24.06.04 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Лиса Алиса и кот Базилио из БД бродят по Думе, уговаривая Буратино отдать льготы

2 июля пройдет первое чтение «закона о льготах». Автор замминфина Татьяна Голикова получила сакральную известность – кажется, проще удавить одну без меры исполнительную бухгалтершу, чтоб не лишить страну 155-ти социальных законов.

Отмена льгот в натуре – капля в море закона, который так и не расшифрован депутатами до конца. Изучать текст пришлось помощникам, по Думе прокатилась волна характерных жестов в адрес авторов – цифры опровергают арифметику и слова тут бессильны.

Чтобы уломать депутатов, на Охотный ряд бросили сладкоречивого минздрава и соцразвития Михаила Зурабова. В прошлом его рассказы о красотах накопительной пенсионной системе убаюкивали депутатов третьего созыва. Сейчас наоборот, министру тяжко, на заседаниях комитетов Зурабова мочат до седьмого пота оппоненты, не веря ни единому слову.

Ограничить разговор льготами удалось, лоббисты ФНПР в комитете по труду и социальной политике хотят оставить в покое Трудовой кодекс и сохранить госгарантии по зарплате в форме МРОТ. Комитет по безопасности напоминает о повышенных социальных гарантиях для сотрудников силовых ведомств. Герои из комитета по делам ветеранов выслушали почти внимательно и указали на отсутствие гарантий исполнения прозвучавших предложений: людей с неоспоримыми заслугами перед Родиной опускают с конституционного уровня на волю правительства и даже отдельных министров.

Схема Зурабова тем не менее достойна внимания.

Проездной билет пригородного сообщения ценой 40 руб. в месяц предназначен для инвалидов и участников ВОВ, льготы которым должны быть предоставлены за счет федерального бюджета.

При средних расходах 50 руб. в месяц на одного льготника федеральный бюджет может повысить вшестеро обеспечение санаторно-курортным лечением при условии выдачи путевки на 24 дня и в 9 раз – при сокращении до 18 дней. Один человеко-день на курорте обойдется 600 руб. Сейчас сан-кур получают 1,2 млн. человек из 32 млн. имеющих право. Начнется восстановление курортной сети России включая места, куда никто обычно не ездит.

На обеспечение лекарствами Зурабов готов выложить по 350 руб. в месяц. Лечить будут не чем захочется, а по медикаментозным стандартам для каждого вида заболевания.

Общая ежемесячная сумма на обеспечение трех указанных потребностей человека 440 руб. будет вычитаться из компенсации натуральных льгот, инвалид войны получит 1560 руб., участник – 1060 руб. ежемесячно. Схема вводится на год, с 2006 года льготник может принять решение, нужны ли ему таки компенсации, или он предпочтет получать всю сумму на руки.

Москва и Санкт-Петербург имеют своих льготников, этим субъектам федерации Зурабов предложит купить у федерального бюджета разработанный пакет и обеспечивать всех льготников по общей схеме. Москва на своих 2 млн. льготников тратит 2,3 млрд. руб. в год.

Зурабов признает пять потребностей человека. Кроме трех обсуждаемых, министр назвал еще телефон (в Москве 70 руб. в месяц, по стране 50-60), проезд к месту лечения и пользование городским транспортом. Детские пособия в общей массе висят на региональных бюджетах.

 

сообщения

 

ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ НЕ ПОВЕРИЛИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ МИНИСТРУ

Москва, 24 июня 2004 года. Проект проездного билета пригородного сообщения ценой 40 руб. в месяц продемонстрировал министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов депутатам Госдумы на совместной заседании комитетов по безопасности и по делам ветеранов.

Билет предназначен для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, льготы которым должны быть предоставлены за счет федерального бюджета.

