой марихуаны предлагается считать 0,015 г, героина – 0,001 г. Для сравнения, разовые дозы, принятые в Португалии, где установлены наиболее жесткие (для Европы) требования к их определению: разовая доза марихуаны – 2,5 г, героина – 0,1 г.

Как указывает в примечании к своим предложениям академик Бабаян, цель разработанной таблицы сохранить «преемственность с ранее принятой системой». А мы то думали, что именно на разрушение этой порочной системы и был направлен закон, принятый в декабре прошлого года.

Конечно, и на академика Бабаяна, и на тех, кто ему помогает двигать новую старую таблицу должна распространяться презумпция невиновности. Поэтому ничего не могу сказать конкретного про их интересы и связи. Но подумайте: в чьих интересах сохранение «ранее принятой системы»? Первое, что приходит в голову – наркомафия. Впрочем, по исследованиям, проведенным известным криминологом Я.И. Гилинским и его сотрудниками, доля прибыли, которую передают различным должностным лицам мафиозные группировки, участвующие в наркобизнесе, доходит до 50%.

Угрозу сохранения «преемственности с ранее принятой системой» удалось, по всей видимости, отвести. Пока.

Hosted by uCoz