06.05.04 Лев МОСКОВКИН

Вести из ЦИКа

Последний гвоздь в диван, на котором еще сидят губернаторы – выборы парламентов по партийным спискам

Выборы президента закончатся, когда Центризбирком представит финансовый отчет. Это случится в районе 20 мая. Оперативный анализ показал главе ЦИК Александру Вешнякову, что список нецелевых расходов избирательных комиссий стал короче. Выборы – дело недешевое, в отдаленном уголке России голос избирателя может обойтись бюджету до 32 тысяч рублей.

Тем не менее, адмирал избирательного флота России намерен разобраться с избиркомами – что они закупают на выделенные деньги и почему кабинки для тайного голосования тесные, поэтому через плечо видно, кому из кандидатов ставят крестик.

ЦИК тщательно подходит и к формированию комиссий, сомнительных товарищей рекомендовать не будут. Все проблемы обсуждаются в публичном режиме на Б.Черкасском.

Выборы в огромной России – как ремонт в квартире, состояние перманентное, но бурное. Только успел Путину во второй раз поклясться на Конституции, уже готовятся новые поправки в избирательное законодательство и строятся оглушительные планы на будущее. Получив из рук Вешнякова новую ксиву с цифрами 2004-2008, президент высказал то, о чем много лет долбит Жириновский – а давайте избирать Думу только по партийным спискам.

Надо думать, изгнание с Охотного ряда одномандатников вышибет из палаты сам дух губернаторов и процесс реформирования Федерального Собрания в русле унитаризации страны завершится. Начался он два года назад с вышибания самих губернаторов из Совета Федерации.

Другие предложения Жириновского – сократить число депутатов Думы и целиком верхнюю палату – пока отвергаются с негодованием: придется менять Конституцию.

На совещании в ЦИК обсудили то, что уже реально получается. В стране идет формирование региональных законодательных собраний с внедрением туда партийных списков. Губернаторы наспех строят фальшивые блоки типа дублирующей «Родины» или вредительской «За единую Россию», а детищам федеральных политтехнологов строят козни. В одном регионе даже три десятка депутатов от «Единой России» сняли с регистрации, хотя они имеет право на преференции как представители парламентской партии.

Вешняков считает, что выборы по партийным спискам придадут избирательной системе новый импульс, поднимут активность избирателей. Снизится протестное голосование. Но при условии введения системы так называемых открытых списков, когда избиратель ставит крестик не за партию вообще, но отмечает кандидатов в списке отдельно. Тогда тот же Жириновский не сможет продавать места в избирательном списке.

На днях внесут в Думу новый закон о референдуме. Запрет на референдум в год федеральных выборов останется, из принципиальных новаций – разрешение не собирать подписи для вынесения на референдум вопроса, соответствующего международному договору. А вдруг к нам присоединится Сербия или Белоруссия, зачем же время терять?

Естественно, участники совещания не обошли вниманием итоги выборов. Согласно представленным данным, избирательная система движется семимильными шагами к всеобщему счастью типа коммунизма, число довольных выборами за четыре года повысилось с 62 до 74% и только 6% заявили о давлении на них – ощутили прелести административного ресурса.

К последним выборам списки избирателей почистили, и опять кое-кто не нашел свою фамилию, придя голосовать. Но появился и новый тип нарушений – незаконная регистрация без ведома жильцов: в списке по своему адресу избиратель обнаруживал фамилии совершенно неизвестных ему лиц.

Все выявленные нарушения не меняют итогов выборов, хотя коммунисты кровь Вешнякову попортили, на сей раз в ЦИКе прозвучала только санкционированная критика.

 

сообщения

 

НА ПРОШЕДШИХ ВЫБОРАХ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ТИП НАРУШЕНИЙ – ВНЕСЕНИЕ В СПИСКИ НЕПРОЖИВАЮЩИХ ЛЮДЕЙ

Москва, 5 мая 2004 года. Глава Центризбиркома России Александр Вешняков подвел сегодня итоги прошедших федеральных избирательных кампаний на совещании с участием председателей 89 избиркомов субъектов федерации.

По его словам, прошедшие выборы вскрыли недостатки учета избирателей. В результате тщательной ревизии списков избирателей они были сокращены не несколько сотен тысяч человек, однако были обращения по поводу отсутствия фамилии избирателя в списках, хотя на последних выборах таких обращений было меньше.

