14.12.04 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Они никогда не состарятся

«…Потерявши, плачем»

О том, что грозит каждому

Анатолий Алексин, Татьяна Алексина. Террор на пороге. М., Олма-Пресс, 2004. 288 с.: илл. – (Досье).

Творчество Анатолия Алексина – это целая эпоха юношеской литературы шестидесятых-семидесятых годов: «Звоните и приезжайте», «Мой брат грает на кларнете». Публикации в «Юности», предназначенные целевым образом «юноше, обдувающему житье», совпали с очередной юностью страны, они могут быть интересны и сейчас. Как впрочем и других авторов популярного в советском прошлом журнала, выстреливших после нашей перестройки из Израиля современной русской прозой. Например, Дины Рубинной.

Книга Алексина и его жены опубликована в актуальной серии «Досье», она посвящена самой больной теме современного общества – терроризму. Причем всем без исключения его формам - как на уровне политики государства, так и на бытовом, семейном уровне, а иногда и на уровне морально-психологическом. Предисловие так и названо – «О том, что грозит каждому».

Книга состоит из двух самостоятельных частей. В первой части «Нож в спину» собраны рассказы Анатолия Алексина, где он, так или иначе, затрагивает проблемы терроризма. Как признанный мастер художественной прозы, он делает это очень тонко и по-писательски технологично, подводя своих героев к черте гибели от рук террористов на той высокой ноте, с которой, казалось бы, жизнь только начинается.

В рассказе «Лимузин тронулся» автор повествует о молодом выдающемся скрипаче, который на заре своей музыкальной карьеры гибнет в одной из башен нью-йоркского торгового центра 11 сентября 2001 года… В рассказе «Автоответчик» пятнадцатилетние девочки гибнут на дискотеке в Израиле 1 июня 2001 года. Каждый рассказ заканчивается трагедией, и читатель, обязанный с душевным надрывом крикнуть «Доколе?..», почему-то молчит, в лучшем случае тихо плачет от безысходности: каждого может постигнуть участь сия… Но, мне кажется, есть и иной подтекст в этих произведениях, который неявно намекает, что гибнущий готов погибнуть, во всяком случае, он этой гибели не исключает. И вот тут оказываются рядом террористы, бандиты, воры, бродячие собаки, подлые мужья-изменники и зарвавшиеся бездельницы-жены, которые, как ни старайся, никогда не будут никем и ничем довольны, тем более, собственными мужьями.

Терроризм внутри нас – вот тот горький вывод, который напрашивается после прочтения рассказов Анатолия Алексина. Что делать с этим – решать читателю, то есть каждому для себя. Предлагается выбор: жизнеутверждающий покой и позитивные ценности, либо деструктивная тревожность и негативизм? Очевидно, что однозначность этого выбора – кажущаяся.

Во второй части книги «Строки прощаний… Семьи и судьбы» опубликованы воспоминания жены писателя Татьяны Алексиной о своем детстве и истории своей семьи, соединившей две линии: семьи евреев Фейнбергов, приехавших из Германии, и русской семьи Елчаниновых. История семьи – как история бесконечных потерь во времена революций и сталинских репрессий… В который раз уже – и тем не менее новые и новые свидетельства изуверской работы жерновов сталинской мельницы, перемоловших в прах миллионы людей России. Воспоминания Татьяны Алексиной поражают не надрывом и болью, а тем достойным документализмом повествования, который действует безотказно даже в такой теме еще со времен Евгении Гинзбург. Кровь стынет в жилах от прочтения так называемых «документов» - справок, протоколов и т.п., которыми власть пыталась прикрыть позорище уничтожения собственного народа. В семье Алексиной сгноили всех без разбора, и евреев и русских.

Помимо глубокого и впечатляющего текста, в книге есть фотографии – свидетельства эпохи. По подписям и датам от нас они не так уж и далеки. А по сути – близки и понятны, как и все то, что написано в этой необычной и столь нужной сегодня книге. Тем более, что творчество Алексиных как-то заметно отличается от того, что пишут о терроре, тоже по-русски, российские авторы. Каждый акт террора оставляет массу вопросов к избранной нами власти, сборник «Террор на пороге» эти вопросы не закрывает.

Все описанные автором случаи трагической гибели людей оборачиваются для их близких еще одной стороной, хорошо известной – близких надо беречь при жизни. В рассказе «Гриша, вернись!» приводится цитата из «бабушкиных мудростей»: неужто должно случиться несчастье, чтобы мы поняли и оценили друг друга?

Hosted by uCoz