13.12-28.10.04 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Алло, мы ищем таланты?..

Елена Трегубова. Прощание кремлевского диггера. М.: 2004. Изд. «Ад Маргинем». 207 с. Тир. 50 тыс.

Читая Елену Трегубову, можно подумать, что происходившее случилось именно для того, чтобы такая вот «красивая и замечательная» это описала. И как-то забывается за БКД, что современная отечественная журналистика достигла высот своей эволюции, она обходится без событий, неимоверно насыщая газетные полосы и информационные ленты 1 января, когда «события» мог создавать только дедушка Ельцин.

Второй важный признак развитости информационного поля – инверсия: описанные дуриком в книжках явления попадают сначала в кино или журналы, чтобы в конце концов взорваться пометкой «Молния!» на информационных лентах.

В жизни реализовалось кажется все, что мы читали в детстве и юности, от коммунитаризма власти и оппозиции в «Колыбели для кошки» до приключений Незнайки на Луне под присмотром «большого бредлама» - тамошнего коротышкиного олигархата.

Трегубова выискала нечто новое на информационном поле, обильно унавоженном разлагающимися останками былых амбиций.

В известной классификации ее книги относятся к числу не почитаемых, но взахлеб читаемых. Автора принято называть «этой дурой» и ругать ее творение в том же ключе, которое обозначила сама Трегубова, воспроизведя спор с издателем-леваком. Очень поучительно: если тебя активно поносят, иногда полезно посмотреть на это со стороны, не доказывать умное и не убегать в слезах, а дослушать до конца. В таком случае конец может оказаться неожиданным: рукопись публикуется, а книга читается.

Таким образом Трегубова попадает в ту же галерею, где Марья Арбатова и Дарья Асламова, но не Дарья Донцова или Александра Маринина.

Творения Трегубовой становятся проверкой читателя типа градусника с клизмой в одном приборе для констатации диагноза человеку и обществу.

Диагнозов по нашим наблюдениям два – либо фрустрация с ее вреднющей сестрицей завистью, либо вечная наша болезнь ужаса перед зеркалом, которое проще разбить, ибо смотреть в упор на свое отражение невыносимо.

Но ведь и правда смешно – кремлевский Олимп по-трегубовски похож на тусовку в Солнечном городе Носова, друзья Незнайки весело смеются над его рисунками, пока не дойдут до своего изображения…

Кремлевская политика прошла некий этап эволюции выше компании коротышек, двух мнений достаточно, чтоб даже зауважать нашу политтусовку, если правда, что сказали о первой книге Трегубовой Лесин и Касьянов. И это автор привела во второй книге.

Дело в том, что все вокруг диктатора намного хуже. В обычной школе борьба в иерархии страшнее кремлевских дебрей. К тому же факт остается фактом: мне ни разу не отказали в аккредитации в Кремле, но не пустила лучшая подруга Трегубовой Елена Дикун в розовый особняк СПС на презентацию верноподданичества Немцова в связи с трагедией на Дубровке. Как оказалось, «Московская правда» об СПС неправильно пишет…

Конечно, редактору нашей газеты требуется немалое мужество, чтобы публиковать иные из моих заметок. Что касается милейшей Лены Дикун, то она видимо теперь там же, где и очаровательная Лена Трегубова – на уровне значка «корзина» в рабочем столе российской действительности: СПС номинально сохранилась, но отвыкнуть от зарплаты пять тысяч баксов в месяц невозможно. И трещиноватым каменным атлантам в жанре олигарха Березовского нужен в поддержку Путина уже совсем иной стиль декоративных усилий борьбы с диктаторским режимом – кто-то один нужен, чтоб из отвязанной оппозиции кукарекал про президента гадости, и этого одного достаточно, чтоб подпирать ему рейтинг, отводя из души гной недовольства.

Короче, выборы прошли, и свято место Трегубовой в гнилом дупле ядовито-зеленеющего древа отечественной журналистики аккурат напротив кремлевских звезд занял Андрей Колесников. Точнее, один из них, потому что журналистов под таким именем и фамилией несколько, а Путин видел только одного. Талантов у нас в России много, но ищем мы их неизменно в одном месте. Имеется в виду под фонарем. И большинство из нас шарахаются в тень, лишь бы не рисковать.

Тем более, что светило у нас опять только одно и уже не столько греет, сколько поджигает. Но и журналистика все еще жива, скорее даже процветает, хотя кажется совсем еще недавно герой нового мифотворчества Владимир Путин обходил журналистов стороной, а когда столкновение с прессой было неизбежно, отвечал на несанкционированные вопросы типа про жизнь Бабицкого.

Между тем, жизнь продолжает над человечеством свой веселый эксперимент, выживут не все и в конце концов творения Трегубовой останутся закладкой на ключевой странице нашей истории. Журналист может быть каким угодно, но не бывает непубликуемых журналистов. Подозрительность, наблюдательность и невзыскательность к источникам становятся полезны, если взялся ради славы вести репортаж из нашего политического серпентария. И не надо жаловаться, что тебя конкретно из кремлевского пула выпулили, лучше объясни честно, за что туда вначале взяли.

Чтоб наблюдать и описывать жизнь, надо иногда вставать до рассвета. В настоящем журналисте всегда воюют друг с другом небрежный лентяй и трудолюбивый мазохист, а этого сочетания у «кремлевского диггера» не отнимешь.

А вообще-то Елена Трегубова – талантливая женщина. И если она действительно пишет еще одну книгу, третью, значит, и мы живем, если есть что описывать. Хотя читать не обязательно - все равно кто-то перескажет, застревает в извилинах, как "Ночной дозор".

Hosted by uCoz