Вешняков отметил появление нового типа нарушений – незаконной регистрации людей по месту жительства без ведома жильцов по данному адресу. Обращения по этому поводу поступали из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

Вешняков сказал, что по данным социологических опросов порядка 6% избирателей отметили оказанное на них давление, как выразился глава ЦИК, испытали на себе прелести административного ресурса – в Хабаровском крае не проводили госпитализацию без открепительных удостоверений, в Приморье студентам настойчиво рекомендовали голосовать только по открепительным удостоверениям, в Якутии совместили с выборами акцию по оплате услуг ЖКХ.

В своем докладе Вешняков отметил и перекосы в освещении выборов СМИ, хотя на президентских выборах в оценке Вешнякова СМИ работали лучше.

Вешняков напомнил о нарушениях при сборе подписей в поддержку кандидатов, подпадающих под признаки уголовного преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142 Уголовного кодекса. Органами прокуратуры Кирова, Владимира, Удмуртской республики и т.д. возбуждено пять таких дел. В Москве зафиксирована причастность к фальсификации подписных листов преподавательского состава, аспирантов и студентов МГУ.

По данным «Левада-центра» 74% удовлетворены итогами выборов, четыре года назад таких было всего 62%.

 

ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ НЕ ПОВЛИЯЛИ НА ИХ ИТОГИ, УТВЕРЖДАЕТ ПРОКУРОР

Москва, 6 мая 2004 года. В ходе президентских и парламентских выборов никаких правонарушений, которые могли повлиять на итоги парламентских и президентских выборов, выявлено не было.

Об этом сообщила старший прокурор Генпрокуратуры России Ольга Разумова в своем докладе на проходящем в помещении Центризбиркома России совещания с главами региональных избиркомов РФ..

По данным старшего прокурора, в ходе выборов в Госдуму в декабре минувшего года органами прокуратуры выявлено около трех тысяч правонарушений. По фактам правонарушений было возбуждено 337 административных дел и 103 уголовных дела.

О.Разумова подчеркнула, что правонарушения были выявлены на многих избирательных участках практически во всех субъектах Федерации. Во время выборов президента количество правонарушений значительно снизилось – по итогам состоявшихся президентских выборов возбуждено по сотне уголовных и административных дел.

Наибольшее количество правонарушений в ходе прошедших федеральных выборов, отмечалось в Амурской, Тульской, Омской областях и Хабаровском крае. Сто административных дел уже рассмотрены судами. Комментируя ход расследования уголовных дел, возбужденных в ходе выборов главы государства, Разумова сообщила, что по факту фальсификации итогов голосования на избирательном участке было возбуждено уголовное дело в отношении члена избирательной комиссии Волгоградской области, в отношении представителей избирательной комиссии Ивановской области (по факту получения взятки); и представителей окружной комиссии Мичуринского одномандатного округа (по факту мошенничества).

 

ПРЕЗИДЕНТ ПРЕДЛОЖИЛ ИЗБИРАТЬ ГОСДУМУ ТОЛЬКО ПО ПАРТИЙНЫМ СПИСКАМ, НО БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛА КАНДИДАТОВ

Москва, 6 мая 2004 года. Председатель Центризбиркома России Александр Вешняков вручил Владимиру Путину удостоверение президента на следующий срок.

Как сообщил А.Вешняков на пресс-конференции для журналистов, вручение состоялось на встрече членов Центризбиркома с президентом в Ново-Огарево.

По словам Вешнякова, удостоверение то же, что и четыре года назад, только фотография новая и надпись о президентском сроке 2004-2008 гг. У Вешнякова осталась копия, чтобы показать журналистам, но они не попросили об этом.

Говоря об итогах встречи в Ново-Огарево, Вешняков сообщил, что она продолжалась около часа, на ней президент высказал свою оценку прошедших выборов, также о том, как работает закон о политических партиях. Оценки президента и Центризбиркома в целом совпали.

Президент высказал предложение, которым дал начало дискуссии, избирать Государственную Думу только по пропорциональной системе. Вешняков считает, что дискуссия покажет, насколько перспективна эта идея. Но если вводить пропорциональную систему для формирования всей палаты, то на основе открытых партийных списков, чтобы в Думу проходил тот, кто получил больше голосов избирателей. Вешняков напомнил, что введение подобной системы для выборов в Германии даже повысило явку избирателей на 10%.

Вешняков также считает необходимым ограничить барьеры прохождения партий в законодательные органы субъектов федерации. По мнению Вешнякова, барьер должен быть не выше 5%, то, что на будущих выборах в Думу будет 7%, как считает Вешняков, эквивалентно тем же пяти процентам, потому что повышение барьера введено в закон вместе с условием, что партий в Думе будет не менее четырех. Сейчас определение барьера является прерогативой региональных законодателей, и слишком высокой высокий барьер, например, 10% в Калмыкии, снижает представительность партий в законодательном собрании и тормозит развитие многопартийной системы.

