02.06.04 Лев МОСКОВКИН

Вести из ЦИКа

Конституционная спешка

В среду на пленарном заседании Госдумы депутаты одобрили в первом чтении новую редакцию Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

Спешно продвигает закон председатель Центризбиркома Александр Вешняков – в конце июня ЦИК сдаст Федеральному Собранию финансовый отчет по президентским выборам, они будут считаться закончившимися, соответственно и прекратится мораторий на референдум. Оппозиционные партии только того и ждут, небольшую стайку реликтовых от демократического десятилетия парнокопытных согнали в угол политического поля и в предчувствии политической смерти они выставили наперевес острые рога референдума.

Александр Альбертович призван обломать последнее оружие и «Единая Россия» в этом поможет, хотя защищать товарищей волков собственно не от чего, ни один несанкционированный референдум в России не прошел.

В начале недели профильный думский комитет по конституционному законодательству и государственному строительству выпустил перегретый пар из оппонентов. Одновременно выявились последние резиденты тех организаций, на которых столь недвусмысленно указал президент Путин в своем послании. Причину спешки определил Сергей Попов – независимый депутат, а по сути кусочек «Яблока» на Охотном ряду.

Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска нашла в проекте положительные стороны. Более полно учитывается федеративный характер российского государства. Расширяется круг субъектов, обладающих правом инициирования референдума. В соответствии с проектом закона, наряду с гражданами РФ, которых должно быть не менее 2 млн., и Конституционным Собранием, которое вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции, инициировать плебисцит по вопросам международного значения могут федеральные органы государственной власти. Повышаются требования к содержанию и формулировкам вопросов, выносимым на голосование. Слиска считает, что «Все это делается для того, чтобы исключить возможность использования референдума различными политическими силами для решения своих узкопартийных корпоративных задач. Референдум как важнейший институт демократии не должен становиться инструментом соперничества для достижения победы одной части общества над другой».

Вешняков удовлетворен итогами обсуждения законопроекта, никакой серьезной аргументированной критики глава ЦИК не услышал. Выстраданная в 1995 году концепция закона о референдуме не меняется, органы власти не имеют права инициировать референдум, иначе они будут только воевать между собой вместо того, чтобы договариваться. Исключение сделано только для процедуры одобрения Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии, который должен приниматься на референдуме.

Перечень вопросов, которые нельзя выносить на референдум, остался неизменным.

Вешняков отметил, что основные споры вокруг закона связаны с инициативой референдума, но он против того, чтобы стране навязывались инициативы десятка человек для удовлетворения собственных амбиций или привлечения к себе внимания во время избирательной кампании.

Закон о референдуме определяет процедуру голосования и подсчета голосов так же, как и закон о выборах президента. Два миллиона подписей надо собрать для поддержки инициативы, только группа инициаторов должна быть распределена по регионам и вокруг этого идут основные споры.

 

Глава Центризбиркома России Александр Вешняков удовлетворен итогами обсуждения в Государственной Думе президентского законопроекта с новой редакцией закона «О референдуме Российской Федерации». Обсуждение на заседании «круглого стола» и затем на заседании профильного комитета, который уже принял решение рекомендовать Госдуме одобрить указанный проект в первом чтении.

Как сообщил сегодня на брифинге для журналистов Вешнякова, никакой серьезной аргументированной критики высказано не было. Завтра Госдума рассмотрит законопроект о референдуме в первом чтении.

Вешняков отмечает, что выстраданная в 1995 году концепция закона о референдуме не меняется, органы власти не имеют права инициировать референдум, иначе они будут только воевать между собой вместо того, чтобы договариваться. Исключение сделано только для процедуры одобрения Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии, который должен приниматься на референдуме.

Перечень вопросов, которые нельзя выносить на референдум, остался неизменным.

Вешняков также отметил, что основные споры вокруг закона связаны с инициативой референдума. Вешняков против того, чтобы стране навязывались инициативы десяти человек. Глава ЦИК напомнил, что в некоторых случаях референдум пытались инициировать различные политические силы для удовлетворения собственных амбиций или для привлечения к себе внимания во время избирательной кампании.

Вероятность принятия Госдумой закона о референдуме во время весенней сессии очень велика.

Известно, что ужесточение условий инициации референдума Вешнякову нужно к 24 июня, когда ЦИК представит парламенту финансовый отчет по выборам президента, выборы президента будут считаться оконченными и закончится мораторий на референдумы. А вот зачем Вешнякову дополнительные рогатки для чужих инициатив – непонятно, еще ни один несанкционированный референдум в России не прошел.

 

Александр Вешняков пока не определился с позицией по схеме формирования Совета Федерации.