М.Зурабов представил также расчеты, согласно которым при средних расходах 50 руб. в месяц на одного льготника федеральный бюджет может повысить вшестеро обеспечение льготников санаторно-курортным лечение м при условии выдачи путевки на 24 дня и в 9 раз – при условии сокращения путевки до 28 дней при средней стоимости одного дня в санатории примерно 600 руб. В настоящее время сан-кур доступен для 1,2 млн. человек из 32 млн. имеющих на это право. Предлагаемая схема, по мнению министра, позволит начать восстановление курортной сети России включая те места, куда никто обычно не ездит.

Обеспечение лекарствами потребует расходов 350 руб. в месяц, причем общая сумма ежемесячных выплат на обеспечение трех указанных потребностей человека 440 руб. будет вычитаться из суммы, выделенной на компенсации натуральных льгот, и инвалид войны будет получать 1560 руб., а участник – 1060 руб. ежемесячно. Предполагается, что схема вводится на год, после чего с 2006 года льготник сможет принять решение, нужны ли ему таких компенсации, или он предпочтет получать всю сумму на руки – соответственно 1500 и 2000 руб.

Для обеспечения лекарствами Зурабов предлагает перейти от торговых марок лекарств, которые обычно указывают врачи в рецептах, к международным непатентованным названиям, и разработать медикаментозные стандарты лечения для каждого вида заболевания.

Москва и Санкт-Петербург имеют своих льготников, этим субъектам федерации Зурабов предложит купить у федерального бюджета разработанный пакет и обеспечивать всех льготников по общей схеме. Москва на своих 2 млн. льготников тратит 2,3 млрд. руб. в год.

Выслушав министра, депутаты подвергли его планы жесткой критике. В частности, председатель комитета по делам ветеранов Николай Ковалев отмечает, что конституционные нормы отдаются на решение правительства, а в некоторых случаях – даже самих министров. Ковалева беспокоит исполнение представленной Зурабовым схемы, поскольку это не закон и не постановление правительства, очевидно, будет какой-то не обязательный для исполнения подзаконный акт.

Лидер НПФР, депутат Геннадий Гудков со своей стороны высказал свое недовольство расхождением слов и дела, поскольку при обещаниях компенсировать льготы, бывшим налоговым полицейским пока не полностью погасили долги по зарплате.

На заседании комитетов в Думе разгорелась дискуссия, в которой депутат Маргарита Баржанова, вызвав негодование министра Зурабова, обнаружила арифметическую ошибку в расчетах.

 

ГЕННАДИЙ ГУДКОВ ТРЕБУЕТ РЕАЛЬНОЙ, А НЕ ФОРМАЛЬНОЙ ИНДЕКСАЦИИ ДЛЯ ВЫПЛАТ НА ЛЬГОТЫ

Москва, 24 июня 2004 года. «Контрольным выстрелом в голову социализма» назвал правительственные планы по монетизации натуральных льгот депутат фракции «Единая Россия», председатель «Народной партии» Геннадий Гудков.

Сегодня на брифинге в Госдуме Г.Гудков рассказал, что в итоге недельной работы в округах депутаты подготовили ряд существенных поправок к законопроекту о замене льгот денежными компенсациями.

По словам Г.Гудкова, «Народная партия» настаивает на пяти группах поправок, в том числе предоставлении альтернативы выбора получения натуральных льгот или денежных выплат. Другое требование состоит в обеспечении государственного контроля за выплатами, которые взамен льгот будут производить регионы, чтобы они не были, как сказал Гудков, «слишком маленькими».

По словам депутата, важно добиться того, чтобы планируемые выплаты не вошли в прожиточный минимум. Кроме того, Гудков настаивает на реальной индексации выплат взамен натуральных льгот, чтобы их рост соответствовал прожиточному минимуму, а не тем цифрам инфляции по данным Госкомстата, которые отличаются от роста цен так же, как считает депутат, он сам отличается от балетной школы.

Но наиболее существенным требованием Гудков считает необходимость введения специального закона по реализации льгот в денежном выражении, потому что представленные планы правительства не содержат механизмов обязательности их исполнения.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ «О ЛЬГОТАХ» НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ МИНОБОРОНЫ

Москва, 24 июня 2004 года. Правительственный законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рассмотрел комитет Госдумы по обороне.

