31.03.04 Лев МОСКОВКИН

Пикет

День дурака

На пленарном заседании Государственной Думы в среду «Единая Россия» безоговорочно провела через первое чтение правительственный законопроект полуторагодовалой давности «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Организовывать митинги, демонстрации, шествия и пикетирования сможет только гражданин, достигший 18 лет. Молодой человек, которому уже исполнилось 16, имеет право лишь провести собрание. Представителям запрещенных партий и объединений, а также лицам, признанным судом недееспособными, многолюдные акции на улицах устраивать не разрешается.

Ограничено время проведения публичных мероприятий. Они не могут начинаться раньше семи часов и заканчиваться позже 22 часов. Кроме того, предельная продолжительность действа, организованного одним человеком, не должна превышать пяти дней.

Митингующие не смогут выразить свое недовольство не только у посольств и представительств власти, но и рядом с опасными и вредными производствами, культовыми зданиями, кладбищами и местами паломничества, а также со стадионами во время проведения там соревнований. Нельзя митинговать на путепроводах, дорогах и магистралях.

В Москве митинги, по-видимому, вообще прекратятся. Олег Шеин («Родина») от имени независимых, а не полугосударственных профсоюзов, заявил, что они выполнять закон не будут. В ЛДПР не просто не поддерживают закон, но буквально опечалены его продвижением – он кастрирует публичность партии. Коммунисты более спокойны, но они отмечают, что никакими поправками исправить закон нельзя. «Единороссы» дружно за, но и они фактически взяли тайм-аут, не приближая второе и третье чтения, чтобы выяснить степень сопротивления ограничениям. Между тем будущий закон закрепляет уже сложившееся положение, потому что в день его одобрения в первом чтении Сергея Митрохина забрали в милицию за проведение пикета против ограничения пикетов, хотя строго говоря, свой пикет «яблочники» анонсировали в СМИ заранее. Пушкинская площадь закрыта для пикетов.

Между тем у второго подъезда Думы регулярно сидят странноватые личности с антисемитскими призывами, а вокруг иногда ходят крестные ходы, что по крайней мере неприятно, причем дважды: от самих пикетчиков и от санкционированного безразличия правоприменительных органов к очевидным фактам разжигания расовой и религиозной вражды. Все «стихийные» проявления граждан от Косово до Грузии в 1989 году с залетом на Манежную 9 июня 2002 года инсценированы, они и будут происходить, причем без уведомления милиции, сотрудники которой не просто не могут обеспечить безопасность, но гибнут там.

 

Интервью

 

Вице-спикер Владимир Жириновский, ЛДПР

- Вы поддерживаете закон о пикетированиях?

- Нет.

- Почему?

- Ну потому что не нравится. Он сужает поле деятельности. Много дней, десять дней.

- Закон все равно будет принят, ко второму чтению есть какая-то возможность его поправить?

- Ничего нет никакой возможности, вы же знаете прекрасно расклад сил.

- Спасибо.

 

Неприсоединившийся депутат Николай Гончар

- Вы будете голосовать за этот закон?

- Я не просто буду голосовать, я буду голосовать против. Все.

- Спасибо.

 

Неприсоединившийся депутат Светлана Горячева

- Вы поддерживаете закон о митингах и пикетированиях?

- Я за это никогда не проголосую. Я считаю, что пикетирование – это право граждан.

 

Неприсоединившийся депутат Сергей Попов

- Несколько слов о митингах и пикетированиях?

- Законопроект, внесенный правительством Российской Федерации о массовых мероприятиях, содержит такую деталь. В случае непринятия уведомления чиновником общественное мероприятие проводить нельзя – 5-я статья, пункт 5-й. тем самым закон создает конструкцию, согласно которой любой чиновник может запретить любое мероприятие.

- Но вы будете пытаться ко второму чтению поправить его?

- Я буду голосовать против этого закона. Закон разработан правительством Российской Федерации, имеющим мощнейший юридический аппарат, поэтому я думаю, что данная норма не случайно там попала. Если он будет принят, я безусловно буду бороться до конца. Это поправки, голосование против, обжалование и так далее.

- В Конституционном суде?