В предложении президента по введению пропорциональной системы Вешняков не чувствует идеи Жириновского. В ответ на вопрос о другом предложении Жириновского – по сокращению числа депутатов Госдумы – Вешняков сказал, что это потребует изменения Конституции, в чем нет необходимости.

 

АЛЕКСАНДР ВЕШНЯКОВ ПЛАНИРУЕТ В 2004 ГОДУ ЗАВЕРШИТЬ «ШЛИФОВКУ» ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Москва, 6 мая 2004 года. На встрече с президентом членов ЦИК РФ речь шла, в частности, о процессе укрупнения регионов.

Как утверждал на пресс-конференции по итогам встречи в Ново-Огарево председатель Центризбиркома Александр Вешняков, никакого плана объединения до 20 регионов, о котором сообщают некоторые СМИ, не существует, мало того, президент утверждает, что никаких искусственных шагов по объединению не должно быть.

Но для тех регионов, где вопрос «созрел», как в будущем Пермском крае, создан законодательный правовой механизм.

На пресс-конференции по итогам встречи Вешняков также сообщил о планах по шлифовке избирательного законодательства. В целом прошедшее обновление избирательного законодательства себя оправдало, в частности, в четыре раза снижены зоны конфликтов. В течение 2004 года, используя потенциал ученых, будут подготовлены необходимые изменения в избирательное законодательство, чтобы провести уже в 2005 году, как выразился Вешняков, точечную коррекцию и все было готово к следующим выборам.

Изменения в частности коснутся деталей проведения теледебатов. Вешняков напомнил о завершении экспертизы текста проекта новой редакции федерального конституционного закона о референдумах, в котором появится принципиальная норма о проведении референдума без сбора подписей по поддержке инициативы о вынесении на референдум вопроса, касающегося международного договора норм. Законопроект будет внесен в Думу президентом в первой половине мая.

На встрече с президентом была отмечена международная оценка прошедших в России выборов. Вешняков особо подчеркнул успехи в оперативности подведения итогов выборов и сказал, что публикация в Интернете протоколов участковых избиркомов на следующий день после выборов – такого нет нигде в мире, «это признают даже наши критики».

Отвечая на вопросы журналистов, Вешняков признался, что слышит впервые о фактах мошенничества, о которых говорила в своем докладе на сегодняшнем совещании в Центризбиркоме по итогам старший прокурор Генпрокуратуры Ольга Разумова. Вешняков напомнил об уголовном деле против представителя одного из избиркомов Ульяновской области, которого обвиняют в получении взятки за то, что он способствовал регистрации одного из кандидатов.

При этом гораздо более серьезным Вешняков считает факты подлогов избирательных документов при сборе подписей.

Отвечая на вопрос о формировании новых составов избирательных комиссий субъектов федерации, Вешняков напомнил, что 71 из 89 комиссий сформировано еще до избирательной кампании, обновление проходит не более чем на 30%. Вешняков подчеркнул, что там, где ЦИК не рекомендовал, но этих лиц все равно назначили, теперь сами же с ними мучаются. Башкирский республиканский избирком до сих пор не сформирован.

 

ЦЕНТРИЗБИРКОМ ВЗЯЛСЯ ВСЕРЬЕЗ ЗА РАЗВИТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РЕГИОНАХ СТРАНЫ

Москва, 6 мая 2004 года. Партия, допущенная по итогам выборов к распределению мандатов депутатов Госдумы, получает преференции по выдвижению кандидатов на выборах всех уровней. Вопреки норме закона, в регионе сняли с регистрации три десятка кандидатов от партии «Единая Россия», мотивируя тем, что региональное отделение партии – это не партия.

Об этом рассказала на совещании в Центризбиркоме член ЦИК Елена Дубровина в своем докладе, посвященном развитию многопартийной системы с помощью формирования законодательных собраний субъектов федерации по пропорциональной системе.

По словам Дубровиной, такая система поможет сформировать законодательные собрания в полномочном составе, избегая возможной патовой ситуации в случае высокого протестного голосования.

Применение пропорциональной системы на выборах в регионах поддерживает развитие многопартийной системы, кампания становится более интересной, каждая партия выступает со своей программой, в которой немалую долю занимает региональная составляющая. Партийные списки балансируются по половому, возрастному и национальному составу. Снижается доля протестного голосования.

Анализ ситуации в регионах показал, по мнению Дубровиной, что надо снижать барьер прохождения партийных списков в палату регионального парламента, если не до трех, до хотя бы до семи процентов. Иначе снижается конкурентность на выборах и соответственно представительность палаты. При введении системы открытых списков, как считает Дубровина, следует соблюдать интересы не только избирателей, но самих партий, т.к. это неправильно, если получив больше голосов избирателей, кандидат из конца списка передвигается в его начало.

