12.07.04 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Страна менялась незаметно

Добро пожаловаться?

Прежде граждане жаловались на депутатов. Теперь гражданам предлагают направлять свои жалобы на проблемы с властью, связанные с коррупцией и вымогательством, по адресу: Москва, Государственная Дума, комиссия по противодействию коррупции.

Новая комиссия нижней палаты создана 20 апреля и за три месяца окончательно определилась с профилем своей деятельности. Судя по тому, что рассказал на пресс-конференции в РИА «Новости» глава комиссии, зампред комитета по безопасности Михаил Гришанков, грядут большие перемены. Причем не столько с коррупцией, сколько с парламентом и со страной в целом.

Прежде всего, думская комиссия по противодействию коррупции станет центром обращений, которые уже за три месяца поступила сотня, некоторые сообщают о фактах вопиющих. Разумеется, комиссия будет изучать и сведения, изложенные в публикациях СМИ, но тут Гришанков соблюдает некоторую осторожность – журналисты используются в разборках. В прошлом созыве он сам давал информацию журналистам, чтоб привлечь внимание правоохранительных органов. Но и саму комиссию будут «вовлекать в споры хозяйствующих субъектов» - Гришанков готов к попыткам давления и считает, что публичность – лучшее лекарство от лоббистского давления. «Публичность и гласность заставит чиновников работать в соответствии с законом» - сказал Гришанков.

Для чистоты эксперимента Гришанков настаивает на одобрении закона о лоббизме, регламентирующего процесс в открытом режиме. Но самое главное – законопроект о парламентском расследовании Гришанков намерен довести до введения в действие.

Новый проект о парламентском расследовании вынес на обсуждение независимый депутат Николай Гончар, он был одобрен в первом чтении 7 октября 2003 в прошлом созыве, потому что это единственное, чего недостает нашей Думе для придания народному театру на Охотном ряду возможностей реального органа власти. Депутаты сами себе удивились, поддержав его (232 за, 1 против, 1 воздержался), будучи уверенными, до второго чтения не дойдет никогда. Гончар сказал на пленарном заседании Госдумы в поддержку своего законопроекта о парламентском расследовании, что «этот закон нужен прежде всего власти, бесконтрольная власть развращает, а абсолютная бесконтрольная власть развращает абсолютно. Единственная альтернатива – это баррикада», причем далее Гончар напомнил, что произошло до 17 года, когда власть не отвечала на вопросы.

Автор законопроекта с Конституцией в руках доказал несостоятельность доводов противников закона о парламентском расследовании и попросил коллег проголосовать за этот закон.

Тогда у нас с Гончаром состоялось знаменательное блиц-интервью:

- Николай Николаевич, как вам удалось провести закон о парламентских расследованиях и не будет ли возражений…

- У кого возражения?

- Мне сказали жестко центристы: не будет парламентского контроля, и поправки в Конституцию не вытащат из комитета по госстроительству…

- Итак первое, никаких поправок в Конституцию не нужно, нужно цитировать не 103 статью, а 71 и 75. Все остальное – лукавая безграмотность. Второе – это то, центристы говорили это и ранее, а вот получилось.

- Но это только первое чтение.

- Это только первое чтение, ну дак а кто же говорил, что будет легко. Легко никто не обещал.

- Я желаю вам успехов, нам это всем нужно.

- А я вам тоже. До свидания.

Намного раньше, два века назад, инструмент парламентского расследования возник в Англии как вынужденная мера для преодоления грандиозного скандала в ответ на историческую аферу «Компания южных морей». Это была типичная финансовая пирамида абсолютно без покрытия, но с участием представителей власти, прежде всего представительной. Понятно, у нас в эпоху «МММ» ничего этого быть не могло и свободная Россия была сконструирована как жесткая президентская республика, каковой остается.

Гончар известен не только тем, что подписал от Моссовета документ об установлении в Москве памятника Сахарову, но и как борец с «Фемако» – зарубежной «внучкой» Центробанка, куда слили активы страны в преддверии перемен. То же самое происходит в соответствующей времени форме Стабилизационного резерва, куда уходят деньги, отнятые у олигархов в пользу трудового народа транзитом мимо народа. Все позывы использовать Стабфонд на зарплаты или социалку пресек Путин.

Гришанков – офицер ФСБ, имеющий бурный опыт оперативной работы по внедрению в преступные группировки и «Орден мужества». «Новый Шарапов» не боится судьбы борца с мафией и привилегиями Юрия Щекочихина.

