коротко

15.09.04 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Рубли уже не жгут руки, но бегство капитала возобновилось – Алексей Кудрин

Лебединая песня сенатора Бушмина о бюджете

Совет Федерации провел «нулевое чтение» бюджета-2005

Катастрофы осени-2004 прервали обсуждение «повестки дня», забылся проект бюджета. Войти обратно в те же волны информационного потока невозможно – страна другая, парламент стал более уступчивым.

Чем и воспользовался Минфин Алексей Кудрин, возобновив обсуждение бюджета-2005 с заявления об увеличении на полтораста миллиардов рублей финансирования борьбы с терроризмом. Когда общество усвоило эту «информацию», Кудрин с улыбкой объяснил на парламентских слушаниях бюджетного комитета СФ в Президент-отеле, что его неправильно поняли, решение принято еще до Беслана и дополнительного перераспределения в Думе не потребует. И вообще влияние парламента на бюджетный процесс уменьшится, чтений будет три, а не четыре. В этом году пока по прежнему, и Кудрин обещает, что помощь регионам федерального бюджета не отстанет от инфляции. Инфляция на 2005 год запланирована на уровне 8%.

Аудитор Счетной палаты Владимир Пансков рассказал о некоторых из проблем, зарытых в проекте бюджета-2005. В отличие от Пенсионного фонда, компенсация дефицита ФОМС не предусмотрена и проблему придется решать регионам за свой счет. Как всегда, занижен ВВП. Не выполняется план по темпам снижения инфляции, по Путину, к 2007 году инфляция должна быть не 5,6%, а 3%. В проекте на будущий год не учтен рост тарифов и продолжается централизация налогов в федеральном бюджете – 58,7% против 56,3% в текущем году.

Провел слушания председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин, который указал на неправильность отсчета помощи регионам от заниженных плановых цифр инфляции. Кудрин убедительно изобразил непонимание, а Бушмина отозвали из Совета Федерации.

Кудрин категорически против расходования изъятий из экономики, направление средств Стабфонда на дефицит ПФ – мера временная. Профицит пойдет на внешний долг. Изъятия сдерживают инфляцию, экономика России оздоровляется, скорость оборота денег после кризиса 1998 года упала вдвое до четырехкратной, монетизация возросла вдвое до 25% ВВП. Рубли уже не жгут руки. Из выступления Минфина можно понять, что есть расчет на дележку ЮКОСа, но борьба с этой компанией не упоминалась при приведении цифр бегства капитала, что возобновилось в текущем году после кратковременного притока.

По Кудрину все льготники будут счастливы. На монетизацию направлено 203 млрд. руб., в том числе через ПФ - 99,9, ФФОМС – 50,8, ФСС – 9,6. Кроме того, федеральный бюджет дополнительно даст 12,7, 30 пойдет на льготы военнослужащим (все в млрд. руб.).

Обещано, что тарифы из-за льготников повышаться не будут.

Минфин пугал снижением цен на нефть, которые держатся на беспрецедентном уровне поразительно долгое время, и пытался доказать, что выплаты зарплаты бюджетникам – ответственность регионов. Он уверен, что деньги в регионах есть несмотря на централизацию налогов. Доходы Москвы увеличились по сравнению с 1999 годом вчетверо и по прогнозу 2005 года – пятикратно. Столичное руководство не согласно, но ответственность по зарплате взяло на себя.

Официальным цифрам инфляции никто не верит, это показатели для внешнего применения. С другой стороны, бюджет-2005 настолько революционный, что пока непонятно, он выльется – слишком много новаций. Кудрин обещает, что налоговых перемен больше не будет.

 

подробнее

15.09.04 Лев МОСКОВКИН

Федерация

Лебединая песня сенатора Бушмина о бюджете

Совет Федерации провел «нулевое чтение» бюджета-2005 и потерял на этом председателя бюджетного комитета Евгения Бушмина, практически последнего грамотного бюджетника в составе двух палат, кто продолжал дискуссию в поддержку регионов с финансистами федеральной исполнительной власти.

Катастрофа человечности осени-2004 прервала текущее обсуждение «повестки дня», многие плановые мероприятия отменили, на время забылся проект бюджета. Войти обратно в те же волны информационного потока невозможно – страна другая, изменился парламент.