Председатель ЦИК Александр Вешняков отметил высокую важность сообщения Дубровиной и напомнил, что до конца года пройдут выборы 11 законодательных собраний регионов, а в будущем – еще 25-ти.

 

В ЯРОСЛАВЛЕ ОБНАРУЖИЛОСЬ ДВЕ «РОДИНЫ»

Москва, 6 мая 2004 года. Председатели избирательных комиссий субъектов федерации поделились сегодня своим опытом проведения совмещенных выборов на совещании в Центризбиркоме.

Председатель избирательной комиссии Ярославской области Галина Степенко считает, что выборы лучше проводить отдельно, т.к. экономия финансовых средств не покрывает трудозатраты членов избирательных комиссий. Компания по выборам президента России прошла в регионе тихо, приехал только один кандидат – Сергей Глазьев, от остальных работали доверенные лица. Зато на региональных выборах, совмещенных с президентскими 14 марта, было полторы тысячи кандидатов и избиркомы получили сполна, как хорошего, так и плохого. Спорные вопросы в основном решались в судах. Представители региональных отделений партий не знали закон, управлялись из федеральных органов партий и разговаривать с ними было тяжело. Возникли два разных блока «Родина», суд принял решение отказать той, которая создана позже. В пику «Единой России» создали блок «За единую Россию». Избирком отказал блоку «Путина» с ударением на последнем слоге и изображением на символе блока золотой рыбки в сетях, как будто это попавшийся избиратель – так решили в избиркоме. Отказали по формальному признаку использования фамилии действующего президента. «Единая Россия» выдвинула в Государственную Думу Ярославской области 29 кандидатов и осталась недовольна, получив всего 9 мандатов из 25.

Г.Степенко высказала претензии Федеральному центру по информатизации, который публиковал на сайте ЦИК итоги региональных выборов с задержкой до трех суток, отдавая предпочтение федеральным выборам.

Председатель избиркома Алтайского края Ольга Агафонова со своей стороны рассказала, что из-за выделения в краевых газетах для бесплатной агитации всего 10 кв. см площади, кандидаты отказывались от бесплатной агитации. Многие боялись бесплатного эфира, полагая, что проиграв, за него придется платить.

Председатель Федерального центра информатизации Виктор Ященко в своем докладе сообщил о том, что к работе ГАС «Выборы» было 267 замечаний.

 

ОДИН ГОЛОС РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЯ МОЖЕТ СТОИТЬ ДО 32 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

Москва, 5 мая 2004 года. Оперативный анализ финансовых отчетов избирательных комиссий показал, что перечень нецелевых расходов при проведении выборов президента было сократился.

Об этом сообщил председатель Центризбиркома России Александр Вешняков в своем докладе на совещании с участием председателей 89 избиркомов субъектов федерации. Вешняков напомнил, что выборы президента закончатся, когда будет финансовый отчет, что глава ЦИК планирует сделать в районе 20 мая. До этого срока продлеваются полномочия тех избиркомов, сроки полномочий которых истекают раньше. Вешняков подчеркнул: «Мы не намерены рекомендовать в состав избирательных комиссий субъектов РФ тех, в ком мы сомневаемся, а особенно тех, кто нарушает законодательство о выборах». В целом работа по обновлению составов избиркомов идет по плану, что является процессом самоочищения избиркомов. ЦИК России намерен обновить программу подготовки членов избирательных комиссий с системой тестов и зачетов. Требования к квалификации членов избирательных комиссий будут повышаться в соответствии с растущими требованиями общества к качеству выборов.

Вешняков отметил высокую стоимость проведения выборов в отдаленных районах России: «У нас есть факты, когда один голос избирателя стоит 32 тысячи рублей».

В своем докладе глава ЦИК рассказал о планах на будущее, в частности, по разработке модельного закона о выборах органов самоуправления муниципальных районов. По закону эти выборы должны пройти до 1 ноября 2005 года, причем до 1 января 2005 года должны быть установлены границы муниципальных образований.

По словам Вешнякова, совместно с МВД будет разработана специальная программа по совершенствованию учета избирателей.

 

НАИБОЛЬШАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ДОСТУПНОСТЬ ОТМЕЧЕНА ЭКСПЕРТАМИ ДЛЯ МВД И ЦЕНТРИЗБИРКОМА

Москва, 6 мая 2004 года. Республиканский центр развития предпринимательства опубликовал рейтинг «Власть и СМИ – взаимное влияние». По информационной доступности одинаково близкий к максимальному балл – 8 из 9 – получили МВД и Центризбирком. По 7 баллов получили Госдума, Министерство культуры и Счетная палата. По 6 баллов получили Аппарат Уполномоченного по правам человека, Госкомстат, МПС Минтранспорта и МЧС.