- В том числе и в Конституционном суде.

- Спасибо.

 

Замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский

- Возможны ко второму чтению какие-то послабления, чтобы хотя бы у местных администраций можно было собираться?

- В чем? О чем идет речь?

- Закон такой, что больше трех собираться будет нигде нельзя.

- Вы имеете в виду закон о митингах?

- Конечно.

- Нет, ведь речь идет о чем, самое главное – надо переходить из правового поля указного права в законодательное поле в соответствии с законами. Вот мы сейчас живем по Указу Президиума Верховного Совета СССР, если не ошибаюсь, 1988 года. Ну ситуация другая, страна уже другая, огромное количество правовых актов, новый Уголовный кодекс, новый Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс у нас за это время появились, а мы еще хотим жить по Указу 1988 года. Можно как угодно говорить, но мы должны принимать закон абсолютно необходимый. Кроме того, мы должны защитить людей, которые зачастую попадают в митинговые страсти не потому, что они разделяют точку зрения той или иной стороны, а потому, что их захватывает стихия. И представим себе, что люди выходят на магистрали, и так далее, и так далее. Могут просто возникнуть трагичные случаи, за которые потом кому-то надо нести ответственность. Поэтому во втором чтении, конечно, какие-то поправки будут внесены, но в основе переход из указного права в правовое пространство законов я считаю, что это правильно.

- Но в день смеха 1 апреля собираться можно?

- Завтра собирайтесь. Закон не будет принят до 1 апреля абсолютно точно. На день смеха надо обязательно собраться и как положено по русской традиции повеселиться. Праздник дураков он и есть праздник дураков.

- Пушкинскую площадь оставят? Страсти кипят – уже месяц не пускают пикеты.

- Я думаю, оставят. Я в период избирательной кампании по выборам в Госдуму на Пушкинской площади был за последние четыре года был несколько раз и не видел ни одного инцидента, чтобы там какие-то происходили... Конечно, если будут какие-то вопиющие... Ведь участники манифестации должны понимать и чувствовать настроение москвичей, здесь тоже нельзя резать, как говориться, по живому. Вот участники этих мероприятий должны очень тонко чувствовать последствия того, с чем они выходят.

- Спасибо.

 

Председатель комитета по безопасности Владимир Васильев (выступление на пленарном заседании)

- Хотелось бы сформулировать позицию комитета по безопасности. То, что регулировать эти отношения надо, звучало, по моему, во всех выступлениях. Они никого не устраивают. Ситуация изменилось и не принимать это во внимание мы не можем. Вопросы безопасности, безопасности большого количества людей, становятся первыми в повестке дня. Это надо хорошо и ясно осуществлять и понимать, как мне кажется. Позиция комитета построена на безопасности. Второй момент. Здесь много высказывается тревоги о том, что будет много нарушений и недостатков в этом законопроекте. К сожалению, действительно, и обсуждение показывает, что есть с чем работать. Но по нашему мнению... Кстати, основной аргумент – будет принят закон, не будет принят закон, очень плохо, и кстати говоря, наш избиратель прекрасно это чувствует и голосует за это. Надо жить по закону, будет принят закон, будем жить по закону, это вот нравится или не нравится. И закон этот надо принимать, это позиция комитета по безопасности. Мы в целом поддерживаем концепцию, свои предложения внесли на четырех листах.

 

Вице-спикер Валентин Купцов, КПРФ

- По пикетированию вы как голосовали?

- Против.

- Ваша точка зрения – что сегодня произошло?

- Ну, продавливание очередного закона, который ограничивает возможности оппозиции в проведении всех протестных акций, прежде всего массовых мероприятий, потому что в концепции закона заложено очень много таких норм, касающихся и места проведения, и уведомительного характера, то есть сроков предварительной подачи, и сроков изменения решения, и невозможности проведения митингов, пикетов около зданий, занимаемых непосредственно властью. То есть закон в первом чтении принят, а все проблемы остались, и почему мы голосовали против – мы опасаемся, что эта концепция уже принята, и как правило в Государственной Думе во втором и третьем чтении поправить закон становится практически невозможно, тем более при таком раскладе голосов, когда «Единая Россия» голосует больше трехсот.

