11.11.04
Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН
Книга в Москве
Марксизм-Ленинизм
на Ближнем Востоке
Александр
Брасс. Палестинские истоки. ОЛМА-ПРЕСС. Образование. Москва, 2004.
Александр
Брасс. Между Лениным и Арафатом. ОЛМА-ПРЕСС. Образование. Москва, 2004.
11 ноября 2004
года в Париже официально объявлено о смерти Арафата. Еще до этого подведена
черта «эре Арафата» в книгах «Терроризм. История и современность». Становится
более доступной для общественного понимания мысль о том, что терроризм и
антитерроризм – это две стороны одного и того же явления. Например,
палестинская организация ФАТХ возникла как антитеррористическая (направленная
на борьбу с израильским терроризмом), сама использовала террористические методы
против Израиля. Потому что мир или хотя бы политический компромисс между
Палестиной и Израилем не выгоден никому. Во всяком случае, это вытекает из
событий, описанных в одной из двух книг Брасса.
Вероятно
поэтому наш вопрос на пресс-конференции Евгения Примакова – что мешает
Палестине стать самостоятельным государством? – вызвал ответ, который в
контексте нашей рецензии не понятен. Это все равно, что пытаться ответить на
вопрос теста: что лучше – вечно подозревать или вечно обманываться. И то и
другое плохо. Но, как известно, из двух зол выбирают третье…
Актуальность
книги Александра Брасса возросла сегодня чрезвычайно не только в связи с
началом «истории post-arafatum»,
но и самим развитием мирового террора. На страницах книги читатель найдет
неизвестную ранее информацию о лидере ООП, связанную с его биографией и
ситуацией прихода к власти. Небезынтересно будет узнать, например, что Ясир
Арафат окончил строительный институт и даже значительное время посвятил работе
по этой специальности.
По информации
Брасса, Арафат начал свою политическую деятельность еще в студенческой среде.
Ему были присущи все характерные черты лидера, как сказали бы сегодня,
харизматичность его личности были очевидна. Не случайно его сравнивали с
Лениным. Савик Шустер, кстати, назвал свой фильм о Ясире Арафате «Между Марксом
и Мухаммедом». Но еще раньше одну из двух своих книг о современной истории
Палестины Брасс назвал «Между Лениным и Арафатом».
Важный для
читателя факт состоит в том, что автор книг Брасс – боец одного из наиболее
элитарных спецподразделений мира, эксперт в области международного терроризма,
он впервые рассказывает о многих скрытых подробностях таких нашумевших
террористических актов, как убийство израильских спортсменов на Мюнхенской
олимпиаде и других, причем с приведением планов и многочисленных деталей.
В Израиле,
кстати, есть авторы, считающие Арафата «человеком КГБ». Арафат, и человек и его
имя – искусственная фигура на арене истории, но во-первых он создал себя сам, и
во-вторых оказался настолько необходим, что привлек немалые денежные потоки и
активных людей, про которые депутат Алексей Митрофанов говорил «мировая
террористическая тусовка». В-третьих, в некотором кособоком, но верном смысле
его Нобелевская премия мира – единственно оправданная, ибо замирить людей иначе
нельзя, попытки были и не зря автор новой книги сопоставляет Арафата с Лениным.
Дело не в
Арафате, а в том сочетании агрессивности и ханжества в природе человека, что
заставляет военное ведомство называться министерством обороны, комитет
зомбирования населения – министерством правды, а структуру, ведающую переменами
в обществе – госбезопасностью.
Можно сказать,
Арафат умер вовремя, с трудом дотянув до расцвета эпохи террора. Из
относительно благополучного времени прошлых десятилетий деятельность и роль
Арафата с трудом понималась, как и все происходящее в Палестине, и повисали в
воздухе наши вопросы о возможности использования израильского опыта или о
преемнике Арафата.
Вокруг него,
казалось, было много преемников, молодых и талантливых, которые в большинстве
хотели лишь одного – получить израильские паспорта и забыть о терроризме как о
страшном сне. Во всяком случает, так говорил директор Института изучения
Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Впрочем, новая
книга Брасса условно про Арафата, скорее, это фокус современной Истории. Ведь
это только кажется, что террор везде одинаковый, но сравнение рваных и путаных
сведений о терактах и действиях спецназа в разное время в разных странах
понятно, что израильский опыт не применим для практической борьбы с террором,
но он бесценен для его понимания и свидетельствует, сколь разные цели
организаторов и участников трагических событий.
С другой
стороны, прочитав творчество Брасса, невольно задаешься вопросом: зачем столько
людей зачитываются выдуманными детективами, если сама жизнь такая?