В результате обсуждения участники заседания не пришли к единому мнению, в частности, по поводу замены ряда натуральных льгот для военнослужащих на денежную компенсацию, а также возложением ответственности за реализацию законов о мобилизационной готовности, прохождении альтернативной гражданской службы только на военные комиссариаты.

Как заявил представитель Министерства обороны генерал-лейтенант Валерий Останин, Министерство не поддерживает концепцию законопроекта, реализация которой может привести к снижению боевой и мобилизационной готовности. Однако при голосовании предложение отклонить концепцию законопроекта не набрало большинства голосов. В итоге депутаты решили перенести обсуждение по законопроекту.

Проект того же федерального закона рассмотрел думский комитет по экологии, где было принято решение поддержать концепцию законопроекта.

 

ДУМСКИЙ КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ТРЕБУЕТ ПЕРЕРАБОТКИ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ЛЬГОТАХ», ЧТОБЫ ЗАРПЛАТА ПОСЛЕ ЕГО ВВЕДЕНИЯ НЕ УМЕНЬШИЛАСЬ

Москва, 24 июня 2004 года. Комитет Госдумы по труду и социальной политике рассмотрел на своем заседании правительственный законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рассмотрел комитет Госдумы по обороне.

Комитет пришел к заключению, что законопроект нуждается в существенной доработке. В принятом на заседании комитета Заключении говорится о необходимости изменения ряда концептуальных положений законопроекта.

Так, по мнению Комитета, из проекта следует исключить все статьи, касающиеся вопросов оплаты труда, как требующие значительной доработки. Необходимо сохранить в Трудовом кодексе конституционные гарантии по оплате труда в виде минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом, и статью 133, предусматривающую механизм определения и реализации указанной гарантии.

В Заключении Комитета по труду и социальной политике отмечено, что вводимые с 1 января 2005 года размеры заработной платы (включая не только тарифные ставки, но и доплаты, надбавки, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные и социальные выплаты), установленные для работников федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Федерации и муниципальных учреждений, не могут быть ниже размеров, установленных на 31 декабря 2004 года.

Кроме того, считают депутаты – члены комитета, необходимо не только сохранить механизм согласования тарифных ставок (окладов) ЕТС с объединениями работодателей и объединениями профсоюзов, но и законодательно ввести такой механизм согласования при установлении оплаты труда на всех уровнях.

20 июня 2003 года Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предусматривающий изменения и дополнения в 132 статьи Кодекса. Комитетом сформирована рабочая группа по подготовке законопроекта ко второму чтению. В ее состав вошли депутаты, представители Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, эксперты, в том числе от объединений работодателей и профсоюзов. В связи с этим внесение изменений в Трудовой кодекс в рамках внесенного Правительством пакетного законопроекта представляется нецелесообразным.

Нормы о признании утратившими силу законов «О коллективных договорах и соглашениях» и «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» выходят за рамки концепции предложенного Правительством закона, и должны рассматриваться в ходе дельнейшей кодификации трудового законодательства, считает Комитет.

В части изменений в законодательные акты по вопросам социальной защиты и социальных гарантий Комитет отмечает, что при социальной поддержке инвалидов следует использовать группу, а не степень инвалидности.

Необходимо пересмотреть в сторону повышения размеры предлагаемых в законопроекте компенсационных выплат для отдельных категорий граждан, так как они не покрывают объемы отменяемых натуральных льгот и социальных гарантий, или предусмотреть «социальный пакет» услуг, покрывающий соответствующие льготы по цене не более предусмотренного размера ежемесячной выплаты.

Предлагаемый законопроект в случае его принятия должен вводиться только после проведения всех обоснованных расчетов финансовой обеспеченности передаваемых субъектам Федерации и муниципальным образованиям полномочий по установлению мер социальной поддержки и механизмов реализации закона.

Hosted by uCoz