- Вот как странно получается, закон еще не принят, а он уже действует – на Пушкинскую площадь не пускают, сегодня «яблочный» пикет замели у Думы?

- Я думаю, что до принятия закона, закон принят тогда, когда подписан президентом.

- Но фактически он уже действует?

- Но это незаконное действие, закон может действовать после прохождения всех процедур чтения, после одобрения Советом Федерации и подписания президентом и публикации даже. Все, что делается, это нарушение.

- В свете того, что его поправить нельзя, ваши действия ко второму чтению?

- Мы будем стараться работать с депутатами, ведь мы должны представить, что такой расклад сил не является окончательным.

- Что можно сделать?

- Сегодня пока только работать с депутатами, убеждать, доказывать. Потому что расклад голосов в политическом плане, он понятен.

- То есть вопрос, который поднял Виктор Тюлькин – о руководстве «Единой Россией»? Это вы имеете в виду?

- Нет, ну что руководство, руководство совершенно четко занимает позицию. Надо работать на местах с региональными депутатами, там, где приходится выражать протест людям по различным направлениям. Какая разница, это коммунальное хозяйство, другие проблемы. Все это высказано уже.

- Спасибо.

 

Вице-спикер Вячеслав Володин, «Единая Россия»

- Ваше мнение о законе по пикетированиям?

- Есть мировая практика и давайте к ней обратимся. Нельзя быть демократичным в одних вопросах и исповедовать идеи демократии, а в других вопросах брать и говорить – давайте все это пустим на самотек. Во-первых, те нормы, которые сегодня регламентируют организацию демонстраций и шествий, они устарели, это законодательство еще 1988 года. Во-вторых, они нарушают права человека, потому что принцип разрешительный проведения демонстраций и митингов, а не уведомительный, и мы это как раз меняем. Что же касается критики, что в ряже мест общественных нельзя проводить митинги и шествия, то везде есть норма: там, где невозможно обеспечить безопасность граждан, там, где есть опасность парализовать движение, транспортное сообщение, там и сегодня действуют законы, ранее принятые, что не проводятся в этих местах митинги и шествия. Поэтому с одной стороны мы просто-напросто даем сейчас возможность тем, кто организует митинги и шествия, просто уведомлять власти и получать таким образом разрешения. С другой стороны, в развитие того законодательства, которое уже принято, принимаем уже фиксированное решение, где можно проводить митинги, где нельзя. Потому что это уже в законодательстве сегодня есть, что нельзя перекрывать улицы. Вы помните, это в законах еще прошлого и позапрошлого года присутствует. Поэтому здесь лишь в этом законе идет детализация, в этом законе конкретизируется нормы, согласно которым люди понимают, какова причина допустим отказа и ли какова причина разрешения.

- Митинги и пикетирования резиденций власти, ведь основная причина – чтоб чиновники это заметили, а по закону это будет запрещено?

- Думаю, что это неправильно по сути, по той причине, что если чиновник хочет заметить митинг или шествие, если заранее будет ясно, где это все проводится и уведомление будет подаваться, он заметит.

- Грубо говоря, у здания парламента митингов больше не будет?

- У здания парламента по этому проекту закона митинга не будет. Я надеюсь, что это будет принято в виде закона и будет отведено специальное место, где будут проходить митинги и шествия.

- Подальше от чиновничьих глаз?

- Не подальше от чиновничьих глаз, а там, где людям с одной стороны можно гарантировать безопасность, с другой стороны, чтобы не срывать работу госучреждений. И это мировая норма, если мы хотим, чтобы в России существовало такое броуновское движение, вот в одних вопросах мы говорим, мы полностью копируем демократические нормы, а вот здесь пускай все на самотек, такого не бывает. Давайте стандарты от «А» до «Я» исповедовать.

- Когда второе и третье чтение, пока не известно?

- Пока нет, как будет готов закон.

- Спасибо.

 

Депутат Алексей Островский, ЛДПР

- Вы против ограничения публичных мероприятий?

