Лев МОСКОВКИН

Финансы

Борьба с бедностью по-русски

Правительство конкурирует с частниками на поле бегства капитала из России

Где деньги, Зин?

Как известно, профицит как изъятия из экономики страны запланирован в бюджете-2005 в размере 278,112 миллиарда рублей, или 1,5% ВВП. Стабилизационный фонд на 1 января достигнет 574,4 млрд. рублей, еще через год – 721 млрд. рублей. Поступления в Стабфонд в 2005 году достигнут 387,8 млрд. рублей, из них 74,7 млрд. рублей направят на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ, 92,2 млрд. рублей – на погашение внешнего долга, 167 млрд. рублей – на замещение новых внешних заимствований. По закону о Стабфонде, его средства вкладываются в надежные депозиты, предположительно – низкодоходные государственные облигации США, однако соответствующего постановления правительства журналисты не нашли.

По информации Счетной палаты, Минфин РФ пока держит Стабилизационный фонд в рублях на счетах в Банке России. Причем рост Стабфонда в августе опережал увеличение золотовалютных резервов Банка России. Считается, что омертвление живых денег необходимо для борьбы сдерживания инфляции. В прошлом деньги омертвлялись не только благодаря изъятиям из экономики, также благодаря росту золотовалютных резервов и остатков на счетах казначейства.

Иными словами, если нельзя украсть, то нет смысла тратить. После победы на финансовом поле над гражданами федеральная власть занялась региональной, опережая помыслы президента в политическом плане. В итоге прямые изъятия из экономики не только растут, но и концентрируются в Стабфонде, а остатки на счетах впервые начали постепенно снижаться.

Проблемы банков сохранятся и это тоже негативно скажется на реальном секторе экономики. Диспропорции в банковском секторе привели к повышению в конце августа спроса банков на краткосрочные финансовые ресурсы, предоставляемые Центробанком.

Напомним, что раскулачивание олигархов и изъятия проводятся на идеологии возвращения народу награбленного включая природные богатства. На деле отбирают прежде всего у народа и для этого используется законодательная лингвистика – проект бюджета опять написал в форме официозной басни, расшифровки которой уже приносят результаты.

Ученые-экономисты считают, что в бюджете-2005 содержатся методологически неверные предложения по преодолению бедности. При решении этой задачи правительство использует заниженный прожиточный минимум, превышение доходов гражданина сверх этого уровня отнюдь не означает, что он стал обеспеченным. При этом в проекте бюджета не затронут такой фундаментальный вопрос, как неадекватная оплата труда подавляющего числа занятого населения России.

Диверсификация национальной экономики для исполнительной власти неактуальная, нет внимания развитию технологического и интеллектуального потенциала нации. Расходы в форме федеральных целевых программ характеризуется неясными целями и отсутствием четких источников финансирования. Анализ проекта бюджета показал сохранение опоры правительства на нефтяной экспорт. Как показала проверка нефтяных компаний, отсутствие свободного рынка нефти и несовершенство законодательства приводит к занижению налогооблагаемой базы. Продолжаются махинации с фиктивной перепродажей нефти.

По информации аудитора СП Владимира Панскова с экспорта нефти уплачивается в федеральный бюджет значительно меньше, чем с реализации внутри страны.

И так далее - вылечить привычные болячки российской экономики не получается, теперь Счетная палата решила проверить расходы на восстановление Беслана.

 

Финансовые сообщения

 

ИГОРЬ РУДЕНСКИЙ НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ ИДЕЮ ВЛОЖЕНИЯ СРЕДСТВ СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА В АМЕРИКАНСКИЕ ГОСОБЛИГАЦИИ

Москва, 20 сентября 2004 года. В пользу "разумного использования" средств Стабилизационного фонда высказался зампред думского комитета по бюджету и налогам Игорь Руденский (ЕР).

В нашей беседе депутат подчеркнул, что пока объем Стабфонда не достиг предусмотренного законом порога в 500 млрд. руб., после которого эти изъятия из экономики закон позволяет правительству расходовать. Но в будущем году, как считает Руденский, средства Стабфонда можно было бы направить на развитие таких отраслей экономики, о которых говорил научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин, предлагая поддержать науку.

Депутат подчеркнул. Что такое расходование изъятий из экономики не будет способствовать развитию инфляции, сохранив роль Стабфонда в качестве своеобразной бюджетной "подушки".

При этом Руденский категорически не согласен с позицией Ясина в том, что изъятия из российской экономики следует вкладывать в американские гособлигации.

