29.04.04 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Госдума превратилась в законосовещательный орган из законотворческого

Сегодня впервые вышел на арену сменивший Котенкова на посту представителя президента в Государственной Думе Александр Косопкин.

Представлять палате закон – это не сливать дезу, запретив ссылаться на источник. К тому же представил Косопкин депутатам проект федерального конституционного закона первого чтения «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации». Этого закона ждали, но не сегодня.

Внесенный президентом законопроект уточняет полномочия правительства, он определяет нормы взаимоотношений правительства и федеральных агентств. Нормы закона фактически предоставляет право федеральным министрам увольнять и назначать руководство органов исполнительной власти (федеральных агентств и федеральных служб), также координировать их действие.

Косопкин одновременно представил сопутствующий закон, также внесенный президентом «Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления». Всего вносятся изменения в 38 законов. Законопроект приводит к единообразию все органы исполнительной власти.

Косопкин подчеркнул, что законы не перераспределяют полномочия власти.

Зампред думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец поддержал законопроекты согласно позиции профильного комитета. Докладчик подчеркнул, что министры смогут предлагать президенту структуру органов исполнительной власти.

Отвечая на вопрос депутата Анатолия Грешневикова («Родина»), Косопкин сообщил, что законопроекты относятся к исключительному ведению федеральной власти и поэтому они не направлялись в рассылку региональным субъектам законодательной инициативы.

При обсуждении законопроектов коммунист Виктор Илюхин напомнил, что отношения губернаторов и министров никак не регулируются законодательно. В ответ Косопкин назвал вопрос «достаточно концептуальным» и отказался поднимать его в рамках обсуждаемых законопроектов, которые всего лишь приводят в соответствие выстраиваемую структуру федеральной исполнительной власти.

Владимир Никитин («Родина») высказал сомнение в необходимости торопиться с поправками в закон о правительстве.

Валерий Драганов попросил объяснить, почему лишаются права на выслугу лет сотрудников вычислительных центров Государственной таможенной службы и представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов предложил подать соответствующую поправку ко второму чтению. Драганов поблагодарил и рассказал о своих сомнениях по поводу права министров увольнять рядовых сотрудников. Депутат не может забыть, как его уволил при Брежневе Патоличев, который не имел на это права.

Вице-спикер Сергей Бабурин («Родина») сказал, что закон надо принимать, он несколько опоздал, и задал вопрос о том, когда у нас реформы будут делаться законами, а не указами президента? Андрей Савельев из той же фракции утверждал, что исполнительная власть совершила ошибку, не посоветовавшись с законодательной, административная реформа уже идет, а законопроекты только вносятся, и депутаты сегодня увидели их впервые. При этом депутат не считает вносить поправки в закон о правительстве, который сам по себе является недоразумением.

По мнению Савельева, надо либо исправлять закон, либо Конституцию. Дума – от слова «думать», что предполагает неспешность, а мы как будто бежим за паровозом.

Николай Кондратенко (КПРФ) высказал желание «пожить по человечески, без реформ». По мнению Кондратенко, сейчас создается бюрократическая машина, которая на корзинку будет работать.

Алексей Сигуткин (ЕР) возразил оппонентам, законопроекты наоборот, устанавливают ответственность и устраняют дублирование в вооруженных силах.

Сергей Штогрин (КПРФ) предложил закрепить за Министерствам по налогам и сборам функцию ведения реестра налогоплательщиков.

Госдума одобрила оба законопроекта в первом чтении, причем за первый проголосовало 425 депутатов, за второй – 424, и оба раза одна рука нажала «против».

А.Москалец предложил подать поправки ко второму чтению до 14 мая.

Уже после голосования в перерыве Любовь Слиска сказала журналистам, что можно было бы принять уже в этом законе предложение Илюхина об отношениях федеральных министров с губернаторами. Вице-спикер не учла, что коснись закон регионов, пришлось бы направить его в «длинную» рассылку, и тогда утонешь в поправках. Всем же надо кого-то устроить в Б.Дом, но у не у всех есть ход. Законодательная инициатива в данном случае – хороший выход.

Сегодняшнее заседание – последнее перед «работой в регионах», поэтому сегодня одобрили календарь на остаток сессии. 156 законопроектов включено в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой с 12 мая по 11 июня. 19 внесли президент и правительство, 83 – депутаты Госдумы, 48 – законодательные органы власти субъектов федерации, по 4 – Совет Федерации и Верховный суд. Наибольшее количество законопроектов запланировано на пленарное заседание 28 мая – 42. Законопроект о собраниях, митингах и пикетированиях будет рассмотрен во втором чтении на пленарном заседании Госдумы 26 мая. Второе чтение об усилении ответственности за терроризм намечено на 21 мая. Одобренные сегодня поправки в закон о правительстве депутатам предстоит рассмотреть уже после отставки правительства в связи со вступлением президента в должность на новый срок.

По данным Слиски, в январе-апреле состоялось 22 пленарных заседания, на которых рассмотрено 455 вопросов. В том числе 177 законопроектов отклонено.

Слиска напомнила, что согласно одобренному сегодня порядку работы на май-июнь депутатам в этот период предстоит обсудить 156 законодательных инициатив,

В беседе с журналистами Слиска отметила снижение активности работы над законами трех комитетов – по промышленности, по энергетике и по экономической политике. Всего в портфеле Думы 1300 законопроектов. Из-за того, что комитеты не успевают вовремя подготовить законопроекты, пленарные заседания весенней сессии придется продлить до 5 июля, а может и дольше.

Hosted by uCoz