В последней группе с двумя баллами оказались Российское агентство по системам управления, СВР, Совет безопасности.

Под информационной доступностью органов государственной власти понималось предоставление пресс-службами министерств и ведомств полной и неискаженной информации, оперативное предоставление дополнительной информации и комментариев по просьбе СМИ, возможность свободного общения с сотрудниками соответствующих подразделений министерств и ведомств. Итоговый балл по каждому участнику рейтинга вычислялся с использованием структурного среднего показателя. Рейтинги присваивались экспертами со стороны СМИ органам госвласти, также экспертами со стороны органов госвласти – СМИ. По достоверности освещения их деятельности органы госвласти поставили в первую группу с 9 баллами из 10 возможных ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и РБК. «МК» получил четыре балла и оказался в последней группе, подтверждая признанную модель конфронтации прессы и власти в противовес модели коммунитаризма.

 

Ново-Огарево, 6 мая 2004 года

Выступление Владимира Путина на встрече с членами Центральной избирательной комиссии

Добрый день, уважаемые коллеги, друзья!

Прежде всего хочу поблагодарить вас за совместную работу за прошедший период времени – особенно в период предвыборной кампании Президента Российской Федерации.

Да и вообще в последние годы вам достается много работы. На территории Российской Федерации предвыборные и выборные кампании практически не прекращаются. Одна переходит в другую. Это и парламентские, и президентские, и региональные, причем нескольких уровней: муниципальные и на уровне субъектов Российской Федерации – в региональные парламенты, руководителей регионов.

И должен сказать, что это, конечно, самое яркое проявление развития демократии в нашей стране. Много было споров и борьбы вокруг закона о политических партиях. Центральная избирательная комиссия принимала самое активное участие в подготовке проекта этого законодательного акта, и мне думается, что мы сделали правильный выбор в пользу укрупнения политических партий.

Мелкие политические объединения имеют право на существование, и мы будем и их поддерживать. Но если мы говорим о тех политических партиях, которые претендуют на то, чтобы влиять на судьбы муниципалитетов, регионов или всей страны, – это, конечно, должны быть серьезные, солидные, компетентные и пользующиеся большой поддержкой россиян партии. И в этом смысле думаю, что практика последних месяцев и последних лет подтверждает правильность этого выбора. Ведь на политической арене осталось 46 партий, которые имеют право выдвигать своих кандидатов. Это вполне достаточно для того, чтобы избиратели могли сделать свой выбор.

Вот это первое, что мне хотелось сказать. И хочу подчеркнуть: мы и дальше будем работать над укреплением многопартийной системы в стране.

Второе, на что бы хотел обратить внимание, это – организация вашей работы по всей территории Российской Федерации. За последнее время тоже очень много было сделано. И много было сделано Центральной избирательной комиссией – и с точки зрения административной организации, и с точки зрения технической и технологической организации работы предвыборных кампаний и выборного процесса как такового. Последний опыт применения новейших технологий показал, что он, конечно, оправдан. Это эффективно, быстро и достоверно. Все, что происходит в ходе голосования, оперативно появляется перед глазами миллионов избирателей. Дает, как мне кажется, не только технологический, но и политический положительный эффект. Показывает, что выборы в нашей стране организованы на высоком административном, техническом и политическом уровне – хочу это подчеркнуть особо.

Есть, конечно, нечто такое, над чем всем нам нужно продолжать работать. Я имею в виду работу с наблюдателями. Прежде всего работу с наблюдателями от политических партий. Здесь не должно быть никаких сбоев. Если до вас и до меня доходит информация, что то там, то здесь кого-то не допускают до участия в избирательном процессе, не вовремя выдают какие-то документы и так далее, на эти вещи нужно быстро, оперативно и эффективно отвечать и реагировать соответствующим образом.

В целом, повторяю, за последние годы избирательная система в Российской Федерации значительно укрепилась. И хочу еще раз подчеркнуть: по моему глубокому убеждению, в этом большая заслуга Центральной избирательной комиссии и всех ваших коллег, которые работают на огромной территории Российской Федерации. Это непростое дело – на такой территории и с таким большим населением четко, ясно, понятно, быстро и в политическом плане прозрачно организовать избирательный процесс.

Я хочу вас с этим поздравить и выразить надежду на то, что мы и дальше будем с вами работать в таком совместном ключе.

Hosted by uCoz