Константин ВАКУРОВ, Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Славянское fantasy

Татьяна Клебанская. Дети божественной Лады. – Москва, «Вече», 2004

Книга со «скромным» названием «Дети божественной Лады» уже потому интересна, что выходит в серии «Тайны Земли Русской» вместе с книгами по истории Руси таких авторов как Александр Асов, Валерий Демин. Но выходит она с одним дополнением к названию серии приписано «в романах». Ибо два произведения Татьяны Клебанской под одной обложкой - художественные. «Дети божественной Лады» и «Солнце Русколани». Перед нами в чем-то уникальная, в чем-то банальная книга. В чем ее уникальность? В том, что речь идет о реконструкции «новой исторической школы» Александра Асова и компании в художественной литературе. Хотя некоторые склонны считать и труды самого историка Асова «художественными», а не историческими, настолько они смелы и революционны. Революционность их в том, что, изучая дохристианскую Русь, он сделал выводы о значительно более древнем возникновении славян, чем принято сегодня считать, и возводит их истоки аж к самим гиперборейцам атлантам. Так вот в «Детях божественной Лады» идет рассказ о перипетиях некоего племени, предков славян. Действие происходит после распада Скифии. I век нашей эры. Кочующие племена. Продолжается Великое Переселение народов.

Перед нами достаточно молодой, но уже многочисленный род Иолая Солнцеликого, внука скифского царя. Об их нелегкой кочевой жизни и идет рассказ.

Вот в чем уникальность. Опираясь на стилистику исследований Асова и Демина, создано художественное произведение. Но, к сожалению, на этом уникальность, пожалуй, заканчивается.

Дело в том, что книгу по-моему все-таки надо отнести к жанру не исторического романа, а к модному нынче «славянскому фэнтези». Ведь даже поклонникам очень смелых теорий вышеупомянутых ученых, в то, что написано в книге, поверить невозможно. Уместно будет провести аналогии с «Волкодавом» Марии Семеновой (тоже большой любительницы древних славян). Но все произведения Семеновой изначально позиционируются как «фэнтези» и не делается даже попыток перенесения действия в древний мир. Хотя Семенова – автор серьезного научного труда «Быт и верования древних славян».

Мир Татьяны Клебанской фантастичен на столько же, на сколько мир Марии Семеновой. Причем фантастичен в худшую сторону. Попросту исторически не достоверен. Взглянуть хотя бы на имена героев: Калина (место действия – Великая Степь, герои никогда не видели этого кустарника), Стенилий, Ортавлий, Опраксея… Идет I век нашей эры. Великая Степь… откуда у древних такие окончания имен? А как наверно, бедным героям туго на охоте приходится с такими именами или на войне. Имена у простых славян были, как правило, односложные. Для удобства и простоты. И только знать могла позволить себе длинные красивые имена… Тем более славяне никогда не обращались друг к другу по имени – оно было сакрально. Предпочитали прозвища. Также сомнительны в книге описания быта, обычаев и обрядов племени. Сомнительны даже для сторонников Асова… В общем, какое-то странное племя предков славян…

Также в «Детях божественной Лады» вы не встретите таких ярких характеров как у Семеновой в «Волкодаве» и описаний интересных особенностей характеров древности с их так отличным от нашего (языческим) миропониманием… Все характеры в книге плоски и блеклы. И их вполне можно перенести в современность без всяких для них потерь. Как будто и не были они никогда язычниками.

Такое несоответствие жанра действительности очень плохо сказывается на впечатлении о книге. Так как ожидается от этой книги перенесение в мир исследований ученых «новой исторической школы». А получается какое-то заурядное фэнтези.

Если же ничего об истории славян не знать, также как и об Асове, то книга все равно выглядит очень плохо на фоне других произведений как исторических, так и фэнтези.

Причиной тому – штампованные герои, штампованная примитивная «лав стори» между молодыми героями книги, штампованный пафосный подход к истории всего племени...

Итого: книга-иллюстрация исторической концепции Новой Исторической Школы таковой не является и воспринимать ее таковой не следует. Как самостоятельное произведение на жанр исторического романа не тянет тем более. Как произведение в жанре фэнтези смотрится очень заурядно и неинтересно.

Также о книге много говорит ее обложка, в оформлении которой использована работа художника Льюиса Ройо (Luis Royo), который специализируется на иллюстрировании произведений фэнтези. Его «девушки» знакомы всем, ибо смотрят на покупателя с обложек многих книг, журналов и плакатов. Надо сказать, это самая приличная из них, потому что полностью одета. Наверно здесь (на обложке) она выступает в качестве самой «божественной Лады», великой славянской богини, что вообще-то является если не оскорблением, то кощунством по отношению к древней славянской культуре.

Hosted by uCoz