Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

История с бюро кредитных историй – предтеча ипотеки

Представитель думского комитета по бюджету и налогам Сергей Широков (ЕР) считает, что законы по формированию рынка доступного жилья – одни из наиболее важных в законодательном портфеле государственной Думы на осеннюю сессию. В интервью «Московской правде» Сергей Широков рассказал:

- Среди законопроектов, над которыми в Государственной Думе РФ ведется работа в настоящее время, особое внимание уделяется пакету законодательных инициатив, посвященных формированию в России рынка доступного жилья. Это неслучайно, ведь жилищные проблемы уже давно в нашей стране являются одними из наиболее болезненных и для населения, и для государства.

Понятно, что развивать жилищный рынок можно только создав благоприятную для этого законодательную базу, в противном случае все инициативы властей по решению жилищных проблем рискуют остаться не более чем разговорами.

При работе с законопроектами по формированию рынка доступного жилья была предпринята одна из первых серьезных попыток снять или хотя бы снизить существующие на законодательном уровне ограничения, сдерживающие развитие жилищного рынка.

Всего в пакет вошло 27 законопроектов, которые призваны улучшить законодательное регулирование жилищного рынка и жилищных отношений по самым разным направлениям. Это и новые Жилищный и Градостроительный кодексы, и новая система правоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, и почти полтора десятка законопроектов, призванных развивать различные схемы приобретения жилых помещений гражданами, которые не в состоянии заплатить всю требуемую сумму сразу, однако способны ее выплатить в течение нескольких лет.

Хорошо известно, что часть проблем и ограничений, сдерживающих спрос и предложение на жилищном рынке, связана с нормами законодательства о налогах и сборах. Поэтому пакет по формированию рынка доступного жилья включает и налоговую составляющую. Из восьми внесенных весной налоговых законопроектов, только один, касающийся местного налога на недвижимость, решено отложить. Остальные семь законопроектов поддержаны обеими палатами Федерального Собрания РФ и подписаны Президентом РФ.

Эти законопроекты решают, хотя и давно известные, но в то же время достаточно локальные проблемы: создание более благоприятных условий налогообложения участников системы ипотечного кредитования, предоставление частным операторам права начисления амортизации на имущество, полученное в пользование на срок действия инвестиционного соглашения, уточнение правил обложения земельным налогом с целью стимулирования более быстрого завершения строительства.

- Вопрос о бесплатной приватизации решен – точнее о ее прекращении?

- Гражданам, в настоящий момент не приватизировавшим квартиры, будет дано время для принятия окончательного решения по форме собственности жилья. Этот срок предполагается установить не позднее 2 лет с момента введения в действие Жилищного кодекса. Предполагается, что средний класс будет активно использовать ипотечное кредитование, а что касается малоимущих слоев населения, то они будут получать квартиры по социальному найму, не становясь их собственниками. Приватизация не может оставаться бесплатной вечно, в противном случае размывается понятие социального жилья, которое планируют бесплатно предоставлять малоимущим. Кроме того, при использовании процедуры бесплатной приватизации собственниками жилья зачастую становятся люди, которые не в состоянии «нести бремя собственности» и оплачивать расходы, связанные с содержанием жилья и уплатой налогов.

- Сергей Валентинович, когда наконец ипотека в нашей стране заработает?

- Чтобы ипотечное кредитование заработало, необходимы новые законы и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на рынке жилья. Повышение спроса на жилье без адекватного ускорения темпов строительства приводит к стремительному росту цен. Это подтверждается практикой: в тех регионах, где спрос явно превышает предложение, происходит рост цен на рынке жилья. С другой стороны, развитие жилищного строительства невозможно без наличия платежеспособного спроса. Таким образом, для развития ипотеки необходим целый комплекс мер.

В весеннюю сессию Госдумы была сделана попытка решить часть существующих проблем, сдерживавших развитие ипотеки, на законодательном уровне. В частности, отменена нотариальная регистрация договора ипотеки, которая сегодня является обязательной и обходится в 1,5% от стоимости жилья, отменен НДС при реализации жилья и земельных участков, расширены возможности применения имущественных налоговых вычетов для физических лиц. Кроме того, будет задействовано большое количество экономических механизмов, которые позволят повысить доступность ипотеки. Например, создание системы страхования кредитных рисков позволит снизить требования к размеру первоначального взноса, уменьшить ставку по ипотечным кредитам.

Но одних законодательных изменений мало, для увеличения предложения жилья необходимо устранить чрезвычайно высокие бюрократические барьеры доступа к земельным участкам под жилищную застройку, создать условия для развития коммунальной инфраструктуры, а также развивать систему привлечения инвестиций в жилищное строительство.

Эти меры позволят стимулировать предложение и обеспечить спрос на жилье, который по мере роста доходов населения и активизации ипотечного кредитования будет увеличиваться.

- Чтобы снизить риски кредитования той же ипотеки, придумали «бюро кредитных историй». И когда казалось, что все получится, законопроект отложен?

- Потребительское кредитование в России переживает бум, однако кредиторы все чаще сталкиваются с недобросовестными заемщиками. Решить эту проблему может институт кредитных бюро – организаций, которые накапливают информацию о кредитных историях заемщиков и предоставляют ее кредиторам. Естественно, банки заинтересованы в том, чтобы выданные кредиты выплачивались и выдавались вновь, заинтересованы в поддержании постоянного спроса на кредитные средства клиентов с «положительной» кредитной историей. Издержки на обслуживание «плохих» кредитов достаточно высоки. Все эти риски банки закладывают в стоимость кредитов, что, в итоге, негативно влияет на рынок кредитования и сдерживает его развитие. Знание кредитной истории клиента, безусловно, выгодно всем финансовым институтам, выдающим кредиты. Такие бюро, в случае правильной организации и добросовестного исполнения банками своих обязанностей по внесению обновленной информации в базы данных бюро, будет давать банкам такое знание.

- Спасибо.

Hosted by uCoz