- Очень жестко. Позиция фракции – мы проголосовали против, считаем, что это косвенное нарушение Конституции, вообще всех норм здравомыслящего человека. Изначально политические партии и общественные организации в целях создания отстаивать интересы граждан России по насущным вопросам. И немудрено, что правительство стало инициатором этого вопроса. Вот как раз та масса чиновников, которая боится критики, боится прямых обращений граждан, и все делает, чтобы максимально замалчивать все вопросы, которые реально возникают. Ведь мы помним, и шахтеры выходили к Белом дому, вынуждено было идти на создание согласительных комиссий правительство. По Ростову я вот сегодня говорил, военнослужащие, которым не выплачивали деньги, тоже выходили, СМИ освещали и был какой-то резонанс. А то, что делается сейчас, ну думаю, это большая ошибка «Единой России», как и многие другие, партия идет по схожему пути с КПСС. Я думаю, что они сами себя как скорпион в итоге погубят. И погубят такой политикой все наше общество. Потому что общество в отсутствие демократии будет вынуждено скатываться в определенную плоскость. Например. По Москве. ЛДПР планирует провести ряд акций «Москва без Лужкова» против действующего мэра Москвы, от которого уже весь город устал. Вот интересно, в свете нового закона, когда он будет принят в третьем чтении, будет ли давать Лужков разрешение на подобные акции? Однозначно, что нет.

- Он уже не дает.

- Да. Или будет стараться загнать нас куда-нибудь Южное Бутово, где однозначно никакого освещения не будет.

- Алексей, как понять, что этот закон еще не принят, но он уже фактически действует – на Пушкинскую площадь уже месяц не пускают, и может быть вам это нестерпимо, что у Думы выступает Сергей Митрохин, но его же в милицию забрали?

- Нет-нет, мы поддерживаем, тут у нас и с «Яблоком», и с КПРФ, и с «Родиной», и со всеми здравомыслящими людьми единая позиция. С теми, кто на протяжении последних десяти лет отстаивал развитие страны по демократическому пути. Поэтому тут мы поддерживаем акцию «Яблока», это их право. И возмутительно то, что происходит, это разгул чиновничества. На словах и президент и правительство обещает борьбу с коррупцией, борьбу с бездушным чиновничеством, а на практике мы видим реальные результаты этой борьбы.

- Новый закон по деятельности ЛДПР ударит очень сильно?

- Безусловно. Потому что мы активная партия, мы постоянно проводим какие-то акции. Более того, мы активно очень проводим акции, связанные с внешнеполитическим курсом нашей страны. Только на последней недели мы провели два пикета у различных посольств, на будущей планируем три. А в новом законе есть норма, что мы не имеем права проводить у посольств. Поэтому это чудовищно просто.

- Спасибо.

 

Неприсоединившийся депутат Геннадий Селезнев

- Ваша оценка закона о пикетированиях?

- Это символично, что такой законопроект появился в портфеле Государственной Думы. Те наши небольшие демократические свободы и права граждан на проведение пикетов, на проведение манифестаций сегодня пытаются в административном порядке урезонить. Тем более ведь как правило пикеты выставляются у административных зданий, то есть высказывается недовольство тех чиновников, которые в этих зданиях сидят. А сегодня эти чиновники будут говорить, где проводить пикет, когда проводить пикет, а может быть и вообще посчитают нецелесообразным его проводить. Этот закон не красит нас. Я лично голосовал против и я бы очень хотел, чтобы перед вторым чтением депутаты из нашей партии власти тоже бы этот закон провалили.

- Спасибо.

 

Первый вице-спикер Любовь Слиска

- Скажите, когда будет второе и третье чтение закона о пикетированиях?

- Пока неизвестно, как комитет представит.

- Спасибо.

 

Представитель президента в Госдуме Александр Котенков

- Скажите, когда будет второе и третье чтение закона о пикетированиях?

- По регламенту месяц.

- Ко второму чтению могут быть какие-то послабления?

- Откуда я знаю? Только в первом чтении приняли.

- А ваша позиция?

- Править надо.

- То есть какие-то послабления могут быть?

- Что значит послабления?

- Ну там нигде нельзя собираться совсем…

- Нет, там оконкретим эту проблему – где можно.

- Спасибо.