В настоящее время в мире эффективно действуют 15 стабилизационных фондов, выполняя функции финансовой стабилизации государственной экономики в качестве "фонда будущих поколений" в связи с текущей разницей и колебаниями во времени в цене невосполнимого ресурса, например, в Норвегии - по нефти, в Чили - по меди, и т.д. Напомним, что средства российского Стабфонда пока находятся на счетах Центробанка, и как подчеркивает Руденский, правительство обязано отчитываться по объему накоплений Стабфонда. В настоящее время он составляет примерно 10 млрд. долл. В то же время пропажа современных изъятий из отечественной экономики подобно средствам "внучки" Центробанка СССР "Фемако" сейчас, как считают в Госдуме, полностью исключается. В начале публичного бюджетного процесса с обсуждением его между ветвями власти после их разделения документ о бюджете составлял всего 70 страниц, а проект бюджета-2005 составляет 8 тыс. стр. Однако сопротивление минфина Алексея Кудрина "распечатыванию" Стабфонда соответствует слухам о том, что изъятия из российской экономики тайно переведены за рубеж, причем давно.

Как сообщил журналистам независимый депутат Николай Гончар, к проекту бюджета-2005 возможна только одна поправка, но такая, которая будет обсуждаться в первом чтении - о расходовании средств Стабфонда на безопасность.

 

СОГЛАСНО ИНФОРМАЦИИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ, СРЕДСТВА СТАБФОНДА РОССИИ ПОКА НИКУДА НЕ ИНВЕСТИРОВАНЫ И ОСТАЮТСЯ В ЦЕНТРОБАНКЕ

Москва, 18 сентября 2004 года. Рост Стабилизационного фонда в августе, по данным российского Центра развития (ЦР), опережал увеличение золотовалютных резервов Банка России.

По информации Счетной палаты, фактически это означает, что если бы Минфин РФ инвестировал прирост Стабилизационного фонда в иностранные активы, не прибегая к операциям с Банком России, то это могло создать проблемы для валютного рынка. Пока с начала года Минфин РФ держит Стабилизационный фонд в рублях на счетах в Банке России.

Покупая валюту на рынке для пополнения золотовалютных резервов, Банк России фактически создает возможный «резерв» для инвестиций стабилизационного фонда в валютные активы. Очевидно, что в условиях стабильности уровня валютных резервов совокупное денежное предложение (резервные деньги с учетом счетов бюджета) в августе практически не выросло. По сравнению с началом года объем резервных денег вырос на 15,4 процента (на 26,7 процента за тот же период прошлого года).

По оценке специалистов ЦР, рост бюджетных остатков в Банке России несколько снизился. Учитывая сохранение положительной динамики Стабилизационного фонда в условиях роста цен на нефть, это означает, что впервые с начала года остатки бюджета без учета фонда начали постепенно снижаться.

В ЦР считают, что снижение средств бюджета и внебюджетных фондов Банке России без учета фонда составило около 28 млрд. рублей. В то же время появились диспропорции в перераспределении ликвидности в банковском секторе.

Очевидным проявлением этого стало повышение в конце августа спроса со стороны банковского сектора на краткосрочные финансовые ресурсы, предоставляемые Банком России по операциям прямого РЕПО. В складывающейся ситуации эксперты ЦР ожидают сохранение проблем с ликвидностью у отдельных банков, что может негативно сказаться на кредитовании реального сектора экономики.

 

УЧЕНЫЕ-ЭКОНОМИСТЫ ОТМЕЧАЮТ НЕАДЕКВАТНОСТЬ ОПЛАТЫ ТРУДА В РОССИИ И КРИТИКУЮТ ПРОЕКТ БЮДЖЕТА

Москва, 18 сентября 2004 года. Заключение Счетной палаты России на законопроект бюджета-2005 год адекватно отражает его концептуальные недостатки, однако не содержит должной критики целого ряда просчетов и упущений, содержащихся в этом документе.

По информации Счетной палаты, с таким мнением выступили ведущие российские ученые-экономисты в ходе встречи в ГНИИ системного анализа СП РФ.

Участники встречи согласились с выводом Счетной палаты о нецелесообразности расходования средств Стабилизационного фонда на решение текущих задач. Они отметили, что в этом случае средства Стабфонда не используются в качестве инструмента государственной финансовой политики.

Ученые считают, что в проекте бюджета содержатся методологически неверные предложения по преодолению бедности. При решении этой задачи Правительство в качестве исходного пункта использует такую категорию, как минимальный прожиточный минимум, тогда как лишь незначительное превышение доходов гражданина сверх этого уровня отнюдь не означает перехода гражданина в категорию обеспеченных. Отмечалось, что в проекте бюджета не затронут такой фундаментальный вопрос, как неадекватная оплата труда подавляющего числа занятого населения.

