БИОГРАФИЯ СОЛОМОНА МИХОЭЛСА ИЗДАНА В СЕРИИ «ЖЗЛ»

Москва, 8 марта 2004 года. Биография главного режиссера Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), великого советского актера Соломона Михоэлса (Вовси), издана в серии «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей») издательством «Молодая гвардия» и будет представлена завтра, на пресс-конференции в Независимом Пресс-центре на Тверском бульваре.

Книгу «Михоэлс» представит ее автор, исследователь жизни, творчества и гибели великого еврейского актера Матвей Гейзер, также директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, при поддержке которого издание вышло в свет.

Автор книги Матвей Гейзер считает самым главным, что его новая книга о Михоэлсе вышла в серии «ЖЗЛ» – это первое издание биографии Михоэлса. М.Гейзер

«В новой книге биография вышла на первое место. Эта книга не является повторением прежних изданий, но материал использован, биография построена на архивных материалах, прежде всего из ЦГАЛИ» – рассказал С.Гейзер в нашем интервью.

По словам автора, если в предыдущих изданиях он уделял большое внимание спектаклям, в которых играл Михоэлс и которые он поставил, биография Михоэлса представлена в том «котле времени» в котором он жил, он был представителем своего времени и таким образом биография человека становится отражением эпохи.

Автор подчеркнул, что Михоэлс показан таким, каким он был показан во всех его деяниях и с теми «ошибками», которые были естественны для его времени, например, его выступление против Бухарина или Рыкова было естественным. Как выразился Гейзер, Михоэлс был вынужден «давать взятки», например, чтобы поставить по настоящему еврейский спектакль «Тевье-молочник», пришлось сначала поставить «Семью Авадис», где из троих сыновей один служил на границе и другой сбежал в Палестину, чего не могло быть в 37-м году.

Гейзер отмечает в оправдание своего персонажа, что великий историк Лион Фейхтвангер «не был глупее Михоэлса, но он поверил в реальность процессов 37-го года».

Исследователь судьбы Михоэлса Гейзер показывает на примере биографии своего персонажа, что культура России – это слияние культур разных национальностей. Поэтому в биографии высвечена дружба Михоэлса с Ираклием Анронниковым, Фаиной Раневской, Верико Анджапаридзе и др. Получилась характеристика типичной советской интеллигенции.

В нашем интервью М.Гейзер также отметил ряд параллелей и противопоставлений деталей биографии его персонажа с современностью. Михоэлс как «руководитель советского еврейства» оказался незаменим, до сих пор не перевелись претенденты на подобную роль, но никто не смог встать в ряд с великим актером. По словам Гейзера, «эти люди борются не за еврейство, а через еврейство за себя».

В книгу включены новые подробности о гибели Михоэлса и говоря об этом, Гейзер констатирует, что «сколько бы ни рылись в архивах, никаких письменных приказов или иных документальных свидетельств принятых решений нет, все указания давались в устном виде и многое еще ждет своего исследования». До сих пор остается неизвестным, погиб Михоэлс под колесами автомобиля в Минске или на дорогу положили уже мертвое тело.

Ко времени издания биографии Михоэлса появилось много нового материала в частности, книга Александры Азарх-Грановской, также Аллы Зускиной, дочери актера театра Михоэлса и его неизменного партнера на сцене Вениамина Зускина. Из новых изданий М.Гейзер особо отметил библиографический указатель «Михоэлс» Ады Колгановой, изданный Российской государственной библиотекой по искусству.

В заключении интервью М.Гейзер напомнил, что в ближайшие дни в Москве проходит Пятый фестиваль им. Михоэлса, его заключительный гала-концерт состоится в Государственном киноконцертом зале «Россия» 16 марта.

Hosted by uCoz