Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Тайны прошлого ведут в будущее

Валерий Демин, Русь сакральная. Москва. М.: «Вече», 2004. – 464 с. (Тайны Земли Русской).

За последние несколько лет книжные магазины Москвы пополнились особого рода литературой – книгами, посвященными истории Древней Руси, включая славянскую дохристианскую культуру. Валерий Демин – один из известнейших авторов этого направления. Его новая книга из серии «Тайны земли Русской», по собственному утверждению автора, завершает ряд его изысканий в области истории славянской культуры, однако отнюдь не исчерпывает в полном объеме эту богатейшую тему.

Интерес к истории Руси обострился в современной России на этапе очередного самоопределения нашей великой страны и хронологически оказался связан с началом горбачевской перестройки.

В отношении к этой тематике не было бы проблем, если бы многие, в том числе среди политиков, писателей, исследователей не связывали ее с псевдопатриотическим движением, ведущим (хотя и не всегда) к национал-шовинизму. Мощное воздействие этой общественной логики ощущается и в книге В.Демина – достаточно часто на ее страницах можно встретить полемику и просто несогласие с позицией других исследователей в отношении тех или иных исторических фактов, но не в связи с самими фактами, а их публицистическим подтекстом, то есть субъективной оценкой неоспоримого.

Главная идея В.Демина изложена в предисловии к книге: идея общего этно-лингвистического и социокультурного происхождения всех современных народов Земли на основе общей пра-родины Гипербореи. Считалось, что жители Гипербореи были необычными людьми, они несли некую тайну своей жизни, которая ушла с ними, это тайна нам неведомая и недоступная, воплощение мечты о том, чего мы не знаем.

Важно, что «совпадение мифологем, обычаев, верований и других феноменов культурного обихода современных народов следует рассматривать не как случайное сходство, а как вполне закономерное явление, связанное с наследованием древних традиций».

К этой мысли примыкает интересная и плодотворная идея самозарождения сюжетов в литературе и искусстве в противовес теории «блуждающих сюжетов». То, на что опирается исследование Демина, на чем построена его книга, - археология языка и реконструкция смысла. Автор прослеживает этимологию слов в связи с теми историческими реалиями, о которых мы уже не можем знать.

Языковой аспект книги наиболее важен у автора, лингвистическая часть его труда выглядит наиболее сильной. В славянской культуре основным божеством было Солнце – круг, «коло», от которого произошло значительное число современных русских и вообще славянских слов – около, околица, калач, хоровод, колесо. Вообще возникновение языка Демин связывает с ноосферой Вернадского, что определяет то общее, надсознательное, высшее и общее для всего человечества, в его идеях верованиях и чувствах. Причем наибольшая общность прослеживается в сходстве образов в мифологии и культуре, образов, связанных с добром и злом, женским и мужским началом. Часто именно женские образы несут в себе элементы хитрости, коварства, имеют злую сущность за внешней привлекательностью. Как утверждает Демин, Сатана – имя первоначально женского образа, автор даже приводит ее изображение. Другие образы связаны с женскими героическими ролями, например, Маринка Люта Гроза, жестокая предводительница освободительного движения, они имеют полные аналоги в самых различных культурах, например, Жанна Д’Арк.

Во всех аспектах рассматривается вопрос противоборства, поединков и битв, как и вообще войны. В этом автор видит выражение идеологической вражды между тотемными кланами, этническими группами и народами. Ассоциативность с современностью связана с тем, что «враг» всегда дискредитировался и демонизировался, если бы не было этих негативных образов, то и их антиподы – герои и богатыри – никогда бы не возникли, а они несут важнейшую составляющую национальной идеи. Образы разные у различных народов, но параллелизм и в данном случае очевиден.

Приятно, что книга хорошо оформлена и имеет много замечательных иллюстраций, которые раскрывает содержание. Конечно очень важно, что книга вызывает ассоциации с современными реалиями. А без этого нет и не может быть интереса к исторической книге.

Конечно, никакой Гипербореи не было на карте планеты, и в своей тоске по неведомому мы не можем знать, чего не знаем. Но все же грустно, когда ничего такого нет, автор несомненно своими красочными реконструкциями заполняет определенный пробел, будучи востребованным.

Без фантазии в том числе и о прошлом, как мы его по-разному видим в каждом историческом этапе своего состояния, нет будущего и нет даже серьезной научной истины. Надо, чтобы фантазии были, и важно, чтобы они не подменяли и не заменяли формальные выводы на основе объективных данных, например, раскопок, как археологических, так и лингвистических. Возможности компьютера позволяют анализировать не только словесные, но и молекулярно-генетические тексты, однако вот до формализма на уровне объективной бесспорности сейчас у ученых руки не доходят.

Эвристические реконструкции типа обсуждаемой книги оставляют ощущение порога великого открытия человеческой сущности в ее историческом аспекте как формы эволюции вообще: что означают все эти бесконечные сходства, это аналогия вынужденного сходства, гомология общности происхождения или нечто третье как влияние будущего на прошлое – суть антропного принципа крупнейшего специалиста в теории самоорганизации Сергея Курдюмова, который пропагандирует академик Сергей Капица. «Будущее сегодня» - так писатель, журналист, политик нащупывает ожидания аудитории, управляя обществом по механизмам самоорганизации через антропный принцип. Грядущему предшествуют его тени, будущее существует в виде легенды, в этом и только в этом смысле у нас есть потребность жить в стране с непредсказуемым прошлым. С точки зрения физики речь идет о неком общем выражении турбулентности, потоки и завихрения которой развиваются в информационном поле все в тех же витках структуры Хаоса.

Hosted by uCoz