Участники встречи согласились с выводом Счетной палаты о том, что большое количество федеральных целевых программ характеризуется неясными целями и отсутствием четких источников финансирования. Они поддержали содержащуюся в заключении критику сохраняющейся опоры Правительства на нефтяной экспорт и согласились, что это не отвечает насущной задаче диверсификации национальной экономики. При этом практически не уделяется внимания такому перспективному фактору роста, как «экономика знаний», то есть развитию технологического и интеллектуального потенциала нации.

Встречу провел председатель СП РФ Сергей Степашин, в ней участвовали ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Алла Грязнова, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау, директор Института проблем рынка РАН Николай Петраков, научный руководитель Государственного университета – Высшей школы экономики Евгений Ясин, и.о. директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин, советник Президиума РАН академик Дмитрий Львов, проректор Государственного университета – Высшей школы экономики Лев Якобсон, директор ГНИИ системного анализа Счетной палаты Сергей Шахрай.

Заключение Счетной палаты на проект бюджета-2005 после необходимых доработок, в том числе с учетом состоявшейся дискуссии, будет представлено в Государственную Думу.

 

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОТОВИТ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ЗАНИЖЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ

Москва, 18 сентября 2004 года. Отсутствие в России свободного рынка нефти и несовершенство действующего законодательства приводит к занижению налогооблагаемой базы.

По информации Счетной палаты РФ, такое мнение высказал аудитор СП Владимир Пансков, выступая на коллегии палаты, где рассматривались результаты проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет, законности, обоснованности и целевого использования налоговых и таможенных льгот, рассрочек и отсрочек налоговых платежей и соблюдения установленного порядка возмещения предприятиям налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС», ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Сибирская нефтяная компания» за 2003 год и январь – март 2004 года.

Проверка проходила с января по июль 2004 года в соответствии с планом работы Счетной палаты на текущий год.

В материалах, представленных на коллегию Счетной палаты, говорится о том, что ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «ЮКОС» в 2001-2002 годах при операциях купли-продажи нефти использовали возможности указанных зон в Республиках Мордовия и Калмыкия и в городе Байконур. В этот же период ОАО «Сибнефть» осуществляло свою деятельность через сеть компаний, зарегистрированных в Чукотском автономном округе, которые, закупая нефть у дочернего предприятия общества, реализовывали затем ее собственно ОАО «Сибнефть».

По словам Панскова, несовершенство налогового законодательства приводит к тому, что нефтяные компании, ориентированные на экспорт нефти, уплачивают в федеральный бюджет значительно меньше, чем компании, реализующие нефть и нефтепродукты внутри страны. Так, доля экспорта нефти ОАО «ЛУКОЙЛ» составляет 50 процентов от общего количества ее добычи, тогда как ОАО «Сибнефть» в прошлом году реализовала на экспорт 40 процентов от общего количества добытой нефти, что привело к уменьшению удельного веса сумм НДС, подлежащего возмещению, в налоговой нагрузке на тонну нефти у ОАО «Сибнефть». В результате в 2003 году компания с каждой добытой тонны нефти уплатила в бюджет на 500 рублей больше, чем ОАО «ЛУКОЙЛ».

На заседании коллегии отмечалось, что в условиях разного уровня рентабельности нефтяных компаний и объема добычи нефти действующее налоговое законодательство не предусматривает дифференциацию налогообложения в зависимости от условий добычи и транспортировки. Вместе с тем введение такой ставки позволило бы государству получать дополнительные налоговые поступления в федеральный бюджет, а нефтяным компаниям – извлекать нефть в условиях высокой себестоимости добычи.

Как сообщило Управление информации и общественных связей Счетной палаты РФ, коллегия Счетной палаты решила направить представления МПР и ФНС России, информационное письмо – Правительству России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания и полномочным представителям Президента в Центральном, Дальневосточном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.

 

ЧЕТВЕРТЬ МИЛЛИАРДА ИЗ ПРОГРАММЫ ПО ФИНАНСОВОМУ ВЫРАВНИВАНИЮ РЕГИОНОВ УШЛИ НАЛЕВО

Москва, 18 сентября 2004 года. Счетная палата России обнаружила нарушения в финансировании Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» и «Юг России».

Как сообщило Управление информации и общественных связей СП РФ, коллегия палаты рассмотрела результаты проверки деятельности Минэкономразвития России по реализации указанной программы. Материалы по итогам проверки представил коллегии аудитор СП Сергей Рябухин.

