21.09.04
Лев МОСКОВКИН
Охотный
ряд
Валерий
Рязанский: «Льготы по ЖКХ будут постепенно уходить из нашей жизни»,
Замруководителя
думской фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский считает, что изменения в
плане законотворческой работы Госдумы, как и трагические события в стране не
должны отразиться на завершении работы над пакетом законопроектов по
формированию рынка доступного жилья.
- Больная
проблема – предстоящая отмена временной нормы о бесплатной приватизации.
Депутаты обычно боятся говорить на эту тему, и все же: что-то новое в этом
плане появилось?
- Эта
норма действительно в законе отсутствует, два года каждому из нас дано право
решить проблему – в каком жилье ему жить: в жилье социального найма или же
приватизированном жилье. И после этого закон действительно устанавливает
правила, по которым бесплатной приватизации больше не будет.
- Весной
говорили, что Жилищный кодекс, ну как и Градостроительный, и ряд других
законопроектов из пакета по формированию рынка доступного жилья, будет
обсуждаться в окончательном виде осенью. Но с тех пор прошло столько событий,
повлияет это на законодательное решение жилищных проблем?
- Нет.
Жилищный кодекс и Градостроительный кодекс будут приниматься в осеннюю сессию
Госдумы. Степень готовности этих документов достаточно высокая, и несмотря на
все эти события, которые проходят в стране, жизнь не меняется, и основной
показатель для нас с вами по прежнему остается жилье – показатель, может быть
так, уровня жизни. Поэтому депутаты ни в коем случае не ставят никаких других
задач.
- Когда
обсуждали «закон о льготах» условно говоря, потому что там много других
законов, отложили вопрос, видимо сознательно, о льготах по ЖКХ. Как он все-таки
будет решаться и когда.
- Да,
сознательно отложили в связи с тем, что это огромные затраты для бюджета. На
сегодняшний день в бюджетной системе ЖКХ у нас нет до конца ясности по тому,
сколько мы расходуем средств на льготную поддержку ЖКХ, во что это выливается,
и надо сказать, что денежные выплаты льгот потребуют дополнительных усилий из
бюджета почти в четыре раза, поэтому одновременно накладывать одно дело на
другое было бы просто наверно преждевременным. Поэтому скорее всего, это мои
предположения, события будут развиваться таким вот образом. Я думаю, что льготы
по ЖКХ постепенно тоже будут уходить из нашей жизни. Означает ли это, что все
граждане будут платить сто процентов за свое жилье? Да, это означает, что все
граждане будут платить за свое жилье, но только те, у кого материальное
положение не будет позволять осуществлять стопроцентные выплаты за жилье, им
будет оказываться помощь в виде субсидии на оплату жилья. В чем преимущества
такой системы? Ну во-первых это адресность, и во-вторых, льготы по жилью в
данном случае будут оплачиваться только для тех категорий, которые
действительно этом нуждаются. Сейчас ситуация, к сожалению, обратная, льготы
тем больше, чем больше площадь квартиры.
- В четыре
раза относительно чего?
-
Относительно тех средств, которые сейчас выплачиваются из бюджета. Сейчас мы
расходуем на оплату льгот приблизительно сорок миллиардов рублей – это то, что
касается только инвалидов и ветеранов. А в бюджете 2005 года предусмотрена
цифра 170 миллиардов, то есть в четыре с лишним раза больше. Кроме того,
предусмотрен амортизационный фонд в размере 30 миллиардов рублей, который будет
служить ну, будем говорить, такой вот амортизационной подушечкой для тех
регионов, которые одновременно не сумеют перевести все это дело на выплаты
денежные. И кроме того, еще порядка восьми миллиардов рублей будет фонд
софинансирования, который поддержит инициативу тех регионов, которые начнут с
социальным пакетом, который будет предоставляться на федеральном уровне. То
есть на сегодняшний день общая сумма средств на эти цели – более двухсот
миллиардов рублей. А нынешнее состояние дел – около сорока миллиардов, вот
откуда эти цифры.
