02.01.05 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Новый Раскольников, или Учебник по рекламе

Смерть креатора

ЛОГОС на сырых стенах нашей пещеры уступил место ЛОГОТИПУ

Фредерик Бегбедер. 99 франков: Роман / Пер. с франц. И.Волевич. – М.: Иностранка, 2004. -395 с. Тир. 5 тыс. экз.

Бывший рекламщик Фредерик Бегбедер на своей родине не считается классиком рекламы, как например Жак Сегела, теориями которого мучают студентов. Не знаем как во Франции, но в России Бегбедер известен больше своего соотечественника, которого походя приложил в своей книге, одной из трех, переведенных на русский. Книга – лучший учебник по рекламе, там есть много поучительного даже для пенсионеров, и бедных и богатых. Шокирующий автор едва ли не оправдывает убийство богатой старухи. Роман выстроен по до сих пор модному типу камеры-обскуры Джона Дос-Пасоса, он голографичен. Автор проявляет обширные познания. Текст обильно усыпан именами и профессиональным сленгом, напоминая местами reality-show из жизни рекламного бизнеса. Получилось творческое развитие идеи Стругацких про хищные вещи века. Только реальность оказалась несоразмеримой с самыми смелыми прогнозами.

Современному миру альтернативы нет?

Человек, который смотрит на телеэкран, или участвует в интерактивных опросах, или звонит по сотовому, или играет на своей «PlayStation», - не живет. Его здесь нет, он ушел в иной мир. Не умер, но и не жив.

Абонент временно недоступен.

Люди, критикующие индустрию развлечений, имеют дома телевизоры. Люди, осуждающие общество потребления, имеют карточки «Visa». Ситуация необратима. Она не меняется со времен Паскаля: человек продолжает спасаться от страха смерти в развлечениях. Просто оно, развлечение, стало таким всемогущим, что заменило самого Бога.

Искусственный отбор маркетинга: прежде продавали до шестидесяти сортов яблок, осталось три – голден, зеленые и красные. Прежде кур выращивали три месяца, ныне яйцо и курицу на полке супермаркета разделяют всего 42 жутких дня: 25 птиц на квадратный метр, откорм антибиотиками и транквилизаторами. В кока-колу (10 миллиардов франков на рекламу в 1997 году) больше не кладут кокаин, зато подмешивают фосфорную и лимонную кислоты, чтобы создать иллюзию утоления жажды и привыкание к напитку. Коров откармливают бродильным силосом до цирроза, и тоже напихивают антибиотиками, порождающими новых резистентных бактерий, не говоря о костной муке, вызывающей коровье бешенство. Рыбу кормят такой же вредной рыбной мукой и опять же антибиотиками. Зимой трансгенная клубника не замерзает благодаря гену от рыбы из северных морей.

Все больше тридцатилетних заболевают раком почек, матки, груди… Болеют даже малые дети: в городах возросло количество лейкемий, опухолей мозга и эпидемий бронхиальных заболеваний… Профессор Люк Монтанье появление СПИДа объясняет не только открытым им вирусом, но и факторами современной цивилизации: загрязнение окружающей среды и питание, которые ослабляют иммунитет. С каждым годом уменьшается количество спермы; под угрозой существование человечества. И эта цивилизация зиждется на ложных желаниях, которые ты возбуждаешь и подогреваешь.

«Ты» - автор книги-исповеди креатора имеет в виду себя.

Там, где он работает, циркулирует много информации. Случайно узнаешь, что существуют сверхпрочные стиральные машины, которые не хочет выпускать ни один производитель. Какой-то тип изобрел нервущуюся нить для чулок, но фирма колготок откупила у него патент и похерила его. Патент на «вечные» шины тоже спрятан при том, что на дорогах гибнут тысячи людей. Нефтяное лобби делает все, дабы затормозить распространение электромобилей, и загрязнение атмосферы углекислым газом влечет парниковый эффект, а из-за него – ураганы, таяние арктических льдов, повышение уровня моря.