Отмечается, что в 2003 году названные программы профинансированы из федерального бюджета в сумме 2,568 млрд. руб. и 2,036 млрд. рублей или, соответственно на 97,6 и 96,6 процента. При этом до сих пор не созданы необходимые условия для инвестиционной активности участников программ.

Так, фактическое финансирование ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» из внебюджетных источников в 2003 году составило 194,6 млн. руб. вместо предусмотренных постановлением Правительства России от 11 октября 2001 года 3,98 млрд. рублей.

В ходе проверки было выявлено нецелевое использование средств по ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» в сумме 246,7 млн. рублей. Так, например, без внесения соответствующих изменений в государственные контракты средства в размере 104,3 млн. рублей были направлены и использованы в Воронежской, Иркутской, Нижегородской и Тверской областях на цели, не соответствующие условиям их получения.

На 1 января 2004 года объем незавершенного строительства по пусковым объектам ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» 2004 года составил 828,8 тыс. рублей. Данные средства неправомерно направлены Минэкономразвития на новые объекты программы, в то время как пусковые объекты текущего года остались без финансирования, что приведет к срыву срока введения их в эксплуатацию.

По итогам обсуждения Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления в Минэкономразвития и Минфин России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания России.

 

ЭКСПЕРТЫ КОНФОП НАПОМИНАЮТ, ЧТО 1 ОКТЯБРЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СРОК ВЫБОРА БУДУЩИМИ ПЕНСИОНЕРАМИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Москва, 18 сентября 2004 года. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) констатирует, что, как и в прошлом году, государство провалило работу по информированию граждан о пенсионной реформе.

Об этом говорится в заявлении КонфОП, полученном от пресс-директора Института национального проекта «Общественный договор» Олега Комаровского.

В тексте заявления указано, что еще в бюджете ПФР на прошлый год были предусмотрены средства на информационную работу. В 2003 г. эти средства израсходованы не были, они были перенесены в бюджет ПФР на 2004 г.

Однако и в этом году ПФР пока не предпринял заметных шагов по информированию граждан о сути пенсионной реформы, их правах в ходе реформы и т.п. В КонфОП считают, что, сотрудники ПФР игнорируют задачу информирования граждан и вводят их в заблуждение. Так, в начале сентября зампред правления ПФР Черноиван сообщил данные о результатах пяти месяцев работы с пенсионными накоплениями, в которых привел данные отдельно о доходности государственной управляющей компании и о средней доходности частных управляющих компаний, что нарушает условия конкуренции между управляющими компаниями. Кроме того, осталось непонятным как рассчитывалась доходность и были ли методики расчетов одинаковыми для государственной и частных УК.

КонфОП также считает, что некоторые действия Пенсионного фонда России могут быть расценены как нарушение действующего конкурентного законодательства, и призывает Федеральную антимонопольную службу изучить вопрос соблюдения конкурентного законодательства на рынке управления пенсионными накоплениями.

Олег Комаровский напоминает, что 1 октября заканчивается срок, отведенный гражданам для принятия решения о выборе направления инвестирования средств своих пенсионных накоплений, однако и на второй год пенсионной реформы опять провалена работа по информированию граждан.

 

ММВБ ПРОДАЛА ОБЛИГАЦИИ ЦЕНТРОБАНКА НА 50 МЛРД. РУБЛЕЙ

Москва, 18 сентября 2004 года. В Секции государственных ценных бумаг Московской межбанковской валютной биржи состоялось размещение бескупонных облигаций Банка России с объемом выпуска 50 млрд. рублей по номиналу.

Как сообщили из пресс-службы ММВБ, по итогам аукциона было размещено облигаций на сумму 34,513 млрд. рублей по номиналу, объем выручки 34,495 млрд. руб., цена отсечения – 99,9472% от номинала, доходность к выкупу по цене отсечения – 1,75% годовых, средневзвешенная цена – 99,9488%, средневзвешенная доходность – 1,7% годовых.

К участию в первичном размещении ОБР допускаются только кредитные организации, выполняющие функции дилера на рынке ГКО-ОФЗ. Владельцами ОБР могут быть только кредитные организации. Вторичные торги по облигациям будут проходить ежедневно после получения ММВБ уведомления от Банка России о регистрации в ФСФР отчета об итогах выпуска ОБР.

Обращение ОБР в Торговой системе ММВБ на рынке государственных ценных бумаг регламентируется разработанными в феврале 2004 г. ММВБ «Правилами обращения на ММВБ ценных бумаг, сделки с которыми заключаются в Торговой системе на рынке государственных ценных бумаг с расчетами по сделкам в валюте РФ в Секторе для расчетов по государственным федеральным ценным бумагам на Организованном рынке ценных бумаг», согласованными с Банком России и ФКЦБ (ФСФР).