Чем и воспользовался Минфин Алексей Кудрин, возобновив обсуждение бюджета-2005 с заявления об увеличении на полтораста миллиардов рублей финансирования борьбы с терроризмом. Когда общество усвоило эту «информацию», Кудрин со своей обычной наядьей улыбкой объяснил на парламентских слушаниях бюджетного комитета СФ в шикарном Президент-отеле, что его неправильно поняли, названное увеличение – относительно бюджета-2004, а не внесенного в августе проекта на будущий год, все уже согласовано до осенних трагедий.

Кудрин хорошо подготовился к выступлению, сопровождаемому грамотно выстроенной компьютерной презентацией, и завершил свой объемный доклад заявлением о сокращении публичного обсуждения бюджета в Думе. Чтений законопроекта будет не четыре, а три, и проект будут вносить со всеми таблицами, распределения в Думе станет меньше. Но это будет, а сейчас Кудрин обещает, что помощь регионам федерального бюджета по крайней мере не отстанет от инфляции. Инфляция на 2005 год запланирована на уровне 8%.

С большим трудом, под настоянием Сергея Степашина, проведенный на новый срок аудитор Счетной палаты Владимир Пансков, изрядно волнуясь, рассказал в Президент-отеле о некоторых из многочисленных проблем, зарытых в проекте бюджета-2005. В отличие от Пенсионного фонда, компенсация дефицита ФОМС не предусмотрена и проблему придется решать регионам за свой счет. Как всегда, занижен ВВП. Не выполняется план по темпам снижения инфляции, по Путину, к 2007 году инфляция должна быть не 5,6%, а 3%. В проекте на будущий год не учтен рост тарифов и продолжается централизация налогов в федеральном бюджете – 58,7% против 56,3% в текущем году. Дефицит бюджетов двух третей регионов страны впятеро больше суммарного профицита регионов-доноров. Бюджеты муниципальных образований остаются в зависимости от федеральной власти.

Провел слушания председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин, который задал Минфину единственный вопрос, указав на то, что считать помощь регионам надо не от плановых цифр инфляции, а от фактических показателей. Кудрин убедительно изобразил непонимание, а Бушмина в тот же вечер отозвал из Совета Федерации губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев. Судя по формулировкам в сопоставлении с прошлыми отношениями сенатора и губернатора, также состоянием области, на губернатора надавили.

В своем докладе Кудрин повторил известные параметры проекта бюджета и прогноза на будущее, включая увеличение финансирования обороны и безопасности, рост Стабилизационного фонда, параметры поддержки регионов и т.д. Министр категорически против расходования изъятий из экономики, направление средств Стабфонда на дефицит ПФ – мера временная. Профицит должен расходоваться на внешний долг. Кудрин нажимал на то, что изъятия из экономики сдерживают инфляцию. Экономика России оздоровляется, скорость оборота денег после кризиса 1998 года упала вдвое до четырехкратной, монетизация возросла вдвое до 25% ВВП. Рубли уже не жгут руки. Из выступления Минфина можно понять, что есть расчет на дележку ЮКОСа, но борьба с этой компанией не упоминалась при приведении цифр бегства капитала, что возобновилось в текущем году после кратковременного притока.

Зато Кудрин объяснил, почему он не рассчитывает в будущем году найти недовольных льготников. На монетизацию льгот направлено 203 млрд. руб., в том числе через ПФ - 99,9, ФФОМС – 50,8, ФСС – 9,6. Кроме того, федеральный бюджет дополнительно даст 12,7, 30 пойдет на льготы военнослужащим (все в млрд. руб.).

Обещано, что тарифы из-за льготников повышаться не будут.

Кудрин пугал снижением цен на нефть, которые держатся на беспрецедентном уровне поразительно долгое время, и пытался объяснить, как мы готовы к падению цен на нефть в отличие от 1998 года, когда в следующем году расходы бюджета упали почти вдвое. Сейчас они превысили докризисный уровень, но Минфин считает, что выплаты зарплаты бюджетникам – ответственность регионов. Минфин уверен, что деньги в регионах есть, несмотря на централизацию налогов, доходы Москвы увеличились по сравнению с 1999 годом вчетверо и по прогнозу 2005 года – пятикратно. Столичное руководство с этим не очень согласно, но ответственность по зарплате взяло на себя.