 

Депутат Алексей Митрофанов, ЛДПР

- Кому это нужно было – такой закон?

- Да странная история. Я думаю, что… Там они включили посольства. Но думаю, что это просто желание парламентского центра чем-то заняться. Дело в том, что вместо крупных идей, которых мы от них ожидали, они занялись самыми мелкими вопросами – удостоверением помощников, регламентом, всякой ерундой. У них сейчас в руках огромные исторические возможности, а они занимаются всякой мутью. Просто это смешно.

- На другую тему: то, что Есин заявил о «ядерных чемоданчиках», это результат ваших выступлений о мининьюках?

- Я думаю, что этим вопросом мы и дальше будем заниматься, причем американцы еще на нас, помните, по Украине вдруг был ответ? То есть они попытались после того, как мы их обвинили, что в Ираке было применено мининьюк, особенно в зоне аэропорта, они тут же дурака включили и стали искать их на Украине, что якобы те Бен Ладену продали. В общем, выдумали какую-то очередную какую-то ерунду. На самом деле вопрос о том, применяли ли они в Ираке мининьюки. Я думаю, что этот вопрос надо ставить и особенно перед избирательной кампанией в Америке. Я думаю, что есть шанс, что они применяли, и пусть они расскажут об операции в аэропорте.

- Спасибо.

 

Председатель комитета по международным делам Константин Косачев

- Я понимаю, что вы будете отрицать, но я должен спросить: обострение в Косово связано с последней фазой расширения НАТО?

- Нет, нет, тут совершенно нет связи.

- Спасибо.

 

Позже

 

ПАВЕЛ КРАШЕНИННИКОВ ПРЕДЛАГАЕТ РАЗРЕШИТЬ ПИКЕТИРОВАТЬ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Москва, 1 апреля 2004 года. Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников внес сегодня поправку к второму чтению законопроекта «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

На брифинге для журналистов Крашенинников сообщил, что своей поправкой он предлагает снять ограничения на проведение публичных мероприятий у зданий, в которых размещаются органы муниципальной, региональной и федеральной власти.

Напомним, что указанный законопроект был внесен правительством полтора года назад и одобрен Госдумой в первом чтении накануне благодаря поддержке «Единой России» при возражениях трех других фракций Думы, представители которых в основном высказывали недовольство ограничениями места проведения манифестаций, и именно эту проблему снимает поправка Крашенинникова.

Крашенинников также сообщил, что три комитета Госдумы (по законодательству, госстроительству и по регламенту) доработали текст постановления «О внесении изменений в статьи 14,105, 106, 107, 108, 109 и 110 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которое будет рассматриваться Госдумой на пленарном заседании завтра. Поправка в регламент касается порядка внесения законопроекта в Государственную Думу, причем первоначально в тексте постановления устанавливалось, что внесенным считается только принятый к рассмотрению Советом Думы законопроект, но после доработки постановления решили оставить действующую норму о внесении законопроекта в Госдуму с момента регистрации в секретариате законодательной инициативы.

По словам Крашенинникова, фактически меняется только возврат законопроекта автору законодательной инициативы в случае отсутствия отзыва правительства, при действующем регламенте это мог сделать только Совет Думы, поправка придает право возврата профильному комитету.

 

небольшая, но существенная добавка – думские «единороссы» колебаются вместе с единственно верной линией партии, Слиска уже угадывает предстоящий колебон, поэтому готова поддержать поправку Крашенинникова ко второму чтению

 

Москва, 2 апреля 2004 года. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска о законопроекте по ограничению манифестаций

- Я со всеми абсолютно согласна положениями данного законопроекта, и считаю, что некоторые вещи может быть даже нужно уточнить. Извините меня, если мэр виноват в том, что нет отопительного сезона, он вовремя не начинается, почему бы у мэрии не собрать пикетирование, демонстрацию и не вызвать представителя мэрии объяснить эту ситуацию. Но это только в тех случаях, когда действительно есть угроза каким-то жизненно важным вопросам.

- Поправка Крашенинникова будет поддержана?

- Это будет все на пленарном… Ну слушай котик, ты работаешь в Думе уже не первый день. Ты не знаешь, как мы работаем?

Hosted by uCoz