Рынок зиждется на сбыте, а ты должен убедить потребителя выбрать самое недолговечное. Это называется программированием морального износа.

Может, откажись ты от своей работы, реклама не уродовала бы мир, а люди просто гуляли бы по улицам и разговаривали друг с другом.

…Обольщение – это наше все!

Лучше не скажешь, в книжке французского автора полно тех же проблем, что мучают нас. Вытеснение национального из жизни и человеческого из души кажется неизбежным. С этим рынком мы обрели ту свободу, которая наследует «Триумф воли» Лени Рифеншталь. Франция заблудилась между американской глобализацией и стыдом коллаборационизма. Нас этим не удивишь, мы еще Сталина не забыли и уже опять готовы создать его вновь, а по сути тоталитарная пропаганда ничем не отличается от монструозной химеры – public relation и promotion товаров или услуг.

Ничем, кроме самого главного – в работе рекламиста от политтехнолога: реклама навязывает заданный товар, а пропаганде все равно, она нащупывает блуждающую чувствительную точку массового сознания. И кем-то обретается безграничная власть над людьми, готовыми ради упоительного чувства перемен подставлять свои эрогенные зоны под влияние насильника. Какая разница, евреев или чеченцев, причина – бизнес, и народ одобряет.

В конце концов, великий Сталин дал народу два исторических подарка: то, что люди подсознательно хотели, также возможность делегировать одному человеку всю вину и ответственность за то, что произошло. Мы же не хотим, чтобы нашу волю диктовал Бил Гейц. Но нет способа набрать текст, не используя идейную химеру Intel и Microsoft.

Файл этой рецензии занимает на диске впятеро больше числа знаков в ней, чтобы вынудить покупать больше hard. От него не отстает soft – на рынок под сильную рекламу выбрасываются непроверенные и несовместимые программы, чтобы через два-три месяца мучений я поставил на РС новые оболочку и текстовый редактор.

Все описанное автором - святая правда. Бегбедер хорошо знает, что рекламирует. И работа журналиста в мире опасных связей с общественностью ничем не отличается от псевдопатриотичного сочинения пионерки-отличницы. Все мы пишем одну нескочаемо-виртуальную «Малую землю», которую припишут немощному тирану.

Началось это не вчера и не во Франции, сейчас глупо бояться рыбьего гена в помидоре просто потому, что все человеческое искусственно. Пшеница не существует в природе, это продукт древней генетической инженерии. Такова же судьба дрожжей для выпекания хлеба насущного, также собаки, кукурузы, сливы, пчелы, курицы, карпа…

Эволюция компьютеров и телевизоров, как и до того наших мозгов, повторяет судьбу наших хромосом. Люди - искусственные цветы, поза и новизна подавила в нас смысл и естественность.

Тема, поднятая Бегбедером, раскрыта блестяще. Забываешь об авторе и это типично для произведения автора талантливого. Работа переводчика в лучших традициях русского перевода, порождающего новое авторство. «99 франков» раскрывает мир рекламы, а значит – мир вообще, - исчерпывающе.

Есть, правда, еще такой «учебник по рекламе», как «Generation П». Но признать силу Пелевина позволено только Бегбедеру, ибо нет пророка в нашем Отечестве.

Кажется, во Франции те же проблемы с тех времен, когда Моисей с помощью грамотного PR провел нас через море и до сих пор водит по виртуальной пустыне, исполненной миражами.

Итак, «Встретимся после рекламной паузы!..

Молодой человек заходит в прачечную-автомат и останавливается перед огромной машиной. Бросает в щель монеты, вынимает из кармана пакетик «Ариэля», отсыпает себе в руку и вдыхает его носом. Гордо трясет головой, словно порошок придал ему сил. Открывает дверцу машины, залезает в одежде в барабан. Машина приходит в движение, человека крутит и швыряет, обдает горячей водой.

