Константин
ВАКУРОВ, Наталья ВАКУРОВА
Книга в Москве
Славянское fantasy
Татьяна
Клебанская. Дети божественной Лады. – Москва, «Вече», 2004
Книга со
«скромным» названием «Дети божественной Лады» уже потому интересна, что выходит
в серии «Тайны Земли Русской» вместе с книгами по истории Руси таких авторов
как Александр Асов, Валерий Демин. Но выходит она с одним дополнением к
названию серии приписано «в романах». Ибо два произведения Татьяны Клебанской
под одной обложкой - художественные. «Дети божественной Лады» и «Солнце
Русколани». Перед нами в чем-то уникальная, в чем-то банальная книга. В чем ее
уникальность? В том, что речь идет о реконструкции «новой исторической школы»
Александра Асова и компании в художественной литературе. Хотя некоторые склонны
считать и труды самого историка Асова «художественными», а не историческими,
настолько они смелы и революционны. Революционность их в том, что, изучая
дохристианскую Русь, он сделал выводы о значительно более древнем возникновении
славян, чем принято сегодня считать, и возводит их истоки аж к самим
гиперборейцам атлантам. Так вот в «Детях божественной Лады» идет рассказ о
перипетиях некоего племени, предков славян. Действие происходит после распада
Скифии. I век нашей эры. Кочующие племена.
Продолжается Великое Переселение народов.
Перед нами
достаточно молодой, но уже многочисленный род Иолая Солнцеликого, внука
скифского царя. Об их нелегкой кочевой жизни и идет рассказ.
Вот в чем
уникальность. Опираясь на стилистику исследований Асова и Демина, создано
художественное произведение. Но, к сожалению, на этом уникальность, пожалуй,
заканчивается.
Дело в том,
что книгу по-моему все-таки надо отнести к жанру не исторического романа, а к
модному нынче «славянскому фэнтези». Ведь даже поклонникам очень смелых теорий
вышеупомянутых ученых, в то, что написано в книге, поверить невозможно. Уместно
будет провести аналогии с «Волкодавом» Марии Семеновой (тоже большой
любительницы древних славян). Но все произведения Семеновой изначально
позиционируются как «фэнтези» и не делается даже попыток перенесения действия в
древний мир. Хотя Семенова – автор серьезного научного труда «Быт и верования
древних славян».
Мир Татьяны
Клебанской фантастичен на столько же, на сколько мир Марии Семеновой. Причем
фантастичен в худшую сторону. Попросту исторически не достоверен. Взглянуть
хотя бы на имена героев: Калина (место действия – Великая Степь, герои никогда
не видели этого кустарника), Стенилий, Ортавлий, Опраксея… Идет I век нашей эры. Великая Степь… откуда у древних такие
окончания имен? А как наверно, бедным героям туго на охоте приходится с такими
именами или на войне. Имена у простых славян были, как правило, односложные.
Для удобства и простоты. И только знать могла позволить себе длинные красивые
имена… Тем более славяне никогда не обращались друг к другу по имени – оно было
сакрально. Предпочитали прозвища. Также сомнительны в книге описания быта,
обычаев и обрядов племени. Сомнительны даже для сторонников Асова… В общем,
какое-то странное племя предков славян…
Также в «Детях
божественной Лады» вы не встретите таких ярких характеров как у Семеновой в
«Волкодаве» и описаний интересных особенностей характеров древности с их так
отличным от нашего (языческим) миропониманием… Все характеры в книге плоски и
блеклы. И их вполне можно перенести в современность без всяких для них потерь.
Как будто и не были они никогда язычниками.
Такое
несоответствие жанра действительности очень плохо сказывается на впечатлении о
книге. Так как ожидается от этой книги перенесение в мир исследований ученых
«новой исторической школы». А получается какое-то заурядное фэнтези.
Если же ничего
об истории славян не знать, также как и об Асове, то книга все равно выглядит
очень плохо на фоне других произведений как исторических, так и фэнтези.
Причиной тому
– штампованные герои, штампованная примитивная «лав стори» между молодыми
героями книги, штампованный пафосный подход к истории всего племени...
Итого:
книга-иллюстрация исторической концепции Новой Исторической Школы таковой не
является и воспринимать ее таковой не следует. Как самостоятельное произведение
на жанр исторического романа не тянет тем более. Как произведение в жанре
фэнтези смотрится очень заурядно и неинтересно.
Также о книге
много говорит ее обложка, в оформлении которой использована работа художника
Льюиса Ройо (Luis Royo), который специализируется на иллюстрировании
произведений фэнтези. Его «девушки» знакомы всем, ибо смотрят на покупателя с
обложек многих книг, журналов и плакатов. Надо сказать, это самая приличная из
них, потому что полностью одета. Наверно здесь (на обложке) она выступает в
качестве самой «божественной Лады», великой славянской богини, что вообще-то
является если не оскорблением, то кощунством по отношению к древней славянской
культуре.