Тут проблема в том, что официальным цифрам инфляции никто не верит, это такие показатели внешнего применения. С другой стороны, бюджет-2005 настолько революционный, что пока непонятно, во что все это выльется – слишком много новаций. Кудрин обещает, что налоговых перемен больше не будет.

 

Сообщения

 

В БУДУЩЕМ ПРОЦЕДУРА ОБСУЖДЕНИЯ БЮДЖЕТА В ДУМЕ СОКРАТИТСЯ

Москва, 15 сентября 2004 года. «Мы хотим сократить количество чтений бюджета с четырех до трех» – сказал сегодня министр финансов Алексей Кудрин в своем докладе по проекту бюджета-2005 на парламентских слушаниях в Президент-отеле, которые проводит комитет Совета Федерации по бюджету.

А.Кудрин предупредил, что при обсуждении бюджета «распределения в Думе будет меньше», и уже при внесении законопроекта в нижнюю палату к нему будут прилагаться все необходимые таблицы.

В своем докладе Кудрин отметил, что здоровье экономики растет, о чем свидетельствует возрастание монетизации, которая составляет в процентах от ВВП в текущем году 23% при том, что в 2000 году было 12%, а в 2005 году достигнет 25%. Соответственно скорость обращения денег падает, в 2000 году деньги «обернулись» 8,3 раз, в текущем году обращение составит 4,4 раза, в 2005 – 4,0, что, по мнению Кудрина говорит о том, что «от рублей не убегают, как от жгущей руки бумаги». По данным Минфина, снижается инфляция, в 2000 году она составляла 20,2%, в текущем году – 10%, в 2005 – 8%.

Минфин сообщил, что чистый отток частного капитала в миллиардах долларов составил в прошлом году 2,3 при том, что в 2000 году достигал 24,8. но в первом полугодии текущего года отток опять увеличился и достиг за полгода 5,5 млрд. долл.

Свое выступление Кудрин начал с того, что «бюджет должен отвечать тем вызовам, которые стоят перед страной». Минфин объяснил, что объявленное им накануне увеличение расходов на обеспечение мер по борьбе с терроризмом (107 млрд. Минобороны, 50 млрд. ФСБ, СВР и т.д.) уже заложено в бюджет, дополнительного пересмотра параметров проекта в Думе не потребуется.

Кудрин также обещал, что в будущем пересмотра налоговых законов не будет.

Аудитор Счетной палаты Владимир Пансков в своем докладе на парламентских слушаниях назвал бюджет-2005 революционным и подверг его критике, утверждая, что параметры ВВП занижены, централизация доходов возрастает с 56,3% в 2004 году до 58,7% в будущем году.

Ведущий парламентских слушаний, председатель комитета СФ по бюджета Евгений Бушмин со своей стороны подчеркнул в порядке обсуждения доклада Минфина, что рассчитывать поддержку регионов от планируемых показателей (8% инфляции) «не совсем правильно», надо брать от фактического.

 

АЛЕКСЕЙ КУДРИН УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО РЕГИОНЫ САМИ ПЛАНИРУЮТ ЗАРПЛАТУ СВОИХ БЮДЖЕТНИКОВ

Москва, 15 сентября 2004 года. Межбюджетные трансферты регионам за счет федерального бюджета возрастут с 317,2 млрд. руб. в текущем году до 367,0 в будущем году. Как сообщил сегодня на парламентских слушаниях по проекту бюджета-2005 Алексей Кудрин, только Федеральный фонд поддержки субъектов составит 175,8 млрд. руб. в 2004 году и возрастет до 189,9 млрд. в 2005.

