23.07.04 Лев МОСКОВКИН

Пенсии

«Специалисты» Пенсионного фонда вводят граждан в заблуждение

Печальный итог деятельности на посту председателя правления ПФР блистательного друга всех страждущих Михаила Зурабова состоит в успешном внедрении в страну новой пенсионной системы, оставившей будущих пенсионеров с носом.

Амбициозный товарищ Зурабов строит по тем принципах новую систему здравоохранения, лекарственного обеспечения и социальной помощи, а за его спиной исследователи из Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) попытались разобраться, что построил Зурабов в пенсионной сфере и как рядовой гражданин может этим воспользоваться.

Результаты превзошли все ожидания – кроме самого Зурабова, в системе никто не разбирается, «специалисты» из региональных управлений ПФР откровенно вводят граждан в заблуждение вследствие дремучей некомпетентности.

Впрочем, путаница и отсутствие информации оставляет будущих пенсионеров в счастливом неведении относительно того, что их ожидает после того, как пенсионная система заработает в полную силу. Это как Страшный суд, после которого можно ждать только реабилитации. На какой прорыв к тому времени бросят Зурабова, неизвестно.

Напомним: до 1 июля все граждане, имеющие право на выбор направления инвестирования средств пенсионных накоплений, должны были получить от ПФР извещение о состоянии их лицевых счетов и бланки заявления о выборе управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда. До 1 октября граждане имеют право выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд.

КонфОП провела мониторинг деятельности управлений ПФР по информированию граждан. Исследователи звонили в управления ПФР, пытаясь получить ответы на типичные вопросы граждан.

Уже первый вопрос поставил «специалистов» ПФР в тупик - в уведомлении не сказано, где находятся пенсионные накопления, нет документа, подтверждающего перевод денег в ту или иную управляющую компанию. В ПФР не в курсе, что деньги переводятся УК «оптом». Что только не советовали «специалисты» - написать письмо в Москву, посмотреть в Интернете – там всего куча, и только один честно признался, что не знает. Почему такой «специалист» берется консультировать граждан?

Вопрос о расчете доходности предназначенных для инвестирования средств оказался для специалистов ПФР еще более сложным. Только в трех отделениях фонда ответы приближены к правде: было упомянуто, что средства размещались ПФР через государственную УК в государственные ценные бумаги. В одном отделении даже вспомнили, что доход составляет около 40% от суммы взносов.

С информацией о том, как проверить правильность суммы накоплений, дела обстоят совсем неважно. Исследователей заверяли, что проверить сумму можно проверить только у работодателя, предлагали обратиться в УПФР по месту жительства (данные там те же, что и в извещении ПФР). В пяти управлениях дали правильный совет: обратиться одновременно и в УПФР, и к работодателю, а потом сопоставить данные. Однако о том, что делать в случае расхождения данных, не сообщили. И только один ответ содержал правдоподобную, хотя и запутанную инструкцию: какие данные спрашивать у работодателя, как рассчитывать коэффициент уплаты и т.п. Обещали даже помочь подать в суд на работодателя, если он предоставил недостоверные сведения.

Обычный гражданин не в состоянии понять предложенный алгоритм, а тем более действовать в соответствии с ним.

Судя по ответам, еще хуже обстоят дела тех, кто вообще не получил извещений. «Специалисты» врали, что сроков не установлено, что рассылка только началась, советовали подождать и т.д.

КонфОП констатирует неготовность управлений ПФР работать с гражданами. Консультировать берутся люди, слабо разбирающиеся в проблеме. Рассылка извещений ПФР к 1 июля закончена не была, и ее реальные сроки – загадка даже для самих сотрудников ПФР. КонфОП считает необходимым оценить, сколько извещений действительно дошло до адресатов, а не просто было передано ПФР почтовой службе. Возможно продление сроков рассылки извещений и выбора управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.

Но самое главное - отсутствует технология проверки данных, содержащихся в лицевом счете, и подтверждение перевода средств в выбранную гражданином УК. Необходимо законодательно определить порядок проверки и разборок с работодателем, ведь слишком много будущих пенсионеров, посмотрев суммы в «письмах счастья», закинули постылые листки с глаз долой, сопровождая их матерными словами…

 

Информацию предоставил пресс-директор Института Национального проекта «Общественный договор» Олег Комаровский OK@inp.ru www.inp.ru, телефонный опрос УПРФ проводился с 13 по 20 июля.

Hosted by uCoz