Статус обоих названных товарищей не вызывает сомнений, что инициативы возникли не на Охотном ряду. Мало того, масштабность последствий намного превысит конкретные задачи комиссии по противодействию коррупции – планируется изменить тип государства. Возможно, это часть плана по приданию Путину некой возможности остаться на следующий срок, но депутаты об этом не задумываются, слишком много им предстоит сделать.

Комиссия по противодействию коррупции будет исследовать законодательство на предмет соответствия международным нормам, чтобы ратифицировать Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. По словам Гришанкова, следует вернуть норму конфискации преступно нажитого имущества. Пока в Уголовном кодексе есть только конфискация вещественных доказательств и невозможно конфисковать даже имущество наркодельцов. По словам Гришанкова получается, что если у человека пять шестисотых Мерседесов, нужно конфисковывать. Только в законодательстве России и Грузии нет нормы о конфискации преступно нажитого имущества.

Другое направление деятельности комиссии – экспертиза законопроектов на коррупционногенность. Для этого в регламент Думы внесут соответствующие изменения. Заключение будут давать такие известные всей стране эксперты, как Сергей Шахрай и Георгий Сатаров. То есть комиссия может стать серьезным заслонов в продвижении новых законопроектов. Но наиболее заметной сферой деятельностью уже является упомянутая работа с обращениями граждан.

Критерии коррупционногенности известны, например, в нашумевшем законопроекте об ограничениях рекламы пива есть отсылочные нормы (т.е. это не будет законом прямого действия), но главное – там есть нормы типа «оказывает впечатление». От закона у чиновника одно впечатление: сколько он с этого может имеет, соответственно по «цену вопроса» подгонят и оплачиваемое впечатление от рекламы.

Комиссия не может подменять собой суд, но по ее разработкам Госдума может дать любое поручение, чтобы довести уголовное дело до конца. Правоохранительные органы возбуждают огромное количество дел по коррупции, но довести их до конца не удается. Поэтому коррупцию в правоохранительных органах Гришанков считает намного более тяжки преступлением, чем в исполнительной власти.

«У нас нет права пускать пыль в глаза» – сказал Михаил Гришанков и взялся за дело. Однако вид у офицера был явно не бравый, иметь дело с политическими крокодилами – намного опаснее, чем с самопальными преступными группировками, еще помнится кино про это было иностранное. У нас же в прежних созывах Думы тоже была комиссия по борьбе с коррупцией, ходила она строго по стеночке и обсуждала, на кого укажут. Например, прошлые дела депутата Бунича, который вскоре после этого помер. Однако про «Академию национальной безопасности», выдвигавшей своего кандидата на место еще живой Старовойтовой, думские борцы с коррупцией упорно повторяли «ничего не знаю». Когда вопрос потерял актуальность, отвоевать «округ Старовойтовой» решила Хакамада, она сказала «конечно знаю» и более не произнесла на эту тему ничего.

Сейчас профиль страны в проекции «генеральной линии партии» колебается в такт изнасилованному выборами общественному мнению. Парламент с упорством, достойным лучшего применения, выполняет план по законотворческому валу и принимает законы, которые очень нужны и уместны были десять лет назад как отрицание разрушенного Советского Союза, который вернулся в массовое сознание.

Комиссия по противодействию коррупции создана в структуре Государственной Думы четвертого созыва 20 апреля 2004 года. За соответствующее решение проголосовали 384 депутата. В состав комиссии вошли 15 человек на основе квотного принципа: Михаил Гришанков, Валерий Дятленко, Сергей Антуфьев, Игорь Баринов, Аркадий Баскаев, Валерий Богомолов, Алексей Волков, Николай Гончар, Николай Езерский, Виктор Илюхин, Анатолий Куликов, Николай Леонов, Егор Соломатин, Владимир Стальмахов, Александр Хинштейн.

Состав говорит сам за себя. Согласно постановлению Думы, полномочия новой комиссии по противодействию коррупции ограничены экспертизой законопроектов и других документов, но, как оказалось, комиссия будет заниматься еще и приемом обращений граждан.

Пожелаем успехов офицеру, происходящее необратимо и потому пугает, но все же хорошо, что во главе нового органа встал человек достойный.

Жалуйтесь, товарищи.

 

Сообщения

 

ПРОВЕРКА ЗАКОНОПРОЕКТОВ НА КОРРУПЦИОННОСТЬ СТАНЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, УТВЕРЖДАЕТ ЗАМПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДУМСКОГО КОМИТЕТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Москва, 12 июля 2004 года. Думская комиссия по противодействию коррупции станет центром обращений граждан по фактам коррупции. Об этом сообщил сегодня на пресс-конференции председатель комиссии по противодействию коррупции, зампред Комитета по безопасности Михаил Гришанков («Единая Россия»). По его словам, прием обращений граждан станет одной из 3-х задач комиссии. При этом комиссия не ставит целью проведение расследования.