- А по ЖКХ
как будет?
- По ЖКХ
значительно большие цифры из бюджетов разных уровней идет на дотации, это
больше двухсот миллиардов рублей. Неэффективность системы дотирования, она в
общем-то известна, на сегодняшний день долги перед жилищно-коммунальным
хозяйством тоже огромные, это почти тоже двести с лишним миллиардов рублей и из
этого заколдованного круга когда-нибудь все равно придется выбираться.
- Это
будет какой-то новый закон или сохранится действующая система, просто она будет
более эффективной?
- Нет, я
думаю, что сохранится действующая система, просто могут пороговые цифры, при
которых начинаются дотации для семей, имеющих плохое материальное положение,
могут измениться. Но сейчас контрольные параметры мы знаем – не более 20% от
совокупного семейного дохода, а в Москве это не более 10%. Так что субъекты
федерации будут естественно иметь право устанавливать свои собственные пороги
чувствительности.
-
Инвентаризация затрат предприятий ЖКХ, ну и регионов, даже губернаторов,
которые держат ЖКХ в таком состоянии, как в Ульяновской области, будет как-то
проводиться? Потому что очень много жалоб, что граждане переплачивают – по воде
вдвое, по теплу тоже...
- Вы
знаете, когда я работал на своем предприятии, был генеральным директором
предприятия, из своей практики докладываю вам опыт. Мы в течение двух лет
внедряли две очень современные системы учета – одну систему учета тепла и
вторую систему учета электроэнергии. Причем с системой как это называется on
line передачи информации в каждый момент времени, когда Мосэнерго либо
Мосгортепло захотят воспользоваться этой информацией. И сколько было трудов для
того, чтобы сдать эти системы для коммерческого расчета.
-
Сопротивление видимо было внедрению прогрессивных систем учета?
- Да, и
очень все просто, потому что оплата за энергоресурсы по приборному учету бывает
на порядок ниже, чем то, что мы платим.
- Это в
каком году было?
- Это было
в девяностых годах. В этой части мало что меняется, это закономерная позиция,
поэтому здесь путь только один: приборный учет, приборный учет, и еще раз
приборный учет.
- Но на
первом этапе это же потребует некоторых вложений?
- Да, и
государство должно в это дело вложиться, и сами граждане должны вкладываться.
Тем более там, где жилье приобретается, где строится индивидуальное жилье, где
жилье строится на принципах софинансирвания, это вещи уже по моему являются
очевидными.
- Теперь
больной вопрос, в частности по «Донстрою» там кран упал, говорят, что строят на
песке и жители рядом стоящих домов просто в ужасе от того, что происходит.
- Я не
склонен тут так драматизировать...
- Валерий
Владимирович, но вы же депутат, законодатель не обязан краны на стройплощадке
поднимать. В Градостроительном кодексе. Который тоже отложен, будет норма об
экспертизе проектов?
-
Обязательно. Обязательно будет норма, которая будет регулировать все то, что мы
раньше называли стандартами. Вы знаете, что принят закон о техническом
регулировании и все эти все нормы должны быть обязательно внедрены в жизнь. Ни
в коем случае в такой области, как градостроительная политика, не должно быть
отхода от жестких требований по безопасности проживания наших граждан. К
сожалению большому, практика последних лет показывает, что в погоне за
сверхприбылью некоторое строительные организации идут на вот такого рода грубые
нарушения правил строительства. Ужесточение здесь будет абсолютно оправданным и
правомерным. Нет здесь того, что бы оправдало риск для наших жителей. Это
во-первых, а во вторых, не надо забывать, что высотные здания всегда являются
объектами повышенной опасности. Это по определению.
- Бюро
кредитных историй – тоже отложенный закон0. Депутат Анатолий Аксаков
утверждает, что его удастся продвинуть, но без центрального бюро в Банке
России. Это же очень нужно для ипотеки и для всего пакета по доступному жилью?