В своем выступлении Кудрин утверждал, что фонд трансфертов будет прирастать как минимум на уровень инфляции. При этом несмотря на перераспределение, доходы Москвы по отношению к 1999 году приросли в текущем году в 4 раза, а в 2005 году прирастут в 5 раз. Кудрин объяснил это тем, что в дотационных регионах сконцентрирована промышленная база. Кудрин согласился с тем, что бюджеты регионов-доноров теряют больше, но сбалансированность у них выше, чем у дотационных регионов. При этом Минфин утверждал, что регионы имеют право тратить деньги по своему усмотрению, выделяя суммы например на северный завоз или на зарплату. По словам Кудрина, есть регионы, в бюджете которых доля зарплаты составляет 30%, и зарплата задерживается, но в регионах, где доля зарплаты достигает 50-60%, зарплата все равно выплачивается полностью и вовремя.

Согласно представленным Кудриным данным, доля в консолидированном бюджете федерального бюджета составляет в текущем году 43,9% и 44,6% в будущем году.

 

ПЕРЕВОД ЛЬГОТ В ДЕНЕЖНУЮ ФОРМУ ОБОЙДЕТСЯ В 2005 ГОДУ В 203 МИЛЛИАРДА

Москва, 15 сентября 2004 года. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил сегодня в своем докладе на парламентских слушаниях по проекту бюджета-2005, что на перевод льгот в денежную форму в 2005 году будет направлено 203 миллиарда рублей.

В том числе 99,9 млрд. будет направлено через Пенсионный фонд, 50,8 – через Фонд обязательного медицинского страхования, 9,6 – через Фонд социального страхования. Компенсации военнослужащим и работникам правоохранительных органов составят 30 млрд. руб. Обеспечение льготников лекарствами пройдет на 50 млрд. руб. при том, что до монетизации льгот на лекарства в некоторых регионах выделяли по 20 руб. в год на льготника.

Говоря о монетизации льгот, Кудрин подчеркнул: «Думаю, я не найду льготников, которые будут недовольны». Только ОАО «РЖД» получит на компенсацию льгот 500 млн. руб. в 2004 году и 6 млрд. – в 2005. Это означает, по мнению Кудрина, что тарифы уже не будут повышаться с компенсацией за счет льготников.

Выплаты предназначены для 2,27 млн. человек.

Повышение зарплаты для федеральных бюджетников предусмотрено на 19,4%.

Кудрин также сообщил, что как временная мера средства из Стабилизационного фонда будут направлены на погашение дефицита Пенсионного фонда. При этом Кудрин считает, что формирование профицита является основным инструментом связывания денежной массы, потому что в качестве другого фактора может действие рост доверия к рублю. Минфин предупреждает об опасности падения цен на нефть, которые сохраняются на беспрецедентно высоком уровне длительный отрезок времени, но утверждает, что в отличие от 1999 года сейчас к этому готовы. По данным Кудрина, средняя цена барреля нефти марки Urals за текущие 10 лет составит 20,6 долларов, предыдущее десятилетие – 18,1. Курс рубля к доллару на будущий год запланирован в размере 30, прирост ВВП – 6,3%.

Погашение и обслуживание государственного долга в млрд. долл. составит соответственно в 2004 году 9,0 и 7,1 (16,1) и в 2005 году – 6,2 и 11,5, всего 17,7.

Аудитор Счетной палаты Владимир Пансков в своем выступлении отметил, что в отличие от Пенсионного фонда, компенсация дефицита ФОМС не предусмотрена. При этом в стране две трети регионов имеют в своих бюджетах дефицит, в 5 раз превышающий профицит остальных. По словам аудитора, в показателях проекта бюджета не учитывается рост тарифов.

 

СИЛОВАЯ ОЛИГАРХИЯ НЕ СПОСОБНА МОДЕРНИЗИРОВАТЬСЯ – МИХАИЛ ДЕЛЯГИН

Москва, 15 сентября 2004 года. «Реформа власти, задуманная Владимиром Путиным, может обернуться для России системным кризисом» – об этом сегодня на пресс-конференции в Независимом пресс-центре заявил научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По словам Делягина, «Путин пытается осуществить авторитарную модернизацию, однако силовая олигархия, в руках которой сосредоточена власть в России, не готова и в принципе не способна модернизироваться».

Из-за внутренних склок и интриг и под давлением «враждебного Запада» складывающаяся система власти выйдет из равновесия через 2-3 года, убежден политолог. По его мнению, только дееспособная политическая оппозиция может предотвратить развитие страны по этому сценарию.

Hosted by uCoz