В беседе с журналистами глава Центризбиркома высказал мнение в пользу того, чтобы проанализировать все три применявшиеся схемы формирования Совета Федерации начиная с 1993 года, когда были проведены прямые выборы депутатов Совета Федерации, затем спустя 2-3 года палата перешла на формирование по должности (из глав исполнительной власти регионов и председателей законодательных собраний – Л.М). В настоящее время Совет Федерации формируется с помощью назначения.

Вешняков подчеркнул, что пока решения по будущей схеме формирования Совета Федерации нет, вопрос поставлен, научно-методический совет Центризбиркома будет заниматься его разработкой и представит свои рекомендации.

Отвечая на вопросы журналистов, А.Вешняков высказался против введения слишком высоких «заградительных барьеров» при применении пропорциональной системы на выборах представительных органов власти. По его словам, 10.% – это слишком много, это влечет отчуждение граждан от формирования власти. Напомним, что формирование следующего созыва Госдумы пройдет при барьере 7%, а не 5%, как было прежде. Самый высокий барьер в России установлен для формирования представительного органа власти Калмыкии – 10%.

Выступая за переход формирования Госдумы полностью по пропорциональной системы на основе открытых партийных списков, Вешняков высказался против преждевременного введения полной пропорциональной системы выборов региональных парламентов. По его словам, регионы пока к этому не готовы.

 

сообщения

 

ЗАВТРА ГОСДУМА РАССМОТРИТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ НОВУЮ РЕДАКЦИЮ ЗАКОНА «О РЕФЕРЕНДУМЕ РФ»

Москва, 1 июня 2004 года. Глава Центризбиркома России Александр Вешняков удовлетворен итогами обсуждения в Государственной Думе президентского законопроекта с новой редакцией закона «О референдуме Российской Федерации». Обсуждение на заседании «круглого стола» и затем на заседании профильного комитета, который уже принял решение рекомендовать Госдуме одобрить указанный проект в первом чтении.

Как сообщил сегодня на брифинге для журналистов Вешнякова, никакой серьезной аргументированной критики высказано не было. Завтра Госдума рассмотрит законопроект о референдуме в первом чтении.

Вешняков отмечает, что выстраданная в 1995 году концепция закона о референдуме не меняется, органы власти не имеют права инициировать референдум, иначе они будут только воевать между собой вместо того, чтобы договариваться. Исключение сделано только для процедуры одобрения Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии, который должен приниматься на референдуме.

Перечень вопросов, которые нельзя выносить на референдум, остался неизменным.

Вешняков также отметил, что основные споры вокруг закона связаны с инициативой референдума. Вешняков против того, чтобы стране навязывались инициативы десяти человек. Глава ЦИК напомнил, что в некоторых случаях референдум пытались инициировать различные политические силы для удовлетворения собственных амбиций или для привлечения к себе внимания во время избирательной кампании.

Вероятность принятия Госдумой закона о референдуме во время весенней сессии очень велика.

 

РЕГИОНЫ ПОКА НЕ ГОТОВЫ К ВВЕДЕНИЮ ПОЛНОЙ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ – АЛЕКСАНДР ВЕШНЯКОВ

Москва, 1 июня 2004 года. Александр Вешняков пока не определился с позицией по схеме формирования Совета Федерации.

В беседе с журналистами глава Центризбиркома высказал мнение в пользу того, чтобы проанализировать все три применявшиеся схемы формирования Совета Федерации начиная с 1993 года, когда были проведены прямые выборы депутатов Совета Федерации, затем спустя 2-3 года палата перешла на формирование по должности (из глав исполнительной власти регионов и председателей законодательных собраний – ). В настоящее время Совет Федерации формируется с помощью назначения.

Вешняков подчеркнул, что пока решения по будущей схеме формирования Совета Федерации нет, вопрос поставлен, научно-методический совет Центризбиркома будет заниматься его разработкой и представит свои рекомендации.

Отвечая на вопросы журналистов, А.Вешняков высказался против введения слишком высоких «заградительных барьеров» при применении пропорциональной системы на выборах представительных органов власти. По его словам, 10.% – это слишком много, это влечет отчуждение граждан от формирования власти. Напомним, что формирование следующего созыва Госдумы пройдет при барьере 7%, а не 5%, как было прежде. Самый высокий барьер в России установлен для формирования представительного органа власти Калмыкии – 10%.

Выступая за переход формирования Госдумы полностью по пропорциональной системы на основе открытых партийных списков, Вешняков высказался против преждевременного введения полной пропорциональной системы выборов региональных парламентов. По его словам, регионы пока к этому не готовы.

Hosted by uCoz