Внезапно машина останавливается. Человек видит изнутри, как в прачечную входит соблазнительная женщина в мини-юбочке, приближается к машине, видит в ней молодого человека и, открыв дверцу, улыбается ему. Тот выплевывает струю мыльной воды. Женщина замечает стоящую на полу коробку «Ариэля», снова улыбается, приподнимает юбочку, снимает трусики и бросает их в барабан к молодому человеку, захлопывает дверцу и включает на достирывание. Молодой человек умирает, захлебываясь и пуская пузыри.

Товарный знак и packshot «Ариэля». Титр: «Ариэль ультра». Ультрачистота, даже в машине».

 

То же подробнее

02.01.05 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Новый Раскольников, или Учебник по рекламе

Смерть креатора

ЛОГОС на сырых стенах нашей пещеры уступил место ЛОГОТИПУ

Фредерик Бегбедер. 99 франков: Роман / Пер. с франц. И.Волевич. – М.: Иностранка, 2004. -395 с. Тир. 5 тыс. экз.

Бывший рекламщик Фредерик Бегбедер на своей родине не считается классиком рекламы, как например Жак Сегела, теориями которого мучают студентов. Не знаем как во Франции, но в России Бегбедер известен больше своего соотечественника, которого походя приложил в своей книге, одной из трех, переведенных на русский. Книга – лучший учебник по рекламе, там есть много поучительного да же для пенсионеров, и бедных и богатых. Шокирующий автор едва ли не оправдывает убийство богатой старухи. Роман выстроен по до сих пор модному типу камеры-обскуры Джона Дос-Пасоса, он голографичен. Автор проявляет обширные познания. Текст обильно усыпан именами и профессиональным сленгом, напоминая местами reality-show из жизни рекламного бизнеса. Получилось творческое развитие идеи Стругацких про хищные вещи века. Только реальность оказалась несоразмеримой с самыми смелыми прогнозами.

Современному миру альтернативы нет?

Человек, который смотрит на телеэкран, или участвует в интерактивных опросах, или звонит по сотовому, или играет на своей «PlayStation», - не живет. Его здесь нет, он ушел в иной мир. Он вроде бы и не умер, но и не жив.

Абонент всегда «временно недоступен».

Люди, критикующие индустрию развлечений, имеют дома телевизоры. Люди, осуждающие общество потреблении, имеют карточки «Visa». Ситуация необратима. Она не меняется со времен Паскаля: человек продолжает спасаться от страха смерти в развлечениях. Просто оно, развлечение, стало таким всемогущим, что заменило самого Бога.

Искусственный отбор Его Величества Маркетинга: прежде у нас продавали до шестидесяти сортов яблок, теперь осталось только три – золотые (голден), зеленые и красные. Прежде кур выращивали три месяца, ныне яйцо и курицу на полке супермаркета разделяют всего 42 дня – и каких жутких 42 дня! 25 птиц на один квадратный метр, откорм антибиотиками и анксиолитиками (транквилизаторами). В кока-колу (10 миллиардов франков на рекламу в 1997 году) больше не кладут кокаин, зато подмешивают фосфорную и лимонную кислоты, чтобы создать иллюзию утоления жажды и привыкание к этому напитку. Молочных коров откармливают специальным бродильным силосом, от которого у них развивается цирроз, и тоже напихивают антибиотиками, порождающими новые виды резистентных бактерий, что сохраняются и в говядине; я уж не говорю о костной муке, вызывающей коровье бешенство, - об этом достаточно много пишут в газетах. Разводимую в искусственных водоемах рыбу кормят рыбной мукой (такой же вредной для них, как костная мука для скота) и опять же антибиотиками… Зимой трансгенная клубника даже не замерзает благодаря гену, заимствованному от рыбы из северных морей. Генетики – большие умельцы! – скрещивают кур с картофелем, скорпионов с хлопком, морских свинок с табаком, табак с латуком, а человека с помидором.