- Трудно
сказать, как мы разойдемся по этому вопросу. Ясно, что такое понятие вводить
законом надо для того, чтобы доверие банка к тому, кто получает кредит, и
доверие того, кто получает кредит, к банку, было бы достаточно для того, чтобы
установить долгосрочную систему отношений. Если мы ведем речь о том, что такого
рода кредиты должны быть только короткими, то мы не достигнем главной цели,
которая преследуется этим законодательством. Деньги должны быть длинными,
деньги должны быть рассчитаны на длительную перспективу, это должно вселять в
семью, тех, кто идет на этот шаг по приобретению жилья, должно вселять
уверенность, что не случится ни обвала в банке, никто потом тебе не изменит
процентную ставку, что ты будешь защищен соответствующим законом.
- В связи
с переменами в стране, прямо может быть не имеет отношения прописка к жилищному
кодексу, к жилищным проблемам, но все-таки грядут конечно перемены и журналисты
полагают, что по факту институт прописки будет возвращен. Пока трудно сказать,
в какой форм это будет, но ужесточение несомненно. Повлияет ли это как-то на
обеспечение граждан жильем, будут ли какие-то трудности или наоборот будет
легче, в частности, коренным москвичам?
- Если
говорить о Москве, то я думаю, что коренным москвичам от этого будет только
лучше. Не секрет, что большое количество нового жилья находится в режиме
ожидания, потому что это жилье покупается и дальнейшая перепродажа его
осуществляется в тот момент, когда соответствующая конъюнктура положительная
образуется. На сегодняшний момент это один из надежных способов размещения
капиталов и не секрет, что огромное количество вновь построенного жилья не
заселяется только по одной простой причине, что владельцами его является
небольшое количество людей. И в этой связи ужесточение правил по регистрации, я
сейчас тоже не склонен говорить о том, будет ли это режим такой жесткой
прописки, как это было раньше, но безусловно усиление этого режима оправдано и
оно должно быть.
- Цифры
какие-то известны, сколько жилья построено и пустует?
- Ну,
говорят цифры... естественно, таких официальных цифр трудно очень добыть, но по
тем оценкам, которые иногда удается увидеть в средствах массовой информации,
известно, что до одной трети жилья вновь построенного находится в ожидании
оборота. Это огромные цифры.
- Что за
новая норма будет – «ответственность за захват здания», о чем говорит
председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников? Не только
террористы, но и те, кто влезает в квартиру, чтобы ордер на нее выписали…
- Я думаю,
что он имел в виду следующую ситуацию. Мы на практике иногда являемся
свидетелями таких ситуаций, когда инвестор собирает деньги перед началом
строительства либо в ходе строительства, а потом оказывается, что инвестор
передает часть своих права другим организациям, которые уже имеют статус
соинвестора, соинвесторы идут еще дальше. В результате образуется цепочка, по
которой на двести квартир в доме образуется четыреста желающих. Это все
называется мошенничество, поэтому вполне обоснованно возникает проблема, при
которой граждане просто приходят в свои квартиры, садятся и никого туда не
пускают. С другой стороны, на улице находятся такие же граждане, которые
заплатили за это же жилье. Таким вот образом ситуацию, спровоцированную
мошенниками, за нее расплачиваются люди, которые хотят приобрести жилье. Вот
что имел в виду Крашенинников, когда говорил, что мы должны прописать такого
рода ситуации. У меня, в моей депутатской практике было несколько случаев,
когда мне пришлось обращаться по этому поводу к судебным приставам, в судебные
инстанции, по аналогичным ситуациям, сталкивающимся с мошенничеством, когда
люди покупают квартиру и через некоторое время оказывается, что эта квартира – не
предыдущим, а до этого собственником – продана с нарушением. В результате люди,
имея документы, правильные и оформленные с юридической точки зрения,
оказывается, что по поддельному паспорту продавалась квартира. И вот как в этих
ситуациях быть, выселять человека, не выселять, кто является в данном случае
ответственным за эти мошеннические операции, должен конечно прописать закон.
- Спасибо.