На ММВБ также началось размещение облигаций Государственного облигационного (внутреннего) займа Республики Башкортостан 2004 года (в форме документарных ценных бумаг на предъявителя) с постоянным купонным доходом. Номинальная стоимость – 1000 рублей, количество облигаций в выпуске – 500 000 штук, дата окончания размещения – 31 декабря 2004 года или дата размещения последней облигации выпуска. Генеральным агентом эмитента (продавцом облигаций) является член Секции фондового рынка ММВБ – ОАО «Урало-Сибирский Банк».

В настоящее время в Секции фондового рынка ММВБ проходят торги по 59 выпускам субфедеральных и муниципальных облигаций 27 эмитентов. За январь – август 2004 года общий объем сделок по муниципальным и субфедеральным облигациям составил 9,21 млрд. долларов, что в 3 раза превышает показатели соответствующего периода 2003 года.

 

ЦЕНТРАЛЬНОГО БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ В ЦЕНТРОБАНКЕ НЕ БУДЕТ, ТОЛЬКО ПРИ ТАКОМ УСЛОВИИ ОТЛОЖЕННЫЙ ЗАКОН О КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЯХ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОДВИНУТ К ТРЕТЬЕМУ ЧТЕНИЮ

Москва, 19 сентября 2004 года. Законопроект «О кредитных историях» будет принят Государственной Думой в третьем чтении в течение месяца. Об этом сообщил зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков (ЕР).

А. Аксаков сказал, что «к данному законопроекту есть несколько вопросов, но после дискуссии мы решили, что его нужно принять в том виде, в каком есть и по мере его реализации вносить в него необходимые изменения».

Депутат также напомнил, что законодатели отказались от идеи создания Центрального бюро кредитных историй и оставили только Центральный каталог при Банке России. Эта структура хранит только титульные части кредитных историй и помогает конкретному лицу найти те бюро, в которых находится его история.

А. Аксаков подчеркнул, что обсуждаемым законопроектом предполагается десятипроцентное ограничение участия в капитале кредитных бюро. Эта норма введена для того, чтобы не допустить доминирования одного кредитного бюро на рынке информации о заемщиках. А. Аксаков также отметил, что при подготовке законопроекта в ходе дискуссий с банковским сообществом, телекоммуникационными и ритейловыми компаниями, с зарубежными специалистами, стало понятно, что все они в целом высоко оценивают содержание закона и призывают к его скорейшему принятию.

Проект закона «О кредитных историях» был внесен депутатами в Государственную Думу в мае 2004 года, в июне-июле принят в первом и втором чтениях. Этот документ входит в состав пакета законопроектов, подготовленного правительством и парламентом по формированию рынка доступного жилья, но в конце весенней сессии Думы третье чтение отложили на осень.

А. Аксаков считает, что кредитные бюро как инструмент контроля за кредитными рисками проявят себя только через 3-5 лет после их создания. Именно столько времени потребуется для накопления «критической массы» кредитных историй.

Поэтому к созданию полноценных бюро требуется активное привлечение небанковского сектора – операторов связи, компаний, предоставляющих потребительский кредит, предприятий жилищно-коммунальной инфраструктуры.

 

ДУМСКАЯ КОМИССИЯ ПО КОРРУПЦИИ СВЕРИТ ИНСТИТУТ КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ АКТАМИ

Москва, 19 сентября 2004 года. 30 сентября 2004 года в Государственной Думе запланировано проведение «круглого стола» на тему: «Институт конфискации имущества в комплексе мер борьбы с коррупцией», который организует комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции под руководством зампреда комитета по безопасности Михаила Гришанкова (ЕР).

По информации Управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, на заседании «круглого стола» его участники обсудят целесообразность и возможные пути восстановления конфискации имущества в системе уголовных наказаний с учетом требований, содержащихся в различных международных документах.

Также на обсуждение будет вынесено обращение к правоохранительным органам, силовым структурам, ведущим научным и общественным организациям об использовании имеющегося практического, научного и интеллектуального потенциала для разработки проектов законодательных актов антикоррупционной направленности.

В заседании примут участие депутаты, представители ГПУ президента, Верховного суда, Генпрокуратуры, МВД, МИД, Минюста, ФСБ, Госнаркоконтроля, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также ученые-правоведы и эксперты ведущих общественных организаций.

Hosted by uCoz