Все больше тридцатилетних заболевают раком почек, матки, груди, прямой кишки, яичек, и врачи не знают причины этой напасти. Болеют даже малые дети: в больших городах резко возросло количество лейкемий, опухолей мозга и эпидемий бронхиальных заболеваний… Как считает профессор Люк Монтанье, появление СПИДа объясняется не только передачей вируса (который он сам и открыл), но еще и дополнительными факторами, «связанными с современной цивилизацией», а именно: с загрязнением окружающей среды и питанием, которые, по его словам, ослабляют иммунитет и сопротивляемость организма. С каждым годом уменьшается количество спермы; под угрозой само существование рода человеческого.

И эта цивилизация зиждется на ложных желаниях, которые ты возбуждаешь и подогреваешь. Она обречена на гибель.

«Ты» - автор книги-исповеди креатора имеет в виду себя.

Там, где он работает, циркулирует много разной информации; так, например, случайно узнаешь, что существуют сверхпрочные стиральные машины, которые, однако, не хочет выпускать ни один производитель; что какой-то тип изобрел нервущуюся нить для чулок, но крупная фирма колготок откупила у него патент и похерила его; что патент на «вечные» шины тоже спрятан в долгий ящик, и это при том, что ежегодно на дорогах гибнут тысячи людей; что нефтяное лобби делает все от него зависящее, дабы затормозить распространение электромобилей (ценой загрязнения атмосферы углекислым газом, влекущего за собой нагревание планеты – так называемый парниковый эффект, который, скорее всего, и вызовет в ближайшие пятьдесят лет многочисленные природные катаклизмы и прочие беды – ураганы, таяния арктических льдов, повышение уровня моря…

Царство рынка зиждется на сбыте товаров, а твое ремесло состоит в том, чтобы убедить потребителя выбрать из этих товаров самый недолговечный. Промышленники называют это «программированием морального износа».

Может, откажись ты от своей работы, вездесущая реклама, от которой уже тошнит, не уродовала бы мир, а люди просто гуляли бы по улицам и разговаривали друг с другом.

…Обольщение – это наше все!

Лучше не скажешь, в книжке французского автора полно тех же проблем, что мучают нас. Вытеснение национального из жизни и человеческого из души кажется неизбежным. С этим рынком мы обрели ту свободу, которая непостижимым образом выводится из «Триумфа воли» Лени Рифеншталь. Франция заблудилась между американской глобализацией и проблемами коллаборационизма. Нас этим не удивишь, мы еще Сталина не забыли и уже опять готовы создать его вновь, а по сути тоталитарная пропаганда ничем не отличается от монструозной химеры – public relation и promotion товаров или услуг.

Ничем, кроме самого главного – в работе рекламиста от политтехнолога: реклама задана товаром или услугой, который удобно кому-то производить и выбрасывать на рынок, а пропаганда нащупывает блуждающую чувствительную точку массового сознания. Так кем-то обретается безграничная власть над всеми прочими людьми, готовыми ради упоительного чувства перемен подставлять свои эрогенные зоны под влияние насильника. Какая разница, евреев убивают или чеченцев, причина – бизнес, и народ одобряет.

В конце концов, великий Сталин дал народу два исторических подарка: то, что люди подсознательно хотели, также возможность делегировать одному человеку всю вину и ответственность за то, что и без него бы произошло. Мы же не хотим, чтобы нашу волю диктовал миру Бил Гейц. Но у меня нет другого способа набрать эту рецензию, не используя монструозный продукт воплощения идей Intel и Microsoft.

Файл этой рецензии со всеми цитатами и рекламной паузой в конце содержит 8880 знаков, но на диске он занимает почти впятеро больше – 38 килобайт. Это нужно, чтобы вынудить покупать больше hard. От него не отстает soft – на рынок выбрасываются непроверенные и несовместимые программы, хорошо разрекламированные, чтобы через два-три месяца мучений я купил новые оболочку и текстовый редактор…

И так далее, все что описал автор, - святая правда. Бегбедер хорошо знает, что рекламирует. И работа журналиста в мире опасных связей с общественностью ничем не отличается от псевдопатриотичного сочинения пионерки-отличницы. Все мы пишем одну нескочаемо-виртуальную «Малую землю», которую припишут немощному тирану.