Гришанков заявил, что теперь одной из задач комиссии станет проверка законопроектов на коррупционность, и такие проверки станут обязательными.

На пресс-конференции Гришанков настаивал на возвращении нормы конфискации имущества. В уголовном законодательстве есть норма, позволяющая конфисковывать вещественные доказательства, но имущество, нажитое преступным путем, например наркоторговлей, конфисковать невозможно. В настоящее время Россия входит в число немногих стран, не имеющих указанной нормы, наряду с Грузией. Гришанков высказал уверенность в ответ на вопросы журналистов, что с помощью следственных действий можно установить владельца имущества, записанного на родственников.

 

МИХАИЛ ГРИШАНКОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО НА КОМИССИЮ ГОСДУМЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ БУДЕТ ОКАЗЫВАТЬСЯ ДАВЛЕНИЕ, И ВЫСТУПАЕТ ЗА ЗАКОН О ЛОББИЗМЕ.

Москва, 12 июля 2004 года. Зампред думского комитета по безопасности Михаил Гришанков (ЕР) не боится угроз в связи с его новой деятельностью в главе комиссии Госдумы по противодействию коррупции.

В ответ на вопрос, не боится ли он что его убьют, М.Гришанков сказал «Я не боюсь подобной судьбы и далее рассказал сегодня на пресс-конференции в РИА «Новости» о своей прошлой работе в Челябинской области, когда приходилось неоднократно внедряться в преступные группы, приходилось и предпринимать меры по профилактике преступных группы с целью защиты свидетелей, которые сообщали опасные для них сведения.

Но единственной гарантией в работе возглавляемой им комиссии Гришанков считает ее открытость и гласность. До сих пор все заседания комиссии прошли Депутат намерен сотрудничать с журналистами, поскольку СМИ зачастую публикую сведения о коррупции. В прошлом созыве палаты, как признался Гришанков, депутаты иногда передавали сведения журналистам, чтобы привлечь внимание правоохранительных органах. Коррупцию в правоохранительных органах Гришанков считает более тяжким преступлением, чем коррупцию чиновников.

Говоря о сотрудничестве с журналистами, Гришанков все же отметил, что иногда СМИ публикуют материалы в поддержку лоббистов.

Гришанков предполагает, что на него может оказываться давление, он высказался за принятие закона о лоббизме, регламентирующего лоббирование интересов различных финансовых и общественных групп в государственных органах. «Любая лоббистская деятельность должна быть открытой», – сказал Гришанков. По его словам, не нужно пугаться самого лоббирования интересов различных групп. С точки зрения парламентария, это нормальное явление.

Однако, по его словам, надо различать два варианта лоббизма. С одной стороны, лоббирование может быть направлено на защиту приоритетов интересов национальных предпринимателей перед интересами зарубежного бизнеса. И этот вид лоббирования соответствует интересам государства. В то же время лоббизм, который направлен, «например, на снижение налоговых ставок по какому-нибудь виду бизнеса» по его мнению должен ограничиваться.

Открытость и понятность для общества процедуры лоббирования должна, по словам Гришанкова, стать гарантией против злоупотреблений в этой области.

Гришанков также напомнил о необходимости одобрения принятого в первом чтении законопроекта о парламентском расследовании.

 

Background

 

В ГОСДУМЕ СОЗДАНА КОМИССИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Москва, 20 апреля 2004 года. Комиссия по противодействию коррупции создана в структуре Государственной Думы четвертого созыва. Сегодня на пленарном заседании нижней палаты за соответствующее решение проголосовали 384 депутата.

В состав комиссии вошли 15 человек на основе квотного принципа: Михаил Гришанков, Валерий Дятленко, Сергей Антуфьев, Игорь Баринов, Аркадий Баскаев, Валерий Богомолов, Алексей Волков, Николай Гончар, Николай Езерский, Виктор Илюхин, Анатолий Куликов, Николай Леонов, Егор Соломатин, Владимир Стальмахов, Александр Хинштейн.

Напомним, что согласно принятым договоренностям возглавит комиссию Михаил Гришанков.

Согласно постановлению Думы, полномочия новой комиссии по противодействию коррупции ограничены экспертизой законопроектов и других документов.

 

Hosted by uCoz