Только началось это не вчера и не во Франции, сейчас глупо бояться рыбьего гена в помидоре просто потому, что все «человеческое» насквозь искусственно. Хлеб наш насущный – пшеница – никогда не существовала в дикой природе, это продукт гениальной генетической инженерии древности. Такова же судьба дрожжей для выпекания хлеба, также собаки, кукурузы, сливы, пчелы, курицы, карпа…

Эволюция компьютеров и телевизоров, как и до того – самих наших мозгов – в точности повторяет судьбу наших хромосом. Все мы люди искусственные цветы, поза и новизна подавила в нас смысл и естественность.

Тема, поднятая Бегбедером, раскрыта столь блестяще, что как-то забываешь об авторе и это типичная судьба произведения в его тиражировании и восприятии, если автор талантливый. Следует отметить и работу переводчика в лучших традициях русского перевода, порождающего новое авторство. «99 франков» раскрывает мир рекламы, а значит – описывает мир вообще, - исчерпывающе.

Есть, правда, еще такой «учебник по рекламе», как «Generation П». Но признать силу Пелевина позволено только Бегбедеру, ибо нет пророка в нашем Отечестве.

Кажется, во Франции те же проблемы с тех времен, когда Моисей с помощью грамотного PR провел нас через море и до сих пор водит по виртуальной пустыне, исполненной миражами.

Итак, «Встретимся после рекламной паузы!..

Молодой человек заходит в прачечную-автомат и останавливается перед огромной – два метра в высоту – стиральной машиной. Он бросает в щель несколько монет, вынимает из кармана пакетик стирального порошка «Ариэль», отсыпает себе в руку и вдыхает его носом. Потом гордо трясет головой, словно порошок «Ариэль» придал ему новых сил. Затем он открывает дверцу машины, залезает прямо в одежде внутрь, в барабан, и садится, поджав ноги. Едва он закрывает дверцу, как машина приходит в движение. Молодого человека крутит и швыряет во все стороны, обдает горячей водой. Камера вращается вместе с барабаном, чтобы показать скорость оборотов машины.

Внезапно машина останавливается. Человек видит изнутри, как в прачечную входит молодая женщина весьма соблазнительной наружности, в мини-юбочке. Женщина приближается к гигантской машине, видит в ней молодого человека и, открыв дверцу, улыбается ему. Тот выплевывает струю мыльной воды. Женщина замечает стоящую на полу коробку «Ариэля», снова улыбается, приподнимает юбочку, снимает трусики и бросает их в барабан, к молодому человеку, после чего захлопывает дверцу и включает машину на достирывание. Молодой человек умирает, захлебываясь в воде и пуская мыльные пузыри.

Товарный знак и packshot «Ариэля». Титр: «Ариэль ультра». Ультрачистота, даже в машине».

Пелевин, за ним Бегбедер открыли дверцу в потусторонний мир рекламы – этакий остров удовольствий из «Незнайки на Луне». Тема рекламы не была ими закрытой, видимо нужен третий автор, который напишет о преемственности рекламы от тоталитарной пропаганды. Тут уже нужно масштабное полотно типа «Этого блистательного нового мира» или «1984», составленное из новых реалий, обманувших классиков прошлом. Ныне живущему населению не надо доказывать происхождение Била Гейца от Иосифа Сталина – одним это очевидно и они легко обходят проблему на уровне личной задачи, другим по барабану, лишь бы что-то висело над собственной личной свободой, чтоб не оставаться наедине с самым противным, страшным, неприятным и скучным человеком – самим собой.

Разница принципов пропаганды и рекламы сохраняется в форме национальной ментальности, к которой приспособлен на подход в PR: навязывать не то, что кто-то уже произвел, а производить и продвигать то, что вызовет ответную реакцию населения. Наша власть нас боится в отличие от ситуации на родине идеи PR, нам надо дать чувство перемен, иначе мы взорвемся. В новом тысячелетии к решению задачи привлечена в том числе и обрушенная на нас реклама в квазизападном варианте.

 

Hosted by uCoz